СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт работы "Развитие мотивации к занятиям физической культурой через интерактивные игровые технологии"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея опыта - развитие мотивации к занятиям физической культурой через использование интерактивных игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности. Опыт актуален и может быть рекомендован к изучению учителям физической культуры, руководителям методических объединений и другим заинтересованным лицам.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт работы "Развитие мотивации к занятиям физической культурой через интерактивные игровые технологии"»


Владимирская область, Селивановский район

МБОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»











Развитие мотивации

к занятиям физической культурой через интерактивные игровые технологии
















Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Коннов Вадим Сергеевич








2015 год


Условия возникновения, становления опыта

Изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь человека, и характер его труда оказывают значительное негативное влияние на физическое состояние людей. Кроме возникновения всевозможных экологических проблем это проявляется в увеличении нагрузки на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать постоянно возрастающий объём информации. В связи с этим наблюдается заметное снижение двигательной активности обучающихся, нарушение функций организма.
Среди актуальных задач реформирования образования наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников.

В течение 5 лет в процессе реорганизации в МОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области прибыли более 300 учащихся из 4 сельских общеобразовательных учреждений. Результаты медицинского обследования и итоги психологического тестирования показали:

  1. Почти в каждом классе были дети, которым рекомендовано заниматься только специальной физкультурой.

  2. Учащиеся склонны пропускать учебные занятия.

  3. Основной причиной неуспеваемости у 43 % учащихся - слабое здоровье.

  4. Познавательный интерес имел тенденцию к снижению.

  5. У школьников неустойчивое поведение – это беспокойство, неусидчивость, нарушение школьной дисциплины.

  6. У многих адаптация в новых условиях протекала тяжело.

  7. Наблюдалась высокая гиподинамия детей в связи с появлением других увлечений (видеотехника, компьютер и т.д.), вредных привычек.

  8. Снижен интерес к занятиям физической культурой.

  9. Рейтинговое место среди предметов «Физическая культура» занимала 4-5 место.

Кроме этого, была выявлена острая проблема - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе из одной ступени обучения в другую. Младшие школьники активно занимались физкультурой, участвовали в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте интерес уменьшался, а в старших классах вообще угасал.

Чтобы изменить положение, стало необходимо приобщать детей к занятиям физической культурой. Бесспорно, было бы хорошо, если этим активно занимались родители, но, к сожалению, они уделяли этому вопросу мало внимания или наоборот слишком активно записывали детей в спортивные секции, что привело к обратному результату: негативное отношение к урокам физической культуры.

Стало ясно, что школа в лице учителя физкультуры, выступит действующим фактором, влияющим на развитие мотивации к занятиям физической культурой в урочное и внеурочное время. В первую очередь, это зависело от личности учителя физической культуры, от постановки процесса физического воспитания и созданных условий для формирования устойчивого интереса обучающихся к занятиям физической культурой. Наряду с вопросами развития у учащихся мотивации необходимо было решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни.

Актуальность и перспективность опыта

Социально-экономические изменения выдвинули новые требования к педагогической теории и практике подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Особую актуальность приобрела проблема формирования мотивов к занятиям физической культурой.

Внедрение различных форм физического воспитания в жизнь человека актуально, так как физические упражнения благотворно сказываются на его здоровье. А крепкое здоровье, как мы знаем, способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной.

Обучающимся школы было предложено принять участие в социальном проекте «Я – мой образ жизни – моё здоровье». Вместе с детьми были вскрыты проблемы формирования здорового образа жизни учащихся, спада интереса к занятиям физкультурой, некоторые учащиеся не видели в занятиях пользы, не могли побороть себя, хотя понимали, что нужно заниматься. В школе была разработана программа «Здоровья», задача которой было сформировать отрицательное отношение к вредным привычкам, устойчивую потребность в здоровом образе жизни, в постоянном желании поддерживать и укреплять своё здоровье. По мнению 53% опрошенных учащихся школы, здоровый образ жизни – это систематические занятия физкультурой, как в школе, так и самостоятельно (см. Приложение № 1).

Задача развития мотивации учащихся к занятиям физической культурой стала одной из актуальных. Не будем себя убеждать в том, что наши дети делают каждое утро сами зарядку. И что такое три урока физкультуры в неделю? Введение третьего часа физкультуры частично сняло учебную перегрузку, повысило сопротивляемость организма к заболеваниям.

Какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовать в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих обучающихся не сформированы потребности и мотивация в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья.

