СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по физике с учётом национально- регионального компонента полуострова Таймыр обогатит и разнообразит  учебное занятие, повысит  мотивацию учеников

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии»

ТАЙМЫРСКИЙ ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»









УСПЕНСКАЯ Н.П.










РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

НА УРОКАХ ФИЗИКИ








Содержание


Пояснительная записка …………………………………………стр.2

Разделы с содержанием НРК……………………………………. стр.3

КТП………………………………………………………………... стр.7

Основной материал……………………………………………… стр.11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Концепция модернизации российского образования была утверждена Правительством РФ 29.12.2002 г., к числу приоритетных задач в сфере образования было отнесено создание условий для повышения качества образования.

В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни и радикальных перемен в области образования, особую значимость приобретает система национально-регионального образования.

В соответствии с решением Коллегии Управления образования Администрации Таймырского автономного округа/ТАО/ от 16.02.2004 г. был разработан стандарт национально-регионального компонента /нрк/. По решению Управления образования Администрации ТАО Госстандарт общего образования (НРК) введён в практику работы образовательных учреждений с 1 сентября 2005-2006 учебного года. В целях отбора содержания НРК, создания и апробации практических материалов на базе муниципального образования ТМКОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа № 1» была открыта региональная экспериментальная площадка.

Разработчиком содержания национально-региональной составляющей в учебной дисциплине «Физика» была Успенская Н.П.. Результатом деятельности стал КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН общей программы по внедрению НРК в преподавание физики.

Цели и задачи обучения с использованием национально регионального компонента:

- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности.

- Обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора.

- Формирование высоконравственной личности.

- Развитие познавательного интереса к изучению родного края.

- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

- Применение знаний и умений в повседневной жизни.


- развивать умения решать задачи по материалам на местную тематику;

- формировать умения отвечать на качественные вопросы наблюдаемых природных явлений родного края,

- учить делать выводы; давать полный ответ из 3-5 предложений с соблюдением «логических шагов» для обоснования своего утверждения или доказательства высказанной мысли;

развивать интеллектуальные умения по решению задач, связанные с конкретной жизненной ситуацией на Таймыре.

- проводить мониторинг динамики учебных достижений.

- выявлять типичные ошибки, намечать пути их преодоления.

С введением Федеральных Государственных образовательных стандартов всех трёх поколений и Федеральной основной общеобразовательной программы система национально регионального компонента не потеряла своей значимости и актуальности.






Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

/использование национально-регионального компонента на уроках физики*/





п/п

Раздел

Тема урока

Содержание национально-регионального

компонента

1

Движение и взаимодействие тел

Скорость

Расчёт времени движения до посёлков округа различных видов транспорта. Определение скорости движения живот-

ных и птиц при перемещении по тундре. Расчёт расстояний до точек в тундре при использовании различных видов передвижения.

2


Плотность вещества

Решение задач на определение массы, объёма, плотности полезных ископаемых Таймыра.

3


Сила тяжести

Сравнение силы тяжести различных тел из обихода жителей Таймыра и животного мира Таймыра.

4


Сила трения

Увеличение и уменьшение силы трения при использовании средств передвижения по тундре в разное время года.

5

Работа и мощность

Мощность

Определение быстроты работы подручными средствами, используемыми в обиходе. Рассмотреть варианты механизмов.

6


Простые механизмы

Применение разных видов приспособле-

ний для строительства чумов и балков, переноске тяжестей, учёт при констру-ировании нарт и других средств быта

7

Строение вещества

Диффузия

Объяснение явления на примере улавли-вания запахов животными тундры. Заго-товление пищи впрок.

8


Смачивание и капиллярность

Свойства шкур при изготовлении одежды

9


Агрегатные состояния вещества

Отличительные свойства льда, снега, пара. Использование в быту. Народный фольклор.

10

Давление твёрдых тел, жидкостей, газа

Давление и сила давления

Увеличение и уменьшение давления при использовании предметов быта и при использовании средств передвижения

11


Барометр-анероид

«Живые барометры» - животные и растения тундры могут предсказать погоду. Народные приметы

12


Атмосферное давление

Отличительные стороны атмосферного давления на Севере. Состояние погоды, природные явления, связанные с ним. Народные приметы.

13


Плавание тел

Учёт условий плавания тел при работе рыбаков на реках и озёрах Таймыра. Рассмотреть варианты предложенных средств плавания по летней тундре.

14


Плавание судов

Виды судов на Таймыре, их использо-вание, необходимость этого вида транс-порта. Рассмотреть предложенные виды судов. Охрана окружающей среды.

15


Воздухоплавание

Виды воздушного транспорта на Таймыре. Необходимость его. Рассмотреть варианты предложенных средств перелёта.

16

Динамика

Использование энергии воды и ветра

Рассмотреть предложенные варианты использования энергии воды и ветра на Таймыре.

17

Колебания и волны

Звук в различных средах

Скорость распространения звука зимой и летом. У реки, озера, в тундре. Голоса животных и птиц тундры.

Музыкальные инструменты жителей Таймыра.

18

Внутренняя энергия

Теплообмен в природе и технике.

Особенности национальной одежды жителей Таймыра. Свойство сохранять тепло в чуме. Рассмотреть варианты одежды и жилища жителей Таймыра.

19

Изменение агрега-тных состояний вещества

Плавление и от-вердевание крис-таллических тел

Решение задач на расчёт количества теплоты при таянии снега и льда при приготовлении пищи в условиях тундры

20


Количество теп-лоты, выделяю-щееся при сгора-нии различных видов топлива

Решение задач на расчёт количества теплоты, полученного при сгорании топлива, используемого в посёлках Таймыра и г.Дудинка. Рассмотреть варианты видов топлива, которые пригодны на Таймыре.

21


Испарение и конденсация

Природные явления Таймыра объясняющиеся испарением и конденсацией. Народные приметы, загадки, поговорки.

22


Двигатель внутреннего сгорания

Использование ДВС в современных видах транспорта, работающих на Таймыре. Рассмотреть варианты видов транспорта для использования на Таймыре с оберегающей функцией природы Таймыра.

23

Электрические явления

Электризация тел

Примеры к предметов одежды и обихода.Проявление электризации в северных условиях. Суеверия народностей Таймыра. Использование шаманами.

24


Громоотвод

Применение молниеотвода на предприятиях НПР.Природные электрические явления на Таймыре (гроза,молния). Народный фольклор.


25


Лампа накаливания


История электрификации Таймыра

26

Электромагнитные явления

Постоянные магниты

История открытия магнитного железняка на Таймыре. Применение магнитов в истории народов Таймыра. Особенности магнитного поля Севера.

27


Телеграфная связь

История развития телеграфной связи на Таймыре. Использование в посёлках

28

Оптические явления

Распространение света

Особенности распространения света на Севере. Продолжительность дня. Полярный день. «Северные тени» - использование народностями Таймыра.

29


Отражение света

Отличие отражения света от земли, снега, льда, водной поверхности.

30


Преломление света

Скорость распространения света в морозном воздухе, тумане.

31


Близорукость и дальнозоркость

Какие чаще других недостатки зрения встречаются у коренных жителей Таймыра. С чем это связано.

32

Гравитационные явления

Сила тяжести

Отличие значения силы тяжести на экваторе и Северном полюсе.

33


Свободное падение

Определение ускорения свободного падения в Дудинке.

34

Квантовые явления

Радиационный фон на Таймыре

Отличие радиационного фона других регионов

35

Ядерный реактор

Использование на атомных ледоколах

экскурсия



* разработано в соответствии с нормативными документами Минобрнауки РФ: Федеральный компонент государственного стандарта общего (среднего) образования по физике(2021 г.). Федеральный базисный учебный план (2024 г.). Сочетается с разными учебно-методическими пособиями рекомендованными МО РФ.












Календарно-тематическое планирование уроков с содержанием национально-регионального компонента /НРК/ по физике

в расчёте 10% от общего числа уроков по программе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта и Федеральной основной общеобразовательной программы




Раздел курса / тема урока

Кол-во

часов

по прогр.

Число

уроков

НРК

7 класс I полугодие




ВВЕДЕНИЕ.Физика и её роль в познании окружающего мира

6

-

Первоначальные сведения о строение вещества

5

-

ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

21

3

  1. Механическое движение.

«Расчёт пути и времени движения»



1

2.Плотность вещества.

«Расчёт массы и объёма тела»



1

3.Силы.

