СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия развития межличностных отношений подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

При рассмотрении межличностных отношений выделим педагогические условия развития межличностных отношений подростков. Приведена классификация межличностных отношений подростков

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия развития межличностных отношений подростков»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ


Канашев Аскар Муратович

Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова



Задачи построения демократического общества выдвигают в качестве одной из самых актуальных исследовательских проблем проблему формирования и развития личности. Социокультурные и социально-экономические преобразования общества, масштабы инновационных тенденций образовательной системы Казахстана существенно влияют на содержание, характер и условия развития личности подростков.

В Концептуальных основах воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру» отмечается важность формирования «общекультурных навыков поведения, проявление уважительного отношения к нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; работе в команде, укреплению корпоративного духа [1].

Важность становления личности отмечается в Концепции государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года, планируется «увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям [2].

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Развитие системы образования в качестве одной из важнейших задач ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано в социализации младших школьников играет ученический коллектив.

В качестве базовых ценностей в содержании основного среднего образования в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования [3] определены: сотрудничество. «На основе привития ценностей образования у обучающихся должны развиваться: коммуникативность и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные средства и технологии.

Цель основного среднего образования – формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности, в том числе с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Одна из основных задач основного среднего образования заключаются в формировании и развитии у обучающихся: духовно-нравственных качеств; навыков самореализации и взаимодействия в социуме» [3, с.44].

Таким образом, на современном этапе развития педагогической науки создается гуманистическая идея воспитания личности, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В педагогике находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в воспитательном процессе.

Процесс включения подростков в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив и глубоко индивидуален. Подростки отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают неодинаковое влияние на коллектив. Положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе.

Формирование у подростков индивидуального стиля общения, способности устанавливать межличностные взаимоотношения является одним из приоритетных направлений воспитательной работы, отраженных в Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан:

- формирование социально значимых и индивидуальных качеств и свойств личности (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость) предполагает развитие в системе социальных отношений собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие активной жизненной позиции.

- формирование коммуникативной культуры определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности [4].

Проблема межличностных отношений младших школьников относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности. Психологи и педагоги едины в признании значения межличностных отношений в формировании личности в подростковом возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности: важнейшей задачей государства становится адаптация государственной молодежной политики к требованиям времени, в котором молодежь становится важнейшим основополагающим фактором конкурентоспособности Казахстана [5].

В последнее время большое внимание уделяется изучению особенностей межличностных отношений подростков, так как это связано с формированием личности. В связи с целью Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан – гармоничное становление личности и нравственному осмыслению жизни обучающегося посредством развития основ базовых компетенций – информационной, коммуникативной и компетенцией решения проблем [3].


Таблица 1 - Сущность ключевых понятий, характеризующих межличностные отношения подростков


Понятие

Определение

Взаимодействие


всегда детерминировано определенной целью - передачей знаний и общественного опыта

Взаимосвязь

Связь участников местом временем деятельности

Влияние

изменение поведения одного человека под воздействием другого

Взаимоотношения

могут носить официальный и неофициальный характер, носят менее управляемый характер

Общение

Обмен информацией эмоционально-оценочного или познавательного характера

Межличностные отношения

целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности

Групповая сплоченность

процесс групповой динамики, который призван характеризовать, насколько каждый из членов группы привержен к этой группе. Оценивание и определение групповой сплоченности, как правило, рассматривают не однобоко, а многообразно: и с точки зрения симпатии в межличностных отношениях, и по степени полезности и привлекательности самой группы для ее участников. В настоящее время было проведено множество исследований по этой теме, и групповая сплоченность в психологии определяется как результат тех сил, который удерживает людей в группе

Примечание: [разработано автором]


Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

В школьной практике на поведение ученика оказывают влияние многие факторы: учителя, сверстники, мнение родителей, принятый стиль отношений в школе, в классе, социальный заказ общества, стандарт образования и пр. Однако только с некоторыми из них учащийся вступает в непосредственное взаимодействие, и только часть из них приводит школьника к реальному успешному результату. Итак, в процессе воздействия учащийся может ощутить себя только объектом учебного процесса, в то время как при организации конструктивных педагогических взаимодействий и учитель и ученик являются субъектами, сотрудниками процесса познания мира [7].

Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом.

В таблице 2 приведена классификация межличностных отношений в группе.


Таблица 2 - Классификация межличностных отношений в коллективе


Тип классификации

Признаки классификации

По характеру взаимодействия

а) Деловые отношения;

б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах могут быть непосредственными и опосредованными

По форме взаимодействия

психомоторные

б) интеллектуальные

в) перцептивные

г) коммуникативные

Примечание: [разработано автором]


На основании предложенной классификации можно сказать, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие.

При рассмотрении межличностных отношений выделим педагогические условия развития межличностных отношений подростков:

1) Анализ межличностных отношений - это обращение не к случайным, кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже не важно, соприсутствуют ли партнёры в данной ситуации).

2) Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределённостью, переговорами и т.п., - всё это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3) Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство, как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотрение содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4) Ядро отношений составляют сознательные усилия партнёров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым, межличностные отношения, рассмотренные, как система определённых шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнёрами.

Таким образом, межличностные отношения можно определить, как «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [8, с.194 -196].

Вопросы становления личности подростка в коллективе, характерные особенности межличностных отношений подростков – все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.


Литература


  1. Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «РуханиЖаңғыру». – Астана, 2019. - [Электронный ресурс] - https://nao.kz/loader/fromorg/2.

  2. Концепция государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года - [Электронный ресурс] - http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001113.

  3. Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. – Астана, 2018. – 128 с.

  4. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. – Астана, 2009.

  5. Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства»14.12.2012. - [Электронный ресурс] - https://www.akorda.kz/ru/events/astana_.

  6. Жемчугова Н.А. Особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов // Педагогическое образование, 2018. - № 4. - С. 42 – 46.

  7. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 180 с.



Скачать

© 2022, 267 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!