Методика подготовки к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре обобщение опыта работы учителя математики Беляевой Ольги Петровны
Формирование математической компетентности учащихся при подготовке к внешней независимой экспертизе
Автор проекта:
учитель математики
Беляева Ольга Петровна
«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования…»
( Проект ФГОС )
Актуальность
У современного учащегося - будущего выпускника школы должны быть сформированы на достаточно высоком уровне компетенции:
- информационная (способность грамотно выполнять действия с информацией);
- коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым);
- социальная (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
- предметная (способность применять
полученные знания на практике)
А что мы имеем сейчас?
Противоречия между:
традиционной системой обучения;
- большим объемом информации и низким уровнем информационных компетенций обучающихся;
- между необходимостью перехода на новое содержание образования и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
- между значительным объемом теоретических знаний и неумением качественно и осознанно применять их на практике;
- между требованиями стандарта и личностными способностями школьников
Проблема:
за небольшой временной срок необходимо повторить и систематизировать достаточно объемный материал, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика
Гипотеза
Внедрение целевой программы по ведению комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе совершенствует образовательный процесс, позволяет повысить результативность, создает
индивидуальную
траекторию развития
ученика.
Создание условий для повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре
Цель:
- Определить педагогические условия для обеспечения эффективного повторения материала
- Подобрать оптимальное сочетание всех форм
- Подобрать оптимальное сочетание всех форм
- Подобрать оптимальное сочетание всех форм
организации самостоятельной работы школьников, способов контроля и самоконтроля.
- Разработать методическую систему и учебно-дидактическое сопровождение
- Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы
Задачи:
Новизна проекта:
Описаны понятия математической компетентности, математической компетенции.
Выделены предметные компетенции составляющие основу математической компетенции.
Сформулированы основные направления и принципы системы подготовки к внешней независимой экспертизе
Проведена апробация описанной системы
Объект исследования:
Предмет исследования:
Формирование ключевых компетенций у обучающихся на этапе подготовки к внешней экспертизе
Процесс подготовки к внешней независимой экспертизе
Участники проекта:
учащиеся 9 и 11 классов
классные руководители 9 и 11 классов
члены методического объединения
родители
Планируемые результаты
- Формирование учебно-познавательной компетентности
- Повышение уровня успеваемости
- Успешная сдача ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре
- Повышение уровня самостоятельности
- Развитие интереса и мотивации к изучению математики на дальнейшей ступени образования
на уровне ученика :
Планируемые результаты
- Разработка комплексно-целевой программы
- Накопление методических материалов
- Создание банка электронных ресурсов
- Повышение профессионального мастерства
на уровне учителя:
Планируемые результаты
на уровне общеобразовательного
учреждения:
- оптимизация школьной нагрузки через систему дополнительных занятий;
- создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся;
- следование традициям воспитания и обучения, сложившимся в учебном заведении
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный
(сентябрь –декабрь 2009г)
2 этап внедренческий
( январь 2010г – май 2011г)
3 этап аналитический
(май-июнь 2011 г)
Направления работы:
Результаты работы
Подготовительный этап
Систематизация
Изучение опыта
теоретических
работы
данных
по проблеме
- Изучение
- аналитической
- литературы
- по теме проекта
2
3
Диагностика
Составление и
качества знаний
утверждение
обучающихся
программ
дополнительного
образования
4
5
Результаты работы
Внедренческий этап
Системное
Разработка
использование
системы
Разработка
уроков
дидактического
современных
материала
педагогических
комплексного
технологий
повторения
3
1
2
Диагностика
Использование
качества
Реализация
интернет-ресурсов
обучения
программы
дополнительного
образования
5
4
6
Результаты работы
Аналитический этап
2
Публикация
учебно-
методических
пособий
по вопросам
подготовки к ЕГЭ
И ГИА
Деятельность
на региональном
Анализ
уровне
достижений
учащихся
3
1
Участие в
семинарах
муниципального
уровня
4
Размещение
материалов на
интернет-сайтах
5
Выводы:
Ведение комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе:
- совершенствует образовательный процесс
- повышает результативность обучения
- создает индивидуальную траекторию развития ученика
- развивает коммуникативные способности учащихся
- формирует интерес и мотивацию к изучению математики на дальнейшей ступени образования
Благодарю за внимание
Литература:
1. В.Г. Плахова Математическая компетенция как основа формирования профессиональной компетенции, http://lib.herzen.spb.ru
2. И.Н.Чултумова Формирование компетентностей на уроках математики, www.profistart.ru
3. Ф.С. Мухаметзянова Компетентностно-ориентированные измерители образовательных достижений учащихся по математике, http://uipk.narod.ru
4. В.Л. Шагин. 30 задач за 90 минут. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
5. Г.И. Ковалева, Е.В. Конкина. Функциональный метод решения уравнений и неравенств//Первое сентября, серия «Математика», 2008, № 20.
