Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе.
Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.
Если говорить о детях то, те, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в систему финансирования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и преподавателя.
Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- коммуникативное обучение;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- диалог культур;
- информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.
- дидактическая многомерная технология;
- групповые технологии;
- КСО
- компетентностный подход;
- деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
- личностно-ориентированный подход
Организационные формы:
- учебная исследовательская деятельность;
- изготовление учебных продуктов;
- работа в системе погружения.
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Нужно отметить самое важное, все педагогические технологии должны быть направлены на повышение качества образования учащихся.
1.1 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении
В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Таким образом, под качеством образования в данном проекте понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социаль-ным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:
качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе,
качества организации образовательного процесса (образовательные технологи, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения),
качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения),
качества образовательной программы,
качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании),
качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности
качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
качества потенциала обучающихся,
качества знаний.
1. 2. Организационные условия обеспечения и управления качеством образования
Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.
Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать:
1) наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов.
2) организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем.
3) наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам.
4) использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты.
5) наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением.
6) наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования.
7) наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.
Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении починяется следующим принципам:
- ориентация на требования внешних пользователей. Учреждение поддерживает взаимовыгодные отношения с заказчиками как внешними (социум), так и внутренним (родители), с целью обеспечения обмена информацией с заказчиками и выполнения их требований.
- учет потребностей системы образования;
- стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.
- учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов.