СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические образовательные технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность ученика в данной теории и технологии является главным субъектом всей образовательной системы.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические образовательные технологии»

Педагогические образовательные технологии


«Личностно-ориентированное обучение  для детей с УО.


 Личностно-ориентированная технология ставит в центр всей образовательной системы целостную, уникальную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личность ученика в данной теории и технологии является главным субъектом всей образовательной системы.

Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что эти обучающиеся более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

- индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;

- психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, волю, чувства, эмоции);

- опыт, включающий знания, умения, привычки.

Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Учащиеся с нарушениями интеллекта имеют разный уровень психофизического развития.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием. Поэтому при работе с умственно отсталыми учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются  и приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью, практическими навыками, а у учителя к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с умственно отсталыми  учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности психофизического развития, возможно, добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития.

При обучении детей с уо нужно учитывать различия в степени и характере речевого недоразвития, познавательных процессов, ощущений и восприятий, интеллектуальных нарушений. Применяя разноуровневое обучение, необходимо условно разделить класс на группы, где учащиеся распределяются по критериям: возможности детей усваивать учебный материал, однородность возникающих трудностей и причины, лежащие в основе этих трудностей. Перед педагогами коррекционных школ стоит задача максимально исправить психофизические недостатки детей-олигофренов. Процесс исправления дефекта развития - длительный, может продолжаться годы, и результат виден, когда учащийся выпускается из школы. Ежедневно на уроках проводится коррекционная работа по исправлению этих недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

В коррекционной школе основными предметами являются профили трудового обучения, в том числе и поварское дело (кулинария). По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей с ИН к жизни в обществе. Изучая поварское дело (кулинария), дети получают азы специальности - поварское дело.

   Цель обучения поварскому делу: формирование у обучающихся прочных навыков хозяйственно-бытового самообслуживания; умений, которые возможно использовать в индивидуально-трудовой деятельности, подготовку к труду на конкретном рабочем месте.

Учитель должен создавать условия для развития познавательной мотивации к обучению: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно, и у них не будет потребности увидеть результаты своей деятельности.

Обучаясь в средних классах, основной задачей обучения в это время является формирование общетрудовых умений и навыков, творческих способностей в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания, умения.

На уроках поварского дела (кулинарии) ребята стараются научиться работать последовательно, используя инструкционные карты, показы эффективных приемов работы, планы. При необходимости, я (или сильный учащийся) помогаем слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы.

На этапе старших классов, в ходе обучения, большое внимание уделяется совершенствованию и закреплению общетрудовых умений и навыков: ориентировке в задании, планированию предстоящей работы, выполнению текущих и итоговых операций. В этот период автоматизируются ранее приобретенные умения, формируются рабочие навыки на основе обобщения имеющихся сведений об основных приемах работы в кулинарном производстве. Эффективность работы зависит от умения опираться на требования к качеству готовых блюд, а также от владения технологией выполнения операций. Обучающиеся по инструкционной карте (последовательности выполнения работ) могут самостоятельно выполнить некоторые операции или приготовить несложное блюдо. На уроках я поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к творчеству и красоте (сервировка стола, украшение различных блюд). Применение знаний при выполнении практических работ убеждает обучающихся в ценности полученных трудовых навыков. В этот период уроки  проходят уже с элементами профориентации.

 Для осуществления личностно-ориентированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого обучающегося, исходя из фактического состояния его здоровья. Я в своей работе использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку. Из года в год мной проводится коррекционная работа по исправлению недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных обучающихся. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу, я учитываю состояние внимания, утомляемость и темп работы каждого ученика, все это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от учителя более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих учеников. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.

В системе личностно-ориентированного обучения важную роль играет создание условий для мотивации познавательной активности учеников: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. На этапе изучения нового материала урока я включаю вопросы, обращенные к ученикам, что обостряет внимание, повышает умственную активность, способствует пониманию, улучшает процесс усвоения. На каждый урок готовится наглядный материал, для того, чтобы заинтересовать детей и побудить их к воспроизведению данного изделия.

На уроках поварского дела ведется художественно-эстетическое воспитание учащихся. Оно направлено на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в искусстве приготовления пищи, на воспитание художественного вкуса. Приготовление блюда, кондитерского изделия во время практической части урока, сервировка стола и дегустация готового блюда делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными. Это все вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

  1. Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Однако для детей с особыми образовательными потребностями эти нормы и ценности должны индивидуализироваться и конкретизироваться. Формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитания и развития учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых учителями на общеобразовательных уроках и во внеурочной деятельности можно выделить направления:

1. Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и обучающимися. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь:

любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);

 понимание детских трудностей и проблем;

 принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой) и др.

  1. Огромное значение в создании психологического комфорта и усвоении знаний имеют разнообразные виды педагогической поддержки:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

 урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

 оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

3. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

4. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) Позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности, определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

На практической части урока:

16) Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле); 

17) На мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: предупреждение бытового травматизма, безопасность человека.
Массовые оздоровительные мероприятия: «День здоровья» - отдых на природе учащихся и педагогов.

