СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Ассоциация частных предпринимателей школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект реализован в МБОУ "СШ №23" города Димитровгрда в рамках работы школы в статусе научно-методического центра областной программы развития инновационных проектов (РИП). Проект ориентирован на обучающихся 5-6 классов, соответсвует требавниям ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Ассоциация частных предпринимателей школы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Димитровграда

Адрес: г. Димитровград, ул. Гончарова 8

Телефоны: 3-28-95; 6-75-84; 3-21-54

Факс: 8(4235) 3-28-95

E-mail: [email protected]

Internet: www.school23.moy.su

Научный руководитель :Табарданова Татьяна Борисовна, зав. НИЛ РИП Ульяновского ИПКПРО, к.п.н.

Автор и исполнитель проекта: Федотова Е.В. учитель истории и обществознания.



Педагогический проект

«Ассоциация частных предпринимателей школы»


Проект разработан в рамках участия школы в областной Программе РИП и в соответствии со школьной комплексной программой РИП «Растим граждан патриотов России». В основу программы РИП положена идея становления в рамках школы части гражданского общества. Школа рассматривается как модель гражданского общества. Для построения модели в школе формируются институты характерные для гражданского общества: политические клубы, независимые СМИ, научные, культурные, спортивные и общественно-политические ученические сообщества и ассоциация частных предпринимателей школы. Ассоциация частных предпринимателей школы – это ученическое сообщество, объединяющее учащихся 5-7 классов, интересующихся проблемами предпринимательства и желающих связать свою будущую взрослую деятельность с малым и средним бизнесом.


Актуальность проекта.

Изменения, происходящие в России, процессы зарождения гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной экономики, определяют новые задачи для отечественной системы образования. Основой гражданского общества и рыночной экономики России должны стать представители среднего класса, в том числе малого и среднего бизнеса. Кроме того, в современных экономических условиях – периодических кризисах, проблеме безработицы и трудоустройства молодежи предприниматель становится наиболее востребованной «фигурой». Поэтому в последнее время появился устойчивый интерес к предпринимательской деятельности со стороны школьников и их родителей как сферы деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма. Таким образом, подготовка школьников к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования в нашей стране.

Как показывает практика, в России в большей степени изучаются теоретические вопросы микро- и макроэкономики. Используемые формы и методы подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют активному вхождению выпускников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Существующая система образования мало ориентирована на развитие творческого потенциала школьника, на развитие инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы большему количеству выпускников прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем. Слабо представлена практическая составляющая обучения.

В своем послании Федеральному Собранию президент РФ В.В. Путин от 12.12. 2012 г. сказал: « …Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились…» Эту проблему должна решить современная школа. Работа Ассоциации частных предпринимателей школы призвана не только обучать школьников основам предпринимательской деятельности, но и воспитывать в будущих бизнесменах чувство гражданственности и патриотизма, растить порядочного человека, личность, готовую помогать слабым и нуждающимся. «Идет становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства» - В. В. Путин.


Анализ сложившейся ситуации, позволил сформулировать следующие противоречия:

- Между высокими требованиями государства, новыми интересами родителей и учащихся и образовательным процессом в массовой средней школе.

- Между теоретическими знаниями выпускников по основам предпринимательства и практическими навыками, реальной предпринимательской деятельности.

- Между потребностью в организации взаимосвязанного процесса гражданского образования и патриотического воспитания и его отсутствием в реальной практике.


Исходя из вышеперечисленных противоречий, проблема может быть сформулирована следующим образом: возможно ли организовать работу Ассоциации частных предпринимателей школы как основу для предпринимательской подготовки, гражданского образования и патриотического воспитания школьников среднего звена?


В ходе эксперимента возможно возникновение следующих препятствий и поэтому необходимо предусмотреть меры их компенсации:

  • трудности в усвоении учащимися 5-7класов сложного теоретического материала по основам предпринимательской деятельности;

  • препятствие со стороны финансовых органов использованию бюджета школы на цели инновационной работы;

  • других факторов, выявляемых по ходу эксперимента.



Объект эксперимента: организация предпринимательской подготовки, гражданского образования и патриотического воспитания школьников среднего звена.

