Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»
- Педагогическая технология
Три основные группы педагогических технологий:
- Технологии объяснительно - иллюстративного обучения
- Личностно - ориентированные технологии обучения
- Технологии развивающего обучения
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Просвещение обучающихся
- Низкий уровень навыков общения;
- Невозможность развернутых ответов с собственной оценкой учеником рассматриваемого вопроса;
- Недостаточное включение слушающих ответ в общее обсуждение.
«Педагог обычно спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает».
С.Т.Шацкий
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Доминирование обучения над учением
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения.
Единообразие и консерватизм содержания и форм
«Развитые забывают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабому более высокие требования. Неграмотные привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Ставить слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство».
Блонский П.П.
Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения
Регламентированное исполнительство
- Учитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой.
- Ученик - объект воздействия.
- Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.
Формирование личности с заданными свойствами
Превознесение внешних показателей
Надзор вместо управления
Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения
Сильные стороны:
- Организационная четкость педагогического процесса
- Систематический характер обучения
- Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся
- Разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения
Слабые стороны :
- Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников
- Преобладание фронтальных форм работы, уравнительный подход к школьникам, равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.
- Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.
- Действия, в основном, репродуктивного характера, субъект - объектный характер отношений между учеником и учителем. Ученик - подчиненный объект обучающих воздействий.
- Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен. Большую часть времени урока действует учитель. Нет возможности организовать самостоятельную познавательную поисковую деятельность учащихся
- Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку. Чрезмерный объем домашних заданий.
Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий
- Репрессивная среда в школе
- Социально - психологические последствия принуждения
- Психологическое состояние учителя в режиме принуждения
- Психологическое состояние ученика в режиме принуждения
- Подмена внутренней мотивации стимулированием
- Забвение личностного развития
- Отсутствие реального воспитания личности
- Последствия подмены воспитания просвещением
- Чрезмерная затратность педагогического процесса