Ведущая идея опыта

Здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, как само собой разумеющийся факт, потребность в котором, хотя и осознаётся, но ощущается лишь в ситуации явного дефицита. Школа даёт возможность осуществления целенаправленной воспитательной деятельности по формированию и коррекции у обучающихся осознания ценности собственного здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.

Осознанное отношение обучающихся к здоровью зависит от индивидуальных типологических свойств личности (темперамент, тревожность), потребностно-мотивационных установок, уровня сформированности самооценки собственного здоровья, ценности собственного «Я», готовности к саморазвитию.

Создать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основным средством развития устойчивого интереса к учению - использование таких заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Основным видом деятельности младшего школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры. Практика показала, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности на основной и средней ступенях обучения. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечая его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения человека.

Кроме этого, учебный процесс необходимо было организовать таким образом, чтобы все учащиеся оказались вовлеченными в процесс обучения, имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они умеют, знают и думают.

Отсюда вытекает основная цель деятельности – развивать мотивацию к занятиям физической культурой, используя интерактивные игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Новизна опыта

Решение обозначенной проблемы - в построении по этому направлению работы своей педагогической деятельности и школы, где органично:

    • сочетаются основное и дополнительное образование по физической культуре,

    • скоординированы усилия всех субъектов воспитательного процесса,

    • созданы возможности системы мониторинга по обеспечению позитивных изменений во всей работе над подходами к здоровью не только детей, но и взрослых.

Внесены изменения в теоретическое и практическое содержание учебного материала по предмету:

  • формирование потребности к саморазвитию и самовоспитанию,

  • формирование желания быть образованным в области физической культуры и стремления к здоровому образу жизни,

  • эстетическое самовоспитание средствами физической культуры,

  • наряду с зарекомендованными в многолетней практике физического воспитания видами спорта (легкая атлетика, лыжная подготовка, волейбол, футбол, баскетбол), введены новые, вызывающие огромный интерес у учащихся – элементы туризма и спортивного ориентирования.

Развивая мотивацию к занятиям физической культурой, на первом месте стояла личность самого учителя. Трудно призывать, мотивировать к чему – либо без личного примера. Необходимо соответствовать этому и быть примером для своих учеников (см. Приложение № 2).

Большую роль в формировании интереса к занятиям физической культурой играло создание проблемной ситуации на занятиях спортивным ориентированием и туризмом, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могли разрешить при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Новизна опыта заключается в использовании в урочной и внеурочной деятельности интерактивных игровых технологий с элементами спортивного ориентирования и туризма. Разработаны уроки по физической культуре с элементами спортивного ориентирования, программа по школьному туризму, соревновательные игры, теоретические занятия.

Теоретическая база опыта

Теоретико-методологическая основа педагогического опыта базируется на философских, общетеоретических и предметных понятиях:

-сущности здоровья, которая описана в работах И.А. Андреевой, В.Г. Афанасьева, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.М. Розина;

- системного подхода к пониманию категории здоровья, представленного в трудах Б.С Батрусь, И.В. Дубровиной, В.Н. Мясищева. Г.С. Никифорова

- роли образа жизни человека для его здоровья, описанной в работах А.К.Зиньковского, Ю.П. Лисицина, В.В. Новикова, Л.Ф. Тихомирова;

- мотивационного подхода, раскрытого в работах А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Чиркова;

-личностно-ориентированного подхода, представленного в трудах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского.

Технология опыта

Каждый человек должен заниматься своим здоровьем. Видел необходимость научить детей тому, как это делать. Вся информация, которая даётся обучающимся по проблемам в области здоровья и здорового образа жизни, должна иметь непосредственную и очевидную связь с реально существующими мотивами каждого ученика.

Основная цель деятельности – развитие мотивации учащихся к занятиям физической культурой, используя интерактивные игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1.Прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой и

спортом.

2.Воспитывать потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

3.Укреплять здоровье учащихся.

4.Снижать заболеваемость среди учащихся.

5.Соблюдать санитарно – гигиенические правила.

6.Познакомить учащихся с научно – популярной литературой по здоровому образу жизни.

7.Профориентация на получение профессий, связанной с физической культурой.

В своей работе, прежде всего, руководствовался принципом: школьная физическая культура – для всех, а не только одаренным.

С целью осознания учащимися личностной значимости занятий физической культуры ввёл «Паспорт здоровья» для учащихся, который выступал в роли «Портфолио» учащихся, помогал самому ученику проследить динамику своего физического развития и его взаимосвязь с его здоровьем (см. Приложение № 3).

Основными формами организации физкультурно-оздоровительной работы - урок, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников, внеклассные групповые и массовые мероприятия.

