СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические записки "Я снова жизни полон - таков мой организм" А.С.Пушкин

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические записки - рассказ об Учителе. Изложение опыта создания успешной социально-профессиональной среды в образовательном учреждении. Это выдержки из ссоздаваемой монографии "В стратегии роста"

Просмотр содержимого документа
«Педагогические записки "Я снова жизни полон - таков мой организм" А.С.Пушкин»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ №1

«Я снова жизни полон — таков мой организм» (А.С.Пушкин)





ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ



  • СЛОВО РЕДАКТОРА «Здравствуйте, дорогие читатели!»

  • ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА «Золотой юбилей педагога в 355-летний юбилей города Усолье-Сибирское»

  • УЧИТЕЛЬСКАЯ ДОСКА ПОЧЕТА. «О первых!». Вспоминаем В.Ф. Шаманского, рассказываем о Павидис С.В., Земсковой А.А., Рябове Ю.Н.

  • СО-БЫТИЕ. Читаем о 25-летии Регионального научно-педагогического симпозиума «Обучение через науку» в рамках Регионального Совета программы «Шаг в будущее»

  • ОПЫТ. Открытое образовательное пространство для процветания. Научно-методический «обоз» Усольского первого лицея. Главный урок – путешествие

  • ЛИДЕРСТВО. Управленческие советы о воспитании лидеров. Кодекс лидера «Производители чудес»

  • ПРОБА ПЕРА! Простые истории





Сентябрь 2024

Слово редактора

Здравствуйте, дорогие читатели! Очень рада снова так обратиться к Вам. 30 лет в лицейском педагогическом альманахе «Мысль» я обращалась к педагогическому сообществу лицея, города, Иркутской области, России… Через это издание я позиционировала первый лицей города Усолье-Сибирское, представляла его успехи и обнаруживала проблемы… Альманах работал вместе с лицеем и был его важной частью. Главное – он любил Учителя, воспевал его труд, заботился об имидже педагогической профессии.

Но все изменилось – и теперь я далека от лицейского издания, но не изменила своему предназначению на этой Земле – быть Учителем.

На «большом» досуге решила – не могу сидеть и молчать. Буду издавать записки, буду «ворошить» память, буду отдавать то, что долгие годы создавала. Не могу жить без обратной связи…Ведь у меня столько друзей, столько близких по духу людей! Кем мы только не были… И шаговцами, симпозиумовцами, андрагогами и обозниками, семинаристами-гастролерами, погруженцами, заседателями Круглых Столов, мастеровыми… Стремились к новизне каждого дня, но всегда служили детям и были «в ответе за тех, кого приручили».

Назову издание - педагогические записки «Я снова жизни полон — таков мой организм» (А.С.Пушкин), приглашаю к сотрудничеству.

Чингиз Айтматов как-то обозначил: «Понимаю, что могу стать удобной мишенью для насмешников, понимаю, что и люди доброжелательные могут заподозрить меня в нескромности, но скажу, как говорил и раньше: «Если, садясь за стол и кладя перед собой лист бумаги, ты не хочешь сравняться с Пушкиным или Толстым, лучше не начинать. Человек всегда должен стремиться к большему, нежели то, на что он способен…»

ПИШУ МОНОГРАФИЮ о сорокалетнем опыте работы заместителя директора по научно-методической работе «В стратегии роста»; она посвящена реализованной в лицее программе личностно-профессионального самоизменения педагога «Мы научимся летать!» (Р.Бах). Отрывки из монографии станут регулярно появляться в записках.

Каких я знала и знаю Учителей! Известно: «школа не может быть хуже своего учителя…». Следовательно, упрямая точка зрения: какой учитель – такой ученик. «Вы – блестящий учитель, у вас – блестящие ученики!» «Мы научимся летать!», если:

  • будем верить в ученика, себя, коллег…

  • будем жить в стратегии лицейского роста – участвовать в разработке и реализации Программы развития, программы «Шаг в будущее»…

  • будем процветать в открытом образовательном пространстве …

  • будем создавать команду не на дружеских связях, а дружеские связи создавать в команде, как «те неглупые гуси Тома Уорсэма»…

  • будем учиться, обучая других…

  • будем сами оценивать себя, проводить экспертизу …

  • будем рефлексировать, осознавать, анализировать свои действия, «чуять собой»…

  • будем лидерами и воспитывать лидеров…

  • будем ставить позицию и помнить ту «черепашку на заборе»…

  • будем интеллектуально напрягаться и профессионально не стареть через науку неотчуждения…

  • будем не бояться меняться!

А.И.Адамский: «Бесперспективное направление – сохранить себя любыми путями. Быть нужным – значит меняться!»

Главный вывод, вынесенный из моего опыта: «Если в школе не будут внедрять стратегию роста кадров, заниматься воспитанием педагогов, этим заниматься не будет никто». И что бы ни говорили о том, что это прерогатива институтов повышения квалификации и подобных организаций, буду утверждать обратное. Да, для получения свидетельства, аттестации, для базы – это важно. Для творчества и личностно-профессионального самоизменения – не всегда. Нужна успешная социально-профессиональная среда, ее не перенесешь откуда-либо в школу, только создашь.

Буду на примерах учительских судеб, их профессиональных достижений рассказывать о секретах создания такой среды. Цепляйтесь за СЛОВО и думайте САМИ.

Сфера распространения педагогических записок – дружеская, через интернет. Если зацепит – передавайте другим. Не обессудьте, если ошибусь.

Будет все просто в оформлении, но от души. Если интересно – интерпретируйте, если нет – пропускайте…, но не осуждайте. Швейцарский психолог Карл Юнг сказал: «Туфли, которые подходят одному человеку, жмут другому: нет рецепта, как жить, который подходил бы для всех случаев жизни». Благодаря Роджерсу стала популярной пословица индейцев племени пуэбло: «Не пытайся оценить дорогу другого человека, пока не пройдешь хоть милю в его мокасинах».



Учредитель и редактор педагогических записок, человек в инвалидной коляскеБорис Наталья Анатольевна, организатор регионального научно-педагогического симпозиума «Обучение через науку» в рамках научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в первом Координационном Центре в России на базе МБОУ «Лицей №1» города Усолье-Сибирское Иркутской области - Лауреата Премии Президента РФ в области образования за 2003 год (Указ Президента РФ №79), создатель андрагогического лагеря на базе лицея «Обучая других – учишься сам», разработчик и организатор Ассоциации первых лицеев Иркутской области «Критический друг», основатель многих инновационных форм

образовательного продвижения педагога…



Электронная почта [email protected]

Поздравительная открытка

Наступил Сентябрь. Хочу поздравить всех творящих образование с новым Сентябрем, с началом нового учебного года, с новыми творческими достижениями, с новыми открытиями!

Для каждого педагога Сентябрь – это особое время жизни. Время, когда хочется жить с начала, верить в лучшее…

Для моих самых близких друзей это будет ПЯТИДЕСЯТЫЙ Сентябрь! Золотой педагогический юбилей!



НОМАКОНОВА АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВНА, Заслуженный Учитель технологии Российской Федерации встречает свой пятидесятый школьный учебный год! И 45 лет мы рядом. Весь жизненный и творческий путь проходим плечом к плечу! Я видела становление юного учителя, ее педагогические пробы, развитие зрелости,

вхождение в кураторскую деятельность, бесконечное и результативное участие в различных конкурсах, олимпиадах, какое-то необъяснимое чувство школьного кабинета как дома родного, интенсивное освоение компьютерной техники, разработку технологических карт на каждый урок, их изменение в соответствии с требованиями времени… Неизменным остается одно – творческий порядок и завершение начатого дела. Начались каникулы –не дошили фартук – будем трудиться во время отдыха. Получить навык домоводства при любых раскладах программы – это важно. Через много лет я, удивляясь, спрашиваю у своей взрослой дочери: «А откуда ты знаешь, как стряпать так вкусно блины?», в ответ: «Александра Петровна научила!»

Сегодня Учитель продолжает работать в средней школе № 17 города Усолье-Сибирское.

Милая, добрая Саша, пусть будет долголетней твоя учительская жизнь, без которой ты не представляешь себя!





