СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические/образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта

Просмотр содержимого документа
«Педагогические/образовательные технологии»

Ангрускаева ТБ


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ


1

Тип урока:

Открытие новых знаний (ОНЗ)

2

Класс:

1

3

Тема:

«Звуки [г] и [г’], буква Г г»

4

Образовательная программа, автор:

УМК “Школа России, Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Обучение грамоте

6

Цели урока:

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения понятий о звуках [г],[г'], букве Г,г.

Деятельностная цель: способствовать формированию умения выполнять звуко-буквенный анализ.

7

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Предметные: первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Метапредметные: активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный

Частные методы и приемы: языковой разбор

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

оценка учителя, самоооценка

11

Средства

Учебник, презентация.


Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

-Здравствуйте

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". Проверьте, все ли готово к уроку.

-Мы пришли сюда…

Не лениться, а …

Тот только тот, кто много…

В жизни что-то…

Согласны ли вы с этими словами?

Почему?

- Здравствуйте!

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

1. Речевая разминка

Га –га-га – кошка просит творога.

Ги-ги-ги – купили Мише сапоги.

Гу-гу-гу- по дорожке я бегу.

Га-га-га - вышли гуси на луга.

Угу г уг - много пчелок на лугу.

2. Актуализация знаний

Продолжим путешествие по стране АБВГДейка. По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия.

Скажите, особенности «открытия».


-Какие буквы мы уже знаем? - Назовите.

- Какие звуки обозначают эти буквы?

- Какими бывают гласные звуки?

- Что такое ударение?

- Каким цветом обозначают гласные на схеме?

-Гласные А, О, У, Ы обозначают ….

Гласные И, Е обозначают …


- Какими бывают согласные?


- Каким цветом обозначают согласные на схеме?













-Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.

-ы, а, о, и, э, у, м, с

-гласные и согласные

-ударными и безударными


-красным


-твердость согласного звука

-мягкость предшествующего согласного звука


-твердыми и мягкими; звонкими и глухими

-синим и зеленым

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

формировать умение

слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.


3. Пробное действие

Найдите лишнюю букву, подумайте, как она называется и какие звуки обозначает. Сможете ли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «гэ».

АОУ Г ЫИЭ

(ИЛИ: заселите данные буквы в домики

-ы, а, о, и, э, у, м, с, г)

- Буква «гэ»

- Т.к. все буквы обозначают гласные звуки, а буква «гэ» -согласный звук.

Нет.


Два домика: красный и сине-зеленый.


3

Этап выявления места и причины затруднения

- Какие затруднения у вас появились?

- В чем вы испытали затруднение?

- Не знаем правильного названия буквы, не знаем, какие звуки она обозначает.



4

Этап построения проекта выхода из затруднений

- Какова цель нашего урока?

Какова тема нашего урока?

- Построим план наших действий. (Как будем действовать).

-Вы уже познакомились с буквами гласных звуков. Вспомните, как вы действовали, на этих уроках.

- С чем вы знакомились вначале?

- И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи.

-Что следовало за этим?

- И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает.

- А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой.


Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой



- со звуками

Проговорить слово

Регулятивные УУД: формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели.


5

Этап реализации построенного проекта








Слого-звуковой анализ слов






















Знакомство с буквой Г









В дороге нас будут сопровождать два сказочных героя. Каких – вы сейчас отгадаете.


  • 1. Норовит щипнуть за ноги, Я гоню его с дороги: "Прочь! Тебя я не боюсь!" ...



- Правильно, гусь! Ребята, произнесите это слово четко по слогам. А какой первый звук в этом слоге? Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

- Этот звук гласный или согласный? Почему? Какая преграда возникает при произношении [н]?

- Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного?

- Твердый или мягкий?

- Как обозначим на схеме?



2. – Долго к Снежной Королеве шла.

Вы узнали её? Верно?

Кая — мальчика - спасла

Смелая девчонка …


Отгадайте?...................

- Четко произнесем слово.

-Сколько слогов в этом слове?

-Какой звук вы слышите в начале слова «Герда»?

Дайте характеристику звуку.

- Какой это звук — гласный или согласный? Докажите, что он согласный

-Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного?

- Твёрдый или мягкий?

- Как обозначим [г’] на схеме?


- Гусь

- 1 слог.

Первый звук [г]- согласный звук, не поётся, встречает преграду (в ротовой полости преграду встречает выходящая струя воздуха, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки)


-Согласный

-Звонкий

-Твёрдый

Твердый согласный звук обозначим на схеме синим цветом.





-Герда

-2

- [н'].

Этот звук согласный, звонкий и мягкий.

Его обозначают зеленым цветом.










Познавательные УУД Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки (квадратики) разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.



