© 2021 588 3
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность данной разработки определяется противоречием между потребностью современного общества в человеке, демонстрирующем высокий уровень математической грамотности, и недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития у обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии в основной школе.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Педагогические условия развития математической грамотности у обучающихся
в классах с углубленным изучением химии и биологии
Автор - составитель:
Карасева Ирина Николаевна, учитель математики и информатики
Санкт-Петербург 2020
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя
Элберт Хаббарт
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению.
Концепция развития математического образования в РФ ориентирует образовательные учреждения на создание условий для вывода российского математическое образование на лидирующее положение в мире. Обеспечение данной цели невозможно без повышения привлекательности математики как области знания и осознания обучающимися значения современных математических методов в использовании природных ресурсов, развития экономики и обороноспособности страны.
Поэтому современной общеобразовательной школе предстоит сделать выбор оптимальных форм, методов и средств обучения, обеспечивающих освоение обучающимися основ математической науки и математической грамотности, особенно на уровне основной школы.
Организация образовательного процесса в школе №598 строится на основе выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ) в логике выстроенной структуры (Рис.1.; Приложение 1).
Практика построения ИОМ показывает, что многие обучающиеся «убегая от изучения углубленной математики» выбирают химико-биологические классы и демонстрируют низкий и средний уровень знаний основ математической науки и математической грамотности (по результатам ВПР 4 класса). По данным психолого-педагогических исследований основными причинами такого результата являются:
ситуативный интерес к предметной области «Математика и информатика»;
низкий уровень математических способностей у обучающихся;
педагогическая запущенность обучающихся;
отсутствие контроля со стороны родителей;
слабое физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения;
недостаточный уровень сформированности метапредметных УУД.
Актуальность данной разработки определяется противоречием между потребностью современного общества в человеке, демонстрирующем высокий уровень математической грамотности, и недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития у обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии в основной школе.
Цель: создание педагогических условий для развития математической грамотности у обучающихся 5-9 классов с углубленным изучением химии и биологии как индикатора качества и эффективности математического образования.
Задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы определить педагогические условия развития математической грамотности у обучающихся 5-9 классов с углубленным изучением химии и биологии как индикатора качества и эффективности математического образования.
Выявить и апробировать эффективные технологии, приемы и методы обучения математике в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии в общеобразовательной школе.
Отобрать и апробировать дифференцированные задания для осуществления развивающего контроля и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающимися в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии.
Педагогическая идея:
Развитие математической грамотности у обучающихся в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии будет обеспечено, если в процессе обучения математике в основной школе создаются следующие педагогические условия:
Обеспечение преемственности содержания учебных программ по математике с учетом потребностей обучающихся (ИОМ) и уровнем их математической подготовки.
Побуждение обучающихся к самоопределению и самореализации в освоении математического образования посредством организации самостоятельной поисковой и проектной деятельности, применения игровых технологий и адекватных инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) образовательных результатов.
Использование общедоступных информационных ресурсов в постановке учебных проблемных заданий, решении учебных и жизненных ситуаций прикладного характера.
Методологическое обоснование:
системно-деятельностный подход, с позиции которого процесс обучения математике в классах с углубленным изучением химии и биологии в общеобразовательной школе рассматривается как система навигации проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении учебной дисциплины (Л.Г.Петерсон, Т. И. Шамова и др.);
личностно-ориентированный подход, с позиции которого обучающийся рассматривается как субъект деятельности, проблемная ситуация выступает основой мотивации учения, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося становится объектом сопровождения педагога-наставника и фасилитатора (Н.Л.Галеева, А.К.Маркова, Л.С. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.);
интегративно-развивающий подход предполагает реализацию принципов развития и интеграции в организации процесса обучения математике в основной школе с учетом внешней и внутренней дифференциации. Он позволяет рассматривать развитие субъектов образовательного процесса как интегративный результат рефлексивного соуправления субъектов процесса обучения, отражающего характер их взаимодействия по проблематизации и интеграции содержания обучения. (Е.А.Казакова, А. Я. Найн, И.М. Чередов, Л.А.Шипилина и др.).