Предмет эксперимента: организация продуктивного взаимодействия ассоциации частных предпринимателей школы с общественными и государственными организациями города, местной общественностью, представителями малого и среднего бизнеса города.


Цель проекта.

Формирование ученического сообщества – Ассоциации частных предпринимателей школы, как детско-взрослой общности, объединяющей учащихся 5-7 классов, учителей, родителей, партнеров школы.


Задачи проекта.

  1. Провести анализ российского опыта реализации программ по основам предпринимательства для старших школьников Приложение № 4.

  2. Разработать программу дополнительного образования «Основы предпринимательской деятельности для школьников среднего звена».

Разработать методическое сопровождение программы «Основы предпринимательской деятельности для школьников среднего звена».

  1. Подобрать эффективные методы и технологии повышения предпринимательской активности школьников. Описать признаки, критерии, показатели предпринимательской активности школьников.

  2. Разработать модель сотрудничества Ассоциации частных предпринимателей школы с партнером - ОАО «Строй-Инвест».

  3. Создать условия для взаимодействия Ассоциации частных предпринимателей школы с другими школами, институтом НИЯУ МИФИ, общественными организациями, местным сообществом, государственными учреждениями.

  4. Провести мониторинг эффективности работы Ассоциации.


Гипотеза эксперимента: успешное практико-ориентированное обучение школьников среднего звена экономическим знаниям, в совокупности с гражданским образованием и патриотическим воспитанием возможно в условиях расширения образовательного пространства через взаимодействие школы с партнерами: бизнесом, общественными и государственными учреждениями.

Научная новизна эксперимента: направленность на создание принципиально новой, инновационной системы организации образовательного процесса по практико-ориентированному обучению школьников среднего звена основам предпринимательства, в сочетании с гражданским образованием и патриотическим воспитанием.

Методы эксперимента:

Теоретические методы: Теоретический анализ состояния проблемы в литературе. Предварительный анализ объекта исследования. Выдвижение рабочих гипотез. Пилотажное исследование и прогностическое моделирование. Сопоставление, анализ, синтез. Эксперимент как метод проверки научной гипотезы. Экспертная оценка (апробация).


Эмпирические методы. Изучение и обобщение педагогического опыта. Педагогический (созидающий) эксперимент. Наблюдение, анкетирование и интервью. Психологические процедуры (тесты, социометрические процедуры). Работа с педагогической документацией. Мониторинг результатов. Анализ повторных данных, качественно-количественный анализ. Теоретическое осмысление и графическая интерпретация результатов.





Содержание проекта.

В общем виде система работы Ассоциации может быть разделена на три компонента:

  • Деятельность, направленная на то, чтобы учащиеся могли получить базовые знания о предпринимательстве (изучение программы «Основы предпринимательской деятельности»).

  • Деятельность, направленная на то, чтобы подготовить учащихся к предпринимательской деятельности (сотрудничество с фирмой ОАО «Строй-Инвест», использование метода исследования на предприятии).

  • Воспитание активной гражданской позиции и патриотизма (изучение истории предпринимательства в России, традиций благотворительности и гражданственности отечественных предпринимателей, участие членов Ассоциации во Всероссийской акции «Неделя добра»).


Осваивая программу «Основы предпринимательской деятельности» Приложение №1, учащиеся познакомятся с психологическими, экономическими, правовыми аспектами предпринимательской деятельности. Однако планируется не пассивное, а активное изучение программы:

а) через разработку и выполнение проектов, причем важно, что бы ученики учились искать проблемы, изучая нужды и потребности людей и общества, и из нескольких вариантов решения умели находить оптимальный вариант;

б) через организацию занятий Ассоциации в игровой форме Приложение №2.

в) через моделирование учащимися мини-предприятий по производству и продаже товаров и услуг.

Для осуществления предпринимательского образования необходимо изменить подход к обучению, в том числе по следующим позициям:

  • учитель - это товарищ, помощник, но не эксперт;

  • роль учащегося не пассивная, воспринимающая, а активная, творческая;

  • для взаимоотношений между учащимися характерен дух сотрудничества, а не соревнования;

  • деятельность осуществляется не в одиночку, а маленькими группами;

  • акцент делается не на содержание (знать что), а на процесс (знать как);

  • уроки и занятия должны стать гибкими, темы выбираются путем обсуждения, а не навязываются;

  • необходимо вырабатывать сомневающийся взгляд на мир (позиция «это правильно, а это неправильно» - неприемлема);

  • учащимся предоставляется широкая свобода действия с целью воплотить теорию в практику.

