1 | Тип урока: | Открытие новых знаний (ОНЗ) |
2 | Класс: | 1 |
3 | Тема: | «Звуки [г] и [г’], буква Г г» |
4 | Образовательная программа, автор: | УМК “Школа России, Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | Обучение грамоте |
6 | Цели урока: | Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения понятий о звуках [г],[г'], букве Г,г. Деятельностная цель: способствовать формированию умения выполнять звуко-буквенный анализ. |
7 | Планируемые результаты: | Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Предметные: первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. Метапредметные: активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач; |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: | Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный Частные методы и приемы: языковой разбор |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: | системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | оценка учителя, самоооценка |
11 | Средства | Учебник, презентация. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | -Здравствуйте - Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". Проверьте, все ли готово к уроку. -Мы пришли сюда… Не лениться, а … Тот только тот, кто много… В жизни что-то… Согласны ли вы с этими словами? Почему? | - Здравствуйте! | Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | 1. Речевая разминка Га –га-га – кошка просит творога. Ги-ги-ги – купили Мише сапоги. Гу-гу-гу- по дорожке я бегу. Га-га-га - вышли гуси на луга. Угу г уг - много пчелок на лугу. 2. Актуализация знаний Продолжим путешествие по стране АБВГДейка. По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия. Скажите, особенности «открытия». -Какие буквы мы уже знаем? - Назовите. - Какие звуки обозначают эти буквы? - Какими бывают гласные звуки? - Что такое ударение? - Каким цветом обозначают гласные на схеме? -Гласные А, О, У, Ы обозначают …. Гласные И, Е обозначают … - Какими бывают согласные? - Каким цветом обозначают согласные на схеме? | -Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ. -ы, а, о, и, э, у, м, с -гласные и согласные -ударными и безударными -красным -твердость согласного звука -мягкость предшествующего согласного звука -твердыми и мягкими; звонкими и глухими -синим и зеленым | Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. | |
3. Пробное действие - Найдите лишнюю букву, подумайте, как она называется и какие звуки обозначает. Сможете ли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «гэ». АОУ Г ЫИЭ (ИЛИ: заселите данные буквы в домики -ы, а, о, и, э, у, м, с, г) | - Буква «гэ» - Т.к. все буквы обозначают гласные звуки, а буква «гэ» -согласный звук. Нет. Два домика: красный и сине-зеленый. | |
3 | Этап выявления места и причины затруднения | - Какие затруднения у вас появились? - В чем вы испытали затруднение? | - Не знаем правильного названия буквы, не знаем, какие звуки она обозначает. | | |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднений | - Какова цель нашего урока? Какова тема нашего урока? - Построим план наших действий. (Как будем действовать). -Вы уже познакомились с буквами гласных звуков. Вспомните, как вы действовали, на этих уроках. - С чем вы знакомились вначале? - И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи. -Что следовало за этим? - И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает. - А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой. | Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой - со звуками
Проговорить слово | Регулятивные УУД: формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели. | |
5 | Этап реализации построенного проекта Слого-звуковой анализ слов Знакомство с буквой Г | В дороге нас будут сопровождать два сказочных героя. Каких – вы сейчас отгадаете. 1. Норовит щипнуть за ноги, Я гоню его с дороги: "Прочь! Тебя я не боюсь!" ... - Правильно, гусь! Ребята, произнесите это слово четко по слогам. А какой первый звук в этом слоге? Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку. - Этот звук гласный или согласный? Почему? Какая преграда возникает при произношении [н]? - Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного? - Твердый или мягкий? - Как обозначим на схеме? 2. – Долго к Снежной Королеве шла. Вы узнали её? Верно? Кая — мальчика - спасла Смелая девчонка … Отгадайте?................... - Четко произнесем слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой звук вы слышите в начале слова «Герда»? Дайте характеристику звуку. - Какой это звук — гласный или согласный? Докажите, что он согласный -Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного? - Твёрдый или мягкий? - Как обозначим [г’] на схеме? | - Гусь - 1 слог. Первый звук [г]- согласный звук, не поётся, встречает преграду (в ротовой полости преграду встречает выходящая струя воздуха, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки) -Согласный -Звонкий -Твёрдый Твердый согласный звук обозначим на схеме синим цветом. -Герда -2 - [н']. Этот звук согласный, звонкий и мягкий. Его обозначают зеленым цветом. | Познавательные УУД Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки (квадратики) разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. | |
