СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Формирование математической компетенции на этапе подготовки к внешне независимой экспертизе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена презентация педагогического проекта - системная работа по подготовке обучающихся к внешней экспертизе Единому государственному экзамену. Проанализированы методические и практические подходы для формирования математической компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Формирование математической компетенции на этапе подготовки к внешне независимой экспертизе"»

Методика подготовки к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре  обобщение опыта работы  учителя математики  Беляевой Ольги Петровны

Методика подготовки к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре обобщение опыта работы учителя математики Беляевой Ольги Петровны

 Формирование математической компетентности  учащихся при подготовке  к внешней независимой экспертизе Автор проекта: учитель математики Беляева Ольга Петровна

Формирование математической компетентности учащихся при подготовке к внешней независимой экспертизе

Автор проекта:

учитель математики

Беляева Ольга Петровна

«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования…»  ( Проект ФГОС )

«…Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования…»

( Проект ФГОС )

 Актуальность У современного учащегося - будущего выпускника школы должны быть сформированы на достаточно высоком уровне компетенции: информационная (способность грамотно выполнять действия с информацией);  коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальная (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметная (способность применять  полученные знания на практике)  А что мы имеем сейчас?

Актуальность

У современного учащегося - будущего выпускника школы должны быть сформированы на достаточно высоком уровне компетенции:

  • информационная (способность грамотно выполнять действия с информацией);
  • коммуникативная (способность вступать в общение с целью быть понятым);
  • социальная (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
  • предметная (способность применять

полученные знания на практике)

А что мы имеем сейчас?

Противоречия между: индивидуализацией и  традиционной системой обучения; большим объемом информации и низким уровнем информационных компетенций обучающихся; между необходимостью перехода на новое содержание образования и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса; между значительным объемом теоретических знаний и неумением качественно и осознанно применять их на практике; между требованиями стандарта и личностными способностями школьников

Противоречия между:

  • индивидуализацией и

традиционной системой обучения;

  • большим объемом информации и низким уровнем информационных компетенций обучающихся;
  • между необходимостью перехода на новое содержание образования и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
  • между значительным объемом теоретических знаний и неумением качественно и осознанно применять их на практике;
  • между требованиями стандарта и личностными способностями школьников
 Проблема: за небольшой временной срок необходимо повторить и систематизировать достаточно объемный материал, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика

Проблема:

за небольшой временной срок необходимо повторить и систематизировать достаточно объемный материал, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика

 Гипотеза Внедрение целевой программы по ведению комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе совершенствует образовательный процесс, позволяет повысить результативность, создает индивидуальную траекторию развития  ученика.

Гипотеза

Внедрение целевой программы по ведению комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе совершенствует образовательный процесс, позволяет повысить результативность, создает

индивидуальную

траекторию развития

ученика.

 Создание условий для повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре  Цель: Определить педагогические условия для обеспечения эффективного повторения материала Подобрать оптимальное сочетание всех форм Подобрать оптимальное сочетание всех форм Подобрать оптимальное сочетание всех форм  организации самостоятельной работы школьников, способов контроля и самоконтроля. Разработать методическую систему и учебно-дидактическое сопровождение Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы Задачи:

Создание условий для повышения эффективности подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре

Цель:

  • Определить педагогические условия для обеспечения эффективного повторения материала
  • Подобрать оптимальное сочетание всех форм
  • Подобрать оптимальное сочетание всех форм
  • Подобрать оптимальное сочетание всех форм

организации самостоятельной работы школьников, способов контроля и самоконтроля.

  • Разработать методическую систему и учебно-дидактическое сопровождение
  • Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы

Задачи:

Новизна проекта: Описаны понятия математической компетентности, математической компетенции. Выделены предметные компетенции составляющие основу математической компетенции. Сформулированы основные направления и принципы системы подготовки к внешней независимой экспертизе Проведена апробация описанной системы

Новизна проекта:

Описаны понятия математической компетентности, математической компетенции.

Выделены предметные компетенции составляющие основу математической компетенции.

Сформулированы основные направления и принципы системы подготовки к внешней независимой экспертизе

Проведена апробация описанной системы

Объект исследования: Предмет исследования: Формирование ключевых компетенций у обучающихся на этапе подготовки к внешней экспертизе Процесс подготовки к внешней независимой экспертизе Участники проекта: учащиеся 9 и 11 классов классные руководители 9 и 11 классов члены методического объединения родители

Объект исследования:

Предмет исследования:

Формирование ключевых компетенций у обучающихся на этапе подготовки к внешней экспертизе

Процесс подготовки к внешней независимой экспертизе

Участники проекта:

учащиеся 9 и 11 классов

классные руководители 9 и 11 классов

члены методического объединения

родители

Планируемые результаты Формирование учебно-познавательной компетентности Повышение уровня успеваемости Успешная сдача ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре Повышение уровня самостоятельности Развитие интереса и мотивации к изучению математики на дальнейшей ступени образования на уровне ученика :

Планируемые результаты

  • Формирование учебно-познавательной компетентности
  • Повышение уровня успеваемости
  • Успешная сдача ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре
  • Повышение уровня самостоятельности
  • Развитие интереса и мотивации к изучению математики на дальнейшей ступени образования

на уровне ученика :

Планируемые результаты Разработка комплексно-целевой программы Накопление методических материалов Создание банка электронных ресурсов Повышение профессионального мастерства на уровне учителя:

Планируемые результаты

  • Разработка комплексно-целевой программы
  • Накопление методических материалов
  • Создание банка электронных ресурсов
  • Повышение профессионального мастерства

на уровне учителя:

Планируемые результаты на уровне общеобразовательного  учреждения: оптимизация школьной нагрузки через систему дополнительных занятий; создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся; следование традициям воспитания и обучения, сложившимся в учебном заведении

Планируемые результаты

на уровне общеобразовательного

учреждения:

  • оптимизация школьной нагрузки через систему дополнительных занятий;
  • создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся;
  • следование традициям воспитания и обучения, сложившимся в учебном заведении
Этапы реализации проекта:  1 этап подготовительный  (сентябрь –декабрь 2009г)  2 этап внедренческий  ( январь 2010г – май 2011г)  3 этап аналитический  (май-июнь 2011 г)

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный

(сентябрь –декабрь 2009г)

2 этап внедренческий

( январь 2010г – май 2011г)

3 этап аналитический

(май-июнь 2011 г)

Направления работы:

Направления работы:

Результаты работы  Подготовительный этап   Систематизация Изучение опыта теоретических работы данных  по проблеме   Изучение  аналитической  литературы  по теме проекта 2 3 1    Диагностика Составление и качества знаний утверждение обучающихся программ дополнительного образования 4 5

Результаты работы

Подготовительный этап

Систематизация

Изучение опыта

теоретических

работы

данных

по проблеме

  • Изучение
  • аналитической
  • литературы
  • по теме проекта

2

3

  • 1

Диагностика

Составление и

качества знаний

утверждение

обучающихся

программ

дополнительного

образования

4

5

Результаты работы    Внедренческий этап    Системное Разработка использование системы Разработка уроков дидактического современных материала педагогических комплексного технологий повторения 3 1 2 Диагностика Использование качества Реализация интернет-ресурсов обучения программы дополнительного образования 5 4 6

Результаты работы

Внедренческий этап

Системное

Разработка

использование

системы

Разработка

уроков

дидактического

современных

материала

педагогических

комплексного

технологий

повторения

3

1

2

Диагностика

Использование

качества

Реализация

интернет-ресурсов

обучения

программы

дополнительного

образования

5

4

6

Результаты работы   Аналитический этап 2 Публикация учебно- методических пособий по вопросам подготовки к ЕГЭ И ГИА  Деятельность на региональном Анализ уровне достижений учащихся 3 1 Участие в семинарах муниципального уровня 4  Размещение материалов на интернет-сайтах 5

Результаты работы

Аналитический этап

2

Публикация

учебно-

методических

пособий

по вопросам

подготовки к ЕГЭ

И ГИА

Деятельность

на региональном

Анализ

уровне

достижений

учащихся

3

1

Участие в

семинарах

муниципального

уровня

4

Размещение

материалов на

интернет-сайтах

5

 Выводы: Ведение комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе:  совершенствует образовательный процесс  повышает результативность обучения создает индивидуальную траекторию развития ученика развивает коммуникативные способности учащихся формирует интерес и мотивацию к изучению математики на дальнейшей ступени образования

Выводы:

Ведение комплексной работы с учащимися по подготовке к внешней экспертизе:

  • совершенствует образовательный процесс
  • повышает результативность обучения
  • создает индивидуальную траекторию развития ученика
  • развивает коммуникативные способности учащихся
  • формирует интерес и мотивацию к изучению математики на дальнейшей ступени образования
Благодарю за внимание

Благодарю за внимание

Литература: 1. В.Г. Плахова Математическая компетенция как основа формирования профессиональной компетенции, http://lib.herzen.spb.ru  2. И.Н.Чултумова Формирование компетентностей на уроках математики, www.profistart.ru 3. Ф.С. Мухаметзянова Компетентностно-ориентированные измерители образовательных достижений учащихся по математике, http://uipk.narod.ru 4. В.Л. Шагин. 30 задач за 90 минут. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. 5. Г.И. Ковалева, Е.В. Конкина. Функциональный метод решения уравнений и неравенств//Первое сентября, серия «Математика», 2008, № 20. 6. В.В.Ткачук. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2006. 7. М.К. Потапов, В.В. Александров, П.И. Пасиченко. Алгебра и анализ элементарных функций. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1996. 8. 3000 конкурсных задач по математике/ Е.Д. Куланин и др. – М.: АЙРИС РОЛЬФ, 2001. 9. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие, М.,АРКТИ, 2010 10. А.В. Белошистая Единый государственный экзамен, М., Экзамен, 2005  и другие назад

Литература:

1. В.Г. Плахова Математическая компетенция как основа формирования профессиональной компетенции, http://lib.herzen.spb.ru

2. И.Н.Чултумова Формирование компетентностей на уроках математики, www.profistart.ru

3. Ф.С. Мухаметзянова Компетентностно-ориентированные измерители образовательных достижений учащихся по математике, http://uipk.narod.ru

4. В.Л. Шагин. 30 задач за 90 минут. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.

5. Г.И. Ковалева, Е.В. Конкина. Функциональный метод решения уравнений и неравенств//Первое сентября, серия «Математика», 2008, № 20.

6. В.В.Ткачук. Математика абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2006.

7. М.К. Потапов, В.В. Александров, П.И. Пасиченко. Алгебра и анализ элементарных функций. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1996.

8. 3000 конкурсных задач по математике/ Е.Д. Куланин и др. – М.: АЙРИС РОЛЬФ, 2001.

9. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие, М.,АРКТИ, 2010

10. А.В. Белошистая Единый государственный экзамен, М., Экзамен, 2005

и другие назад

Среди наиболее важных компетентностей, которыми должен овладеть школьник является учебно-познавательная компетентность – готовность к самостоятельной познавательной деятельности (планированию, анализу, самооценке и др.) , использованию различных навыков , методов познания.

Математическую компетентность можно определить как:

• психологическую готовность применять математические знания

• опыт применения знаний в математической деятельности;

• уверенность в своих возможностях успешно использовать математические методы при решении математических задач на следующем этапе обучения

• желание и готовность познавать новое, выходящее за рамки привычной деятельности.

Принято различать три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Под математической компетенцией понимаем способность обучаемых, позволяющую им применять систему усвоенных математических знаний, умений и навыков в исследовании математических моделей, включающую умения логически мыслить, оценивать, отбирать и использовать информацию, самостоятельно принимать решения.

 Математическая компетентность базируется на ряде следующих предметных компетенций . Назовем их: алгебраическая (знание основ математического аппарата, необходимого для решения практических задач, навыки составления математических моделей, развитие способностей к логическому и алгоритмическому мышлению); геометрическая (знание пространственных форм и умение находить основные соотношения между их числовыми характеристиками);  функциональная (знание основных функциональных зависимостей и умение использовать их при исследовании реальных процессов); вероятностная (совокупность вероятностных понятий и представлений, необходимых при построении моделей реальных процессов и явлений);  В структуре содержания математической компетенции основным  является операционно-содержательный компонент , определяемый способностью ученика: к оперированию фундаментальными математическими знаниями, умениями и навыками;  применению системы усвоенных математических знаний, умений и навыков на практике назад

Математическая компетентность базируется на ряде следующих предметных компетенций . Назовем их:

  • алгебраическая (знание основ математического аппарата, необходимого для решения практических задач, навыки составления математических моделей, развитие способностей к логическому и алгоритмическому мышлению);
  • геометрическая (знание пространственных форм и умение находить основные соотношения между их числовыми характеристиками);
  • функциональная (знание основных функциональных зависимостей и умение использовать их при исследовании реальных процессов);
  • вероятностная (совокупность вероятностных понятий и представлений, необходимых при построении моделей реальных процессов и явлений);

В структуре содержания математической компетенции основным является операционно-содержательный компонент , определяемый способностью ученика:

  • к оперированию фундаментальными математическими знаниями, умениями и навыками;
  • применению системы усвоенных математических знаний, умений и навыков на практике назад
Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА имеет направления : психологический, технический, методический. Основные принципы подготовки к ЕГЭ: планирования результата оценки субъективной и объективной трудности задания учета временных рамок теста выработки тактики решения теста осознания процесса повторения (учения) оформления работы оценки результата согласованности с требованиями ( из доклада «Формирование математической компетентности при подготовке к внешней независимой экспертизе», февраль 2011г, доклад областной круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения») назад

Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА имеет направления :

  • психологический,
  • технический,
  • методический.

Основные принципы подготовки к ЕГЭ:

  • планирования результата
  • оценки субъективной и объективной трудности задания
  • учета временных рамок теста
  • выработки тактики решения теста
  • осознания процесса повторения (учения)
  • оформления работы
  • оценки результата
  • согласованности с требованиями

( из доклада «Формирование математической компетентности при подготовке к внешней независимой экспертизе», февраль 2011г, доклад

областной круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения») назад

назад

назад

 тип обучения: педагогическая технология:

тип обучения: педагогическая технология:

Методики использования ИКТ для подготовки  к ЕГЭ и ГИА методика дифференцированного подхода с применением ИКТ методика организации обобщения и систематизации знаний с помощью тренажеров, тестов методика организации и проведения контроля знаний с применением электронных тестов, контр работ методика использования цифровых учебно-наглядных пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА методика работы с электронными справочниками и энциклопедиями

Методики использования ИКТ для подготовки к ЕГЭ и ГИА

методика дифференцированного подхода с применением ИКТ

методика организации обобщения и систематизации знаний с помощью тренажеров, тестов

методика организации и проведения контроля знаний с применением электронных тестов, контр работ

методика использования цифровых учебно-наглядных пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА

методика работы с электронными справочниками и энциклопедиями

Этапы формирования умственных действий и технологические приемы

1 этап. Повторение теории: лекционное изложение материла; самостоятельное повторение (с помощью учебной литературы, интернет-ресурсов); повторение материала по ранее составленному плану

2 этап. Решение задач: приучаю к приемам мысленного поиска способа решения задачи; противопоставляем факты; обсуждаем все предложенные решения их правильность и рациональность; проговариваем действие и подробно записываем; переходим к свернутому выполнению действий, переносим выполнение действий на другой по содержанию материал.

Задания выстраиваются по тематическому принципу, соблюдая правило «спирали» - от простых заданий до заданий со звездочками. Каждый тематический тест составляется в виде логически связанной системы, где одно вытекает из другого. Тренировочные тесты проводятся с ограничением времени. Эффективно использовать тесты с возможностью самоконтроля.

3 этап. Контроль и систематизация материала: тестирование с максимальной нагрузкой по содержанию и по времени; решение комбинированных заданий. назад

Дидактические материалы

  • к уроку «Логарифмы» , форма «зачет по вертикали»
  • к уроку- практикуму «Четность, периодичность», проведен на предметной неделе
  • к мастер-классу «Построение сечений многогранников», проведен на городском едином методическом дне
  • учебные презентации: «Сечения многогранников», «Свойства функций», «Преобразования графиков функций» , «Задачи с параметрами», «Текстовые задачи» , «Факториал», «Числовые последовательности» и др.
  • обучающие материалы: карточки-консультации , с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задачи, с указанием метода решений по темам повторяющим учебный курс
  • систематизирующие материалы: листы самоподготовки, с алгоритмом выполнения заданий, тесты с возможностью самоконтроля., тренажеры, индивидуальные задания
  • контрольные тесты по темам: «Свойства функций», «Тригонометрические уравнений», «Логарифмы», «Сечения многогранников», «Пирамида», «Параллелепипед» и др.
  • раздаточные материалы по темам «Функциональный способ решения уравнений и неравенств», «Правильные многогранники», «Нахождение расстояний», «Нахождение углов» и др. назад
 назад

назад

Интернет-ресурсы mathege.ru -Открытый банк задач ЕГЭ по математике.  egetrener.ru - математика: видеоуроки, решение задач ЕГЭ. school.ug.ru - школа online – портал «Учительская газета»  uztest.ru — материалы для подготовки к ЕГЭ (и не только к ЕГЭ) по математике: интерактивные тематические тренажеры. ege.edu.ru – официальный информационный портал единого государственного экзамена.  alexlarin.narod.ru - материалы для подготовки к ЕГЭ по математике (сайт Ларина Александра Александровича).  diary.ru - сообщество, оказывающее помощь в решении задач по математике, здесь же можно скачать много полезных книг по математике, в том числе для подготовки к ЕГЭ.  ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ. Вся информация о ЕГЭ. mathgia.ru – Открытый банк задач ГИА по математике. reshuege.ru – дистанционная обучающая система Д.Гущина «Решу ЕГЭ» viripit.ru – виртуальный репетитор по математике  назад

