СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогические технологии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии существуют во многих областях,  в том числе, в педагогической.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогические технологии"»

В учреждениях дополнительного образования детей могут реализовываться примерные государственные образовательные программы (разных уровней и направленности общего или профессионального образования), свои авторские программные разработки или образовательные программы дополнительного образования детей. Но это программы, на которые не переносятся государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования. Учреждения дополнительного образования не дают обучающимся общее или профессиональное образование и не заменяют их. Как уже отмечалось, наиболее важным и постоянным критерием всей программной направленности дополнительного образования может служить целевое обеспечение преимущественно индивидуальных потребностей развития личности ребенка.

Содержание программ дополнительного образования детей должно: базироваться на достижениях общемировой культуры и на российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов; учитывать уровень развития детей; иметь методы оценки результатов освоения программы; включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала; раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

В дополнительном образовании детей образовательная программа - это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми, активного общения, это инструмент целевого развития индивидуальных способностей осваивать (не просто усваивать!) социокультурные ценности. Это не программный документ, который составляется еди ножды и для всех, кто будет действовать в согласии с зафикси рованными в нем пунктами.

Программа в учреждениях дополнительного образования создается педагогом для себя, для осмысленного проектирования собственной деятельности и взаимодействия с детьми как целостной системы достижения определенной цели.

Поэтому все обучающие программы дополнительного образования складываются в виде своеобразных авторских педагогических технологий развития личности, формирующих механизмы самореализации последней через комплекс основных областей жизнедеятельности; познание, поведение, предмет ную деятельность, общение, эмоции, игру (как особый и самоценный вид деятельности, в котором человек переживает и осознает себя свободным). Этот комплекс определяет обяза

тельный, «базовый» компонент программ.

Дети, включенные программой в образовательный процесс, должны реализовать себя в этих областях, получив знания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которая наиболее адекватна (при ведущем виде деятельности) их возрасту, психо-физиологическим показателям, уровню культу-

рогенеза.

Не менее значимо и такое предназначение программ дополнительного образования, как развитие индивидуальности - через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в культуре. Это означает, что в обучении и учении (индивидуальной познавательной деятельности) каждый овладевает способностью строить свои различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения, при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Другими словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти какой-то объем информации, умений и навыков, но и необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, использовать, производить их в своей жизни, т. е. быть компетентным.

Знание как феномен культуры не должно выступать в виде готового результата или формулы, подлежащих заучиванию. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом освоения через их активное воспроизведение в сотрудничестве с педагогом, организующим и направляющим этот процесс с помощью разнообразных учебных средств.

В ходе образования детьми приобретается свой собственный опыт культурной деятельности, свой метод, а мера активности, содержание действий каждого участника предопределяет качество результата всего образовательного процесса. Роль обучения в дополнительном образовании детей не сводится только к познанию, к трансформации навыков и умений (хотя познавательно-ориентационная, информационная сторона учения не утрачивает своего смысла), а состоит в выработке у них механизмов культурной деятельности, механизмов освоения ценностей: ориентации, побуждения и регуляции, адаптации, коммуникации, продуктивной деятельности.

Процесс усвоения, перенимания ценностей предполагает и присвоение той социальной формы, в которой она функционирует в действительности, той системы общественных связей, которые отражаются в ценностных отношениях. Поэтому обучение в дополнительном образовании не может замыкаться на передаче отдельных ценностей и должно быть направлено на широкий процесс развития личности, ее целостного становления.

Для педагога важно понимать, что программа — это всегда программа деятельностей, их структурированная совокупность относительно вполне определенной глобальной цели.

Последний момент чрезвычайно важен, т. к. если не существует глобальной, стратегической, объемлющей цели, если нет исходного замысла (и - смысла), во имя которого запускаются разные деятельности, то и «программа» - бессмысленна, а деятельность по ее осуществлению лишена профессионализма, поскольку деятельность подменяется совокупностью действий, цель и результат которых ясно не определены. В этом случае речь идет об имитации педагогической деятельности,

направленной на цели образования.

Данное положение как нельзя лучше иллюстрирует совре менную ситуацию, когда цели образования в программе суще ствуют «сами по себе» в виде лозунгов и деклараций, а педагоги не связывают напрямую с ними собственную деятельность. Нетрудно угадать, сколь результативным оказывается образовательный процесс при такой постановке дела.

Образовательная программа - это не документ, направленный на исполнение другими, а собственное, ориентированное на будущее организационно-управленческое знание разработчика, с помощью которого он заявляет собственную позицию (стратегические цели деятельности), выстраивает условия, способы и формы ее реализации (система педагогической деятельности) и поэтапно преобразует собственную практику (план реализации).

Работа по смысло- и целеполаганию - это длительный и порой мучительный процесс, однако игнорирование его и подмена «быстротой и простотой» может привести к тому, что смысл педагогической деятельности будет заменен его декларацией.

Общие функции методической деятельности: производство знаний интегрированного уровня; взаимодействие науки и практики; проектирование и конструирование деятельности; рефлексия.

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей имеет свою специфику; она: осуществляется не только на профессиональном уровне (методистом отдела, методическим центром или службой учреждения), но и самими педагогами, администрацией в процессе разработки образовательных программ, программирования деятельности и развития учреждения, представляет личность педагога, его педагогические цен- трации, деятельность, взаимодействие и общение с обучающимися; зависит от состояния профессиональной среды в целом, ее прошлого опыта и традиций;





многообразна и внутренне дифференцированна в зависимости от направления деятельности, его структурированности в системе учреждения, во внешнем окруже- нии; ^

- многоаспектна, но обязательно и постоянно включает позицию педагога как партнера в деятельности, общении, развитии индивидуальности, его педагогический такт - умение «создавать атмосферу психологической безопасности

для другого человека и в тоже время обеспечивать условия для самореализации его личности, самого себя»1

Методика и педагогическая технология различаются между собой. Педагогическая технология не только более широкая категория - она качественно иная по отношению к методике. Технология - единица научного анализа и измерения, предполагающая точное, детальное прописывание шагов по достижению определенных, заранее обозначенных целей. Методика - единица искусства, где степень субъективности и влиятельности личности педагога настолько велика, что иногда бывает просто невозможно передать суть той или иной методики от одного педагога к другому.