Педагогический консилиум «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога».
Терпением мы можем добиться больше, чем силой.
Эрик Берн, американский психолог
Каждая нетерпимость есть знак слабости.
Сотрудничество есть подтверждение равновесия.
Николай Рерих, русский художник
Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский, голландский ученый, гуманист
Цель: создание условий для самопознания и самосовершенствования личности педагогов, обогащения опыта позитивного общения с окружающими.
Задачи:
сохранять и поддерживать комфортный психологический климат и толерантную среду в коллективе;
расширить представления участников о содержании и возможностях толерантного поведения человека;
побудить педагогов к толерантному отношению к себе, своей индивидуальности;
пополнить методический багаж педагогических работников способами и приемами рационального решения нестандартных ситуаций.
Оформление и реквизит:
цитаты о толерантности;
2 набора карточек для упражнения «Толерантность-интолерантность»;
пакет с грецкими орехами (по числу участников);
стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли для упражнения-демонстрации «Влияние слова на человека»;
3 карточки с заданиями для упражнения «Толерантное общение»;
медиа-проектор, экран.
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обращается всё больше исследователей.
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому столь необходимо бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является латинское слово «толерантность» (tolerantia).
Обобщенное понятие «толерантность» – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.
Проявление толерантности имеет первостепенное значение в работе педагога и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности (нетерпения) разной степени - от безразличия к «собственному мнению» другого человека до откровенного и жесткого его обесценивания и даже унижения этого человека.
1. Упражнение «Толерантность-интолерантность»
Формируются 2 микрогруппы. Каждой предлагается по набору карточек с перечнем проявлений толерантного и интолерантного поведения человека.
В течение 3-х минут необходимо распределить все карточки в 2 столбца: «Проявление толерантности» и «Интолерантные проявления».
Работа в микрогруппах. Обсуждение.
Таким образом, толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека. Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д.
Среди субъективных, внутренних факторов выделяются: индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.
«Напряженные ситуации» в практике педагогов.
Коллективное обсуждение.
Напряженными для педагога могут быть ситуации:
взаимодействие педагога и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований;
взаимодействие педагога с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений;
взаимодействие педагога с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке действий учащихся, результативности обучения педагогом и родителями.
Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости необходимо развивать толерантную культуру педагога.
Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.
Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.
2. Упражнение «Орехи».
Материалы: пакет с грецкими орехами (можно картофель, крупный горох, фасоль) по числу участников.
Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.
Обсуждение:
Проводится аналогия между орехами и людьми.
Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.
Как судят о ценности ореха?
Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются).
Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.
3. Упражнение «Перейти реку».
Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной», или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы - они».
Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно полметра. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно.
Начнем.
Список утверждений:
1. У кого плохое зрение
2. У кого родственники из деревни
3. У кого карие глаза
4. У кого есть зубные протезы
5. Кто бывал на приеме у психиатра
6. Кто страдал от безответной любви
7. Кто из вас натуральная блондинка (блондин)
8. Кто любит носить джинсы
9. Когда-либо взявший чужую вещь
10. Не русские
11. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквы
12. Переболевшие инфекционным заболеванием
13. Те, кто хотя бы раз был избит
14. Получал двойки
15. Те, кто плакал на людях
16. Кто переживал о выскочившем на носу прыще
16. Кого предавали близкие люди
Обсуждение:
Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.
Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но
не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.
Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.
Каждый может оказаться в невыгодном свете относительно других.
Вызовет ли это определенное отношение к такому человеку?
Почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по
множеству других?
сторону реки»?
Мы должны проявлять толерантность к людям, как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией.
Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношений, доверия, доброжелательности, сотрудничества. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Кто-то может сказать: «О каком равноправии может идти речь в учебном процессе?» На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли разные вещи. Да, действительно, ролевое поведение педагога предполагает некоторое дистанцирование от учащихся (уход от панибратства), но дистанция предусматривает горизонтальное расположение, оно не должно ассоциироваться с восхождением на пьедестал, с которого начинается общение. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.
4. Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека».
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Ведущий: Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова.
Перец – жгучие, обидные слова.
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение:
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
5. Упражнение «Толерантное общение».
Работа в 3-х микрогруппах. Каждой группе дается карточка с вариантом задания.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете согласие.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете несогласие.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете оценку действий или поступков другого человека.
На выполнение дается 5 минут. После этого каждая группа демонстрирует результаты своей работы.
Теперь вы точно знаете фразы, которые можно использовать во время толерантного общения.
На экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируется плакат с толерантными высказываниями согласия и несогласия человека с мнением другого:
Выразить согласие тебе помогут такие фразы:
- Это не вызывает возражений (сомнения)...
- Я готов с этим согласиться...
- Мне близки эти мысли...
- Я согласен, я поддерживаю точку зрения (мнение)...
- Я тоже хотел это (об этом) сказать...
- Моя точка зрения (позиция) вполне совпадает с твоей...
- Никто и не отрицает...
Вы не обидите другого,если высказывание своего несогласия начнете со слов
- Мне так не кажется...
- Я думаю по-другому (наоборот)...
- Я придерживаюсь другого мнения...
- У меня другая (противоположная) точка зрения...
- Я позволю себе не согласиться с вами...
- К сожалению, не могу согласиться с вами...
- Мне хотелось бы выразить свое несогласие...
Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.
Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Этого же самого хотят и наши воспитанники.
К правилам толерантного поведения педагога я бы отнесла следующие:
- Воспитывать в духе мира, с любовью и во имя любви.
- Быть примером для детей и общества.
- Признавать значимость и способности каждого ребенка, уважать их чувства, принимать иные взгляды.
- Быть справедливым, способным к диалогу, пониманию, солидарности.
- Уметь слушать и слышать других.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа повторено: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наш Дом – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Любовь, прощение, терпение.
1.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете согласие.
2.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете несогласие.
3.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете оценку действий или поступков другого человека.
ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ИНТОЛЕРАНТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
К упражнению «Толерантность-интолерантность»
Свобода вероисповедания |
Возможность следовать своим традициям |
Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств |
Терпимое отношение к представителям различных социальных групп |
Равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества |
Доброжелательность |
Равноправие |
Взаимоуважение |
Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем |
Позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтниче- ских отношениях и отношениях между полами |
Оскорбления, насмешки |
Изгнание (официальное или насильственное), репрессии |
Игнорирование (отказ в признании, беседе) |
Негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик) |
Этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими) |
Поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей) |
Запугивание, угрозы |
Осквернение религиозных или культурных символов |
Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов) |
Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения) |
Расизм (дискриминация представителей определенной расы), геноцид |
Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими |
Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор) |
Поощрение |
Комплимент |
Оценка поступка, а не личных качеств человека |
Позитивные телесные контакты (рукопожатие, поглаживание, объятия и т.п.) |
Умение внимательно слушать и слышать |
Стремление разобраться, распрашивание |
Похвала, подбадривание |
Совет, предложение |
Утешение, поддержка |
Эмпатия, благожелательность |
Уважение |
Осуждение, критика |
Обвинения, упреки |
|