Интернет-ресурсы

mathege.ru -Открытый банк задач ЕГЭ по математике.

egetrener.ru - математика: видеоуроки, решение задач ЕГЭ.

school.ug.ru - школа online – портал «Учительская газета»

uztest.ru — материалы для подготовки к ЕГЭ (и не только к ЕГЭ) по математике: интерактивные тематические тренажеры.

ege.edu.ru – официальный информационный портал единого государственного экзамена.

alexlarin.narod.ru - материалы для подготовки к ЕГЭ по математике (сайт Ларина Александра Александровича).

diary.ru - сообщество, оказывающее помощь в решении задач по математике, здесь же можно скачать много полезных книг по математике, в том числе для подготовки к ЕГЭ.

ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ. Вся информация о ЕГЭ.

mathgia.ru – Открытый банк задач ГИА по математике.

reshuege.ru – дистанционная обучающая система Д.Гущина «Решу ЕГЭ»

viripit.ru – виртуальный репетитор по математике назад

Анализ достижений учащихся

Анализ достижений учащихся

Качество (%) Средний тестовый балл Средний балл (оценка)

Качество (%)

Средний тестовый

балл

Средний балл

(оценка)

 назад

назад

 назад

назад

Семинары по подготовке к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре  2011 г: г. Мичуринск, г. Рассказово  2010 г: г. Кирсанов, г. Мичуринск  2009 г: г. Рассказово, пос. Первомайский Стажерская площадка:  2011г: «Использование ограниченности функций для решения  уравнений и неравенств»  2010г: «Стереометрия на ЕГЭ по математике» Круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения», доклад, тезисы в материалах круглого стола Деятельность в качестве эксперта:  2010-2011 уч. г. член экспертной группы по апробации универсального математического решателя UMSolver ( www.umsolver.com )  эксперт по созданию региональной базы контрольно-измерительных материалов назад
  • Семинары по подготовке к ЕГЭ по математике и ГИА по алгебре

2011 г: г. Мичуринск, г. Рассказово

2010 г: г. Кирсанов, г. Мичуринск

2009 г: г. Рассказово, пос. Первомайский

  • Стажерская площадка:

2011г: «Использование ограниченности функций для решения

уравнений и неравенств»

2010г: «Стереометрия на ЕГЭ по математике»

  • Круглый стол «Подготовка к ЕГЭ и ГИА в условиях перехода к ФГОС нового поколения», доклад, тезисы в материалах круглого стола
  • Деятельность в качестве эксперта:

2010-2011 уч. г. член экспертной группы по апробации универсального математического решателя UMSolver ( www.umsolver.com )

эксперт по созданию региональной базы контрольно-измерительных материалов назад

семинары по подготовке к ЕГЭ на базе  МБОУ лицея № 28 имени Н.А.Рябова:  «Стереометрия в заданиях ЕГЭ», 2009г  «Методы решения задач с параметрами», 2010г  «Вокруг квадратного трехчлена», 2011г единый методический день, мастер-класс «Построение сечений многогранников», 2009г Рябовские педагогические чтения:  «Развивающее обучение – необходимый компонент формирования естественно-научной компетенции при подготовке к внешней независимой экспертизе», 2010г «Формирование ключевых компетенций на этапе подготовки к ЕГЭ по математике», 2009г Выпуск учебных пособий «Стереометрия»,  «Задачи с параметром», 2010г назад
  • семинары по подготовке к ЕГЭ на базе

МБОУ лицея № 28 имени Н.А.Рябова:

«Стереометрия в заданиях ЕГЭ», 2009г

«Методы решения задач с параметрами», 2010г

«Вокруг квадратного трехчлена», 2011г

  • единый методический день, мастер-класс «Построение сечений многогранников», 2009г
  • Рябовские педагогические чтения:

«Развивающее обучение – необходимый компонент формирования естественно-научной компетенции при подготовке к внешней независимой экспертизе», 2010г

«Формирование ключевых компетенций на этапе подготовки к ЕГЭ по математике», 2009г

  • Выпуск учебных пособий «Стереометрия»,

«Задачи с параметром», 2010г

назад

назад

назад