5. Этап реализации построенного проекта | После прочтения произведения. Создание проблемной ситуации, акцентирующей внимание на обучающихся на экологической проблеме, на том, как человек может влиять не только на свою жизнь, но и на окружающую среду - Прочитав рассказ, давайте попробуем выделить проблему, которую поднимает автор в этом произведении. - Предлагаю разделиться в группы, но для начала вспомним правила работы в ней. (Не ссориться, работать сообща, не мешать другим ребятам, учитывать мнение каждого в группе). - Послушайте внимательно текст, который я вам прочитаю, после этого вам нужно будет обсудить в группах почему важно сохранять природу и заботиться о ней. - «В маленьком городке жила девочка по имени Поликлиника. Она была очень любознательной и всегда хотела узнать что-то новое. Однажды, гуляя по лесу, она увидела необычное растение. Это было маленькое семечко, которое казалось очень необычным и загадочным. Поликлиника решила, что это может быть очень интересным растением и решила узнать о нем побольше. Она начала изучать его и узнала, что это был необычный вид растения, который назывался "Семечко". Поликлиника была очень заинтересована в этом растении и решила найти больше информации о нем. Она начала искать книги и статьи в интернете, чтобы узнать больше о "Семечке". В процессе своих исследований Поликлиника обнаружила, что "Семечко" является очень редким видом растения и находится под угрозой исчезновения. Она решила, что должна сделать все возможное, чтобы сохранить этот вид и помочь ему выжить. Она начала собирать информацию о том, как можно сохранить "Семечки" и как можно помочь им выжить в дикой природе. Она также начала работать с местными организациями и активистами, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения "Семечка". Благодаря своим усилиям Поликлиника смогла собрать достаточно денег и ресурсов для того, чтобы помочь сохранить "Семечку". Она также нашла место, где можно было посадить новые семена этого растения. Таким образом, Поликлиника смогла не только сохранить редкий вид растения, но и привлечь внимание к проблемам сохранения природы и защиты окружающей среды. Ее история стала примером того, как один человек может сделать многое для сохранения окружающей среды и сохранения жизни на нашей планете». - Теперь можете обсудить в группе почему важно сохранять природу и предположите, как человек может заботиться о ней. На обсуждение вам дается 3 минуты. - Я вижу все закончили обсуждать, давай начнем с 1 группы и послушаем ваш ответ. - Молодцы, ребята. | Г | Не требуется. | Осознают важность сохранения природы. Осознают личную ответственность за сохранение природы. Понимают, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение окружающей среды, независимо от возраста или возможностей. Демонстрируют умение работать в группах, уважительно относятся к собеседнику. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Задание, основанное на диалоге между обучающимися, выражении собственного отношения, мнения - А теперь, ребята, давайте проведем с вами игру, которая поможет нам лучше понять прочитанный текст и персонажей. Мы будем разыгрывать диалог между Афоней и дедушкой Титом. Это не просто игра — это возможность заглянуть в душу наших героев и ощутить их чувства. - Для начала нам нужно будет поделиться на пары. Какие правила работы в парах вы знаете? (Не ссориться, работать сообща, не мешать другим ребятам) - Отлично, найдите, пожалуйста, себе партнера. Это будет ваш друг по игре, с которым вы будете обсуждать и разыгрывать сценку. Предлагаем объединиться с соседом по парте. - Теперь, когда все готовы, я раздам вам отрывки из произведения «Цветок на земле». Каждый из вас получит текст, в котором происходит диалог между Афоней и дедушкой Титом. Ваша задача — прочитать его вслух. - Обратите внимание на интонацию! Каждому из персонажей присущи свои эмоции — постарайтесь передать их. Давайте сделаем это так, чтобы каждый почувствовал атмосферу произведения. Чтение — это важно, поэтому не спешите, старайтесь передать каждое слово. - Можете приступать к чтению. Когда закончите читать, сядьте ровно, и посмотрите глазами на меня, так я буду видеть, что все закончили и готовы работать дальше. - (после чтения) Замечательно! Теперь давайте обсудим, как себя чувствуют наши герои. В ваших парах подумайте и обсудите, ответьте на вопросы, которые написаны у вас на карточках. (Вопросы к 1 отрывку (“Скучно Афоне жить на свете...”): - Почему Афоне скучно? Что происходит в его семье? - Как вы думаете, как Афоня себя чувствует, когда дедушка спит? Вопросы ко 2 отрывку (“Мамы нету, папы нет, дедушка спит...”): - Что Афоня говорит дедушке? Почему он хочет, чтобы дедушка не спал? - Как вы думаете, что чувствует Афоня, когда остался один в доме? Вопросы к 3 отрывку (“Теперь я сам знаю про все!..”): - Что хочет сказать Афоня дедушке о жизни и смерти? - Как вы понимаете, что Афоня может узнать у цветов? Почему это важно для него?) - (после обсуждения) Отлично! Я вижу, что вы активно обсуждаете. А теперь давайте перейдем к следующему этапу — ролевой игре. Каждая пара получит возможность разыграть диалог. Помните, ваша цель — передать эмоции и характеры своих персонажей. Не бойтесь добавлять свои слова и фразы, это сделает разговор более живым и интересным! Кто готов выйти и представить нам то, что у вас получилось. Ребята, выходите. - Отлично, вы большие молодцы, присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке. - Ребята, давайте обсудим, какие чувства были выражены, и как это повлияло на наше понимание персонажей в каждом из 3 отрывков. (1 отрывок: “Скучно Афоне жить на свете...” - Этот отрывок показывает одиночество и скуку Афони, подчеркивая его изоляцию и отсутствие общения с близкими. 