Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия охраны здоровья младшего школьника»
Педагогические условия охраны здоровья младшего школьника
С приходом ребёнка в образовательное учреждение родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения его здоровья и полноценного развития. Во взаимодействие с семьёй вступают не только педагоги, но и медицинские работники и другие категории работников. От слаженной работы всех структур зависит здоровье ребёнка.
Педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков, осанки и физической работоспособности в процессе занятий.
Если дошкольник в большинстве случаев двигается достаточно, то при поступлении в школу двигательная активность детей снижается сразу же на 50%. Насыщенная учебная программа вынуждает школьника проводить многие часы за партой. И если к этому прибавить просмотр телепередач и т.д., то практически для активной мышечной деятельности ребятам не остается времени.
В связи с этим, крайне актуальным является использование в учебном процессе двигательных приемов. Причем стоит отметить, что многовариантные комплексы игровых двигательных приемов следует эффективно использовать как на уроках, переменах и во внеурочной работе в начальной школе.
Модель двигательного режима образовательного учреждения
№ | Виды занятий | Особенности организации |
1. Физкультурно-оздоровительные занятия |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно перед началом занятий на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин. |
2 | Двигательная разминка | Ежедневно на большой перемене. Длительность 7-10 мин. |
3 | Физкультминутки | По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий и уроков. Длительность 3-5 мин. |
4 | Подвижные игры и физические упражнения | Еженедельно, во время «Часа здоровья». Длительность 25-30 мин. |
5 | Прогулки-походы в лес или ближайший парк | Два-три раза в месяц, во время, отведённое для физкультурных занятий, организованных игр и упражнений. Длительность 60-120 мин. |
2. Учебные занятия |
1 | По физической культуре | Три раза в неделю с учётом уровня двигательной активности детей, на открытом воздухе или в зале. Длительность 35-40 мин. | |
3. Самостоятельная двигательная деятельность |
2 | Самостоятельные занятия | Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе, Продолжительность - от индивидуальных особенностей детей. | |
4. Физкультурно-массовые мероприятия |
1 | Неделя здоровья | Два-три раза в год (I, IV четверть). | |
2 | Физкультурный досуг | Один-два раза в месяц на воздухе совместно с параллельными классами. Длительность 50-60 мин. | |
3 | Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе (День Здоровья) | Два-три раза в год. Длительность 75-90 мин. | |
4 | Игры соревнования между классами | Один-два раза в год на воздухе или в зале, длительность 60 мин. | |
5 | Спартакиада по игровым видам спорта | Один раз в год. Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности. Длительность не более 120 мин. | |
5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьёй |
1 | Домашние задания | Определяются специалистом по физической культуре | |
2 | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях | Участие в подготовке, организации и проведении физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, соревнований и т.д. | |
Педагогические условия формирования адекватного и правильного отношения к охране здоровья младшего школьника:
1. наличие общих педагогических требований в системе «ученик-учитель-родитель» по организации и самоорганизации охраны здоровья;
2. практическая включенность всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;
3. личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к формированию правильного отношения к охране здоровья;
4. выбор правильной и своевременной диагностики состояния здоровья учащихся начальной школы;
5. формирование у учащихся отношения к охране здоровья по средством знаний о состоянии своего здоровья;
6. организация и соблюдение правильного режима дня;
7. своевременное и систематическое применение многовариативного комплекса игровых двигательных приемов, направленных на формирование правильной осанки, на профилактику развития сколиоза;
8. своевременное и систематическое применение модели двигательного режима.
Учителя, родители, врачи несут ответственность за здоровье нового поколения. Здоровье - это не столько прекрасно организованное лечение, сколько высокое чувство ответственности каждого человека за свое здоровье и здоровье окружающих его людей.