Создание модели собственного мини-предприятия является итоговым проектом, завершающим этапом освоения программы «Основы предпринимательства для школьников». В конце года планируется проведение «Ярмарки - идей» школьных мини-предприятий, где учащиеся владельцы предприятий, смогут представить свои достижения, продать свой товар и найти себе партнеров по бизнесу.


Приобретение непосредственного опыта предпринимательской деятельности осуществляется путем организации взаимодействия и сотрудничества с партнером Ассоциации: представителем бизнеса –фирмой «Строй - Инвест» генеральный директор Е. В. Гемранов. Даннная фирма занимается сборкой и установкой пластиковых окон. С помощью фирмы - партнера школьники научатся соответствовать требованиям будущего: это произойдет благодаря регулярным контактам с фирмой и знакомству с совокупным опытом тех, кто работает в ней. В данном случае речь не идет о производственной практике. Учащиеся получают задание: «системное исследование на предприятии». Для взаимодействия с Ассоциацией частных предпринимателей фирма выделяет специального человека, которому нравится общаться с молодежью и который согласится выполнять оговоренные обязанности: встретиться с учащимися, расскажет о работе фирмы, проведет ознакомительную экскурсию на предприятии, предоставит учащимся необходимые сведения для выполнения исследования. Таким образом, для повышения предпринимательской активности учащихся используется метод исследования на предприятии. Приложение № 3. Данный метод разработан и успешно применяется в школах Москвы. Для того чтобы сотрудничество принесло максимум пользы для учащихся важно, чтобы общение происходило на профессиональном уровне. Школьники должны быть подготовлены, т.е. изучить необходимый теоретический материал. Работая вместе со взрослыми, не принадлежащими привычной школьной среде, над реальными исследовательскими задачами, ученики смогут развивать в себе такие черты как инициативность, целеустремленность, способность решать проблемы, самостоятельность и социальная компетентность. Работая с представителями фирмы, учащиеся получат возможность понять, как на практике использовать теорию предпринимательства, ознакомятся с теми условиями, в которых вынуждены работать бизнесмены.

Обучение предпринимательству неразрывно связано с воспитанием патриотизма и активной гражданской позиции молодежи. С этой целью в курс программы основы предпринимательства включен блок, посвященный истории предпринимательства в России, традициям благотворительности и гражданственности отечественных предпринимателей, их служения интересам нашего государства. Необходимо, чтобы в процессе обучения основам предпринимательства школьники четко усвоили главный принцип истинного отечественного предпринимателя – приоритет служения Отечеству, процветания и благополучия сограждан над стяжательством и корыстолюбием. В этой связи необходимо изменить подход к основным понятиям при обучении основам предпринимательства в целях формирования качественно нового, социально ответственного и нравственного бизнеса. Это относится, прежде всего, к определению предпринимательства. Безусловно, прибыль в предпринимательской деятельности – это важное условие ведения бизнеса, это признак его рациональной организации, показатель его устойчивости и гарантия существования. Но для школьников очень важно с самого начала определить правильное целеполагание предпринимательства как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей и общества в целом за счет создания товаров и услуг, имеющей целесообразный и, главным образом, инновационный характер. Такое определение целей и сущности предпринимательской деятельности в сочетании с историческим аспектом отечественного предпринимательства и примерами современного социально ответственного бизнеса имеет огромное воспитательное значение и дает ценностно-нравственные ориентиры при обучении школьников его основам.

В качестве практической части предусмотрено проведение акции «Милосердие» в рамках участия Ассоциации во Всероссийской гражданской акции «Неделя Добра». Цель акции – оказание адресной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Важным воспитательным аспектом предпринимательской подготовки молодежи является ее обязательная трудовая составляющая, формирующая не только трудовые навыки и компетенции школьников, но и уважение к труду, используемым ресурсам, собственности, успеху.



План реализации проекта.

Этапы

проекта

Содержание работы

Сроки

Отчетные материалы и мероприятия.

1 этап


Изучить и провести анализ научно-методической литературы по теме.


Разработать программу дополнительного образования «Основы предпринимательства для школьников среднего звена».

Разработать методическое сопровождение программы.


Разработать модель сотрудничества Ассоциации частных предпринимателей школы с партнером - ОАО «Строй-Инвест».


Анализ российского опыта реализации программ по основам предпринимательства для старших школьников.


Программа дополнительного образования «Основы предпринимательства для школьников среднего звена».


Методическое сопровождение программы.


Договор о сотрудничестве школы с фирмой ОАО «Строй -Инвест»

2 этап

Создание и работа Ассоциации частных предпринимателей школы:

1.Изучение программы дополнительного образования «Основы предпринимательства для школьников среднего звена».

2. Практическая часть – исследование фирмы ОАО «Строй-Инвест».

3. Акция «Милосердие» - оказание адресной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в рамках Всероссийской недели «Добра».

4. Составление учащимися модели собственного мини-предприятия.

.



1.Проекты учащихся.




2. Отчетные материалы исследования фирмы.



3. Участие во Всероссийской неделе «Добра» - акция Милосердие.




4. Модели ученических мини-предприятий.

Итоговое мероприятие «Ярмарка - идей» .

3 этап

Обобщение результатов эксперимента:

1.Итоговое тестирование в форме ГИА по теории предпринимательства.

2. Оценка эффективности работы Ассоциации по признакам, критериям, показателям предпринимательской активности школьников.


Материалы тестов, диагностик.

Отчет руководителя Ассоциации частных предпринимателей школы.


Ожидаемые результаты.

В качестве критериев оценки обучения школьников предпринимательству рассматриваются свойства и качества личности учащегося, обеспечивающие успешность его последующей социальной адаптации в современных экономических условиях.

Показателями являются знания, умения, способности их применять в соответствующей ситуации или обстоятельствах, которые демонстрирует школьник.

Знания:

Общеэкономические термины и принципы построения основ современного бизнеса, отрасли современного производства и сферы услуг; творческие методы решения производственных задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.

Умения:

Находить необходимые сведения о деятельности предприятия, о товарах и услугах, используя при этом различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении практического задания; находить творческие пути выхода из проблемных ситуаций; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс деловой коммуникации (устной и письменной); находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения для:

использования различных форм и методов деловой коммуникации, отбора достоверных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей.


Критерии эффективности процесса обучения предпринимательству:

Процесса обучения предпринимательству эффективен, если школьник приобрел следующие умения:

  • умения планировать свою деятельность и принимать решения;

  • умения формулировать конкретные задачи исследования в группах;

  • умения работать в малых группах;

  • умения разработать критерии распределения заданий по группам;

  • умения выделять аспекты деятельности предприятия, важные для современного общества и образования (в т.ч., социальная ответственность, инновации, экология, энергосбережение и др., включая профориентацию школьников);

  • умения предварительно получить информацию об исследуемом объекте и о региональных и местных условиях экономической деятельности (например, на сайте фирмы, в органах исполнительной власти разного уровня);

  • умения анализировать реальную информацию, оценивать ситуацию и выявлять проблемы;

  • умения формулировать вопросы;

  • умения составлять анкеты и бланки опроса и проводить интервью экспертов;

  • умения взаимодействовать с экспертами предприятия как на этапе организации, так и проведения исследования;

  • умения анализировать полученную от экспертов новую информацию;

  • умения подготовить презентацию;

  • умения организовать взаимодействие групп во время обсуждения в классе;

  • умения построить системную модель предприятия на основе анализа результатов исследований, проведенных в группах, и сделать выводы;

  • умение применять полученные знания на последующих занятиях в школе;

  • умение оформить результаты исследования (презентации, альбомы, тезисы доклада и др.);

  • умения представить результаты исследовательской работы в классе, в школе и общественности, в т.ч. экспертам предприятия, на конкурсе исследовательских проектов, сделать доклад на конференции и др.

  • умения самостоятельно решать возникающие проблемы.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!