ПЕТРОВА ВАЛЕНТИНА

А ЛЕКСАНДРОВНА в пятидесятый раз зайдет на путь воспитания молодого учительского поколения. Трудится мой дорогой друг преподавателем педагогики ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» в городе Усолье-Сибирское. Сколько пионерских зорек в детских оздоровительных лагерях «Восток» и «Юность» мы с ней встретили! Сколько красивых смен провели!

Неутомимая, верная профессии, добрая душой, внимательная, как она любима студентами и близкими друзьями! Она – незаменимый друг для своих самых дорогих внучат и детей!

За ее стажем - сотни педагогических мастерских на разные темы воспитания, развития детей. Дар убеждения всегда позволял ей находить грамотные решения в работе с подрастающим поколением.

Задорная Валечка, творчества и любви! Крепкого взаимодействия с будущим!



В это время наш любимый город Усолье-Сибирское отмечает свое 355-летие. Всех с большим и красивым праздником! Пусть этот номер педагогических записок будет моим подарком юбилею нашего города, его истории, ведь он о людях, которые являют собой «лицо» града.





Учительская Доска Почета. О Первых!

И вдруг я услышала, как просыпаются

птицы. В гулкой тишине ночи «спела» одна. Да-да, сначала одна, я четко услышала ее одинокий «голос», а потом медленно подключились другие; образовался хор, который пел гармонично зарождающемуся рассвету.

Почему та, одна, решилась первая начать

петь во славу нового дня? Почему взяла на себя такую ответственность – начать?...

Она – птичка-лидер. За ней проснулись другие.

Это статья, посвященная 355-летию родного города Усолье-Сибирское, сембиоз отрывков из моей монографии «В стратегии роста», это инвестиционный багаж коммунальной страны, отправленный мной в будущее.

Я вышла из времени, в котором жили и трудились на благо города, России замечательные педагоги. Они были первыми в своих делах, идеях.

Наш город может и должен гордиться тем, что стоит на берегу красивой реки Ангара, что в недрах его земли – лечебные грязи и соль, что мы умели производить лучшие спички, и тем, что есть люди, писавшие и прославлявшие его историю, делавшие ее… Я немногих знала, но некоторых довелось на своем пути встретить.

У м, неутомимость и спокойная настойчивость Василия Федоровича Шаманского поражали. Его старенький портфель, с которым он ходил по школам, хранил много исторических тайн, мудростей. Его интеллигентному и проницательному взгляду на все окружающее невозможно было не ответить. Все его запросы для первого музея народного образования, музея Учителя выполнялись, как-то все ощущали значимость того, что он делал. Наверное, ему и его делу просто верили, доверяли. Он никого не убеждал словами, никого не ругал, просто разговаривал. Зорким сердцем чувствовал настоящее событие…

Василий Федорович, Заслуженный учитель РСФСР, краевед, открыл в 1982 году в Доме пионеров и школьников музей народного образования. Не в каждом городе есть такой учительский музей, и уж если у нас он создан волей Провидца, то это история!

Мало собрать исторические факты, фотографии, бумаги… В них постоянно надо вдыхать жизнь, что-то менять, совершенствовать; надо двигаться. Василий Федорович как свой приходил в каждый образовательный дом, чуял собой важность происходящего, видел новое и просил об этом рассказать для истории.

Конечно, скажете вы, второго такого Василия Федоровича нет! И я скажу – нет! Но всегда скажу «Да!» инициативе, делу, идее, которые несут в себе сохранение и преумножение истории! Жить в истории, делать дело - это и есть патриотизм!

Василий Федорович – для меня Начало, он Первый в плеяде тех педагогов, которыми гордится наша Усольская Земля и он первый, кто сказал об этих учителях!

----------------------------------------------------

Патриотизм амбициозен. Разумные амбиции двигают дело легко и творчески! Хочу сказать читателям о людях, которые рядом, которые живут в наше время и дорожат тем, что их Дело повело за собой тысячи людей и сдвинуло историю не шаг вперед!

В 1991 году по всей стране стали открываться гимназии и лицеи как новые типы образовательных учреждений. Наш город Усолье-Сибирское не стал исключением – город не опоздал.


По инициативе заведующей ГОРОНО Павидис Светланы Владимировны и вопреки единичным мнениям

чиновников на месте учебнопроизводственного комбината был открыт политехнический лицей. Помнится, что через несколько месяцев после открытия мне пришлось собирать доказательную базу и выступать перед сильными мира сего в защиту лицейского образования: «В одну телегу впрячь не можно коня и

трепетную лань»… Но право на жизнь доказало время…

Во время ее руководства открывались не только гимназии и лицей; была открыта по просьбе жителей четырнадцатая школа начального образования в самом отдаленном уголке города.

А для Павидис Светланы Владимировны, Заслуженного учителя РФ, было не привыкать совершать профессиональные открытия. В ее годы руководства городским образованием появлялись не только общеобразовательные учреждения, но активно развивалась система дошкольного образования – в детских садах укреплялась система Монтессори, элементами которой «подпольно» пользуются и сейчас; идеи свободной педагогики в установленных правилах, самостоятельности ребенка, воспитания в разновозрастных группах и другое. Чем не гуманная педагогика?!

В образовательных учреждениях открывались опытно-экспериментальные площадки по дифференциации, индивидуализации образовательного процесса, появилась психологическая служба – должности такой «психолог» в штатном расписании не было, а психологи работали, система методической работы заиграла новыми гранями, поднимая статус и значимость непрерывности личностно-профессионального роста педагога, повысилась роль школьных библиотек, стала заметной спортивная жизнь школьников города.

А первый конкурс «Учитель года» в нашем городе! Он прошел «с легкой руки» Светланы Владимировны!

Вы когда-нибудь испытывали жажду? Нестерпимое чувство. Кажется, если не сделаешь глоток – умрешь… У Павидис Светланы Владимировны- такое состояние жизни – привычка. Если не получает нового знания, нового опыта – задыхается и ищет новый поток знаниевого воздуха. Ищет новые пути прирастания себя, своей значимости, своей биографии.

Именно ею была создана самая сильная в прямом (среди директоров – половина мужчин!) и переносном (интеллект, стремление к образованию!) смыслах команда управленцев. Она организовала командную учебу в городе Красноярске на факультете повышения квалификации. Это погружение всех директоров в современные проблемы образования и совершенно новое видение путей их решения. Среди них первым руководителем на долгие годы становления и развития лицея стал Рябов Юрий Николаевич, директор УПК.

Для нас 90-е годы были не только лихими, они были свободными. Мы вместе с педагогами буквально ринулись в новое дело. Можно было пробовать все; мы дышали воздухом Пушкинского лицея, мы мотались по всей стране за новым опытом, мы придумывали лицейские традиции и жили строго по ним, мы каждый год перестраивали наше маленькое здание в самом центре города… Мы хотели отличаться…

Лучшие люди России выходили из стен лицея. Лицей формировал цвет Российского учительства. Лицей воспитывал лидеров – учеников. учителей.

П ервой и самой многодетной в области воспитания одаренных детей, бесспорно, является Земскова Алла Анатольевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии. Это ее Борисов Александр – лучший химик страны по мнению журнала «Химия и жизнь», ее Харисова Яна разработала и привела в систему решение химических задач, опубликовав в журнале и защитив эту работу на «Шаге…», ее ученицы Александрова Анжелика, Федореева Елена – победители в номинации «Лучший химик Иркутской области» в рамках программы «Шаг в будущее», это ее и Браташ Светланы Петровны выпускники Мельникова (Болдырева) Наталья, Евдокимов Илья, Осадчий Никита, Шестакова (Ершова) Катерина и еще десятки других лицеистов – ведущие врачи в своем родном городе; а сколько трудится в областном центре! Не счесть кандидатов химических наук, со всеми Алла Анатольевна поддерживает отношения, интересуется их судьбой. Они в ответ помнят и ценят. Как ей удавалось прививать любовь к науке, увлекать стольких ребят таким сложным предметом как химия, иногда – совсем не простых… Я счастлива, что работала с таким учителем столько лет! Трудолюбие, высококлассное знание предмета, напористость помогли создать химический кабинет - лабораторию, где была воспитана ею целая плеяда практиков, ученых. С утра до вечера в этом крайнем кабинете на третьем этаже горел свет. Там кипели настоящие химические страсти: проводились опыты, велись эксперименты, решались сложные задачи, переписывались конспекты, составлялись опорные схемы, готовились к экзаменам - там царила атмосфера творчества! Там дружили и влюблялись, спорили, доказывали… «О! Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!...»