3. Работа со звуками [г] и [г’]

1) Придумать слова со [г] в начале, середине.

2) Придумать слова со [г’] в начале, середине.

3) Найти на картинке слова со звуками [г] и [г’]

2.Голос, гусь, огромный, бумага, нога

3.Гитара, герой, гипс

4.Круги, рога, гиря



4. - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

- Кто сможет показать?

Откроем учебник «Азбука» на с. 119.


-Почему в азбуке напечатаны две буквы Г, г

- А на что ещё похожа буква Г?

Почему художник изобразил букву Г в виде грибов? Какие звуки обозначает буква г?

- Какие рисунки изобразил художник в рубрике «Читаем сами»

-– Проговариваем слово грибы целиком дважды.

– Делим на слоги, скандируем

гри-бы

-Произнесите первый звук в слове «грибы».

– Дайте характеристику звуку [г]

– Объясните, почему звук [г] произносится твердо?

– При произнесении звука [г] губы принимают положение следующего звука. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя идет через рот. Голосовые складки смыкаются, вибрируют.

-Какой следующий слог?

-– Дайте характеристику звуку [г’]

Что изображено ниже?

– Прочитайте слово «круги» по слогам.

– Произнесите первый звук во втором слоге слова «круги».

– Дайте характеристику звуку [г’].

– Объясните, почему звук [г’] произносится мягко?

– Схема.

5. Чтение слогов (на слайде)










Эти звуки обозначают буквами Г и г.

-Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.

-Буква Г похожа на кочергу, косу.

[г], [г’]


-[г]

-Звук согласный звонкий твердый

-За буквой «г» в слове стоит согласная буква «р»





-[ г’-г’и]


-Звук согласный звонкий мягкий.

-За буквой «Г» в слове стоит гласная буква «е»




Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

(потянулись, руки вверх – вдох-выдох)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью)

Повернулся влево, вправо,

(Повороты влево-вправо)

Приседанье сделал справно,

(Приседания)

Клювиком почистил пух,

(Наклоны головы влево-вправо)

Поскорее в воду – плюх!

(Присели)





6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа по рисунку

Расскажите, что изображено на картине?

Чем заняты дети?

Чтение слогов с буквой г.

Галя, Гена, гриб, грибы, корзина, корзинка

Чтение текста

-Давайте прочитаем текст, который дан ниже.

Назовите в этих предложениях слова, в которых есть буква Г.

- Какой первый звук в слове Галя. Произнесите.

- Какой звук обозначает буква Г в слове Гена. Произнесите.


Дети собирают грибы.


-Читают текст

-Как зовут детей?

-Как пишутся имена людей?

-Галя, Гена.

-Рассматривают картинку.

Беседа о съедобных и несъедобных грибах.

 [г] [г’]

Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.


7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в карточках. Какой слог лишний в этих рядах, зачеркните.

га-го-ма

гу-га-го-мы

га-го-ги-гу

Ребята, обменяйтесь карточками, оцените работу соседа, если правильно, в каждой строчке поставьте +.

На слайде:

-ма

-мы

-ги

Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. Познавательные УУД: организация саморазвития познавательных процессов.


8

Этап включения в систему знаний и повторения

Работа в парах со словом «книги».

(У детей в конвертах схемы звуков. Составление схемы слова книги).

– Проанализируйте схему-модель слова.

– Прочитайте слово «книги» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «книги».

– Дайте фонетическую характеристику слова книги.

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

- Ребята, сравните свою схему с правильной схемой, представленной на слайде. Оцените себя. Поднимите зеленый сигнальный флажок, если правильно, красный- если нет.

[к] (Звук согласный, глухой, твердый)

[н̕] (Звук согласный, звонкий, мягкий,)

[и] (Звук гласный, ударный)

[г̕̕] (Звук согласный, звонкий, мягкий)

[и] (Звук гласный, безударный)



-Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» гласных звуков

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Умение работать в парах, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра.


9

Этап рефлексии УД на уроке

- Наш урок подходит к концу.

Ответим на вопросы наших сказочных героев.

- С какими звуками и буквами познакомились?

-За что можете себя похвалить?

-Над чем ещё надо поработать?

-Сможем ли выполнить задание, что вызвало у нас затруднение в начале урока, мы не могли дать характеристику звукам, которые обозначает буква «гэ». Теперь сможем?

-Дайте характеристику звуку [г] [г̕ ] по плану

-Это звук....., потому что во рту...преграды

-Звук может быть...,....

-Звук обозначает букву....

- Достигли ли цели?

Поблагодарим нашего героев–помощников за помощь.

- Урок окончен!




- Буква Г обозначает согласный твёрдый звонкий звук [г] и согласный мягкий звонкий звук [г'].

Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение


Регулятивные УУД: формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Личностные УУД: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок.