ТАЙМЫРСКИЙ ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»
УСПЕНСКАЯ Н.П.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………стр.2
Разделы с содержанием НРК……………………………………. стр.3
КТП………………………………………………………………... стр.7
Основной материал……………………………………………… стр.11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция модернизации российского образования была утверждена Правительством РФ 29.12.2002 г., к числу приоритетных задач в сфере образования было отнесено создание условий для повышения качества образования.
В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни и радикальных перемен в области образования, особую значимость приобретает система национально-регионального образования.
В соответствии с решением Коллегии Управления образования Администрации Таймырского автономного округа/ТАО/ от 16.02.2004 г. был разработан стандарт национально-регионального компонента /нрк/. По решению Управления образования Администрации ТАО Госстандарт общего образования (НРК) введён в практику работы образовательных учреждений с 1 сентября 2005-2006 учебного года. В целях отбора содержания НРК, создания и апробации практических материалов на базе муниципального образования ТМКОУ «Дудинская средняя общеобразовательная школа № 1» была открыта региональная экспериментальная площадка.
Разработчиком содержания национально-региональной составляющей в учебной дисциплине «Физика» была Успенская Н.П.. Результатом деятельности стал КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН общей программы по внедрению НРК в преподавание физики.
Цели и задачи обучения с использованием национально регионального компонента:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности.
- Обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора.
- Формирование высоконравственной личности.
- Развитие познавательного интереса к изучению родного края.
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.
- Применение знаний и умений в повседневной жизни.
- развивать умения решать задачи по материалам на местную тематику;
- формировать умения отвечать на качественные вопросы наблюдаемых природных явлений родного края,
- учить делать выводы; давать полный ответ из 3-5 предложений с соблюдением «логических шагов» для обоснования своего утверждения или доказательства высказанной мысли;
развивать интеллектуальные умения по решению задач, связанные с конкретной жизненной ситуацией на Таймыре.
- проводить мониторинг динамики учебных достижений.
- выявлять типичные ошибки, намечать пути их преодоления.
С введением Федеральных Государственных образовательных стандартов всех трёх поколений и Федеральной основной общеобразовательной программы система национально регионального компонента не потеряла своей значимости и актуальности.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
/использование национально-регионального компонента на уроках физики*/
№ п/п | Раздел | Тема урока | Содержание национально-регионального компонента |
1 | Движение и взаимодействие тел | Скорость | Расчёт времени движения до посёлков округа различных видов транспорта. Определение скорости движения живот- ных и птиц при перемещении по тундре. Расчёт расстояний до точек в тундре при использовании различных видов передвижения. |
2 | | Плотность вещества | Решение задач на определение массы, объёма, плотности полезных ископаемых Таймыра. |
3 | | Сила тяжести | Сравнение силы тяжести различных тел из обихода жителей Таймыра и животного мира Таймыра. |
4 | | Сила трения | Увеличение и уменьшение силы трения при использовании средств передвижения по тундре в разное время года. |
5 | Работа и мощность | Мощность | Определение быстроты работы подручными средствами, используемыми в обиходе. Рассмотреть варианты механизмов. |
6 | | Простые механизмы | Применение разных видов приспособле- ний для строительства чумов и балков, переноске тяжестей, учёт при констру-ировании нарт и других средств быта |
7 | Строение вещества | Диффузия | Объяснение явления на примере улавли-вания запахов животными тундры. Заго-товление пищи впрок. |
8 | | Смачивание и капиллярность | Свойства шкур при изготовлении одежды |
9 | | Агрегатные состояния вещества | Отличительные свойства льда, снега, пара. Использование в быту. Народный фольклор. |