Все в лицее подчинялось интересам детей. Передо мной - сохранившиеся пожелтевшие листочки «из» 1998 года, исписанные рукой директора, по которым он готовился к выступлению, очевидно, на каком-то важном совещании. «В основе философии нашего лицея находятся следующие ценностные установки, которые были приняты еще на этапе определения целей, организации лицея, главные из них – это работа на конечный результат и лицей для учащихся, теснейшая связь с вузовской наукой, деятельностное участие каждого педагога, лицеиста и, по возможности, каждого родителя в жизни и развитии лицея».

Не ошибусь, если скажу, что инициатором всех дел, создателем всех отличий был директор – Рябов Юрий Николаевич. За ним как за каменной стеной! Он не только придумывал, но и делал сам или активно участвовал в реализации мечты. Если ставил задачу перед учителем – «что», никогда не говорил – «как». Он создал творческий коллектив единомышленников, команду педагогов - лидеров, не боялся чего-то не знать, умел принимать правильные решения.

О н сам просто кипел идеями! Для области – он

возродил исследовательскую

и проектную деятельность через программу для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Лицей стал Научной

Школой старшеклассников и учителей, с 1993 года - первый в России Координационный Центр Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» на территории Иркутской области. Программа патронируется МГТУ им. Н.Э. Баумана. В Центре работают представительства в разных городах региона. Программа - Лауреат премии Президента РФ в области образования за 2003 год. Более ста вузовских работников съезжались в Усолье на ежегодную конференцию, работали с ребятами и педагогами. Профессора из разных вузов шутили, что для того, чтобы им встретиться, надо приехать на «Шаг…» в Усолье… и обязательно все стремились пробовать холодец в лицейской столовой, приготовленный по рецепту и под руководством Юрия Николаевича.

Для Усольского района он открыл сельский лицей в поселке Белореченский – тогда в конце 90-х он назывался филиалом лицея. Такого прецендента в образовании еще не было, чиновники шумели. Но под натиском и желанием большого лицея «маленький» выжил и дал отличные результаты.

Для города – он восстановил деятельность бывшего пионерского лагеря «Юность» в Мишелевке. Ну это -то зачем ему?! Я видела, сколько здоровья там потерял! Лицей здесь причем? Одного бензина тратили сколько, чтобы открыть сезон… А потом, когда лицеисты стали ездить убирать хвою в лагере и отдыхать группами, стали проводить погружения Академии профильных умений, олимпиадников, различные спортивные мероприятия – заметно выросли трудолюбие, интеллект, здоровье – стало понятно, зачем. А затем и учителя стали проводить педагогические советы, полимодальные семинары, отмечать праздники.

Талант, самоотдача, принципиальность, настойчивость, нравственность, неравнодушие, настроение работать, стремление к самосовершенствованию, широта профессионального подхода, генерирование идей, внимание и заботливость, рачительная хозяйственность – и это далеко не полный перечень его качеств!

Дорогие моему сердцу люди – удивительные педагоги, без вашей «первости», без вашего отношения к делу не было бы потрясающих событий в истории нашего города, не было бы той его истории, которой мы гордимся! Здоровья и крепости духа Вам!

Со-бытие. О людях симпозиума…

(Написано к 25-летию научно-педагогического симпозиума, 2022)

Люди нуждаются в поощрении, больше, чем в порицании…

Похвально укреплять их дух, и пагубно подчеркивать их отрицательные качества ( Элинор Портер «Поллианна»)

Прошло время. Прошло 25 лет! А помнится все как будто «вчера». И в этом «вчера» наш педагогический лицейский коллектив, уверенно смотрящий в будущее, наполненный идеями, творчеством, открытиями. Такой молодой и окрыленный новым статусом – координационный центр Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Иркутской области.

Теперь надо было снова учиться, не отставать от ученика, быть чуть-чуть впереди, изучать неизученное, видеть проблемы и уметь их решать. Дух захватывало от множества задач и способов их решения.

Прошло время, но за эти двадцать пять лет не стерлись из нашей памяти самые яркие страницы Шаговского симпозиума. Вот некоторые из них, совсем не в хронологическом порядке. Самое многочисленное, более 600 участников, состоялось в 2019 году – хакатон-форум. И ведь не только модное название, а новые подходы к организации и проведению встречи – педагогическое проектирование здесь и сейчас. Симпозиум – конкурс программ воспитания юных гениев, симпозиум-обобщение лучшего опыта, симпозиум – Круглый Стол, симпозиум - мастерские и другие.

И за каждой встречей - лицейский учитель. В рамках данной статьи невозможно всех перечислить, всех назвать. Каждый, кто жил в лицее, неотделим от симпозиума. Но за всеми нами и впереди нас, несомненно, стоит личность Игольницыной Людмилы Михайловны, доктора биологических наук, научного руководителя и организатора симпозиума. «Мы помним, как все начиналось…». 90-годы… Такие тяжелые, но такие свободные…С каким трепетом и волнением в кабинете №12 собрались «первые ласточки» с территории Иркутской области и слушали новый опыт по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. А инициатором выступила именно она, Людмила Михайловна! Захватывало все и удивляло все. Тогда никто и предположить не мог, что пройдут годы, а тема проектной и исследовательской деятельности не состарится, а будет год от года развиваться и обновляться. Так лицей и Людмила Михайловна попали «в струю» современного образования! Научный коммуникат симпозиумовского действия всегда поддерживался учеными ведущих Иркутских ВУЗов. Частыми участниками были Красноярские ТРИЗовцы – Дмитриев Владимир Анатольевич и Привалихин Сергей Александрович. Они украшали общение своим неординарным взглядом на педагогическую науку и системным мышлением. К истокам научности симпозиума имели отношение Шманкевич Татьяна Юрьевна. Донской Виктор Ильич. Их влияние на содержание симпозиума неоспоримо, работа с педагогами в секциях приобретала характер научной дискуссии. В разные годы и сейчас главными организаторами симпозиума выступали Шутюк Любовь Николаевна, Пугачева Светлана Николаевна, Баевская Ирина Сергеевна, творческими организаторами-Лыкова Людмила Александровна, Рудакова Лариса Васильевна, Давыдова Елена Николаевна, Гавриш Татьяна Ильинична. Масса идей всегда поступало от педагогов-психологов –Ганьшиной Валентины Николаевны, Московской Татьяны Александровны, Вараксиной Елены Вячеславовны. Они не только генерировали идеи, но и практически их преломляли. Эти люди самоотверженно служат делу образования. Незаменимыми помощниками были Бородавина Елена Анатольевна, Степанова Анна Андреевна. Ответственными организаторами (электронный журнал регистрации и электронная рефлексия симпозиума) выступают Рудакова Марина Геннадьевна и Власова Татьяна Андреевна.

Конечно же, проект симпозиума не получил бы такого распространения, если бы не участие педагогов со всех центров. Тут необходимо вспомнить и отметить всех Исполнительных директоров, которые незаметно, но настойчиво, из года в год, «тянули лямку» мотиваторов и организаторов. Из лицейских я хотела бы сказать о действующем директоре – Бубновой Нэле Владимировне. Никогда не ушла в сторону, сама выступала как участник. Всегда заинтересована в количестве и качестве. Дельные советы и творческий подход есть ее профессиональная позиция.

Самые длительные и теплые отношения симпозиум связывает с представительством Заларинского района на базе Солерудниковской гимназии, руководитель Сороквашина Тамара Николаевна, представительством в городе Братск, исполнительный директор Яковлев Константин Александрович, исполнительный директор представительства в Нижнеудинске – Кузубова Татьяна Владимировна. Новое и разнообразно-творческое сотрудничество образовалось с представительством на базе школы в Иркутском районе поселок Молодежный, исполнительный директор Грибанова Наталья Анатольевна.