Уроки строил с учетом возрастных особенностей, учебной нагрузки и соблюдения гигиенических норм организации учебного процесса. Занятия организовывал так, чтобы активное и равное участие во всех играх, соревнованиях могли принять все учащиеся класса независимо от их физических возможностей. Формировал содержание учебно-воспитательного процесса в оптимальном объеме в соответствии с потребностями учащихся. Обогатили и расширили региональный компонент, введенные в учебную программу уроки с элементами туризма и спортивного ориентирования.

Принцип оздоровительной направленности уроков физической культуры предписывал постановку и решение таких насущных задач, как укрепление здоровья и повышение сопротивляемости заболеваниям, формирование правильной осанки, привитие гигиенических навыков, воспитание дружбы, взаимопомощи, аккуратности.

При проведении уроков строго соблюдал нормы, закрепленные в СанПиН 2.4.2.2821-10 (воздушно-тепловой и гигиенический режимы, требования к спортивному залу и площадке).

Мое твердое убеждение, что оценки «2» не должно существовать при условии, если ученик честно и добросовестно пытался выполнить что-то, но у него не получилось. Учил детей доброжелательно и уважительно относиться даже к невысоким результатам одноклассников, убеждая в том, что любой человек, который пытается сделать что-то, уже достоин уважения.

На уроках использовал интерактивную игровую технологию. Создавал комфортные условия обучения, при которых ученики чувствовали свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делало продуктивным сам процесс обучения.
Учебный процесс организовал таким образом, что все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс обучения, они имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означала, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, проходил обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, сотрудничества, что позволяло не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность. Организовывал и развивал диалоговое общение, которое вело к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. На уроках исключал доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учились критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаются. Для этого на уроках организовывалась индивидуальная, парная и групповая работа, применялись исследовательские проекты, ролевые игры, проводилась работа с различными источниками информации, использовались творческие работы.

Широко применял соревновательные методы, подвижные игры для развития физических качеств, включал в урок эмоционально насыщенные элементы, придумывал новые соревнования и конкурсы для поддержания интереса детей. Устраивал на уроках теоретические минутки по здоровому образу жизни, из истории происхождения видов спорта, истории зарождения олимпийских игр и о последних спортивных событиях в мире.

Школа имеет большую пришкольную территорию, рядом в шаговой доступности (100 метров) располагается парк с рекой и лесная зона. С целью развития индивидуальных способностей детей, поддержания у них положительного эмоционального состояния на уроках использовал игры туристской направленности и элементы спортивного ориентирования.

Уроки физкультуры с использованием средств туризма имели свои особенности.

Во-первых, в содержании таких уроков включал не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения к ней человека, коллективизма, товарищества и взаимопонимания. Уроки были познавательно-образовательными и носили воспитательный характер.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов туризма, подчинен единой сюжетной линии, что обеспечивало интерес и потребность в физических упражнениях.

В-третьих, уроки туризма проводил на открытом воздухе, что позволяло решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

При планировании уроков физической культуры с использованием средств туризма использовал как природное и социальное окружение, так и сезонные особенности.

С учетом содержания всех видов туристской подготовки, а также возрастных особенностей учащихся, разработал познавательно-образовательные уроки-тесты, уроки-соревнования, уроки-путешествия.

Сделать урок более емким, насыщенным, вбирающим в себя знания из других предметных дисциплин (окружающего мира, литературного чтения, музыки, физики, естествознания, географии и т.д.), позволяющим школьнику реализовать свои физические и интеллектуальные возможности с наибольшей полнотой позволили уроки с элементами спортивного ориентирования.

Ориентирование – интеллектуальный вид деятельности, когда учащийся не просто совершал пробежку по красивой пересеченной местности, но в тоже время и размышлял, определяя пройденные расстояния, корректируя направления движения и внимательно фиксируя окружающее. Беговые действия с активным включением в работу головного мозга, всех его анализаторов, с задачей выбора оптимального варианта пути с одной стороны, обеспечивали высокий эмоциональный подъем. По образному выражению спортивное ориентирование еще называют «лесными шахматами».

В основе уроков с элементами ориентирования лежит принцип последовательности и ступенчатости процессов обучения, начиная с младших школьников, продолжая в среднем школьном звене. В начальных классах использовал эстафеты и подвижные игры небольшой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечали, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняли их расположение. После этого предлагал напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретали умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам).

