СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические условия эффективности современных технологий  на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»

Новые педагогические технологии в обучении географии.

Задача современной школы воспитать разностороннюю, многогранную, активную личность. Личность, которая сможет в современном мире принимать смелые, не традиционные, креативные решения. Сегодня этому благоприятствуют новые технологические методы, в частности современные технологии обучения географии в общеобразовательной школе. Традиционная форма обучения имеет положительные и достаточно продуктивные методы. Но, в постоянно развивающемся обществе не в полной мере обеспечивается достижение требуемых результатов качества образования: так как ученик находится под доминирующим воздействием учителя и является пассивным объектом педагогического воздействия. Поэтому мы, учителя, постоянно ищем новые подходы и способы организации образовательного процесса. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы все свои методические достижения изменить, модернизировать, трансформировать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить исследовательский, поисковый характер, который будет способствовать развитию мышления и умственных, творческих способностей учащихся.

Новые формы взаимодействия учителя и ученика, должны сформировать у учащихся потребность в получении знаний, в выборе наиболее оптимальных путей для решения учебных задач, умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний, планирование своей образовательной деятельности, позитивную самооценку. Все это возможно, если в своей педагогической практике использовать современные педагогические технологии.

В процессе обучения нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Необходимо использовать современные педагогические технологии. Это нетрадиционные методы и формы организации обучения. Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику преподавания. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Целью данной работы - изучение новых видов технологии, каких видов бывают технологии, их особенность и использование в обучении географии.

Задача - раскрыть педагогические условия эффективности современных педагогических технологий на уроках географии

Признаки технологии обучения:

  • четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач;

  • создание условий для поэтапного достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

  • обучение по заданным образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);

  • выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов), организация самостоятельной работы учащихся, которые должны выполнить проблемных учебных задач;

  • применение тестовых заданий для проверки результатов обучения.



К числу новых современных образовательных технологий относятся:

развивающее обучение;

проблемное обучение

Технология инверсионного обучения

Технология критического мышления

разноуровневое обучение;

проектные методы обучения;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии и др.



Технология критического мышления.

Что такое критическое мышление? Критическое мышление – это такой тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. В технологии критического мышления выделяют три стадии организации учебного процесса:

1стадия. Из памяти «вызываются», актуализируются уже имеющиеся знания и представления об изучаемом материале, затем формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Можно использовать такой прием как «мозговой штурм», ключевые слова.

2стадия. Это стадия «осмысления». Ученик получает новую информацию, систематизирует ее. На этой стадии учащиеся должны о сущности изучаемого объекта, научиться формулировать вопросы по мере получения новой информации и ее соотнесения со старой. У ученика формируется собственная позиция по данной проблеме. Очень важно, что на этой стадии, используя ряд приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Хорошо работают на этой стадии такие приемы, как взаимообучение, «лови ошибку» маркировка текста (инсерт), составление кластера.

3стадия. Стадия (этап) размышления (рефлексии). Происходит процесс закрепления знаний, полученных на уроке, в первичные представления по теме включаются новые понятия. На этой стадии учитель использует такие приемы, как « бортовой журнал», « синквэйн».Методические приемы, которые можно использовать для развития критического мышления:

Прием «Кластер».

Учебно - мозговой штурм.

Приём «Перепутанные логические цепочки».

Интеллектуальная разминка.

Прием «Инсерт».

Приём «Корзина идей».

Приём «Составление синквейнов».

Метод контрольных вопросов.

Приём «Знаю./Хочу узнать…/Узнал…».

Да – нет.

Вот несколько примеров использования данной технологии

1.Приём «верные и неверные утверждения», например: тема «Ветер»

•ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении

•ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении

•ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлени.

2. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

Река

Широкая, глубокая

Течёт, переносит, затопляет

Из далека долго, течёт река Волга

Поток

Приведу пример использования данной технологии на уроках географии 8 класса по теме: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры». Урок проходит в форме экспедиции ученых исследователей. Каждая группа ученых исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Класс делятся на 2 группы. Каждая группа составляет кластер по тем знаниям, которые были приобретены ранее, затем идет защита - презентация.

Следующий этап – это работа с планом изучения природных зон. Используя текст учебника, карты атласов, научный текст, план, группы составляют уже подробный кластер (добавляется к предыдущей схеме) по заданной природной зоне. На стадии «Осмысление» учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На данном уроке – это различный раздаточный материал с планом изучения природной зоны, научный текст. Применяются на уроках такие приемы, как: «свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему, кластер. И наоборот: «развернуть» информацию, данную в виде схемы, диаграммы, карты. Проанализировать и сделать вывод.

Памятка для учащихся:

•Прочитай текст.

•Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается - объект или процесс.

•Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть: название объекта; состав объекта; структура объекта; особенности объекта.

Применяется прием «сводная таблица» в технологии «критического мышления». Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема «сводная таблица заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: написать на доске все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И это сделают сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

Преимуществами данной технологии является то, что она эффективно сочетается с другими технологиями и приемами педагогической техники.

Технология интегрированного обучения.

В своей практике учителя часто применяют такую технологию как технология интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского технология интегрированного обучения дает “желанное пробуждение мысли”, развивает интеллект. Интегрированное обучение географии - модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Связь географии с другими школьными предметами очевидна, это и математика, и физика, и история, и биология, и химия. Все они помогают учащимся осознать и усвоить многие географические понятия.

Цель интегрированного обучения - формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.

