СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».»


Педагогический проект

«Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности».





Сохранение и укрепление

здоровья школьников

с учетом их

возрастных

особенностей

Неумение

адекватно, корректно

выстраивать отношения

со сверстниками и

взрослыми









ПРОБЛЕМЫ

Перегруженность

содержания

школьного

образования



Неумение

свободно

фантазировать

и направлять творческие

возможности на

решение различных

задач

Сохранение и укрепление

здоровья школьников

с учетом их

возрастных

особенностей























Противоречия:



  • между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

  • между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;

  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

Актуальность

Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,

  • открыта для восприятия нового опыта,

  • способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

  • владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,

  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы



Цель проекта

Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Задачи проекта:

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

  • повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

  • повысить результативность обучения;

  • включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

  • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах, мероприятиях.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Гипотеза:

Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им

  • значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,

  • адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,

  • выражать свои чувства и представления о мире различными способами,

  • свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.

Этапы реализации проекта

Подготовительный 2016-2017

Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ.

Основной 2017-2018

Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий , ИКТ, формирующими коммуникативные компетенции.

Заключительный 2018- 2019

Подведение итогов, анализ результатов

Методы исследования:

  • анализ проблемы исследования;

  • изучение психолого-педагогической, методической литературы;

  • проектирование педагогического эксперимента;

  • диагностика:

1)обобщение;

2)сравнение;

3)анкетирование;

4)тестирование;

  • обобщение полученных результатов;

  • подведение итогов.

Новизна проекта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных

методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.



Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах и мероприятиях

Содержание понятия «Коммуникативная компетентность»









1.Вступить в контакт

с любым типом

собеседника, учитывая

его особенности



4.Высказывать,

аргументировать,

отстаивать свое мнение

8. Оценивать успешность

ситуации общения







7.Изменять при

необходимости свое

речевое поведение



9.Корректно завершать

ситуацию общения



5.Стимулировать

собеседника к

продолжению

общения



3.Слушать собеседника,

проявляя уважение

к его мнению



2.Поддерживать контакт

в общении, соблюдая нормы

и правила общения, в формах

монолога и диалога

























6.Грамотно разрешать

конфликты в общении











Драматизация


Словесное рисование


Выделение главных

мыслей текста


Работа над сочинением


Диалог с текстом


Коммуникативно -

ориентированные задания


Основные компоненты

Способы реализации





Способы реализации



Технология

решения

изобретательских

задач



Исследовательская

деятельность



Проектные

технологии



Информа-

ционные

технологии



Технология

развития

критического

мышления


Современные

образовательные

технологии












Прогнозирование






Включение воображения






















Выводы:

1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;

  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

  • позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;

  • повышают мотивацию к учению;

  • развивают познавательную активность;

  • вызывают интерес к предмету;

  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;

  • способствуют повышению качества знаний.

2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

В ходе реализации проекта:

Систематизирован теоретический и практический материал

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности», презентован на методическом объединении школы, городском семинаре «Название уточнить».

Создан пакет коммуникативно-ориентированных заданий.

Создан банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ.

Обобщен и презентован практический опыт работы

«Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности» на областной научно- практической конференции «Современная словесность (XX-XXIвв.): проблемы изучения и преподавания» ГАОУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области НИПК и ПРО.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Технология решения изобретательских задач





Удивляет!

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.

Например, при изучении творчества В. Маяковского в 11 классе можно использовать материалы из книги воспоминаний Б. Лившица «Полутороглазый стрелец»

Интересные факты биографии о С. Есенине (11 класс) можно взять из книги А. Есениной «Родное и близкое», Вс. Рождественского «страницы жизни».

Лови ошибку!

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Тема урока: «С. Есенин. Обзор жизни и творчества». (11 класс)

На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С. Есенине с фактическими ошибками.

Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.

Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» он называет свою семью «простой крестьянской».

Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный.

Метод фокальных объектов.

Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.

Тема урока: Изобразительно – выразительные средства.

параллелизм



градация



эпифора



инверсия



анафора



антитеза



Фигуры

речи





риторический вопрос



В центре внимания(в фокусе) – художественные средства, которые использует автор.

Лучи – раскрывают содержание понятия фокус.















тропы



олицетворение

метонимия

сравнение

гипербола

оксюморон



метафора

эпитет















Блочное обучение

Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным благодаря подобранным методам и формам работы:

1урок

Тема: Особенности публицистического стиля речи

Урок 2

Тема: Жанры публицистического стиля. Очерк.

Урок 3

Тема: Устное вступление. Доклад.

Урок 4

Тема: Жанры публицистического стиля. Дискуссия. Что такое патриотизм?

Исследовательская деятельность

2018-2019 уч.год Кайгородов Илья, обучающаяся 10 класса, на муниципальном уровне выступил по теме исследования «Современная литература».

Выделение главных мыслей текста.

Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.

Задание:

5-6 класс.

Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

Пословицы.

У короткого ума длинный язык.

Глаза – зеркало души.

В своем болоте и лягушка поет.

Вырази содержание текста 1-2 предложениями.

Предложения.

По выражению глаз можно узнать о характере человека.

Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.

Болтливый человек не бывает умным.

Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?

Закончи мысль, которая заключена в тексте:

С ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчик

Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

Включение воображения

Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.

Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?

Постарайся увидеть картину, описанную в тексте. Какие вопросы у тебя возникли?

Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)

Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее.

Придумай свою историю на эту тему.

Преврати одно предложение в целый рассказ.

Закончи рассказ, сказку.

Драматизация и словесное рисование.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.

Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках.

Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

Работа над сочинением.

Творческое сочинение по картинке

Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

Свободное сочинение

Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

Сочинения на темы художественных произведений

Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!