6. В.В.Ткачук. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2006.
7. М.К. Потапов, В.В. Александров, П.И. Пасиченко. Алгебра и анализ элементарных функций. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1996.
8. 3000 конкурсных задач по математике/ Е.Д. Куланин и др. – М.: АЙРИС РОЛЬФ, 2001.
9. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие, М.,АРКТИ, 2010
10. А.В. Белошистая Единый государственный экзамен, М., Экзамен, 2005
и другие назад
Среди наиболее важных компетентностей, которыми должен овладеть школьник является учебно-познавательная компетентность – готовность к самостоятельной познавательной деятельности (планированию, анализу, самооценке и др.) , использованию различных навыков , методов познания.
Математическую компетентность можно определить как:
• психологическую готовность применять математические знания
• опыт применения знаний в математической деятельности;
• уверенность в своих возможностях успешно использовать математические методы при решении математических задач на следующем этапе обучения
• желание и готовность познавать новое, выходящее за рамки привычной деятельности.
Принято различать три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Под математической компетенцией понимаем способность обучаемых, позволяющую им применять систему усвоенных математических знаний, умений и навыков в исследовании математических моделей, включающую умения логически мыслить, оценивать, отбирать и использовать информацию, самостоятельно принимать решения.
Математическая компетентность базируется на ряде следующих предметных компетенций . Назовем их:
- алгебраическая (знание основ математического аппарата, необходимого для решения практических задач, навыки составления математических моделей, развитие способностей к логическому и алгоритмическому мышлению);
- геометрическая (знание пространственных форм и умение находить основные соотношения между их числовыми характеристиками);
- функциональная (знание основных функциональных зависимостей и умение использовать их при исследовании реальных процессов);
- вероятностная (совокупность вероятностных понятий и представлений, необходимых при построении моделей реальных процессов и явлений);
В структуре содержания математической компетенции основным является операционно-содержательный компонент , определяемый способностью ученика:
- к оперированию фундаментальными математическими знаниями, умениями и навыками;
- применению системы усвоенных математических знаний, умений и навыков на практике назад
Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА имеет направления :
- психологический,
- технический,
- методический.
Основные принципы подготовки к ЕГЭ:
- оценки субъективной и объективной трудности задания
- учета временных рамок теста
- выработки тактики решения теста
- осознания процесса повторения (учения)
- оформления работы
- оценки результата
- согласованности с требованиями
( из доклада «Формирование математической компетентности при подготовке к внешней независимой экспертизе», февраль 2011г, доклад
областной круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения») назад
назад
тип обучения: педагогическая технология:
Методики использования ИКТ для подготовки к ЕГЭ и ГИА
методика дифференцированного подхода с применением ИКТ
методика организации обобщения и систематизации знаний с помощью тренажеров, тестов
методика организации и проведения контроля знаний с применением электронных тестов, контр работ
методика использования цифровых учебно-наглядных пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА
методика работы с электронными справочниками и энциклопедиями
Этапы формирования умственных действий и технологические приемы
1 этап. Повторение теории: лекционное изложение материла; самостоятельное повторение (с помощью учебной литературы, интернет-ресурсов); повторение материала по ранее составленному плану
2 этап. Решение задач: приучаю к приемам мысленного поиска способа решения задачи; противопоставляем факты; обсуждаем все предложенные решения их правильность и рациональность; проговариваем действие и подробно записываем; переходим к свернутому выполнению действий, переносим выполнение действий на другой по содержанию материал.