10 | Давление твёрдых тел, жидкостей, газа | Давление и сила давления | Увеличение и уменьшение давления при использовании предметов быта и при использовании средств передвижения |
11 | | Барометр-анероид | «Живые барометры» - животные и растения тундры могут предсказать погоду. Народные приметы |
12 | | Атмосферное давление | Отличительные стороны атмосферного давления на Севере. Состояние погоды, природные явления, связанные с ним. Народные приметы. |
13 | | Плавание тел | Учёт условий плавания тел при работе рыбаков на реках и озёрах Таймыра. Рассмотреть варианты предложенных средств плавания по летней тундре. |
14 | | Плавание судов | Виды судов на Таймыре, их использо-вание, необходимость этого вида транс-порта. Рассмотреть предложенные виды судов. Охрана окружающей среды. |
15 | | Воздухоплавание | Виды воздушного транспорта на Таймыре. Необходимость его. Рассмотреть варианты предложенных средств перелёта. |
16 | Динамика | Использование энергии воды и ветра | Рассмотреть предложенные варианты использования энергии воды и ветра на Таймыре. |
17 | Колебания и волны | Звук в различных средах | Скорость распространения звука зимой и летом. У реки, озера, в тундре. Голоса животных и птиц тундры. Музыкальные инструменты жителей Таймыра. |
18 | Внутренняя энергия | Теплообмен в природе и технике. | Особенности национальной одежды жителей Таймыра. Свойство сохранять тепло в чуме. Рассмотреть варианты одежды и жилища жителей Таймыра. |
19 | Изменение агрега-тных состояний вещества | Плавление и от-вердевание крис-таллических тел | Решение задач на расчёт количества теплоты при таянии снега и льда при приготовлении пищи в условиях тундры |
20 | | Количество теп-лоты, выделяю-щееся при сгора-нии различных видов топлива | Решение задач на расчёт количества теплоты, полученного при сгорании топлива, используемого в посёлках Таймыра и г.Дудинка. Рассмотреть варианты видов топлива, которые пригодны на Таймыре. |
21 | | Испарение и конденсация | Природные явления Таймыра объясняющиеся испарением и конденсацией. Народные приметы, загадки, поговорки. |
22 | | Двигатель внутреннего сгорания | Использование ДВС в современных видах транспорта, работающих на Таймыре. Рассмотреть варианты видов транспорта для использования на Таймыре с оберегающей функцией природы Таймыра. |
23 | Электрические явления | Электризация тел | Примеры к предметов одежды и обихода.Проявление электризации в северных условиях. Суеверия народностей Таймыра. Использование шаманами. |
24 | | Громоотвод | Применение молниеотвода на предприятиях НПР.Природные электрические явления на Таймыре (гроза,молния). Народный фольклор. |
25 | | Лампа накаливания | История электрификации Таймыра |
26 | Электромагнитные явления | Постоянные магниты | История открытия магнитного железняка на Таймыре. Применение магнитов в истории народов Таймыра. Особенности магнитного поля Севера. |
27 | | Телеграфная связь | История развития телеграфной связи на Таймыре. Использование в посёлках |
28 | Оптические явления | Распространение света | Особенности распространения света на Севере. Продолжительность дня. Полярный день. «Северные тени» - использование народностями Таймыра. |
29 | | Отражение света | Отличие отражения света от земли, снега, льда, водной поверхности. |
30 | | Преломление света | Скорость распространения света в морозном воздухе, тумане. |
31 | | Близорукость и дальнозоркость | Какие чаще других недостатки зрения встречаются у коренных жителей Таймыра. С чем это связано. |
32 | Гравитационные явления | Сила тяжести | Отличие значения силы тяжести на экваторе и Северном полюсе. |
33 | | Свободное падение | Определение ускорения свободного падения в Дудинке. |
34 | Квантовые явления | Радиационный фон на Таймыре | Отличие радиационного фона других регионов |
35 | Ядерный реактор | Использование на атомных ледоколах | экскурсия |
* разработано в соответствии с нормативными документами Минобрнауки РФ: Федеральный компонент государственного стандарта общего (среднего) образования по физике(2021 г.). Федеральный базисный учебный план (2024 г.). Сочетается с разными учебно-методическими пособиями рекомендованными МО РФ.
