ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Формирование читательской компетентности младшего школьника"»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование читательской компетентности младшего школьника
подготовил учител ь начальных классов
МБОУ «Первомайская СОШ »
Сухарева Таисия Григорьевна
«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность». Л.С. Выготский
Проблема
- снижение интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшение количества часов по литературному чтению – 1-2 классы (4 часа в неделю);3-4 классы (3 часа в неделю);
Актуальность проекта
- Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
- Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
- Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно – образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
Объект исследования - читательская компетентность младшего школьника
Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности
Цель проекта:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ, СПОСОБНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ
Задачи:
- изучить психолого – педагогическую литературу по данной теме;
- формировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения ( совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях;
- вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
- апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
- развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
- сформировать навык чтения на высоком уровне;
- прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
- консолидировать усилия учителя, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
Планируемые результаты:
- повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению
- совершенствование уровня сформированности техники чтения
- положительная динамика мотивации чтения
- раскрытие творческих способностей детей
- расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей
- применение учащимися полученных нывыков для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА
I этап –подготовительный
изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;
- систематизация дидактического материала;
- выработка стратегии;
- входной контроль:
- методы опроса ( беседы, анкетирование);
- техника чтения
II этап –основной
разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения
- Разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников
- осуществление совместной работы с родителями и библиотекой
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Творческие задания практического действия
- Работа с иллюстрацией к тексту
- Рецензирование детьми созданных рисунков
- Моделирование обложки книги
Упражнения на определение смысловой структуры текста
- Подобрать к каждому заголовку
(пункту плана) соответствующую часть текста ( определить, где она заканчивается).
- Работа с деформированным текстом:
- собери рассыпанные слова в предложение;
- собери предложения из частей.
- Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
- Дополни предложение.
Упражнение на повышение уровня внимания и памяти:
- подчеркнуть в ряду буквы;
- найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;
- найти общее понятие для слов каждого ряда;
- найди слово в слове;
- преобразуй слово;
- прочитай справа налево;
- восполнение пропусков букв в словах;
- поиск в тексте заданных слов;
- зрительные диктанты .
Задания творческого характера речевой деятельности
- Составление вопросов и тестов по данному тексту.
- Творческое пересказывание.
- Продолжение произведения (придумывание конца).
- Творческое сочинение.
- Словотворчество.
- Работа с читательским дневником.
- Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения
- Работа с кроссвордами
- Составление викторин
- Драматизация
- Составление сказочных объявлений и телеграмм
- «Цифровой диктант»
- « Живые картинки»
Нестандартные уроки
- Урок – сказка
- Урок – путешествие
- Урок – КВН
- Урок – соревнование
- Урок – исследование
- Урок – деловая игра
- Урок – лекция
- Урок – экскурсия
III этап -заключительный
- Проверка техники чтения
- Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
- Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников
Внеклассная работа
Внеклассные занятия
Работа с родителями
Итоги реализации проекта
Выводы:
1 . Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
2.Повышение уровня сформированности техники чтения
3.Повышение интереса учащихся к чтению
Итоги опроса учащихся
«Любишь ли ты сам читать книги?»
4.Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг
Приложения
Кроссворд
«Герои сказок»
Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Задатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться!
Ф. И. Тютчев
Источники информации
- Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 2010 г.
- Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2014г.
- Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 2014г.
- Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 2007г.
- Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2015г. - №3, стр.88
- Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,2013г.
Интернет – ресурсы:
- www.festival.1september.ru
- www/referats.net
- www/referats.com
- www. Nachalka.Com
- www. hr-portal.ru
- www. clubook.ru
- www.erudites.ru