Прошло время. Но кредом симпозиума были и остаются игра взрослых в науку, радость со-бытия, встречи с новым, пир идей! С удовольствием вспоминаю, как включался коллектив лицея в подготовку данных встреч. Это была целая история, где каждый за счет своих внутренних и предлагаемых внешних ресурсов занимался личностно-профессиональным ростом. Обучая других, учишься сам! На основе этой технологии развивалось еще одно мероприятие – полимодальный научно-методический семинар андрагогического взаимодействия; их прошдо 11. В рамках симпозиума не хватало времени для полноценного общения, и поэтому лицеисты придумали еще одно дело, но только летом. То, что делали лицейские педагоги – образовательный шедевр. Всему начало – СИМПОЗИУМ! Мы никогда не сидели на месте, ибо главный урок – путешествие, жажда увидеть и понять иное. Поэтому появился научно-методический обоз - Усть-Кут, Белореченский, Черемхово, Солерудник, Зима. Что это были за встречи! Корниенко Андрей Владимирович, Аникеев-Борн Федор Валерьевич, Кузнецова Елена Владимировна, Рожкова Елена Викторовна, Ершова Татьяна Николаевна, Бубнова Нэля Владимировна, Рудакова Лариса Васильевна, Вараксина Елена Вячеславовна, Ганьшина Валентина Николаевна, Урсуленко Людмила Михайловна, Павидис Светлана Владимировна – герои многодневных поездок, равных которым нет! Симпозиум за территорией лицея! Семинары как продолжение общения после симпозиумов – Бохан, Ангарск, Иркутск, Новожилкино, Усть-Илимск и другие пдощадки Шаговского движения.

И по примеру лицея в симпозиуме начали принимать участие целые группы учителей из других общеобразовательных учреждений Иркутской области. Так, в 2021 году 15 учителей начальных классов МОУ Иркутского районного муниципального образования "Карлукская средняя общеобразовательная школа" на симпозиуме – дистант-форуме «Проектирование: новая компетенция учителя и ученика» представляли проект: «От зёрнышка до каравая», вызвав неподдельный интерес к своей работе.

Именно коллегиальность в разработке проекта симпозиума стала отличительной чертой, позволившей лицею стать Лауреатом Премии Президента РФ в 2005 году. Очерк «Время! По эпохам твоим я плыву к пристани «Завтра» от пристани старой «Вчера» посвящен и 10-летию Регионального научно-педагогического симпозиума «Обучение через науку». Этот десятилетний юбилей отмечали вместе с Белореченским лицеем (бывший филиал), руководители Иванова Тамара Николаевна, Тараканова Марина Игоревна, которые массово и плодотворно ежегодно становились активными участниками.

Прошло время. 25 лет! Педагогический коллектив живет, трудится, меняются директора – Рябов Юрий Николаевич, Полинкевич Роман Георгиевич, Соколова Эльвира Эдуардовна, Нечаева Вероника Геннадьевна. Все они делом чести считают методическую и финансовую поддержку симпозиума, развития научно-педагогических связей лицея и высшей школы.

За этим – личностно-профессиональное самоизменение лицейского учителя. Как звездочки вспыхивают и ярко горят на небосклоне симпозиума гении педагогического туда. Без лишней скромности надо заметить: на симпозиум ехали «на учителей»! На таких, как Браташ Светлана Петровна, Пуговкина Марина Анатольевна, Губина Альбина Альбиновна, Ершова Татьяна Николаевна, Яшкина Елена Викторовна, Калашникова Татьяна Николаевна! Их знает вся Иркутская область и за пределами! Знает и публично признает их опыт лучшим.

А звездный путь начинался с таких мэтров, как Земскова Алла Анатольевна, Пушкарева Наталья Никодимовна, Казак Наталья Михайловна, Салыкина Людмила Ивановна, Мизандронцева Галина Александровна! Огонь не будет гореть, если его не поддерживать. Мне нравится, как в симпозиуме работают Кулик Татьяна Валентиновна, Тюкавкина Марина Геннадьевна, Крячко Ирина Николаевна, Денисенко Евгения Борисовна, Лапко Марина Евгеньевна, Баевский Анфим Алексеевич, Исаева Татьяна Владимировна, Бутко Алевтина Андреевна, Яковчук Инна Александровна, Вересова Наталья Валентиновна.

25 лет древо жизни симпозиума процветает. Почему живет? Я думаю еще потому, что каждый год появляются в организаторах те, кто вчера был участником. Такая взаимозаменяемость позволяет симпозиуму становится родным, своим. Неоценимо участие учителей начальных классов СОШ №5 под руководством Кудряцевой Надежды Николаевны и воспитателей детских садов города под руководством Мотыльковой Татьяны Юрьевны, выпускника лицея Михаила Ружникова.

Не остаются в стороне и учителя физической культуры – Чертовских

Николай Анатольевич, Гинтова Ольга Александровна. Робототехническими и смартовскими идеями блистают учителя информатики – Кругликова Марина Николаевна и Кузьминова Ирина Юрьевна.

Что такое симпозиум для нас? Это полигон для взлета и распространения профессиональных идей, это площадка личностноделового общения, это среда наставничества, это встречи друзей! _________________________________________________________

В эти сентябрьские дни в МБОУ «Лицей «1» проходит Региональный Совет Координационного Центра программы «Шаг в будущее» по Иркутской области. Под руководством Нечаевой Вероники Геннадьевны, дирекора лицея, руководителя КЦ и Бубновой Нэли Владимировны, Исполнительного директора центра будут определены стратегические линии и тактические шаги формирования исследовательского поведения ученика и педагога, обозначены все мероприятия программы на новый учебный год, скоординированы научные связи с Высшей школой, будут спланированы все пути взаимодействия внутри управленческой системы программой.

Я желаю, чтобы все у вас получилось, дорогие коллеги! Долгие годы была рядом с вами и до сих пор ощущаю трепет и волнение от встреч с людьми, которые бескорыстно и уважително служат программе «Шаг в будущее», осознавая всю ее многозначимость для воспитания юного поколения!


Открытое образовательное пространство.

ОПЫТ: научно-методический «обоз»

Усольского первого лицея. Главный урок – путешествие

(Полная версия статьи - в монографии «В стратегии роста»)

По данным исследований психологов, 90% людей живут в зоне комфорта, где им привычно, стабильно, спокойно. где не надо особо напрягаться, подвергать себя стрессу. Эффект событий в этой среде – эффект «заезженной пластинки».

По словам Александрины Григорьевой, «в зоне комфорта человек ощущает предсказуемость и способность контролировать свою жизнь». Из этого состояния не хочется выходить. Когда мы думаем о том, чтобы покинуть или расширить ее, то сталкиваемся с неопределенностью. Появляется ленивое отношение к жизни, страх, не хочется ничего усложнять. Грозят профессиональное выгорание и, как следствие, - посредственный, заурядный взгляд на мир.

Выход из зоны комфорта позволяет повысить уровень жизни во всех отношениях – позволяет процветать, добиваться успеха, расширять круг общения, обретать новых друзей. В зоне дискомфорта, соответственно живут 10% людей.

Процветание возможно в открытом образовательном пространстве.

Ему характерны интересная, насыщенная жизнь, востребованность в социуме – залог отсутствия депрессивных мыслей и нежелания развиваться.

Открытое образовательное пространство — совокупность условий, в которых могут происходить образовательные события, способствующие развитию личности через включение в различные виды деятельности, удовлетворяющие ее потребностям и интересам, формирующие способности и индивидуальность (Р.Е. Понормарев, В.М. Степанов, Н.М. Стадник, Т.В. Кружилина).

Образовательное путешествие – один из способов создания открытого образовательного общества.

Ян Амос Коменский рассматривал высший уровень образования как «академию и путешествие».

Путешествие – поездка или передвижение пешком по какимнибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). В этой статье мы вспомним один из видов образовательного путешествия педагогов МБОУ «Лице№1» – научно-методический «обоз». «Обоз» - инновационная деятельность. В современной педагогике инноватика понимается в двух аспектах: создание нового «продукта» и его популяризация, активное внедрение, оперативная систематизация сведений о результативности применения.

Все образовательные учреждения выступают в проекте «Обоз» как системная Школа совместной деятельности. Представленная схема позволяет предположить, что в результате совместных действий на такой основе будут происходить системные изменения. В этой схеме видно, что для управления инновационной деятельностью требуется особая двойная позиция самого управления: как «внутри», так и «вовне» системы. Выход «вовне» осуществляется через предъявление продукта и результата инновационной деятельности.