Тема интегрированного урока выбирается так, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. Вот несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 6 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, дети ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.

Аналогичного типа интегрированный урок можно провести по теме «Масштаб». Ученики не только закрепляют и углубляют свои знания, но и практически их применяют на уроке технологии. Девочкам дается задание построить выкройку, например, фартука в масштабе, а мальчики по чертежу в заданном масштабе делают разметку на деревянном бруске.

Тема «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» изучается на уроках истории и географии. Таким образом существуют благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированным урокам присущ проблемный характер, который вызывает у учеников интерес к изучаемой теме и предмету, повышает мотивацию учеников.

Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Интегрирование повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.

Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998). Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос «Почему?".

Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Используются проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов:

Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?

Почему белые медведи не едят пингвинов?

Из чего состоят облака?

А что тяжелее: воздух или вода?

А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым.  А в Канарском течении температура воды +22 градуса. Но оно является холодным. Почему?                                                         

В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т   кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

        Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Технология инверсионного обучения

Изначально технология инверсионного обучения имела цель создать такую модель построения урока, при которой знания не даются в готовом виде, а формируются самим школьником в процессе логической обработки предоставляемой ему на уроке информации. Для этого классический урок был перевернут на 180°. Предполагается, что начинаться он должен с проверки знаний, которых пока еще у ученика нет, а в ходе этой проверки, опираясь на подсказки учителя, ученик сам сформирует нужные ему знания. Поскольку данный урок строится как противоположность классическому преподаванию, то ему дали название «инверсионный», от латинского inversio, что означает «переворачивание или перестановка».

Таким образом, начальная стадия урока представляет собой некое задание или действие, которое ученик не может сделать по определению, поскольку не владеет нужной информацией или навыками, но может и способен сделать при определенной помощи, со стороны учителя. По сути, речь идет о процессе переноса обучения из зоны актуального развития в зону ближайшего развития, о чем много писал классик нашей психологии Л.С. Выготский еще 100 лет назад, но что так и не было окончательно реализовано в отечественном образовании.

На второй стадии урока учащиеся работают над заданием, опираясь на подсказки, заранее приготовленные учителем и включая свое логическое мышление. Здесь возможна как групповая, так и индивидуальная работа. В конце урока ученики формулируют выводы и делают итоговое задание, ориентирование на создание нейронных связей в коре головного мозга.

НАЧАЛО УРОКА

После необходимого оргмомента идет начальная стадия урока. Она представляет собой некое задание или действие, которое ученик не может сделать по определению, поскольку не владеет нужной информацией или навыками, но может и способен сделать при определенной помощи, со стороны учителя.

Второй этап урока

На второй стадии урока учащиеся работают над заданием, опираясь на подсказки, заранее приготовленные учителем и включая свое логическое мышление. Здесь возможна как групповая, так и индивидуальная работа. В конце урока ученики формулируют выводы и делают итоговое задание, ориентирование на созданные в ходе урока нейронные связи в коре головного мозга.

Третий этап урока

Это письменная фиксация полученных знаний. Для того, чтобы знания были усвоены кора головного мозга должна обратиться к имеющейся информации и систематизировать ее. Письменное изложение полученных знаний совершенно необходимо, но оно не должно быть подробным, а конспективным. Только основное!!!

Четвертый этап

Это некая логическая задача, где ученик должен применить полученные знания на практике. В этой части урока реализуется практическая направленность обучения, которую требуют новые стандарты образования.

После этого идет этап рефлексии, который ничем не отличается от ранее озвученных требований ФГОСа.

Таким образом урок инверсионного обучения состоит из 5 логических этапов:

  1. Постановка задачи.

  2. Решение задачи с опорой на подсказки учителя.

  3. Воспроизведение полученной информации

  4. Логическая обработка полученной информации

  5. Рефлексия.

  6. Технологическая карта урока при инверсионной технологии построения урока выглядит следующим образом:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Оргмомент




2

Постановка задачи




3

Решение задачи с опорой на подсказки учителя




4

Воспроизведение знаний




5

Логическая обработка знаний




6

Рефлексия




7

Домашнее задание






Работа в инверсионной технологии предполагает наличие специально созданной презентации или раздаточного материала, который содержит элементы необходимой информации для решения поставленной учебной задачи.

Здоровьесберегающие технологии.

В организации и проведении урока необходимо применять здоровьесберегающие технологии:

Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.



Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению:

значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;

вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

формируется социальный опыт к труду в общении;

способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека, а также способствуют развитию нравственно – эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.

В результате использования различных современных технологий на уроках географии:

«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;

«сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;

развивается умение взять ответственность на себя;

развивается умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их;

появляется стремление аргументировать свои решения;

более легко и прочно проходит усвоение программного материала;

доброжелательнее становится отношение друг к другу;

тщательнее и добросовестнее дети подходят к выполнению работы;

развивается умение работать с разными источниками информации;

развивается умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).

Работая с детьми, необходимо искать такие приемы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.  Используя инновационные методы, можно добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, оказать огромное влияние на формирование универсальных учебных действий (УУД).                               

    Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач.  Задачи, которые решают рассмотренные и используемые нами технологии тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.

Только достойное школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной.

Педагог современной школы для реализации новой парадигмы образования должен обладать соответствующими профессиональными качествами. Я считаю, что формирование умений проектировать индивидуальные педагогические технологии и применять их в работе становится важнейшей составной частью подготовки творчески работающего педагога, особенно при необходимости охватить различные стороны развивающейся системы образования и самосовершенствования.