Просмотр содержимого документа
«Педагогические умения»
Педагогические умения
Говоря об умениях учителя в целом, считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основаниям:
1. умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;
2. умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3. умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей, конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации».
Знания учителя, необходимые для овладения педагогической техникой, включают в себе психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания. Психолого-педагогические знания, в свою очередь, включают:
-Знание методологических основ и категорий педагогики;
-Знание закономерностей социализации и развития личности;
-Знание сущности, целей и технологий воспитания и обучения;
-Знание законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
А. И. Щербаков, А. В. Мудрик выделяют три основных группы умений:
1. умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;
2. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3.умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.
А. К. Маркова выделяет следующие умения учителя:
1. умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
2. умения, отвечающие на вопрос «чему, кого и как учить»;
3. умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики;
4. умения постановки широкого спектра коммуникативных задач;
5. умения, способствующие достижению высоких уровней общения;
6. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии;
7. умения осознавать перспективу своего профессионального развития;
8. умения определять характеристики знаний учащихся, определять состояние их деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года;
9. умения оценивать состояния воспитанности и воспитуемости школьников.