СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Формирование читательской компетентности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ.  

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Формирование читательской компетентности младшего школьника"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование читательской компетентности младшего школьника подготовил учител ь начальных классов  МБОУ «Первомайская СОШ » Сухарева Таисия Григорьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование читательской компетентности младшего школьника

подготовил учител ь начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ »

Сухарева Таисия Григорьевна

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».   Л.С. Выготский

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность». Л.С. Выготский

Проблема снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; уменьшение количества часов по литературному чтению – 1-2 классы (4 часа в неделю);3-4 классы (3 часа в неделю);

Проблема

  • снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
  • уменьшение количества часов по литературному чтению – 1-2 классы (4 часа в неделю);3-4 классы (3 часа в неделю);
Актуальность проекта  Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.  Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.

Актуальность проекта

  • Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
  • Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
  • Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
Объект исследования - читательская компетентность младшего школьника Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности

Объект исследования - читательская компетентность младшего школьника

Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности

Цель проекта:  ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель проекта:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ

Задачи:  изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;  формировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения ( совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях;  вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;  апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;

Задачи:

  • изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
  • формировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения ( совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях;
  • вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
  • апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
 развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;  сформировать навык чтения на высоком уровне;  прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;  консолидировать усилия учителя, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
  • развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
  • сформировать навык чтения на высоком уровне;
  • прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • консолидировать усилия учителя, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
Планируемые результаты:  повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению  совершенствование уровня сформированности техники чтения  положительная динамика мотивации чтения  раскрытие творческих способностей детей  расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей  применение учащимися полученных нывыков для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности

Планируемые результаты:

  • повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению
  • совершенствование уровня сформированности техники чтения
  • положительная динамика мотивации чтения
  • раскрытие творческих способностей детей
  • расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей
  • применение учащимися полученных нывыков для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА  I этап –подготовительный изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;  систематизация дидактического материала;  выработка стратегии;  входной контроль:  - методы опроса ( беседы, анкетирование);  - техника чтения

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА

I этап –подготовительный

изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;

  • систематизация дидактического материала;
  • выработка стратегии;
  • входной контроль:

- методы опроса ( беседы, анкетирование);

- техника чтения

 II этап –основной разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников  осуществление совместной работы с родителями и библиотекой

II этап –основной

разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения

  • Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников
  • осуществление совместной работы с родителями и библиотекой
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Творческие задания практического действия  Работа с иллюстрацией к тексту  Рецензирование детьми созданных рисунков  Лепка и аппликация  Моделирование обложки книги  Книжки – самоделки

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Творческие задания практического действия

  • Работа с иллюстрацией к тексту
  • Рецензирование детьми созданных рисунков
  • Лепка и аппликация
  • Моделирование обложки книги
  • Книжки – самоделки
Упражнения на определение смысловой структуры текста  Подобрать к каждому заголовку  (пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).  Работа с деформированным текстом:  - собери рассыпанные слова в предложение;  - собери предложения из частей.  Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.  Дополни предложение.

Упражнения на определение смысловой структуры текста

  • Подобрать к каждому заголовку

(пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).

  • Работа с деформированным текстом:

- собери рассыпанные слова в предложение;

- собери предложения из частей.

  • Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
  • Дополни предложение.
Упражнение на повышение уровня внимания и памяти:  подчеркнуть в ряду буквы;  найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;  найти общее понятие для слов каждого ряда;  найди слово в слове;  преобразуй слово;  прочитай справа налево;  восполнение пропусков букв в словах;  поиск в тексте заданных слов;  зрительные диктанты .

Упражнение на повышение уровня внимания и памяти:

  • подчеркнуть в ряду буквы;
  • найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;
  • найти общее понятие для слов каждого ряда;
  • найди слово в слове;
  • преобразуй слово;
  • прочитай справа налево;
  • восполнение пропусков букв в словах;
  • поиск в тексте заданных слов;
  • зрительные диктанты .
Задания творческого характера речевой деятельности  Составление вопросов и тестов по данному тексту.  Творческое пересказывание.  Продолжение произведения (придумывание конца).  Творческое сочинение.  Словотворчество.  Работа с читательским дневником.  Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.

Задания творческого характера речевой деятельности

  • Составление вопросов и тестов по данному тексту.
  • Творческое пересказывание.
  • Продолжение произведения (придумывание конца).
  • Творческое сочинение.
  • Словотворчество.
  • Работа с читательским дневником.
  • Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения  Работа с кроссвордами  Составление викторин  Драматизация  Составление сказочных объявлений и телеграмм  «Цифровой диктант»  « Живые картинки»

Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения

  • Работа с кроссвордами
  • Составление викторин
  • Драматизация
  • Составление сказочных объявлений и телеграмм
  • «Цифровой диктант»
  • « Живые картинки»
Нестандартные уроки  Урок – сказка  Урок – путешествие  Урок – КВН  Урок – соревнование  Урок – исследование  Урок – деловая игра  Урок – лекция  Урок – экскурсия

Нестандартные уроки

  • Урок – сказка
  • Урок – путешествие
  • Урок – КВН
  • Урок – соревнование
  • Урок – исследование
  • Урок – деловая игра
  • Урок – лекция
  • Урок – экскурсия
III этап -заключительный  Проверка техники чтения  Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения  Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников

III этап -заключительный

  • Проверка техники чтения
  • Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
  • Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников
Внеклассная работа Внеклассные занятия Работа с родителями

Внеклассная работа

Внеклассные занятия

Работа с родителями

Итоги реализации проекта Выводы: 1 . Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению

Итоги реализации проекта

Выводы:

1 . Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению

2.Повышение уровня сформированности техники чтения

2.Повышение уровня сформированности техники чтения

3.Повышение интереса учащихся к чтению Итоги опроса учащихся «Любишь ли ты сам читать книги?»

3.Повышение интереса учащихся к чтению

Итоги опроса учащихся

«Любишь ли ты сам читать книги?»

4.Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг

4.Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг

Приложения Кроссворд «Герои сказок»

Приложения

Кроссворд

«Герои сказок»

Нам не дано предугадать,  Как наше слово отзовётся.  Посеять в душах благодать,  Увы, не всякий раз дается.  Но мы обязаны мечтать  О дивном времени, и веке,  Когда цветком прекрасным стать  Сумеет личность человека  И мы обязаны творить,  Презрев все тяготы мирские,  Чтоб истин светлых заложить  Задатки в души молодые,  Чтоб верный путь им указать,  Помочь в толпе не раствориться...  Нам не дано предугадать,  Но мы обязаны стремиться!  Ф. И. Тютчев

Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Задатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться!

Ф. И. Тютчев

Источники информации Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 2010 г.  Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2014г.  Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 2014г.  Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 2007г. Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2015г. - №3, стр.88  Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,2013г. Интернет – ресурсы:  www.festival.1september.ru  www/referats.net  www/referats.com  www. Nachalka.Com  www. hr-portal.ru  www. clubook.ru  www.erudites.ru

Источники информации

  • Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 2010 г.
  • Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2014г.
  • Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 2014г.
  • Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 2007г.
  • Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2015г. - №3, стр.88
  • Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,2013г.

Интернет – ресурсы:

  • www.festival.1september.ru
  • www/referats.net
  • www/referats.com
  • www. Nachalka.Com
  • www. hr-portal.ru
  • www. clubook.ru
  • www.erudites.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!