Календарно-тематическое планирование уроков с содержанием национально-регионального компонента /НРК/ по физике
в расчёте 10% от общего числа уроков по программе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта и Федеральной основной общеобразовательной программы
Раздел курса / тема урока | Кол-во часов по прогр. | Число уроков НРК |
7 класс I полугодие | | |
ВВЕДЕНИЕ.Физика и её роль в познании окружающего мира | 6 | - |
Первоначальные сведения о строение вещества | 5 | - |
ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 21 | 3 |
Механическое движение. «Расчёт пути и времени движения» | | 1 |
2.Плотность вещества. «Расчёт массы и объёма тела» | | 1 |
3.Силы. «Сила трения» | | 1 |
7 класс II полугодие | | |
ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ» | 21 | 3 |
1. «Давление в природе и технике» | | 1 |
2. «Барометр-анероид» | | 1 |
3. «Плавание судов» | | 1 |
РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ | 12 | 1 |
«Мощность» | | 1 |
Резервное время | 3 | |
ВСЕГО | 68 | 7 |
8 КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ | | |
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 13 | 2 |
Виды теплопередачи. «Теплопроводность» «Энергия топлива» | | 1 1 |
АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА | 14 | 2 |
«Испарение жидкости» «ДВС и охрана окружающей среды» | | 1 1 |
8 класс II полугодие | | |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 27 | 2 |
1.Электризация тел «Электризация тел в условиях Севера» | | 1 |
2.Электрический ток «Электрическое сопротивление» | | 1 |
3.Работа и мощность тока. «Лампа накаливания» | | 1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 10 | 1 |
«Электрический двигатель» | | 1 |
Резервное время | 4 | |
| | |
ВСЕГО | 68 | 7 |
9 КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ | | |
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 40 | |
1. «Ускоренное движение» 2. «Ускорение свободного падения» 3. «Закон сохранения импульса» 4.»Закон сохранения энергии» | | 1 1 1 1 |
| | |
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 15 | 1 |
«Звуковые волны» | | 1 |
Электромагнитное поле и электромагнитные волны | 6 | |
9 класс II полугодие | | |
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 15 | 1 |
«Близорукость и дальнозоркость» | | 1 |
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 17 | 2 |
«Биологическое действие радиации» | | 1 |
Повторительно-обобщающий модуль | 9 | |
ВСЕГО | 102 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
уроков НРК по физике
тема | Кол-во часов | Сроки |
7-е классы | | |
Строение вещества | 6 часов / 2-частично | |
1. Смачивание и капиллярность | частично | |
2. диффузия | частично | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 21 часа / 2 урока + 1 частично | |
1.Атмосферное давление на крайнем Севере | 1 час | |
2.Барометр-анероид | частично | |
3.Плавание судов | 1 час | |
Работа, мощность, энергия | | |
8-е классы | | |
Внутренняя энергия | 13 часов / 2 урока | |
1. Теплообмен в природе | 1 час | |
2. Теплообмен в национальной одежде и жилище | 1 час | |
Изменение агрегатного состояния вещества | 14 часов / 1 урок + 1 частично | |
1.Испарение и конденсация | 1 час | |
2. ДВС и виды топлива . Транспорт крайнего Севера | Частично | |
Электрические явления | 27 часов / 1 урок + 1 частично | |
Электризация в условиях крайнего Севера | 1 час | |
Электромагнитные явления | 10 часов/1 урок | |
Магнитное поле полуострова Таймыр | 1 час | |
| | |
9-е классы | | |
Механические явления | 40 часов / 4 урока= 1 частично | |
1.Сила тяжести в условиях крайнего севера | частично | |
2. Свободное падение. Ускорение свободного падения за полярным кругом | 1 час | |
3.закон сохранения импульса | 1 час | |
4. мощность | 1 час | |
Механические колебания и волны | 15 часов/ 2 урока | |
1. маятники | 1 час | |
2. распространение звука над водоёмом и в тундре | 1 час | |
Световые явления | 15 часов /2 часа | |
Полярная ночь | 1 час | |
Близорукость, дальнозоркость у коренных жителей Таймыра | 1 час | |
Квантовые явления | 17 часов/ 3 урока | |
1.радиоактивность за полярным кругом | 1 час | |
2. биологическое действие радиации | 1 час | |
Атомные ледоколы \экскурсия\ | 1 час | |
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом всех внесенных изменений и дополнений
Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования
Учебно-методическое пособие для 7-9 классов:
Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – М.: Дрофа, 2017
Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – М.: Экзамен, 2020
Методическое пособие для каждого класса:
Физика. 7 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович – М.: Дрофа, 2015
Физика. 8 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович – М.: Дрофа, 2015
Физика. 9 класс. Методическое пособие / Е.М. Гутник, О.А. Черникова – М.: Дрофа, 2016
Учебники:
И.М.Перышкин, А.И.Иванов. Физика.7 класс, базовый уровень. Учебник. Допущено Министерством просвещения РФ. 4-е издание, стереотипное.:М.Просвещение, 2024
И.М.Перышкин, А.И.Иванов. Физика.8 класс, базовый уровень. Учебник. Допущено Министерством просвещения РФ. 4-е издание, стереотипное.:М.Просвещение, 2024
И.М.Перышкин, Е.М.гутник, А.И.Иванов., м.А.ПетроваФизика.9 класс, базовый уровень. Учебник. Допущено Министерством просвещения РФ. 4-е издание, стереотипное.:М.Просвещение, 2024
13