Педагогические технологии. Технология развития критического мышления
Современный учитель расширяет свои возможности за счет интеграции знаний по преподаваемому предмету и современных педагогических технологий, которые способствуют значительному повышению качества образования.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся педагогические технологии:
Технология развития критического мышления
Информационно – коммуникационная технология
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровьесберегающие технологии
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс – технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества.
13. Технологии уровневой дифференциации
14. Групповые технологии.
15. Традиционные технологии (классно-урочная система)
Технология развития критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно, мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
Основные методические приемы развития критического мышления:
1. Прием «Кластер»;
2. Таблица;
3. Учебно- мозговой штурм;
4. Интеллектуальная разминка;
5. Зигзаг, зигзаг - 2;
6. Прием «Инсерт»;
7. Эссе;
8. Приём «Корзина идей»;
9. Приём «Составление синквейнов»;
10. Метод контрольных вопросов;
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»;
12. Круги по воде;
13. Ролевой проект;
14. Да – нет;
15. Приём «Чтение с остановками»;
16. Приём « Взаимоопрос»;
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»;
18. Приём « Перекрёстная дискуссия».
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме);
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями);
Осмысление содержания;
Информационная (получение новой информации по теме);
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания);
Рефлексия;
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
Информационная (приобретение нового знания);
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса);
Рассмотрим эти стадии подробно.
Базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление".
1-й этап – это «Вызов» (мотивация). На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Учитель должен постараться вызвать интерес, создать ситуацию вызова заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном.
2-й этап – это «Осмысление». На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Систематизирует информацию, учится формулировать вопросы, сравнивает старую и новую информацию. На этом этапе происходит формирование собственной позиции, понимание материала.
3-й этап – это «Рефлексия». Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания, перерабатывают информацию и активно её анализируют.
Таким образом в ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, выстраивают логические цепи доказательств, выражают свои мысли.
Литература:
1.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.;
2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика, М., 2002;