Теоретическая база:
идеи развития математической грамотности как способности человека сознавать роль математики в мире, высказывать обоснованные математические суждения и использовать современные математические методы для удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину (М.В.Кларин);
теории активизации учебно-познавательной деятельности и создания ситуации успеха обучающихся (Е.А. Казакова, А.П.Тряпицына, Т.И.Шамова и др.);
теории, раскрывающие особенности проблемно-диалогового обучения (А.М. Матюшкин, Е.Л. Мельникова, и др.);
идеи компетентностного подхода при построении содержания обучения математике и индивидуального образовательного маршрута; подготовке обучающихся к самостоятельной поисковой и проектной деятельности, выбору профиля обучения и будущей профессии (Н.Л.Галеева, А.К. Маркова, А.В.Хуторской и др.);
идеи геймификации и организации развивающего контроля на учебных занятиях (Кевин Ворбак, Л.Г.Петерсон и др.).
Ожидаемые результаты:
Критерием эффективности педагогических условий является положительная динамика уровня развития математической грамотности у обучающихся 5-9 классов с углубленным изучением химии и биологии в основной общеобразовательной школе и их математической подготовки.
Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
Составляющие математической грамотности в программе PISA:
умение находить и отбирать информацию;
производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Уровни математической грамотности:
воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений
установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи
математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
Таблица 1.
Показатели сформированности математической грамотности
Класс | Метапредметные результаты | Математическая грамотность |
5 класс
| Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
6 класс
| Уровень понимания и применения | применяет математические знания для решения разного рода проблем |
7 класс
| Уровень анализа и синтеза | формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
8 класс
| Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
9 класс | Уровень разработки метода решения математической задачи в жизненной ситуации | формулирует, применяет и интерпретирует математику для решения практических задач |
Модель развития математической грамотности у обучающихся в
5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии
Конкретизация целей заявленной методики позволили определить компоненты математической грамотности, которыми должен обладать ученик после освоения содержания учебного материала. Поэтому учителю не составляет труда провести диагностику и оценку усвоения элементов содержания, следовательно, будет осуществлено одно из дидактических требований к формулированию цели: связь целевого и диагностического этапов.
Идеальным достижением цели должно являться приращение личностного опыта обучающегося в результате формирования, изменения, совершенствования и развития математических компетенций обучающихся, что конкретизирует значение принципов, методов и средств обучения, ориентированных на критерии успеха.
Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына [10;11] полагают, что успех (достижение) - получение результата в «зоне ближайшего развития» и отмечаем необходимость формирования субъектно-переживаемого отношения к возможности достижения успеха, проявляемое в выборе направленности (хочу) и степени активности (могу, надо, делаю) при освоении математических компетенций.
Соглашаясь с А.С. Белкиным, мы рассматриваем успех как «результат созданной ситуации успеха (радость достижения, осознание своих возможностей, вера в себя); источник внутренних сил…, рождающий «энергию для преодоления трудностей»; «спусковой механизм дальнейшего движения личности» [2, с.30] и подчеркиваем значение педагогических условий для самораскрытии личности обучающегося, мотивации субъектов образовательного процесса на творчество и достижение успеха в освоении ими математического образования.
Эти позиции позволили нам определить совокупность педагогических условий развития математической грамотности обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии (Рис.2; Приложение 2).
Ссылаясь на мнения современных исследователей [11; 16; 20;] нами выделены принципы реализации заявленных в модели педагогических условий: интеграция, дифференциация, свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.
Интеграция позволяет
сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов;
объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию математической грамотности у школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи;
обеспечивать возможность установления связи между полученными знаниями о математических фактах, методах, выполнении вычислений и конкретной практической деятельностью школьника;
создавать условия для установления связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимого для решения поставленной проблемы.
Д
ифференциация:
определяет разноуровневость всех предлагаемых для выполнения заданий, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче»;
обеспечивает педагогическую поддержку как сильным, так и слабо успевающим обучающимся и предполагает использование рабочих тетрадей, чек-листов;
Свобода выбора
предоставляет обучающимся право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Открытость
предоставляет возможность не только открывать знания, но и показывает их границы, сталкивает обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемых наук.
Деятельность
способствует освоению обучающимися знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
Обратная связь
позволяет регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Рассмотрим особенности педагогических условий развития математической грамотности обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии.
Содержательно-целевой компонент предполагает проведение информационно-аналитический работы и осуществление целеполагания.
Информационно-аналитический блок включает в себя проведение диагностики по следующим методикам:
оценка уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г);
оценка отношения к учебным предметам (П.И.Третьяков);
анализ и оценка продуктов учебной деятельности.
На основе результатов диагностики составляется психолого- педагогическая карта обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии (внутренняя и внешняя дифференциация), осуществляется отбор содержания рабочих учебных программ и учебного материала на занятиях и составляется совместно с учениками индивидуальный образовательный маршрут обучающегося [27].
С целью реализации принципов деятельности, свободы выбора, открытости и интеграции дополнительно используются следующие учебники:
Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика»
И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия»
Особое место отводится выбору стратегий преподавания по компоненту содержания (работа с информацией) – воспроизводящие (репродуктивные), производящие (модифицирующие), творческие (креативные). Для осуществления задач на данном этапе составлены программы для организации внеурочной деятельности:
«Путешествие в страну Геометрия»
«Математика для всех»
В данном случае учитывается степень творчества обучающихся при работе с содержанием изучаемых разделов, тем при изучении школьных предметов естественно-научного цикла. Работа с информацией предполагает способы извлечения информации, ее интерпретации, организации и использования и позволяет определить уровни, характерные признаки и позицию учителя в организации работы с информацией (таблица 2).
Следует отметить, что создание нового продукта может идти двумя путями - по аналогии (аналогово-продуктивный подход) и по качественной новизне (преобразующе-продуктивный подход). Первый подход имеет общие корни с репродуктивностью, хотя сделанный по аналогии продукт можно считать новым.
Организация работы с информацией математического содержания ориентирует педагогов, работающих в химико-биологических классах на формирование и развитие у школьников не только математической грамотности, но и исследовательской компетенции, готовности к техническому проектированию, профессиональному самоопределению. Обучающиеся овладевают технологией создания индивидуальных информационных, исследовательских, творческих и социальных проектов.
Таблица 2.
Стратегии работы с информацией
Уровни | Характерный признак | Позиция учителя и учащихся |
Репродуктивный
| Репродуктивность может быть не только простой, но и сложной. Вся информация должна воспроизводиться учащимися без изменения. Для учащихся не предусмотрены задания проблемного или творческого характера. | Учитель отбирает и организует доставку готовой информации ученику, а ученик в свою очередь должен ее полностью воспринять. Ученику надо вспомнить, прочитать, назвать (перечислить), пересказать, повторить, записать, воспроизвести. |
Производящий (модифицирующий)
| Базовая информация должна учащимися воспроизводиться без каких-либо изменений, при этом они подбирают собственные примеры и иллюстрации, то есть появляется некий новый продукт. Происходит переход от систематического запоминания к началу понимания. | Обучение строится на предельно понятных примерах. Ученик демонстрирует умение подбирать примеры, что является показателем понимания информации. Часть ответа основывается на простом воспроизводстве (репродукции), а часть – на создании нового элемента (или новых элементов) по аналогии. |
Творческий (креативный)
| Базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения и не преподносятся как истины в последней инстанции, преобладает проблемность изложения и открытость обсуждения вопросов | Обучение строится на предельно понятных примерах. Ученик демонстрирует умение подбирать примеры, что является показателем понимания информации. Часть ответа основывается на простом воспроизводстве (репродукции), а часть – на создании нового элемента (или новых элементов) по аналогии. |
Организационно-коммуникативный компонент предполагает организацию учебно-познавательной деятельности и общения субъектов УВП в коллективных формах обучения и оптимальное использование эффективных технологий методов и приемов обучения и воспитания.
Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления [25].
Формы учебно-познавательной деятельности (по И.М.Чередову):
фронтальная - участвует весь класс;
парная - носит односторонний характер, (сильный ученик-консультант помогает отстающему) или двусторонний характер (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка) участвует 2 человека;
групповая - микроколлективы по 3-5-7 учащихся в каждом. Целесообразно иметь в микроколлективах нечетное число членов, одинаковых по успешности учения (гомогенные группы) или разных по успешности (гетерогенные группы).
индивидуальная - участвует по 1человеку весь класс;
индивидуализированная.
Педагогическая технология - продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и осуществлению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Поэтому выделим основные виды деятельности обучающихся и формы контроля и оценки, которые, на наш взгляд, обеспечивают развитии математической грамотности обучающихся (таблица 3).
Таблица 3.
Особенности организации учебно-познавательной деятельности
и контроля на уроках математики
Класс | Показатели сформированности математической грамотности | Виды учебной деятельности обучающихся | Формы контроля и оценки |
5 класс
| Обучающийся находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут, дебаты); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение опытов и экспериментов. деловые и дидактические игры; проектная деятельность; турниры и конкурсы.
| проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в форматах, предусмотренных методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (ВПР, РДР, Олимпиада); Чек-лист; Тесты, проблемно-ориентированные задания
|
6 класс
| Обучающийся применяет математические знания для решения разного рода проблем | ||
7 класс
| Обучающийся формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации | ||
8 класс
| Обучающийся интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | ||
9 класс | Обучающийся формулирует, применяет и интерпретирует математику для решения практических задач |
На основе анализа литературы [4; 11; 21; 23] нами выявлены возможности педагогических технологий, повышающих эффективность заявленных нами педагогических условий развитии математической грамотности обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии (таблица 4).
Таблица 4.
Особенности реализации педагогических технологий
в процессе обучения математики
№ | Название | Цель | Особенности | Механизмы |
1 | Проблемно-диалоговое обучение
| Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания | Поисковые методы; постановка познавательных задач проблемное обучение |
2 | Развивающее обучение
| Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию в деятельности и общении | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
3 | Игровое обучение
| Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений | Организация самостоятельной познавательной деятельности, направленной на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность |
4 | Развитие критического мышления | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | Организация ситуаций, в которых развивается способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения | Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов, осмысление, размышление. |
5 | Проектное обучение | Обеспечить развитие активного поиска истины | Развитие умений находить проблему, стоить гипотезу, формировать доказательства для подтверждения или опровержения этой гипотезы; | Индивидуальная, групповая деятельность. Проведение опыта; рефлексия.
|
Опыт реализации приемов элементов педагогических технологий (таблица 5) для развития математической грамотности на уроках в химико-биологических классах представлен в приложении 3.
Таблица 5.
Тактические приемы обучения математике в основной школе
Цель | Условия и тактические приемы обучения |
Обеспечить развитие критического мышления | Создание ментального образа проблемной ситуации или объекта и расположение его в поле «мысленного взора: ситуация яркого пятна; тема-вопрос; домысливание; группировка; исключение. |
Обеспечить личностно-деятельное освоение знаний, навыков, умений | Обращение к ассоциативному мышлению (задание на построение ассоциативных рядов: по смыслу, образу, времени, месту действия, событиям и др.) и способам коммуникации: подводящий диалог; таблица «толстых» и «тонких» вопросов; генераторы – критики; зигзаг. |
Обеспечить развитие познавательной активности, творческой самостоятельности у обучающихся | Обращение к образу (задания по воспроизведению предметов, событий, явлений с использованием выразительных средств): кластер; таблица; интеллект-карта; опорный конспект. |
Обеспечить развитие активного поиска истины
| Социализация (афиширование, вербализация, театрализация, ролевая игра, предъявление группового продукта): интеллектуальный квест; дерево чувств; рефлексия "Благодарю…". |
Стимуляция обучающихся к постановке как можно большего количества вопросов; необъявленная тема; рефлексия "Плюс – минус – интересно" карта рефлексии. | |
Актуализация личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуицию); портфолио; фотография; коллаж. | |
Обращение к чувственной сфере личности (через использование аудио-, видеопродукции, сенсорно-тактильных ощущений); список известной информации; букет настроения; рефлексия "Синквейн". |
Оценочно-рефлексивный компонент предполагает контроль, оценку и учет работы обучающихся. Одной из важнейших функций контроля и оценки учителя является формирование у учащихся умений и привычки к самоконтролю и самооценке [24].
В учебном процессе различают три вида контроля:
1)внешний контроль учителя за работой ученика;
2)взаимоконтроль учащихся;
3)самоконтроль.
Внешний контроль имеет несколько целей:
установление характера выполнения учащимися заданий учителя;
установление соответствия достигнутого учащимися уровня овладения изучаемыми понятиями принятым нормам;
выявление пробелов и недостатков в их знаниях и умениях;
научение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля;
формирование у них потребности и привычки к самоконтролю.
При этом последние две цели являются наиболее важными. Поэтому постепенно внешний контроль следует заменять взаимоконтролем и самоконтролем.
Результаты контроля выражаются в оценке. В зависимости от типа контроля эта оценка может быть внешней (учителя, одноклассника) или самооценкой.
Всякая оценка выражает степень (уровень) соответствия результатов действий ученика каким-то образцам или нормам.
При оценивании действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих:
с прошлыми действиями того же ученика;
с аналогичными действиями других учеников;
с установленными нормами (образцами) этих действий.
Первый способ оценивания можно назвать личностным, второй - сопоставительным, а третий – нормативным.
Система контроля и оценки должна удовлетворять следующим требованиям:
контроль должен быть систематическим и всеохватывающим;
контролю следует подвергать все без исключения важнейшие действия каждого ученика;
контроль учителя должен постепенно заменяться взаимоконтролем и самоконтролем, для чего при изучении каждого действия следует указывать способы его контроля;
оценивание результатов контроля должно проводиться в сочетании личностного и нормативного способов;
учет результатов оценивания должен быть гласным;
Ниже представлен перечень оценочных средств для организации контроля за сформированностью математической грамотности у обучающихся в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии в общеобразовательной школе (таблица 6).
Таблица 6.
Перечень оценочных средств для организации контроля
сформированности у обучающихся математической грамотности
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ОС |
1 | Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и педагога с целью решения учебных и практико-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные учебные задачи. | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре |
2 | Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Темы докладов, сообщений |
3 | Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Задания для решения кейс-задачи |
4 | Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме, разделу. | Комплект контрольных заданий по вариантам |
5 | Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов |
6 | Портфолио | Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. | Структура портфолио |
7 | Проект | Продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий | Темы групповых и/или индивидуальных проектов |
8 | Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы |
9 | Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов |
10 | Ситуационные задачи | Задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка/вывод. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. | Комплект ситуационных задач |
11 | Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа педагога с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме | Вопросы по темам/разделам дисциплины |
12 | Творческое задание | Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
13 | Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий |
В приложении 4 представлены образцы диагностического инструментария для изучении сформированности математической грамотности у обучающихся в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии в общеобразовательной школе.
Эффективность педагогических условий
Показателем эффективности заявленных условия является развитие познавательной активности обучающихся, которую можно определить путем сопоставления результатов психолого-педагогической диагностики уровней учебной мотивации (рис.2) и оценки отношения к математике как учебной дисциплине (рис.3).
Рис.2. Динамика мотивации учения у обучающихся 5-7 классов
Рис.3. Динамика оценки обучающихся к изучению математике как учебной дисциплине
Рис. 4. Динамика выполнения ВПР обучающимися хим-био классов за 3 года
Очень важно, чтобы информация об учебных достижениях ребят и участии их в разнообразных акциях, конкурсах и интеллектуальных играх стала известна за пределами класса. С этой целью используются все возможности для презентации достижений ребят: сайт школы, статьи в журналах, информационный стенд, объявление благодарности на линейках и т.д.
Наблюдения показывают, что у обучающихся в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии происходят позитивные изменения: они становятся самостоятельнее, стремятся оказать и поддержку одноклассникам в решении математических и прикладных задач, активно участвуют в различных учебно-развивающих мероприятиях (Олимпиады и конкурсы: «Созвездие талантов»,Меташкола, Олимпис, Учи.ру, , Сириус, Кенгуру, Математический кот, Ребус, Потомки Пифагора)
Результаты работы над проблемой развития математической грамотности у обучающихся в химико-биологических классах позволили нами сформировать представления о возможностях педагогического управления образовательным процессом, выявить оптимальные условия для качественного освоения обучающимися ФГОС ООО и основ математического образования.
Дальнейшая разработка исследования возможна в следующих направлениях:
Интегративно-развивающий подход в процессе изучения математики как условие формирования культуры мышления и общения у обучающихся основной школы;
Культурно-образовательная среда на уроке как условие развития математической грамотности у обучающихся в основной школе;
Развитие исследовательских, информационно-коммуникативных и рефлексивных умений обучающихся средствами педагогического управления.
Библиографический список
Аствацатуров, Г.О. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде: практическое пособие / Г.О. Аствацатуров, Л.В. Кочегарова. – М.: Сентябрь, 2012. – 176 с. (Библиотека журнала «Директор школы»)
Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для уч.–М.: Просвещение, 1991. – 176с.
Безрукова, В.С. Всё о современном уроке в школе: работа со словарями /В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2015. – 160 с.
Берджес, Д. Обучение как приключение: Как сделать урок интересным и увлекательным / Джейв Берджес – М.: Альпина Паблишер, 2015. –238 с.
Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.
Буркина, Н. В. Рекомендации по составлению технологической карты (для молодого специалиста) /Н. В. Буркина //Мастер-класс. – 2016. – № 3. – С. 2-6.
Галеева, Н.Л. Образовательная технология ИСУД: реализуем требования ФГОС к образовательным результатам и условиям, обеспечивающим учебный успех ученика – М.: «Книга по Требованию», 2013. – 220с.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники:Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст]:Пособие для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
Кавалерчик, Т.Л. Искусство управления уроком: менеджмент в течение 45 минут /Т.Л. Кавалерчик // Народное образование. – 2014. – №8. – С. 71 – 81.
Казакова, Е. И., Тряпицина, А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). – Спб.: “Петербург-XXI век”, совместно с ЗАО “Пресс-Аташе”, 1997. – 160 с.
Казакова, Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования //Ярославский педагогический вестник.- 2020.- №1(112). -С.8-14.
Капранова,М.И. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО / М.Н. Капранова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 98 с.
Копилка активных приемов. [Электронный ресурс] –UR https://www.metodkopilka.ru/kopilka_aktivnyh_priemov_k_kursu_quotorksequot-23161.htm (дата обращения: 09.08.2020)
Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с.
Логвинова, И. Технологическая карта урока – способ формирования универсальных учебных действий /И. Логвинова, Г. Копотева //Качество образования в школе. – 2014. – №1. – С. 15 – 23.
Макарова, А.А. Целеполагание на уроке. Методика организации привлечения обучающихся к целеполаганию. – [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/user/makarova-anna-anatolevna – (Дата обращения 22.04.2020).
Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учеником.[Текст] /Е. Мельникова. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 166с.
Попова, И. Н. Дисциплина на уроке, или Как учителю с успехом управлять поведением учеников /И. Н. Попова // Народное образование. – 2015. – № 5. – С. 177-181.
Поташник, М. М. Модель урока на основе ФГОС /М. М. Поташник, М. В. Левит // Директор школы. – 2016. – № 4. – С. 50-56.
Семенов, И. Н., Степанов, С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности [Электронный ресурс] – URL://http://1-source.ru/articles/semenov-i-n-stepanov-s-yu-refleksiya-v-organizatsii-tvorcheskogo-myshleniya-i-samorazvitii-lichnosti.html (дата обращения 24.09.2020).
Соколов, А. М. Использование универсальной технологической карты урока /А. М. Соколов //Практика административной работы в школе. – 2016. – № 5. – С. 46-50.
Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL:// http:///base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/(дата обращения 22.09.2020).
Хуторской, А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 42 с. (Серия «Современный урок»).
Целеполагание и рефлексия как один из этапов современного урока в условиях реализации ФГОС//Методическая разработка [Электронный ресурс] – URL:// http://oleg-muraviov.ru/wp-content/uploads/2017/01/MR-Celepolaganie-i-refleksiya.pdf (дата обращения 20.08.2020)
Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя. — М. : Просвещение, 1988. — 160 с.
Шутова, Г. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? [Электронный ресурс]–URL:http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya (дата обращения 22.09.2020).
Щуркова, Н. Е. Когда урок воспитывает /Н. Е. Щуркова //Физическая культура. – 2014. – № 3. – С. 49-52.
Электронный конструктор индивидуального образовательного маршрута как инструмент управления качеством образования: учебно-методическое пособие/ Курцева Е.Г., Трачук Е.Ф., Шкарупа Н.В.-СПб, 2019.-62с.
Якушина, Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока/Е.В. Якушина // Народное образование. – 2012. – №2. – С. 174 – 177.
https://www.fond21veka.ru/news/25345/
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
Приложение 1
Структура образовательного процесса ГБОУ №598
Ступени обучения | Формы организации образовательного процесса | |||
Средняя школа (10-11 классы) | Школа само- реализации | Классно-урочная система углубленного изучения отдельных предметов профильного обучения | Внеурочная и внеклассная деятельность в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом обучающихся
| |
Класс с углубленным изучением математики, физики, информатики (технологический профиль) | Класс с углубленным изучением химии и биологии (естественнонаучный профиль) | |||
Основная школа (8- 9 классы) | Школа само- определения | Классы возрастной нормы | ||
Классы с углубленным изучением математики | Классы с углубленным изучением химии и биологии | |||
Основная школа (5- 7классы) | Школа само- познания
| Классы возрастной нормы | ||
Классы с углубленным изучением математики | Классы с углубленным изучением химии и биологии | |||
Начальная школа (1-4 классы) | Школа открытий
| Классы возрастной нормы | ||
Общеобразовательные классы |
Приложение 2
Цель: развитие математической грамотности у обучающихся
Педагогические условия
Содержательно-целевой
компонент
Организационно-коммуникативный компонент
Оценочно-рефлексивный
компонент
Информационно-
аналитическая
работа и целеполагание
Организация учебной деятельности и
общения обучающихся
Оценка и коррекция результатов учебно-познавательной деятельности
обучающихся
Обеспечение преемственности содержания учебных программ по математике с учетом потребностей обучающихся (ИОМ) и уровнем их математической подготовки
Применение адекватных инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) образовательных результатов обучающихся.
Организация поисковой и проектной деятельности обучающихся, применение информационных ресурсов в постановке учебных проблемных заданий, решении учебных и жизненных ситуаций прикладного характера
Развитие математической
грамотности у обучающихся
Рис.1. Модель развития математической грамотности у обучающихся в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии
Приложение 3.
МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока по теме: «Деление с остатком»
Учебное пособие: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана – Граф, 2017.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое оборудование и раздаточный материал: компьютер учителя, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной и парной работы, карточки рефлексии.
Цели:
Предметные: сформировать навыки выполнения деления с остатком, разъяснить связь между компонентами действия деления с остатком.
Личностные: развивать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.
Метапредметные:
Регулятивные - определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибки. Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других при фронтальной и парной работе. Познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопрос в учебнике, преобразовывать информацию из одной формы в другую. формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Ход урока:
1.Организационный этап
- Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока.
2. Актуализация знаний и сообщение новой темы (создание проблемной ситуации)
- Итак, ребята, давайте выполним устный счет: 432 : 4; 609 : 3; 3600 : 6; 121 : 11; 324 : 5.
-Возникли ли у вас затруднения при вычислении? (Есть пример на деление с остатком) Давайте проверим результаты устного счета. Оцените устный счет. А кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Деление с остатком)
Правильно, запишите тему урока в тетрадь. В начальных классах вы знакомились с этой темой? (Да, мы изучали в 4 классе.) Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? (Вспомнить, как выполнять деление с остатком.)
3. Этап обобщения материала
- Итак, ребята, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
Разделим число 189 на 9; Разделим число 189 на 13
-Чем похожи, а чем отличаются эти примеры? (В обоих примерах одинаковое делимое. Первый пример на деление нацело, а другой на деление с остатком.)
– Когда мы прекращаем деление?(Когда остаток меньше делителя)
- Молодцы! Следующее задание.
- Замените правые части равенств так, чтобы высказывания из ложных стали истинными. В тетрадь запишите истинные высказывания.
а) 720 : 90 = 8 (ост. 1); б) 55 : 11 = 4 (ост. 11); в) 800 : 3 = 250 (ост. 50)
- Давайте проверим результаты. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимооценку. Какое правило относительно остатка мы вспомним? (Остаток всегда меньше делителя!)
4. Этап открытия нового знания
-Ребята, сегодня в рамках нашей темы, вы побудете немного математиками - исследователями. Вы будете работать в парах. Все, что вам нужно для исследования, перед вами: кусочки разрезанной ленты и линейка. Поразмышляйте, что можно с этим сделать в рамках нашей темы? (Можно их измерить. Можно их соединить и узнать длину всей ленты.)
И с какой целью вы это делаете? (Вывести формулу нахождения делимого, если известен делитель, неполное частное и остаток.)Ход своих действий опишите в виде алгоритма. На проведение исследования у вас есть 4 минуты. Если вы забыли правила работы в парах, у вас на столах есть памятки.
- Кто справился с заданием? Что у вас получилось? (1.Измерили кусочки ленты, посчитали их и записали в тетрадь. 2.Составили из кусочков ленту. 3. Сопоставили полученные данные с компонентами деления с остатком. 4. Составили пример из этих компонентов.)
- Назовите компоненты деления с остатком. Как называется результат деления при делении с остатком?
- Ребята, подумайте и решите, как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток. (21: 4 = 5 (ост.1); 21: 5 = 4 (ост.1); 21 = 4*5 +1)
- Давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. (Чтобы найти делимое, нужно неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток) Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим: а – делимое, b – делитель, q – неполное частное, r – остаток.(a = bq + r)
-А как мы можем проверить, верна наша формула? (Посмотреть в учебнике.) Правильно. Проверьте формулу. Оцените свою работу в паре.
5. Физкультминутка
Если я называю пример деления с остатком – вы присаживаетесь, если без остатка – руки вверх поднимаем. 8: 5; 28:4; 32:6; 22:8; 65: 13;19: 3.
6. Этап закрепления нового материала
Заполните таблицу №530 Проверим результаты. (Заполняют таблицу, проверяют по эталону.)
- Скажите, пожалуйста, где в жизни нам может пригодиться деление с остатком? (При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств и т. д.)
Правильно, решите задачу: Больному пятикласснику Васе прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? (Решают задачу, проверяют по эталону.)
7. Этап. Итог урока
- Добились ли мы своей цели? Внимательно посмотри на лист самооценки, вспомни все этапы урока и выбери на доске одно задание, которое ты верно решишь на все 100%. Выполни его. У вас 1 минута. Проверьте себя по эталону.
- Кто выбрал пример на деление и справился?
- Кто выбрал пример на нахождение делимого?
- Кто выбрал задачу?
У кого не получилось задание? Почему?
Д/З: Запишите домашнее задание параграф 19. №522, 524 или № 529, 524
Сдайте листы самооценки на стол. Спасибо за урок. Проверяют, проводят качественную рефлексию и выбирают домашнее задание.
Пример рефлексии:
А закончим мы наше занятие сочинением синквейна.
Правила построения синквейна:
- 1-ая строка – одно слово, понятие, название темы, явления (чаще всего это имя существительное);
- 2-ая строка – два слова, характеризующие данное понятие (имена прилагательные);
- 3-я строка – три слова, показывающие действие понятия (глаголы);
- 4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме (возможно одно предложение из четырех слов, два словосочетания или четыре отдельных слова);
- 5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Деление
Неполное, делимое
Делим, умножаем, прибавляем
Остаток
Используемая литература:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана – Граф, 2017.
Приложение 4
Чек-лист оценки предметных результатов по математике 6 класс
Тема: Делимость чисел
№ | Фамилия Имя учащегося | Находить делители числа | Находить кратное числа | Использовать признаки делимости на 2, 5, 10 | Использовать признаки делимости на 3 и 9 | Отличать простые числа от составных | Раскладывать числа на простые множители | Находить наибольший общий делитель чисел | Находить наименьшее общее кратное чисел |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационные задачи:
Химия:
1. Первый сплав содержит 5% меди, второй – 11% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в кг.
2. В сосуд, содержащий 7 литров 15-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 8 литров воды. Сколько процентов составит концентрация полученного раствора?
3. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора?
4. Какой объем воды необходимо добавить к 50г уксусной эссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%,чтобы приготовить 3% уксус?
5. Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько кг винограда потребуется для получения 54 кг изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм 5 % воды?
Биология:
Задача 1: Во многих странах розового скворца считают священной птицей, потому что он оказывает неоценимую услугу человеку: уничтожает саранчу — одного из опаснейших вредителей сельского хозяйства. Вся биология этих птиц приспособлена к жизни за счет именно этих насекомых. В громадных количествах розовые скворцы скармливают саранчу и своим птенцам: кормление начинается еще до восхода солнца и заканчивается только в вечерние сумерки; за день пара птиц прилетает с пищей к гнезду до 100 раз в день. За один раз родители приносят по 3 саранчи, масса каждой в среднем около 2 г. Подросшие птенцы способны покинуть гнездо через 23 дня после вылупления, но ещё 2 дня кормятся родителями. Рассчитайте, сколько килограммов саранчи съедят птенцы в период вскармливания от четырех пар розовых скворцов.
Задача 2.За сутки один человек массой 60кг при дыхании потребляет в среднем 430г или 300л кислорода (из расчёта 200см3 на 1кг массы в 1ч). Один 25-летний тополь в процессе фотосинтеза за 5 весенне-летних месяцев поглощает около 42кг углекислого газа. Определите, сколько таких деревьев обеспечат кислородом одного человека.
Задача 3. Мышцы ног при беге со средней скоростью за 1 мин расходуют 24 кдж E. Определите сколько глюкозы (в граммах) израсходуют мышцы ног за 25 мин бега, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?
Задача 4. Мышцы руке при выполнении вольных упражнений расходуют за 1 минуту 12 кДж энергии. кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?
б) накопится ли в мышцах молочная кислота?
Задача 5. Жизненная емкость легких человека составляет 3500 см3. Определите
объем и массу кислорода и углекислого газа в воздухе, который пройдет через легкие
человека за 1 ч, если он делает 16–20 вдохов в минуту. Содержание кислорода в
воздухе 21% (об.), а диоксида углерода – 0,03% (об.).
26