Научно-методический «обоз». Данное педагогическое мероприятие не претендует на статус «исключительного», «авторского». Аналогии можно проводить с имеющими место практиками в образовательном пространстве России, так, ТОП-проект «Клуб лидеров качества образования», организованный Журналом «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» призывает объединяться на базе своего издания тех, кто имеет прекрасный опыт в области качества образования и другие примеры.

Научно-методический «обоз» - корпоративное мероприятие – корпоративные действия, они очень важны, по мнению Л.В.Майоровой, Д.К.Шалилова, для формирования и поддержания ценностей и правил организационной культуры. Это мероприятие облечено в яркую, запоминающую форму, способствует эмоциональной интеграции педагогов разных общеобразовательных учреждений. Люди получают возможность по-другому вести себя, увидеть коллег в ином свете, что важно для расширения возможностей и перспектив коллектива; люди получают представление о тех дополнительных человеческих ресурсах, которые есть у коллег, но которые остаются скрытыми в повседневной рабочей жизни.

«Обоз» проводится на основе предварительного согласования с партнерами, финансируется инициативной стороной – МОУ «Лицей №1» города Усолье-Сибирского; заключается формальный контракт о проживании и питании.

Итак. Научно-методический «обоз» позволяет:

  • в совместном исследовании разрабатывать, решать образовательные проблемы качества образования и управления качеством, написания Программы развития и ее реализации и другие;

  • предъявлять инновации и проводить их внешнюю экспертизу, без чего невозможно движение;

  • «присваивать» чужой опыт, интеллектуально обогащаться,

«обучая других – учишься сам!»;

  • развивать командный дух, повышать эффективность работы;

  • осуществлять личностно-профессиональное самоизменение педагога

• «Научно-методический «обоз» «Город Качества» по проблеме управления качеством образования на территории Западных Представительств Координационного Центра (Белореченский – Черемхово – Солерудник – Зима – Усолье-Сибирское)» состоялся 21-

24 октября 2009 года

«Тра-та-та, тра-та-та

Не везем с собой кота,

Взяли ноутбуки, головы и руки,

Вдохновенья, впечатленья -

Вот та-а-акое настроение!»

Давыдова Елена Николаевна

Организация и проведение научно-методического «обоза» по проблеме управления качеством образования на территории Западных Представительств КЦ «Город Качества» вызвано необходимостью решать первостепенные образовательные задачи повышения качества образования, решать их оперативно и с высоким результатом. Думать над таким задачами, выполнять их – ответственная миссия для педагога, и в данном случае легче и интереснее «думать вместе» и «думать снизу», «думать из опыта», то есть объединяться на уровне непосредственных исполнителей. Естественно, что «ДУМАТЕЛЬНАЯ» деятельность не может и не должна осуществляться без поддержки науки, поэтому содержание «обоза» будет выстраиваться на учете самых современных достижений науки в этой области

Как мы проводили «обоз»?

Надо отметить, что их за эти состоялось 4!

После завтрака - взаимное приветствие «Вместе»: МОУ «Лицей №1» - «обозники» и принимающая сторона. Визитная карточка «Мы едем, едем, едем в недальние края…». Наш директор Рябов Юрий Николаевич вручал Кейс Удачи.

Затем Борис Наталья Анатольевна представляла презентацию

«Аннотационная «картинка» научно-методического «обоза» «Город Качества» как образовательной инициативы Координационного Центра Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Иркутской области на базе лицея, представляла пространственно-временное и ролевое позиционирование команды «обозников» и замысла.

Командообразование – этап тренинга проводился Урсленко Людмилой Михайловной «Строим город из газет». Это шумно, в движении. Это «строительство» давало почувствовать, насколько люди вокруг подготовлены работать в команде.

Затем все успокаивались, и новая образовательная ситуация – установка – вызов «Пользу извлекает тот, кто хочет ее извлечь!». Борис Наталья Анатольевна, Ганьшина Валентина Николаевна создавали ситуацию кризиса компетентности, проводили деловую игру «Выбор факторов, влияющих на повышение качества образования, или различные формы планов работы школы по управлению качеством образования » (Группа делится на 3 группы, им выдаются таблички с перемешанными факторами – необходимо связать факторы в иерархии, разместить с помощью магнитов на доске, М.Поташник, страницы 204 – 206). Искомый вопрос: что включает в себя система управления качеством образования?

Открытая дискуссия: участвуют все, ведет «говорящая голова» Борис Наталья Анатольевна. Главная черта дискуссии заключается в том, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем все участники – каждый по-своему – участвуют в организации этого обмена. Открытая дискуссия – скорее всего говорит о том, что обмен не завершен, он открыт для продолжения

Может быть, даже можно предположить, что это будет имитация дискуссии, но это не должно сделать ее менее ценной. «Говорящая голова» будет задавать риторические вопросы, на которые не будет требовать ответов, а подводить участников к своим ответам. Согласитесь, что реальная дискуссия требует более серьезной подготовки и хорошего знания группы.

Лицейский консенсус в области определения качества образования предложила Борис Наталья Анатольевна. Лицейская практика управления качеством образования по схеме «от результата» представлена Московской Татьяной Александровной. Лицейская практика управления качеством образования через научно-исследовательскую работу презентована Аниеевым-Борн Федором Валерьевичем и другое.

В дискуссии используются интерактивные формы работы, перемены, кофе-брейки.

Затем все на открытые уроки как приложение к дискуссии – урок профплана в 9 классе и ананалитический комментарий ведет Урсуленко Людмила Михайловна, урок обществознания в 10 классе и аналитический комментарий - Корниенко Андрей Владимирович, урок русского языка в 11 классе и аналитический комментарий ведет Кузнецова (Петрова) Елена Владимировна.

Продолжение дискуссии осуществляется через встречный опыт ее участников, через работу в творческих группах по разработке меморандума и подписание меморандума о «строительстве Города Качества»

Вечерняя образовательная «проповедь» завершала день, где «обозники» в тесном кругу подводили итоги дня, думали, как исправить неполучившееся, кого-то благодарили, кого-то пытались «подтянуть» до уровня, пели, смеялись, плакали, но не унывали. Наш Андрей Владимирович виртуозно расскажет пару анекдотов…, и все «ожили»…

Проведенная Урсуленко Людмилой Михайловной экспертиза по тесту «Пульсар» подтвердила, что команда «Обоз» обладает глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый имеет профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей в труде. Команда имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В команде высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие.

Все члены команды люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу.

При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу «один за всех, все за одного». В команде велико желание трудиться совместно.

При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность команды, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия такого решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение.

Проходят годы… Что невозможно забыть?

М ОУ «Лицей» п.Белореченский, директор Иванова Тамара

Николаевна; они принимали нас первыми. Мы здесь не ночевали, в этот день преодолели две дороги. Было трудно начинать, но теплая встреча, вкусный обед не позволили «споткнуться», а позволили апробировать все задумки «обоза» в системе. А наши Белореченские друзья – лицеисты простили нас за ошибки…

М ОУ «Лицей» г.Черемхово, директор Груббе Людмила

Анатольевна и ее коллеги встречали нас на крыльце своего нового дома-лицея хлебом-солью, как самых дорогих гостей.

Лицейский ансамбль в народных костюмах сопровождал встречу песней и приятными словами. Затем экскурсия по учреждению, экскурсия в музей по истории

родного города, лицея, созданный ребятами. И в завершении дня прекрасный вечер с подарками, подготовленными педагогами. «Засиделись в кругу друзей…» В открытой дискуссии участвовали коллеги, а также начальник отдела образования и руководитель информационно-методического центра города, которые назвали встречу «феноменальной возможностью» сотрудничества, «шагами становления корпоративной культуры».

М ОУ «Гимназия» п.Солерудник, директор Сороквашина Тамара

Николаевна встретила нас необычными потрясающими «подарками»: авторским спектаклем детской театральной студии «Ветер перемен», руководитель Марина Ващенко, и путешествием в глубины земли на 540 метров в соляную шахту. Невозможно забыть

путешествие в недра нашей матушки-земли. Сначала – несколько инструкций, эпикировка каждого, проверка рабочего состояния снаряжения. Побывали как в подземном царстве: спуск в старом скрипучем ржавом лифте, величественная красота соляных стен, катание в шахтерских вагонетках, туннели из соли, неповторимый воздух – целая экспедиция.

