СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические подходы к формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При любом направлении работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.          

Просмотр содержимого документа
«Педагогические подходы к формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Педагогические подходы к формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В современной психологии существует два подхода к изучению нравственности: элементарный и системный. Основное положение элементарного подхода гласит, что изучить целое, возможно лишь изучив его компоненты. Поэтому в изучении нравственности сформировалось несколько самостоятельных направлений работы: когнитивного компонента нравственного сознания личности, эмоционального компонента нравственного сознания личности (эмоции, чувства); нравственных ценностей; нравственного самосознания личности; нравственного поведения; нравственного развития личности; нравственных качеств личности.

Рассмотрев несколько взглядов на понимание понятия нравственные качества можно сказать, что нравственные качества – это индивидуальное проявления нравственности, в зависимости от сформированности нравственного сознания, чувств, привычек, в соответствии с которыми личность контролирует свое поведение, опираясь на нравственные установки.

При любом направлении работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в грамотном сопровождении их взрослыми на протяжении всего дошкольного периода, а в последующем и в школьные годы обучения. От компетентного специалиста зависит много. Какие успехи будет иметь ребенок и удачно ли он адаптируется в социуме, по большей части, тоже зависит от взрослых.

Работа по формированию нравственных качеств, должна пронизывать все направления работы по программе и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
Нельзя не сказать о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, через нее он познает окружающий мир, развивается и приобщается ко всем социокультурным нормам, а значит, обретает нравственные качества и становится полноценным членом общества.

Говоря о педагогическом подходе, то взрослому необходимо так организовать данный вид деятельности, что бы у детей возникло желание, воспроизвести в игре все, что они увидели в жизни: трудовую деятельность взрослых, бытовые действия, манипуляции с предметами и подобное. Важным критерием организации игры являются «эмоциональный настрой педагога», способность органично вливаться в игру ребенка, управлять их деятельностью постепенно, избегая непосредственного вмешательства и напора».

Один из эффективных методов влияния на поведение ребенка используемый в нашей работе – это разбор различных ситуаций всеми детьми, отрицательных примеров поведения. Обсуждая плохого поступка вместе со всеми детьми. Педагог теоретически моделирует возможное отрицательное поведение или анализирует конкретный поступок ребенка, не называя при этом его имени.
Большими помощниками в этой работе являются картинный материал с примерами хороших и плохих поступков, которые находятся в группе. Рассматривая “отрицательную” картинку мы в игровой форме предлагаем ребятам подобрать картинку с противоположным “положительным” примером и “оживить” ее показом. Таким образом, мы добиваемся критической самооценки собственного поведения ребенка. Конечно, для детей с задержкой психического развития - этот метод требует включение педагога для самоанализа и оценки поведения и поступков.

В работе по формированию нравственности и нравственных качеств так же необходимо привлекать и родителей. Педагог должен донести до родителей важность формирования нравственных качеств наряду с другими высшими психическими функциями.



Список использованной литературы:

  1. Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития./ Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М., Просвещение, 1981, - 145 с.
    Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.,1999.

  2. Стребелева Е.А. «Специальная дошкольная педагогика»\ М.: Академия, 2001. стр.288.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  4. Шевченко С. Г «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. 

  5. Штольц Х. Как воспитать нравственное поведение? / Х. Штольц,

  6. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя /М.Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2006.