СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (по ФГОС)


В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Особенно в свете того, что XXI век мировое сообщество определило веком биологии и экологии. Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий.

Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.

В деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе выделяются следующие направления:

создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;

изучение и апробация современных образовательных технологий;

разработка и апробация авторских образовательных технологий;

внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;

разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.


Классификация образовательных технологий

В своей педагогической практике я выделяю шесть основных групп эффективных современных образовательных технологий.

1. Структурно-логические технологии.

Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах “от простого к сложному”, “от теоретического к практическому”.

Системный подход.

В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.

Учащимся среднего звена я объясняю понятие “система”. Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).

Работу над системой общебиологических понятий необходимо планировать на весь курс биологии с 6-го по 11-й класс. При этом важно выделить ведущие, основные биологические понятия. Не все биологические понятия, предусмотренные программой, несут общеразвивающую нагрузку, не все используются в дальнейших темах. Необходимо выделять те из них, которые работают на систему биологических понятий, а не на сумму разрозненных знаний.

2. Информационно-коммуникационные технологии.

Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.

При изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:

работа с ЦОР и ЭОР;

лекции с мультимедийным сопровождением;

создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;

поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;

тренинги навыков с использованием компьютеров;

контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

3. Тренинговые технологии.

В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

4. Проектные технологии.

Современное образовательное пространство немыслимо без интеграции проектных технологий и образовательного процесса. Проектная деятельность в работе учителя условно делится на проекты в рамках предметной учебной деятельности и общеобразовательные проекты, реализуемые во внеурочное время.

Учебное проектирование – это процесс работы над учебным продуктом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного продукта работы.

Метод проектов – одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно анализировать и систематизировать информацию и конструировать свои навыки и умения, развивать критическое, творческое и логическое мышление

Согласно субъектному опыту учащихся, проектирование может быть репродуктивным, продуктивным и инновационным.

5. Игровые технологии.

Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.

Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке. В частности, учащиеся 9-го класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое “представление” помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы “интервью”, в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице.

6. Диалоговые технологии.

Диалоговые технологии в лицее связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников. Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах.


Здоровьесберегающие технологии

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым


Жан Жак Руссо

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно - познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Их применение дает возможность:

- осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для учеников с учетом индивидуальных психологических особенностей(восприятие. мышление, память) и индивидуального темпа работы;

- достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определенные сроки с определенным уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и учеников;

- осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

-организовывать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочном материалом.

Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям.:

Проводя анализ научно- методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов- новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно – ориентированного, системно – деятельного подходов и соответствуют принципам здорвьесбережения это:

- развивающие технологии;

- технологии, адаптивной системы обучения;

- технологии, построенные на интегрированной основе.

Развивающие технологии

Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются :

- обеспечение эмоционально – ценностного отношения к содержанию и процессу образования;

-овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что развивающие технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению

учитываются требования, предъявляемые к активности ученика: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

Знакомя учащихся со строением опорно – двигательной системы, надо акцентировать внимание учеников на значение физических упражнений для ее развития

При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимает много времени , позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.

При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью , с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей.

Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Ученик учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Провести викторину « Знаешь ли ты витамины?»

Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.

Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Технология уровневой дифференциации

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

• Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.

• Первый факт, на который необходимо обращать особое внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.

• Разный объем заданий и материала, с различным требованием к их выполнению;

• Уровень преподавания - в среднем высокий, иначе уровень базовых знаний не будет достигнут, учащиеся способные сделать больше не будут двигаться дальше.

Цель разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, каждому ученику создавать условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.

Основные задачи:

1. Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;

2. Подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;

3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;

4. Создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося

1. Технология критического мышления

Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у обучающегося знаниями, выработка умения решений что применимо в конкретной ситуации, а что нет. Критическое мышление – начало логического мышления и творчества.

1. Актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного и практического блока – стадия вызова; приемы работы могут быть следующими: опрос по цепочке, биологический или графический диктант, тестирование, фронтальный опрос, работа с индивидуальными картами, верные или неверные утверждения, рассказ - предположение и т.д.

2. Стадия осмысления практического и теоретического материала – ориентирована на первичное закрепление материала и проводится в виде фронтальной, групповой или индивидуальной работы. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д.