М ОУ «Лицей» г.Зима, директор Мутовина Елена Леонидовна, провела нас в старинное деревянное здание 1897 года постройки, где раньше была церковно-приходская школа. Особая атмосфера, особый дух старины.

А напоследок – необычная познавательная экскурсия в дом-музей Евгения Евтушенко, советского поэта с мировым именем…

Николаевна, опытная, сдержанная, настойчивая Елена Леонидовна - все эти женщины-руководители пошли на образовательный риск, устраивали наш быт, верили в нас, собирали в каникулы не только свои коллективы, но и народ из местных школ (23+44+67+21=155 участников и почти 150 учеников!) стали небезразличными к нашей идее – развиваться и процветать вместе, в открытом пространстве!

• Научно-методический «обоз» «Образовательная среда, ориентированная на развитие самоактуализирующейся личности обучающегося и педагога», город Усть-Кут, который проходил 27 – 30 марта 2012 года.

Девиз «обоза»: «Как безмерно оно – притяженье людей!»

«Причиной» этого обоза стала история, описанная мной в следующем письме.

«Уважаемая Скажутина Дания Николаевна, директор школы №9!

Вам пишет Борис Наталья Анатольевна, заместитель директора по образовательной политике МОУ «Лицей №1» города Усолье-Сибирское. Так случилось летом, что Ваши коллеги Олейникова Надежда Николаевна, Костик Алена Александровна, Соболева Вера Ивановна, Матвеева Наталья Ивановна, Скотникова Ирина Вальдемаровна приехали поучаствовать в нашем полимодальном семинаре, а он из-за многих причин (самая главная из них – арест лагеря в связи с новыми ужесточенными требованиями разных организаций) был отменен. Информация как-то не «смогла» поступить к Вам, хотя Вы оказались единственными приехавшими. Я пережила настоящий стресс, и до сих пор не могу чувствовать себя комфортно в ситуации с Вашей школой.

Поскольку нам дорого наше ИМЯ и имидж полимодального решаюсь предложить Вам педагогический авантюрный проект – научно-методический «обоз» на территорию Вашей школы и нашего Представительства в Усть-Кут. Мы приезжаем к Вам командой (человек 9) с темой полимодального «Образовательная среда, ориентированная на развитие самоактуализирующейся личности обучающегося и педагога» на весенних каникулах в марте 2012 года (на два дня) за свой счет и работаем с Вашим коллективом на общественных началах, работаем с желанием и интересом. Нам важно переночевать (это в школе можно – мы привычные), а также питание (за наш счет)! Все остальное - разберемся!

Разрабатываемая нами система личностно-профессионального самоизменения педагога через андрагогическое взаимолдействие прошла испытания длиною в 8 лет, имеет результаты.

Вы можете пригласить и другие школы. Мы работаем под эгидой Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и в сотрудничестве с ОГАОУ ДПО «ИИПКРО».

Наш «обоз» в Усть-Кут – «лекало» среды, ориентированной на развитие самоактуализирующейся личности обучающегося и педагога, «парк образовательных аттракционов», «сад учения»! Интересно?

Примерьте, попробуйте, соберите плоды! Наш «обоз» – промежуточный отчет по реализации Программы развития.

Миссия «обоза» – образовательное продвижение каждого участника и организатора.

Н ас встречали в Усть-Куте как родных! Проехав тысячу километров на лицейской «Газели» за один световой день, с остановками, перекусами, проминками, мы ужинали за шикарно накрытым столом в лицее во главе с Шерстяниковой

Ириной Валерьяновной,

директором.

«Пробежимся» по программе двух дней обоза, которую я разделила, чтобы было понятно, как происходило представление нашей Программы развития. Курсивом выделены формы работы в обозе, чтобы представлять инновационное разнообразие подходов лицейских педагогов к своей деятельности. «Парк образовательных аттракционов» - так назвала я описание форм «обоза». Это было круто!

День первый.

Раздел «ВСТУПЛЕНИЕ». Приветствие-знакомство «Диалог на пороге встречи – диалог на лестнице успеха!» открыло встречу. «Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность?» (Степин В.С.), а поэтому - комментарии к смыслам лицейских проектов и к программе научно-методического «обоза» «Ищите мотив Микеланджело!».

Затем тим-билдинг – формирование команды в двух технологиях командообразования - в модели ОАШ и творческого командообразования.

Раздел «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ». Программно-целевой подход к управлению развитием лицея как средоориентированный подход формирования самоактуализирующейся личности обучающегося и педагога был представлен в фокус-группе «Ветер перемен».

Преамбула к «путешествию» по возможностям образовательной среды, ориентированной на развитие самоактуализирующейся личности обучающегося и педагога - генеральной цели Программы развития и сами «путешествия» последовали далее. «Путешествие» по возможностям образовательной среды.

Представим, что мы отправляемся в путешествие, в котором главное – получать как можно больше впечатлений. Оформим путешествие – атрибутика поезда, самолета, корабля…. Совершим путешествие на машине времени… Подарим впечатления…

Путешествие – это «наблюдательное слушание», можно вести Дневник наблюдений, Путевые заметки и т.п.

Итак, мы отправляемся в путешествие по возможностям образовательной среды – по образовательным ресурсам среды. Возможность по Гибсону представляет особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта. Эта среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося.

«Путешествия» по возможностям (В)
  • В-1 «Адаптация» - возможность адаптации, автономности, интеграции личности в группе как возможность взаимной трансформации личности и группы.

  • В-2 «Успех» - возможность личностного развития на основе успеха как возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности и потребности в преобразующей деятельности.

  • В-3 «Самоопределение и самореализация» - возможность самоопределения как возможность актуализации осознания каждым субъектом своего места в мире через инновационный процесс «обучения для карьеры», основанный на «социальной включенности» и «тренировочном подходе».

  • В-4 «Уклад и воспитание» - возможность эстетического окружения как возможность ощущения каждым субъектом эмоционального благополучия. Вызовы современности к должности куратора. Тьютор – куратор XXI века.

  • В-5 «Здоровье» - возможность сохранения и обогащения здоровья. «Узловые точки» соединения обучения и здоровья в лицее

Раздел «РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (КАДРОВЫЙ

РЕСУРС)»

Участникам предложена короткая программа «Накачивание позитивной энергией для развития защитных сил организма». Мастерские «НПЭ для развития ЗСО», после состоялись переговорные площадки по качеству – современный коучинг в стилях: «чистого специалиста», «коуч - обучающийся», «совместная разработка». Коучинг-обучение

Современный коуч работает, чтобы «помочь другим достичь заметных успехов в той или иной области жизни, помочь определить свои приоритеты, реализовать свой потенциал». Эрик Йенсен пишет, что коуч «больше стремится указать путь к обучению, а не обучать».

Введение в коучинг: «Сядьте поудобнее» и понятийная «перекличка»: коуч, качество кадрового ресурса прошли после переговорных площадок. И «на закуску» этого дня - культорологический этюд «Взгляд». «Учитель как читатель. О радости чтения и гедонистической функции изучения литературы».

Раздел «ЭКСПЕРТИЗА «ОБОЗА». Брифинг-группа «Выпусти ПАР!», сотворение «обоза» песней «Учительский вальс», сбор вопросов в «Бюро лицейских находок».

День второй.

Раздел «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ» Образовательный комплекс «Главная клеточка образовательного процесса»:

  • пролог «Феномен урока через образовательные параллели»,

  • демонстрационный практикум-самоэкспертиза «Энергия одной модели урока» Почему «Энергия одной модели урока»? Ведущий демонстрационного практикума должен передать энергию того, что он делает на уроке, то есть деятельную силу, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели.

Какие уроки? Метапредметный урок - урок освоения обучающимися универсальных учебных действий «От действия к мысли», урок в 3D на основе «Интеллект-карты» (MindMaps) Тони Бьюзена», бинарный урок развития ментальных приоритетов личности, урок самооценки достижений по Европейскому стандарту, урок нетрадиционных методик по физической культуре, урок – «счастливый промысел» личной жизни, урок технологии здорового образа жизни,

  • эпилог «История лицейского урока».