Задания выстраиваются по тематическому принципу, соблюдая правило «спирали» - от простых заданий до заданий со звездочками. Каждый тематический тест составляется в виде логически связанной системы, где одно вытекает из другого. Тренировочные тесты проводятся с ограничением времени. Эффективно использовать тесты с возможностью самоконтроля.
3 этап. Контроль и систематизация материала: тестирование с максимальной нагрузкой по содержанию и по времени; решение комбинированных заданий. назад
Дидактические материалы
- к уроку «Логарифмы» , форма «зачет по вертикали»
- к уроку- практикуму «Четность, периодичность», проведен на предметной неделе
- к мастер-классу «Построение сечений многогранников», проведен на городском едином методическом дне
- учебные презентации: «Сечения многогранников», «Свойства функций», «Преобразования графиков функций» , «Задачи с параметрами», «Текстовые задачи» , «Факториал», «Числовые последовательности» и др.
- обучающие материалы: карточки-консультации , с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задачи, с указанием метода решений по темам повторяющим учебный курс
- систематизирующие материалы: листы самоподготовки, с алгоритмом выполнения заданий, тесты с возможностью самоконтроля., тренажеры, индивидуальные задания
- контрольные тесты по темам: «Свойства функций», «Тригонометрические уравнений», «Логарифмы», «Сечения многогранников», «Пирамида», «Параллелепипед» и др.
- раздаточные материалы по темам «Функциональный способ решения уравнений и неравенств», «Правильные многогранники», «Нахождение расстояний», «Нахождение углов» и др. назад
назад
Интернет-ресурсы
mathege.ru -Открытый банк задач ЕГЭ по математике.
egetrener.ru - математика: видеоуроки, решение задач ЕГЭ.
school.ug.ru - школа online – портал «Учительская газета»
uztest.ru — материалы для подготовки к ЕГЭ (и не только к ЕГЭ) по математике: интерактивные тематические тренажеры.
ege.edu.ru – официальный информационный портал единого государственного экзамена.
alexlarin.narod.ru - материалы для подготовки к ЕГЭ по математике (сайт Ларина Александра Александровича).
diary.ru - сообщество, оказывающее помощь в решении задач по математике, здесь же можно скачать много полезных книг по математике, в том числе для подготовки к ЕГЭ.
ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ. Вся информация о ЕГЭ.
mathgia.ru – Открытый банк задач ГИА по математике.
reshuege.ru – дистанционная обучающая система Д.Гущина «Решу ЕГЭ»
viripit.ru – виртуальный репетитор по математике назад
Анализ достижений учащихся
Качество (%)
Средний тестовый
балл
Средний балл
(оценка)
назад
назад
- Семинары по подготовке к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре
2011 г: г. Мичуринск, г. Рассказово
2010 г: г. Кирсанов, г. Мичуринск
2009 г: г. Рассказово, пос. Первомайский
2011г: «Использование ограниченности функций для решения
уравнений и неравенств»
2010г: «Стереометрия на ЕГЭ по математике»
- Круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения», доклад, тезисы в материалах круглого стола
- Деятельность в качестве эксперта:
2010-2011 уч. г. член экспертной группы по апробации универсального математического решателя UMSolver ( www.umsolver.com )
эксперт по созданию региональной базы контрольно-измерительных материалов назад
- семинары по подготовке к ЕГЭ на базе
МБОУ лицея № 28 имени Н.А.Рябова:
«Стереометрия в заданиях ЕГЭ», 2009г
«Методы решения задач с параметрами», 2010г
«Вокруг квадратного трехчлена», 2011г
- единый методический день, мастер-класс «Построение сечений многогранников», 2009г
- Рябовские педагогические чтения:
«Развивающее обучение – необходимый компонент формирования естественно-научной компетенции при подготовке к внешней независимой экспертизе», 2010г
«Формирование ключевых компетенций на этапе подготовки к ЕГЭ по математике», 2009г
- Выпуск учебных пособий «Стереометрия»,
«Задачи с параметром», 2010г
назад
назад