3. Стадия рефлексии- основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозговой штурм, корзина идей, составления эссе, реализации индивидуальных мини проектов, работа с таблицами и схемами, установление и построение причинно- следственных связей и логических цепочек и др.


• Познавательные УУД (учебно-логические) подразумевают следующие формы работы: Классифицировать объекты и предметы в соответствии с выбранными признаками;

• Сравнивать признаки, явления, объекты по главным и второстепенным признакам;

• Систематизировать и структурировать информацию;

• Владеть навыками анализа и синтеза;

• Формулировать проблемные вопросы и находить их пути решения;

Работа с текстом- выделить главное, основную цель и смысл текста, выстроить последовательность.

Познавательные УУД (учебно-информационные)

Как сделать учебу интересней?

• Перевод текста из одного вида в другой (составление таблиц, карт, графиков) и в обратном порядке;

• Составление конспектов, тезисов, аннотаций;

• Представление информации в разных формах (устная, письменная, презентацией и т.д.)

• найди отличия”; сравнение;

• работа с моделями, выполнение логических операций: обобщение, анализ, классификация, установление признаков по аналогии, соотнесение признаков, явлений с объектом и предметом;

• поиск лишнего, “логические цепочки”;

• составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;

• работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

• составление и распознавание диаграмм;

• работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета);

• Составление схем, логических цепочек, опорных схем при решении задач.

Данные технологии, применяемые на уроках биологии в 5-9 классах, предоставляют шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению. Проектная деятельность позволяет логически и абстрактно мыслить, применять свои способности в различных формах учебной деятельности. В старших классах учащиеся могут сориентироваться в направлении своей деятельности.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучениеосновано на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности.

В своей практике создание психологических проблемных ситуаций использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении, при закреплении, при контроле.

А также проблемные ситуации различные по содержанию, по уровню проблемности, по виду рассогласованности информации и др.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии:

1. Сталкивание противоречий практической деятельности;

2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

3. Предложение рассмотреть явление с различных позиций

(юриста, финансиста, педагога…);

4. Подведение учащихся к противоречию с предложением самостоятельно найти способ его разрешения;

5. Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам;

6. Постановка проблемных задач (с недостаточными, избыточными исходными данными с заведомо допущенными ошибками и т.д.);

Использование практических заданий, содержащих проблему.

Тестовая технология

Преимущества тестового контроля: - объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено; - достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения; - эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле; - надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима; - дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня; - реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся; - сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

В зависимости от назначения на уроках биологии, экологии использую следующие виды тестов:

Базовае тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут; Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;

Тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения; Итоговые тесты- тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала. Итоговый контроль (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний

учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимся необходимого уровня знаний. Кроме того, использую тесты на разных этапах урока для закрепления материала, проверки домашнего задания и т.д.

Технология личностно – ориентированного обучения

Личностно ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем:

- выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий;

- постановка учебной задачи;

- совместная с учителем поисковая деятельность;

- оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности.

Другими словами, не показ способа действий, а поиск, "выращивание" этого способа. Роль учителя - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо.

Основной формой организации поисковой деятельности учащихся является диалог и полилог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализируются пути ее решения. Наиболее удачными формами организации диалогового общения являются работа учащихся в малых группах, дидактические игры и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с индивидуальным опытом учащихся. (Приложение 4)

5.Технология развития критического мышления.

Основные цели занятия с применением технологии развития критического мышления: развитие критического мышления; развитие творческого потенциала будущего исследователя; развитие умений сотрудничать и работать в группе; развитие умений самостоятельно систематизировать информацию; развитие умения решать учебные проблемы.

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:

• информационные учебные тексты;

• повествовательные тексты;

• проблемные тексты.

Групповая технология

Групповая технология применяется с целью обеспечения активности учебного процесса и для достижения высокого уровня усвоения содержания.

Позволяет реализовать основные условия коллективности:

- осознание общей цели;

- целесообразное распределение обязанностей;

- взаимную зависимость и контроль.

Особенности организации:

- Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы максимально эффективно для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы

Список литературы


Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.

Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.

Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. “Библиотека учителя”. – М.: Вентана-Граф, 2001.

Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО “Столетие”, 1995.