Образовательный комплекс «Лицом к реальности»:

  • презентация «Лицей - Макрошкола – ассоциированный территориальный комплекс, инновационная модель

взаимодействия «лицей-вуз-производство»,

  • Круглый Стол «Анонс модели обучения на базе реальной действительности».

Раздел «МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ».

Резюме «обоза» «Мониторинг эффективности реализации Программы развития «как градусник, измеряющий температуру объекта» (В.Г.Попов) Раздел «ЭКСПЕРТИЗА «ОБОЗА». Методика «Рефлексивная мишень», «Оценка эффективности» и рефлексия - встреча с руководителями, организаторами «И нас простят не за безделье, а за дело!»

Цель «обоза» – развитие общественной экспертизы качества образования на основе «двойной позиции» («внутри» и «вовне») как системы управления качеством образования, создание условий для эффективного развития иной системы личностно-профессионального самоизменения учителя через специально организованное исследование на межтерриториальном уровне была достигнута на самом высочайшем уровне. Девять лицейских педагогов 24 часа в сутки достойно отработали!

Впечатления у всех – обозников, участников – замечательные! Более 100 педагогов Усть-Кута оценили нашу работу на самые высокие оценки, заинтересовались нашей деятельностью, предложили свои пути создания резонансной образовательной среды.

А я вспоминаю ящик шампанского, который мы везли из Усолья и в пластмассовых стаканчиках угощали им всех слушателей на открытии обоза, а Ершова Татьяна Николаевна, Рудакова Лариса Васильевна исполняли песню «Мы желаем счастья Вам». Это было эффектно, красиво, кусочки шоколада оттеняли вкус, а все участники, приятно изумленные, расслабились и прониклись необыкновенным радушием к нам. А ведро пирожков, испеченных Павидис Светланой Владимировной в дорогу, стало символом тепла и заботы обо всех членах команды. Еще бы – мы ехали на ее родину, в ее родные края. места детства! И начинали свой путь в Усть-Куте с ее родной школы №1, где сейчас «живет» лицей. А еще в нашей команде был юморной и озорной мужчина – Корниенко Андрей Владимирович. Все тяжелые ноши были его. Плечо и доброе слово друга ощущалось на каждом шагу. Релаксом занимались все, в короткие «передыхи» угощались горячим чаем, кофе от хозяев, выполняли разные упражнения от Вараксиной Елены Вячеславовны, разбавляя напряженность интеллектуальной нагрузки.

А она всем досталась, гармонично сочетаясь с решением бытовых вопросов и вопросов командообразования, экскурсионной работы что довелось исполнять Бубновой Нэле Владимировне. Вопросами питания в дороге занимались Рожкова Елена Викторовна, Кузнецова Елена Владимировна. Голодными точно не были: и в придорожных кафе, и на природе обедали. Лицейские и Усть-Кутские коллеги снарядили нас по полной. Все у нас в запасе: и картошка-толченка, котлетки горячие, и вкусный чай…

«Послевкусие». По дороге домой шли дожди… Дорога весенне-грязной была, души и помыслы - чистые… Планов – громадье! Хочется жить!

Миссия выполнена!

Как воспитать лидера? Кто такой лидер?

Кодекс лицейского лидера

«Производители чудес»

(Полная статья расположена в монографии «В стратегии роста»)

Марк Твен как-то сказал: «Добрым словом я могу питаться два месяца». Эта статья - повод для меня еще раз сказать добрые слова в адрес лицейских педагогов, которых в одной из местных газет назвали «производителями чудес».

Работая над этой статьей, я обращалась к замечательной книге Дж. С. Максвелла «Шеф и его команда». Считаю ее классическим учебником по воспитанию лидеров. Стремиться к развитию лидерского менталитета членов твоей организации, создавать движение лидеров – главная задача руководителя. Лидер - это бесценное достояние организации.

И прежде, чем начать составлять Кодекс лицейского лидера, я должна вместе с Максвеллом предъявить правила к руководителю, воспитывающему их, то есть и к себе, в первую очередь:

«1. ценить их такими, какие они есть;

  1. верить в то, что они сделают все, что смогут;

  2. хвалить их за достижения;

  3. нести личную ответственность перед ними»

Хочу рассказать об учителях, которые становились победителями в профессиональных конкурсах, которые приносили высокие и стабильные результаты в образовательной деятельности, еще раз погордиться результатами лидерского поведения лицейского педагога!

Лидер, на мой взгляд, это человек, который не только смог стать первым, а тот, который смог удержать это первенство, смог соответствовать этому первому результату, умножая его, что гораздо сложнее.

Участие в конкурсах позволяет педагогам становиться лидерами, что влияет на повышение эффективности их деятельности. Быть лидером – это значит быть успешным. Формула успеха – у каждого своя. Попытаемся взять на вооружение для создания ситуации успеха правила Ольги Лавровой, директора Института бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета:

    1. мыслить стратегически

    2. не бояться перемен

    3. работать в команде

    4. смотреть в будущее

    5. воплощать идеи

    6. найти достойный пример для подражания

    7. не ограничивать амбиции

    8. не делать скидок на личную жизнь

Мы не всегда побеждали в конкурсах, но никогда не давали места отчаянию и разочарованию. Как я говорила, «нам не в ногу» с этим конкурсом. И начинали «работу над ошибками», старались понять причины провала и найти силы идти дальше.

Думаю, что у меня получится составить Кодекс лидера в лицее как совокупность правил, убеждений через собирательный образ учителя-лидера. Но, чтобы вы не подумали, что слишком какой-то идеальный получается учитель, хочу заметить – не всегда все было гладко… Были и срывы, ситуации «кулаком по столу», обиды, мучения от сказанного в пылу слова – мы «человеки», но это все разрешалось, «сор из избы» никто не выносил.

Первое, что я записала прописными буквами в этот Кодекс – Лидер - АМБИЦИЯ. Разумная амбиция как термометр, измеряющий личностно-профессиональный уровень учителя. Без этого качества не получится настоящего лидера. Но кто-то рожден с претензиями, кто-то – нет… Если амбициозная температура ниже нормы – «задрать нос» - привлечь к участию в конкурсе, мотивировать завышенной оценкой деятельности (выдать аванс доверия), найти и показать профессиональные преимущества, посетив урок, включить в команду результативных педагогов…

Если амбициозная температура зашкаливает – «щелкнуть по носу» - дать трудное задание, например, я делала так всегда, – спросить с коллег, то есть вменить управленческие функции. Стопроцентно это осадит слишком бурные претензии. Амбиция должна быть в ее золотой середине.

И второй моей записью -характеристикой лидера было бы слово ПАТРИОТИЗМ. Лидер – это человек, который любит то, что делает, где делает и с кем. Иначе нельзя! Итак, ЛИДЕР - АМБИЦИОЗНЫЙ ПАТРИОТ!

Не всегда лидеры рождаются лидерами. У нас в лицее была утверждена схема мотивационного поля, на котором важно было взрастить – дух соревнования, желание прославиться, жажду знаний, надежду на выгоду. Об этом еще писали мудрецы XIII века в “Королевском зерцале”.

Сам лицей, хотя это звучит неправильно, ведь лицей – это люди, это не эфемерное что-то, участвовал неоднократно в различных конкурсах. Самым значимым стал конкурс «Лучшие школы России - 2005», где в финале в городе Москва мы вошли в тридцатку лучших. А пройти в финал нам позволило первое место в таком же конкурсе по Иркутской области в номинации «Школа педагогического поиска». Такого первого места в нашем городе не было ни у одного общеобразовательного учреждения.

Я была при поддержке коллег лидером-организатором и активным представителем в Иркутске, разработчиком сценариев выступлений, но полететь в Москву не могла.

Помню, как мы с командой репетировали до позднего вечера, делали презентацию до утра вместе с Бородавиной Еленой Анатольевной, конструировали бумажные кораблики во главе со Степановой Анной Андреевной, на которых горел наш лицейский девиз: «Плывем не так, как ветер дует, а как поставим паруса!»