«Сила трения»



1

7 класс II полугодие




ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ»

21

3

1. «Давление в природе и технике»


1

2. «Барометр-анероид»


1

3. «Плавание судов»


1

РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ

12

1

«Мощность»


1

Резервное время

3


ВСЕГО

68

7

8 КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ




ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

13

2

Виды теплопередачи.

«Теплопроводность»

«Энергия топлива»



1

1

АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

14

2

«Испарение жидкости»

«ДВС и охрана окружающей среды»


1

1

8 класс II полугодие




ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

27

2

1.Электризация тел

«Электризация тел в условиях Севера»



1

2.Электрический ток

«Электрическое сопротивление»



1

3.Работа и мощность тока.

«Лампа накаливания»



1

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

10

1

«Электрический двигатель»


1

Резервное время

4





ВСЕГО

68

7

9 КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ




МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

40


1. «Ускоренное движение»

2. «Ускорение свободного падения»

3. «Закон сохранения импульса»

4.»Закон сохранения энергии»


1

1

1

1




МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

15

1

«Звуковые волны»


1

Электромагнитное поле и электромагнитные волны

6


9 класс II полугодие




СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

15

1

«Близорукость и дальнозоркость»


1

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

17

2

«Биологическое действие радиации»


1

Повторительно-обобщающий модуль

9


ВСЕГО

102

11



Календарно-тематическое планирование

уроков НРК по физике




тема

Кол-во часов

Сроки

7-е классы



Строение вещества

6 часов / 2-частично


1. Смачивание и капиллярность

частично


2. диффузия

частично


Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21 часа / 2 урока + 1

частично


1.Атмосферное давление на крайнем Севере

1 час


2.Барометр-анероид

частично


3.Плавание судов

1 час


Работа, мощность, энергия



8-е классы



Внутренняя энергия

13 часов / 2 урока


1. Теплообмен в природе

1 час


2. Теплообмен в национальной одежде и жилище

1 час


Изменение агрегатного состояния

вещества

14 часов / 1 урок +

1 частично


1.Испарение и конденсация

1 час


2. ДВС и виды топлива . Транспорт крайнего Севера

Частично


Электрические явления

27 часов / 1 урок +

1 частично



Электризация в условиях крайнего Севера

1 час


Электромагнитные явления

10 часов/1 урок


Магнитное поле полуострова Таймыр

1 час





9-е классы



Механические явления

40 часов / 4 урока=

1 частично


1.Сила тяжести в условиях крайнего севера

частично


2. Свободное падение. Ускорение свободного падения за полярным кругом

1 час


3.закон сохранения импульса

1 час


4. мощность

1 час


Механические колебания и волны

15 часов/ 2 урока


1. маятники

1 час


2. распространение звука над водоёмом и в тундре

1 час


Световые явления

15 часов /2 часа


  1. Полярная ночь

1 час


  1. Близорукость, дальнозоркость у коренных жителей Таймыра

1 час


Квантовые явления

17 часов/ 3 урока


1.радиоактивность за полярным кругом

1 час


2. биологическое действие радиации

1 час


  1. Атомные ледоколы \экскурсия\

1 час


ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом всех внесенных изменений и дополнений

  • Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования

  • Учебно-методическое пособие для 7-9 классов:

    • Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – М.: Дрофа, 2017

    • Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – М.: Экзамен, 2020

  • Методическое пособие для каждого класса:

    • Физика. 7 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович – М.: Дрофа, 2015

    • Физика. 8 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович – М.: Дрофа, 2015

    • Физика. 9 класс. Методическое пособие / Е.М. Гутник, О.А. Черникова – М.: Дрофа, 2016

Учебники:

И.М.Перышкин, А.И.Иванов. Физика.7 класс, базовый уровень. Учебник. Допущено Министерством просвещения РФ. 4-е издание, стереотипное.:М.Просвещение, 2024

И.М.Перышкин, А.И.Иванов. Физика.8 класс, базовый уровень. Учебник. Допущено Министерством просвещения РФ. 4-е издание, стереотипное.:М.Просвещение, 2024

И.М.Перышкин, Е.М.гутник, А.И.Иванов., м.А.ПетроваФизика.9 класс, базовый уровень. Учебник. Допущено Министерством просвещения РФ. 4-е издание, стереотипное.:М.Просвещение, 2024





















13