| 3. Работа со звуками [г] и [г’] 1) Придумать слова со [г] в начале, середине. 2) Придумать слова со [г’] в начале, середине. 3) Найти на картинке слова со звуками [г] и [г’] | 2.Голос, гусь, огромный, бумага, нога 3.Гитара, герой, гипс 4.Круги, рога, гиря | |
| 4. - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются? - Кто сможет показать? Откроем учебник «Азбука» на с. 119. -Почему в азбуке напечатаны две буквы Г, г - А на что ещё похожа буква Г? Почему художник изобразил букву Г в виде грибов? Какие звуки обозначает буква г? - Какие рисунки изобразил художник в рубрике «Читаем сами» -– Проговариваем слово грибы целиком дважды. – Делим на слоги, скандируем гри-бы -Произнесите первый звук в слове «грибы». – Дайте характеристику звуку [г] – Объясните, почему звук [г] произносится твердо? – При произнесении звука [г] губы принимают положение следующего звука. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя идет через рот. Голосовые складки смыкаются, вибрируют. -Какой следующий слог? -– Дайте характеристику звуку [г’] Что изображено ниже? – Прочитайте слово «круги» по слогам. – Произнесите первый звук во втором слоге слова «круги». – Дайте характеристику звуку [г’]. – Объясните, почему звук [г’] произносится мягко? – Схема. 5. Чтение слогов (на слайде) | Эти звуки обозначают буквами Г и г. -Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках. -Буква Г похожа на кочергу, косу. [г], [г’] -[г] -Звук согласный звонкий твердый -За буквой «г» в слове стоит согласная буква «р» -[ г’-г’и] -Звук согласный звонкий мягкий. -За буквой «Г» в слове стоит гласная буква «е» | |
| | Физминутка Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх – вдох-выдох) Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью) Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо) Приседанье сделал справно, (Приседания) Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо) Поскорее в воду – плюх! (Присели) | | | |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа по рисунку Расскажите, что изображено на картине? Чем заняты дети? Чтение слогов с буквой г. Галя, Гена, гриб, грибы, корзина, корзинка Чтение текста -Давайте прочитаем текст, который дан ниже. Назовите в этих предложениях слова, в которых есть буква Г. - Какой первый звук в слове Галя. Произнесите. - Какой звук обозначает буква Г в слове Гена. Произнесите. | Дети собирают грибы. -Читают текст -Как зовут детей? -Как пишутся имена людей? -Галя, Гена. -Рассматривают картинку. Беседа о съедобных и несъедобных грибах. [г] [г’] | Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. | |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Работа в карточках. Какой слог лишний в этих рядах, зачеркните. га-го-ма гу-га-го-мы га-го-ги-гу Ребята, обменяйтесь карточками, оцените работу соседа, если правильно, в каждой строчке поставьте +. | На слайде: -ма -мы -ги | Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. Познавательные УУД: организация саморазвития познавательных процессов. | |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения | Работа в парах со словом «книги». (У детей в конвертах схемы звуков. Составление схемы слова книги). – Проанализируйте схему-модель слова. – Прочитайте слово «книги» по слогам. – Произнесите первый звук в слове «книги». – Дайте фонетическую характеристику слова книги. – Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. - Ребята, сравните свою схему с правильной схемой, представленной на слайде. Оцените себя. Поднимите зеленый сигнальный флажок, если правильно, красный- если нет. | [к] (Звук согласный, глухой, твердый) [н̕] (Звук согласный, звонкий, мягкий,) [и] (Звук гласный, ударный) [г̕̕] (Звук согласный, звонкий, мягкий) [и] (Звук гласный, безударный) -Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» гласных звуков | Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Умение работать в парах, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра. | |
9 | Этап рефлексии УД на уроке | - Наш урок подходит к концу. Ответим на вопросы наших сказочных героев. - С какими звуками и буквами познакомились? -За что можете себя похвалить? -Над чем ещё надо поработать? -Сможем ли выполнить задание, что вызвало у нас затруднение в начале урока, мы не могли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «гэ». Теперь сможем? -Дайте характеристику звуку [г] [г̕ ] по плану -Это звук....., потому что во рту...преграды -Звук может быть...,.... -Звук обозначает букву.... - Достигли ли цели? Поблагодарим нашего героев–помощников за помощь. - Урок окончен! | - Буква Г обозначает согласный твёрдый звонкий звук [г] и согласный мягкий звонкий звук [г']. Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока -Мне удалось... -Я могу похвалить... -Я недостаточно... -Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение | Регулятивные УУД: формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Личностные УУД: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок. | |