Вот она, команда смельчаков, выступавшая в самом верхнем эшелоне образования:

  • Рябов Юрий Николаевич, директор

  • Карпук Лидия Васильевна, председатель родительского комитета

  • Ганьшина Валентина Николаевна, педагог-психолог

  • Лобус Мария, лицеистка

  • Перевалова Марина Валентиновна, главный редактор «Городской газеты»

«Лицей сегодня выступает как Школа поиска, которую представляем как школу с отчетливым внутренним стремлением к обновлению, обретению собственного лица и поиском путей такого становления

Наш поиск выражается в стремлении к новой образовательной реальности – Научной школе старшеклассников и учителей.

Научная школа представляет собой территориально-распределенный ассоциированный образовательный комплекс, объединяющий образовательные учреждения и профессиональные институты.

Важные черты – воспроизводимость деятельности, существование обратной социальной связи, управляемость, общественная открытость».

« Производители чудес»

Она пришла и победила! Амбиции захлестывали, не успевала перелистывать «освоенный» конкурс. Пробовала все Для самых юных, только-только набирающих опыт, у нас в городе стартовал профессиональный конкурс.

Арсенюк Елена Ивановна, учитель английского языка, стала победителем первого межрегионального конкурса молодых педагогов, а прежде – лицейского конкурса «Осмелься быть мудрым!» в рамках ремикса «За новое содержание образования!» с темой «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся лицея через спецкурс «Добро пожаловать в Сибирь!», главный приз – приглашение на Всероссийскую конференцию по педагогике развития в городе

Красноярск, апрель 2011 год

Я обожаю таких учителей, с претензиями! Мама трех сыновей, напористая, стремящаяся к высокому результату, любящая лицей и детей, она не останавливается в развитии. Она разная - плачет от внезапного несправедливого исчезновения таких нужных методических книг в лицейской библиотеке, стоически переживает неудачи, принимает важные решения для обогащения образовательного процесса новыми методическими приемами. Не боится быть непонятой сегодня, она идет вперед, осознавая преимущества опыта в образовании. Когда я ее молча спрашивала после возврата аттестационных документов на высшую квалификационную категорию – может, остановимся, сдадимся?... Нет, также молча отвечала она, идем вперед; мне хватит заслуг и сил идти вперед. И прошли!

P.S. Не успела я закрыть страничку этой статьи, как пришла благая весть: Арсенюк Елена Ивановна будет принимать участие в «Весеннем «ПедСовете», тема которого: «Как не бояться будущего и проектировать его, каковы методы поддержки обучающихся на пути жизненного самоопределения». Она по итогам конкурса на основе мотивационного письма едет с 12 по 15 апреля 2024 года в Пятигорск, ВОС «Машук». Успешность – кредо профессиональной карьеры учителя!

Правило лидера. Не сдаваться! Только сильным и смелым покоряются моря. Нет в мире такой вершины, которую нельзя покорить! Не самоуверенность, не самонадеянность, а вера и видение конечного результата как поставленной цели – сподвижники успеха!


ПРОБА ПЕРА! Простые истории

Глава первая «Отрывки из детских воспоминаний»

Я приехала в город Усолье-Сибирское вместе с мамой, папой и братом в 1968 году. Город был наполовину деревянный. Но именно в это время он стремительно менялся, строился новый современный город у соли.

Мои родители оставили красивейший город Земли – Красноярск из-за квартиры. Жили мы там в коммуналке, тесно и перспективы в ближайшем будущем никакой! А здесь росло градообразующее предприятие – химкомбинат, и квартиры новые работники получали через полгода. Так и мой папа получил двухкомнатную на первом этаже по улице Интернациональная.

Помню, что в семнадцатую школу меня каждый день провожали и встречали родители через узкие улочки-мостики между деревянными домами. Там собаки лаяли из подворотен. Вечная проблема, скажите? А рядом возвышались пятиэтажки.

Жили мы тогда скромно, но дружно; не в каждой семье был телевизор. И мы, чтобы посмотреть самый популярный фильм того времени «Четыре танкиста и собака», шли всей семьей к папиному коллеге по работе (там собиралось несколько семей…) и в таком коллективе смотрели очередные серии этого фильма. После просмотра расходились по домам, обсуждая приключения главных героев. Отцы оставались у подъезда за столом, чтобы сыграть партию-другую в лото или в шашки, или в домино.

А мы с братом устраивали цирковые выступления дома – то жонглировали чайными кружками, собирая осколки разбитых, то дрессировали кошку Читу, получая от нее сдачу – поцарапанные руки…

Жили мы дружно, честно. Вы только подумайте, уходя на работу, по делам, мы оставляли ключ от квартиры под половичком около двери… Не брали чужого. Мы с мамой пошли в магазин в старый город, что-то мне нужно было купить. Я взрослела. И по дороге увидели скомканную денежную бумажку ценой то ли в 50, то ли в 25 рублей… Первое чувство – радость, вот так повезло. В голове уже зародились новые планы…, но вдруг впереди увидели плачущую и что-то ищущую женщину… Мама, расспросив ее, отдала потерю. Урок неприкосновенности к чужому и сострадания к чужой беде был получен на всю жизнь. Полвека прошло, а я вижу это перед глазами…

Жили мы честно и весело. Верхом сладости для нас , детей 70-х, был маленький кубик твердого кофе или какао, вооружившись которыми, мы взбирались на кучи земли от раскопанных дорог и спле-е-етничали…Или играли в прятки в строящемся садике, изображая из себя разведчиков. Катались по очереди на велосипеде, бегали по лужам. Становились старше, менялись веселые занятия. Любили ходить в только что открывшийся первый в Иркутской области широкоформатный кинотеатр «Кристалл» на 800 мест. О! Это были целые походы дворовой команды! Правда, по чьей-то воле кинотеатр был выстроен на задворках города, какого ансамбля это была часть? Но зато это было лицо нашего Усолья. Будучи уже взрослой часто ездила в командировки и сладостное ощущение возвращения в родной город начиналось именно с того момента, когда в окно поезда показывалось здание «Кристалла». А какие фильмы мы смотрели, не уставая проживать с героями чудеса их жизни! Например, фильм «Пираты ХХ века» мы смотрели 10 раз подряд, каждый раз по окончании при загоравшемся свете в зале вытирали слезы от счастливого конца.

Жили мы весело, но не бесцельно. Каждый из нашей компании с самого раннего детства уже точно знал, кем он будет. Я, конечно, хотела стать учительницей и завучем. Можете догадаться, чем я занималась дома за письменным столом после выполнения уроков?! Да, я составляла расписание учебных занятий в воображаемой школе. Как интересно было решать эту настоящую головоломку! Через несколько лет это произошло в реальности. Двойной листок из середины тетрадки, карандаш и

стиральная резинка. Остальное – в голове…

Мы с трудностями и переменным успехом стремились к своей цели. Никем другим, как учителем, стать я не хотела и не могла. И поэтому в выпускном классе ездили на подготовительные курсы в педагогический институт с проживанием в школах.

Шли зимние каникулы 1976 года. Я с подругами Светой С. И Галей Е. отправилась на такую учебу в Иркутск. В один из дней им захотелось в кино, а я с лекций отказалась уходить. Осталась. После окончания собралась ехать в школу на место проживания, а денег не оказалось. Я пешком в мороз от сквера Кирова до Юбилейного двинулась в путь. Совсем стемнело, а я только добралась до плотины, дошла до неживой клумбы на развилке и присела на заснеженный край – страшно, замерзла, а мимо проносятся троллейбусы, автобусы, в которые сесть не могла, потому что денег нет.

Наверное, пошла бы через пустой от людей мост, умирая от страха. Но тут откуда ни возьмись, появилась женщина, которая, расспросив меня, дала 20 копеек и проводила до ближайшей остановки.

А в городском транспорте не было тогда кондукторов, были такие кассы: денежку бросил и билетик открутил. Все сам.

Добравшись до школы, уже не чувствовала ни рук, ни ног… Было больно и обидно. Еще обиднее стало, когда узнала, что девочки деньги-то мне оставили, попросили студента, подрабатывающего в гардеробе, положить их в карман моего пальто… Так столкнулись с равнодушием и наглостью в лице студента и вниманием и сердечностью в лице женщины…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

20