2 отрывок: “Мамы нету, папы нет, дедушка спит...” - Здесь мы видим, как Афоня стремится к общению с дедом, но сталкивается с его апатией. Это подчеркивает важность общения и взаимопонимания между поколениями. 3 отрывок: “Теперь я сам знаю про все!..” - В этом отрывке Афоня демонстрирует свою любовь и заботу о деде, а также стремление понять жизнь и смерть. Он связывает свои знания с природой, что подчеркивает философский аспект текста.) | П, Ф | Раздаточный материал (карточки с отрывками из текста для диалога и вопросами для обсуждения). Приложение 1. | Анализируют и интерпретируют текст, а также развивают навыки коммуникации; имеют осознание этических понятий, могут дать оценку поведения и поступков персонажей художественных произведений; устанавливают причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при характеристике поступков героев; воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; готовят небольшие публичные выступления; характеризуют героев, описывают характер героя, дают оценку поступкам героев, составляют портретные характеристики персонажей; выявляют взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Интерактивное задание (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ), направленное на развитие познавательной мотивации, критического мышления, задание, обеспечивающее формирование представлений младших школьников о ценности, принятых в обществе нормам и правилам - Ребята, мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом Андрея Платонова "Цветок на земле". Этот рассказ учит нас ценить природу, понимать её важность и видеть красоту даже в самых маленьких вещах, таких как простой полевой цветок. Сейчас мы с вами вспомним основные моменты этого произведения. А в этом нам поможет "Ромашка Блума". Посмотрите, у меня ест вот такие лепестки, сейчас каждая парта вытянет по одному из них. Важно, внимательно прочитать вопрос и обсудить ответ на него со своим соседом по парте. Всем понятно, что нужно делать? - Отлично. - Вижу, что все закончили обсуждать. Готовы отвечать на вопросы и делиться своими мыслями! - Давайте начнем с первой парты. Какой вопрос вас вам попался? Как вы на него ответили? Все внимательно слушаем и дополняем ответы друг друга. Давайте я повешу лепестки с вопросами, на которые мы уже ответили на доску. (Вопросы: 1. Кто является главными героями сказки? 2. Почему Афоня решил обратиться именно к дедушке? 3. Что именно сказал Афоне дедушка о цветке? 4. Правильно и поступил дедушка, показав Афоне цветок, вместо того, чтобы просто рассказать? 5. Как бы выглядела картина, если бы ты нарисовал момент, когда Афоня впервые увидел цветок, показанный дедушкой? 6. Как ты можешь помочь сохранить природу вокруг тебя, зная, какую важную роль играют растения?) - Молодцы, ребята, вижу, что сегодня на уроке все поработали хорошо. | П, Ф | Раздаточный материал (лепестки ромашки Блума). Приложение 2. | Имеют представление о ценности, принятых в обществе нормах и правилах, демонстрируют умение выражать свое мнение и давать оценку поведению и поступкам персонажей, критически мыслят, отвечая на вопросы, демонстрируют навыки ведения диалога и дискуссии, уважительно относятся к собеседнику. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Задание, предполагающее связь учебного материала с жизнью, с потребностями обучающихся, с общественной моралью - Ребята, и в завершении нашего с вами урока, я предлагаю вам немного порисовать. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, который лежит у вас на партах и цветные карандаши. Нарисуйте цветок, символизирующий жизнь. Как он будет выглядеть, вы можете решить сами. Снизу рисунка напишите, что этот цветок значит для вас и как он связан с вашими чувствами и мыслями о жизни. Если задание вам понятно, то можете приступать к его выполнению. - Вижу, что все потихоньку завершают работу, давайте организуем выставку, выходите по одному человеку к доске и вывешивайте свои рисунки, прикрепляя их на магниты. - Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка у нас с вами получилась. Спасибо вам за такую продуктивную работу, до новых встреч!!! | И | Цветные карандаши, лист бумаги формата А4. | Демонстрируют умение выражать свои мысли и чувства через художественное творчество, связывают учебный материал с личными переживаниями и общественной моралью. Подводят итоги урока и оценивают свою деятельность на уроке. |