МАСТЕР – КЛАСС
Тема: Кубик Блума- прием развития креативного мышления.
Цель: познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума» для развития креативного мышления обучающихся.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии.
Ход мастер-класса
- Посмотрите на картинку и скажите, кого вы здесь видите? (жаба, лошадь)
- Какие мы с вами использовали личные качества для выполнения данного задания? (смекалка, мышление, воображение, креативность, фантазия)
- Да, это все составляющие креативного мышления.
Креативность - способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, способность быстро решать проблемные ситуации.
И тема нашего мастер-класса «Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании креативного мышления младших школьников».
Зачем нужно креативное мышление?
Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом.
В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования. Чем мотивируется такое решение?
Исследования показывают, что способностью к креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно – это вовлечение в продуктивную деятельность, развитие всех сторон личности. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности. Поэтому, чем раньше мы начнем развивать креативность в своих учениках, тем лучше.
« Недостаточно иметь хороший ум, главное правильно его использовать»
Рене Декарт( французский философ)
- Но в первую очередь педагог должен развивать креативность в себе, чтобы побудить к этому своих учеников.
- Давайте посмотрим, насколько развита креативность в вас. Прочитайте текст и найдите в нем 9 животных.
Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро, скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне.
- Кто нашел 9 животных – воображение очень развито.
- 5 животных и больше – иногда вы не полностью раскрываете свой потенциал.
- Меньше 5 животных – креативность не очень велика, может быть Вы себя просто недооцениваете.
6
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки креативного мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Таксономия.
Предложенная им теория распределяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную, проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю», «Умею», То есть, ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он ,используя свой опыт и познания, должен найти пути решения этой проблемы. Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
Методика использования кубика «Блума»
1 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать
Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Например басня И.Крылова «Стрекоза и Муравей» , назовите главных героев басни или назови кто написал эту басню.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи,
Например: почему Муравей так поступил со Стрекозой.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что Стрекоза поступила неправильно?
-Ты уверен в поступке Муравья?
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Ученик должен объяснить ,как использовать то или иное задание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например. Предложи , как бы ты поступил если бы был на месте Стрекозы или на месте Муравья?
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например. Придумай свою версию концовки басни.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы»
«Кубик Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
«…..умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» (Элисон Кинг)
Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием больше всего подходит для детей возраста второго класса, т. к. он вносит элемент игры в урок, соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои ученики с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать , что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы по их началу. Поэтому я использую этот прием на уроках закрепления темы. Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые ученики не чувствуют себя не востребованными, т. к. им могут поручить выступать от группы, после работы.
Варианты использования "Кубика Блума" на уроках
Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта:
-Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа.
Математика «Сложение и вычитание в пределах 100», этап изучение новых знаний
Назови, сколько в каждом числе десятков и единиц
Почему мы должны занять 1 десяток?
Объясни, как будем в дальнейшем вычислять количество десятков?
Предложи алгоритм решения данного примера
Придумай подобный пример
Поделись своими эмоциями по поводу сложности решения данного примера
Русский язык «Части речи», этап закрепления.
Назови изученные части речи
Почему их так назвали? (наша речь делиться на разные части)
Объясни , что такое имя сущ., прил., глаг.
Предложи свои примеры имен сущ., прил., глаг.
Придумай предложение, в котором будут использованы все части речи
Поделись ассоциациями, которые у тебя возникли при изучении данной темы.
Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме.
А сейчас выберем тему урока.
Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи », « Поделись», «Придумай»)
Работа в группах:
Литературное чтение «Русская народная сказка «Два Мороза»
Окружающий мир «Домашние опасности»
Родной (русский) язык «По одежке встречают»
- Вы все креативные люди, так как в нашей профессии без креативного подхода в обучении школьников не будет результатов.
Рефлексия
- Перед вами геометрические фигуры, вот что они обозначают:
- не самые креативные люди, но хорошие организаторы
- ориентированы на результат, типичные лидеры
- готовы к переменам, открыты всему
- креативные люди, находятся всегда в процессе творчества
- Выберите одну из них, в соответствии с вашими ощущениями от мастер-класса.
32