В среднем звене школьники закрепляли знания, полученные в младших классах. Усложнял игры, учитывая индивидуальность каждого ребенка. Подвижная игра «День и ночь» предполагала для убегающих наличие «домиков», которые находились в противоположных сторонах площадки. В этой игре ребята учились определять направления север-юг или восток-запад, т.е. стороны горизонта, что было очень важно для дальнейшего обучения ориентированию.

Уже в конце учебного года ученики самостоятельно вычерчивали карту своего класса. Дальнейшая ступень обучения - установка на карте класса, рекреации школы, спортзала, школьной площадки нескольких контрольных пунктов (КП) с заданием для класса – обнаружить их.

Интересно проходили уроки ориентирования при школьной территории. Одним из основных методических средств для достижения должного эффекта занятий стало максимально возможные сочетания обычного набора физических упражнений с ориентированием. В таком случае ученики наряду с приобретением знаний по ориентированию получали нагрузку существенно больше, чем на обычном уроке, за счет волны эмоционального подъема.

В конце занятий обязательно использовал релаксационные упражнения, которые способствовали саморегуляции подростков, снятию напряжения, повышению самооценки.

Учебную деятельность подкрепляла внеурочная деятельность. Представлял обучающимся возможность получения дополнительного образования по избранному виду спорта и проведения здорового досуга. На протяжении многих лет вел спортивные секции по туризму, внеурочную деятельность в режиме полного дня младших школьников.

Авторская программа организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса «Подвижные игры», получила высокую оценку Общероссийского методического объединения учителей «Логос». Программа признана «Лучшей педагогической инициативой 2014 учебного года», отмечена дипломом 2 степени (см. Приложение № 4) .

В течение всего учебного года в школе организовывал соревнования по кроссу, лыжным гонкам, Президентским тестам, ежемесячные «Дни здоровья», спортивное ориентирование, походы. Проводил внеклассные спортивные тематические праздники «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Веселые старты», «Богатырские потешки», соревнования между обучающимися и педагогическими работниками.

Тесную связь поддерживал с классными руководителями и родителями. Совместно с ними были разработаны темы проведения оздоровительных классных часов по пропаганде и привитию навыков здорового образа жизни, физкультминутки, проведены спортивные праздники. Участвовал в школьных месячниках, декадах по разъяснению здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Часто привлекал учащихся к выполнению практических заданий: написанию творческих работ по тематике, связанной со здоровым образом жизни. Девизом таких видов работ стали слова: «Чем раньше мы узнаем о мудрых правилах здорового образа жизни и не допустим ошибок, тем меньше придется, потом сетовать на судьбу и обращаться к врачам за помощью».

Результативность

Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам.

У старшеклассников укрепилась личностная мотивация школьников к выбору здорового образа жизни, сформировалось отношение к здоровью как важнейшей человеческой ценности, обеспечены дополнительные возможности для творческого, духовного саморазвития и взаимодействия педагогов, детей и их родителей (см. Приложение № 5).

За период работы по данной проблеме (2012-2015г) были получены следующие результаты:

-рейтинговое место среди учебных дисциплин «Физическая культура» занимает 1 и 2 места;

-учащиеся посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием;

-снизилось количество пропусков уроков физической культуры без уважительных причин;

-повысился интерес к таким видам спорта как, мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, туризм, спортивное ориентирование;

-занятость спортивного зала составляет 82%;

-призовые места обучающихся в районных и областных соревнованиях;

-увеличилось число подростков, которые пользуются лыжной базой, туристским снаряжением в выходные дни;

-меньше подростков на территории школы курят, некоторые отказались от вредной привычки;

-снизились показатели по заболеваемости, в т.ч. показатели заболевания ОРЗ и ОРВИ (см. Приложение № 6);

- увеличилось количество детей с 1 и 2 группой здоровья (см. Приложение № 7);

-увеличилось количество обучающихся, ежегодно награждаемых значком «Отличник физической подготовки»;

-родители учащихся активные участники спортивных мероприятий, акций за здоровый образ жизни;

-после окончания школы некоторые выпускники связали свою жизнь с физкультурой и спортом, поступили в учебные заведения с физкультурной специализацией:

Владимирский государственный гуманитарный университет 28%,

Военные учебные заведения 26%,

Образовательные учреждения МВД России 12%,

Учебные заведения МЧС России 8%.

- за последние годы увеличилось количество призывников с категорией годности «А».


Адресная направленность

Проблема развития мотивации и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является одной из ведущих в Президентской инициативе «Наша новая школа», в стандарте второго поколения.

Представленный опыт может быть адресован, полезен и актуален для учителей физической культуры, руководителей методических объединений, классных руководителей, а также директоров общеобразовательных учреждений.

14