СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические способности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические способности»

Педагогические способности

 Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно:

  1. способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

  2. способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

  3. самостоятельный и творческий склад мышления;

  4. находчивость или быстрая и точная ориентировка;

  5. организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:

  1. способность делать учебный материал доступным учащимся;

  2. понимание учителем ученика;

  3. творчество в работе;

  4. педагогически волевое влияние на детей;

  5. способность организовать детский коллектив;

  6. интерес к детям;

  7. содержательность и яркость речи;

  8. ее образность и убедительность;

  9. педагогический такт;

  10. способность связывать учебный материал с жизнью;

  11. наблюдательность;

  12. педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей)



В наиболее обобщенном виде педагогические способности формулированы В.А. Крутетским, который дал им соответствующие определения:

«Педагогические способности - это способности адаптировать материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к  предмету, возбуждать у учащихся познавательную активную способность, организовывать самостоятельную работу учащихся и формировать у них потребность к самостоятельному полу­чению знаний.

 Академические способности -  это способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.); знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса,а значительно шире и глубже; потребность и способность к проведению собственной исследовательской работы.

Перцептивные способности - это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутрен­нем состоянии ученика.

Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантоми­мики. Эти способности проявляются не только во время сообщения учителем нового материала, но и в процессе его реакции на от­веты учеников.

Организаторские способности - это способности, с одной сто­роны, организовывать ученический коллектив, а с другой - пра­вильно организовать свою собственную работу. У опытных учите­лей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение пра­вильно распределять работу, укладываясь в намеченные сроки.

Авторитарные способности -  это способности оказывать непо­средственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и уме­ние на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя: реши­тельности, выдержки, настойчивости, требовательности; чувства собственной ответственности за обучение и воспитание; убежден­ности в своей правоте и умения передавать эту убежденность сво­им воспитанникам.

Коммуникативные способности - это способности к общению, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесообраз­ные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие пе­дагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способно­сти) - это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия.

Способность к распределению внимания -  это способность распределять свое профессиональное внимание в трех основных направлениях деятельности:      

а) между содержанием и формой из­ложения материала и развертыванием своей мысли (или мысли ученика);

б) держать в поле внимания всех учащихся, реагиро­вать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинар­ные нарушения;

  в) следить за собственным поведением (позой, мимикой, движениями), осуществлять необходимую саморегуля­цию.

Два ряда фактов свидетельствуют о наличии специальных педагогических способностей. Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: 1) глубина и разносторонность их знаний; 2) интерес их учащихся к предмету; 3) интерес учащихся к сложным разделам предмета; 4) умение самостоятельно работать над предметом; 5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпредметных связей). Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся). То есть имеются учителя, которые, несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету, не способны справляться с дисциплиной в классе и плодотворно влиять на учащихся в нужном для себя направлении. Тот факт, что иной педагог, несмотря на знание предмета и ответственное отношение к делу, не овладевает педагогическим мастерством, говорит и о сложном пути формирования педагогических способностей. В условиях современной системы подготовки учителей они формируются в деятельности лишь у наиболее одаренных, у тех, чей выбор профессии совпал с задатками.

В соответствии общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

В педагогических способностях выделяют два взаимосвязанных уровня: рефлексивный и проективный.

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает:

1. «чувство объекта» – особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями педагогической системы и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатией проявляющейся в глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификации с ним;

2. «чувство, меры или такта» – чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;

3. «чувство причастности» – чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности, проявляемых во взаимоотношениях; педагогические способности учителя.

Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции. Интуиция – это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Интуиция органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся информации). «Хорошая» интуиция проявляется в проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, педагог принимает решения, продвигающие его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!