Определяется комплекс мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, культивировать здоровый образ жизни.

Применение технологии сотрудничества на уроках

Технология сотрудничества относится к гуманистическому подходу в психологии и в образовании, основными принципами которого являются:

  • особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления, а не на усвоении готовых знаний и их воспроизведение;

  • обеспечение доброжелательности к преподавателю и друг другу;

  • развитие навыков культурного общения;

  • создание атмосферы сотрудничества и равенства.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, а также обучающиеся учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

В технологии сотрудничества основными положениям обучения являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия в группе будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

При обучении в сотрудничестве используется форма учебной деятельности учащихся – занятия в малых группах. Идея обучения в группах относится к 20-м годам прошлого столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 80-е годы.

На уроках кулинарии я использую работу в малых группах. В начале урока весь класс изучает теоретический материал. Затем ученики делятся на группы (2-6 человек) для выполнения практической работы и распределяют обязанности. Разбить ребят на группы помогают такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. В команду попадают ученики и слабые, и сильные. У них разный уровень знаний, умений и навыков. В практической части урока даю последовательно несколько заданий: первичная обработка продуктов, тепловая обработка продуктов, уход за рабочим местом, сервировка стола. Перед группой ставится одно общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Индивидуальная ответственность каждого означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех учащихся команды следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме. Поэтому те, кто не умеет выполнять какие либо операции или действия, могут не ждать консультации учителя, а научиться этому у более опытных или знающих членов команды. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в задании, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это главная идея обучения в сотрудничестве. Для ребят с низким уровнем знаний и умений это хороший шанс получить положительную оценку.

Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому, учебный процесс, строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации.

В результате позитивного отношения со стороны учителя происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности дает ей возможность все более полной самореализации.
Отрицательным является то, что при делении на группы и выборе лидера иногда возникают межличностные конфликты. В классах есть лидеры, и есть так называемые «изгои». Лидеры пытаются навязать свое мнение другим, а «изгои» остаются одни и команды не хотят брать их к себе. К счастью такие ситуации возникают крайне редко. Но это именно тот момент, когда приходится вмешиваться в процесс деления на группы. Конфликты возникают также при распределении обязанностей. Каждому хочется заниматься любимым делом: приготовлением пищи, сервировкой стола, приглашением учителей в гости и снятием пробы, но никто не хочет выполнять менее приятные обязанности: мыть посуду, плиту, выносить мусор и т.д. В данной ситуации необходимо оказать помощь лидеру - приходиться вмешиваться в сложившуюся ситуацию, чтобы снять напряжение во взаимоотношениях членов группы. После практической работы учащиеся решают тесты - проверка знаний по теории. За выполнение практического задания даю общую оценку работы всей группы. Это является не только стимулом помощи товарищам по команде, но и развивает чувство ответственности за выполнение практической части, т.к. оценка в данном случае зависит от всех, а не от каждого в отдельности. Теоретические знания оцениваю индивидуально.

Работа учителя при применении технологии сотрудничества на уроке состоит в том, чтобы:
- четко сообщить цель в начале урока и четко формулировать задания, доступным для учащихся языком перед работой в группах;
- продумать задания и размещение рабочих мест для работы в группах;
- дать ученикам возможность обсудить задание в группах;

- предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания;
- дать ученикам возможность проверить работы друг у друга в группе;

- добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником, а затем уже только сдать работу учителю;
- на протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это требуется;
- поощрение получают все члены группы или не получает никто;

- поощрять школьников не только за академические успехи, но и за психологические аспекты общения;

- спрашивать у учащихся, насколько активно работал каждый ученик, и обсуждать их успехи.


Информационно-комуникационные образовательные технологии

Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна.

Информатизация преподавания имеет несколько этапов:

- Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.

- Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий с их иллюстративными, анимационными возможностями.

- Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся.

Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать», к тому «как лучше его показать».

Скудная материально-техническая база коррекционных школ затрудняет использование информационных технологий в полном объёме. Однако некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Существенную экономию учебного времени обеспечивает использование такой информационной технологии как презентация. Такие уроки вызывают у ребят больший интерес и помогают успешному усвоению учебного материала.

Таким образом, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и информационные технологии должны активно применяться на уроках, так как являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения в специальной (коррекционнной ) школе 8 вида.


Технология творческого воспитания

Технология коллективной творческой деятельности

Истоки данной технологии - в педагогической деятельности А.С. Макаренко. Разработал и воплотил ее в практику И.В. Иванов в 50-60гг. ХХ века, возрождена в девяностые годы этого же года.

Сущность технологии творческого воспитания - формирование личности в процессе работы в пользу других людей, в организации определенного образа жизни коллектива, где все основано на принципах нравственности и социального творчества. Особенность технологии заключается в том, что между воспитателями и воспитанниками в процессе деятельности складываются субъект-субъектные отношения, в силу которых и учитель, и ученики в равной степени чувствуют себя ответственными за качественное выполнение поставленных задач.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, и поэтому целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел (КТД) по методике И. П. Иванова, т.е девиз данной технологии таков:  «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П. Иванов).  

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!