СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Использование проектных форм работы для подготовки обучающихся к Г(И)А"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный педагогический проект содержит опыт использования метода проектов при подготовке к Г(И)А

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Использование проектных форм работы для подготовки обучающихся к Г(И)А"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Гыданская школа-интернат среднего общего образования

имени Натальи Ивановны Яптунай









Использование проектных форм работы для подготовки

обучающихся к Г(И)А

(педагогическая практика)




Выполнила: учитель математики

Клокова Галина Анатольевна,












с. Гыда, 2023г.

Аннотация педагогической практики

Педагогическая практика «Использование проектных форм работы для подготовки обучающихся к Г(И)А» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода через проектные формы работы.

Данная практика позволяет реализовать многие личностные потребности обучающихся. Она дает обучающимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой опыт и знания в будущей профессии для дальнейшего развития личности.

В работе представлены примеры обучающих программ, созданных выпускниками при подготовке к Г(И)А, для повторения и обобщения материала курса математики. При этом в процессе создания этих программ и их использования реализуются два важных принципа педагогики: принцип деятельностного подхода и принцип коррекционно-компенсирующей направленности. Реализация принципа деятельностного подхода состоит в том, что «ученик-консультант» разрабатывает серию тренировочных программ. Реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности в том, что «ученик» использует разработанную программу для повторения, обобщения и закрепления материала.










Содержание

стр.

Введение………………………………………………………………. 4

  1. Теоретические вопросы темы

    1. Системно-деятельностный подход в обучении …………….. 6

    2. Проектная деятельность как один из метод обучения …...... 7

  2. Методические вопросы темы

    1. Принципы организации проектной деятельности при подготовке к Г(И)А ………………………………………………………….. 9

    2. Особенности разноуровневой работы ………………………. 11

Заключение ………………………………………………………… 13

Список литературы ………………………………………………... 14

Приложения ………………………………………………………….. 15

















Введение

Мир лучше осваивается в деятельности.

Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.

Л.С. Выготский

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Именно поэтому развитие творческих способностей, формирование учебно - познавательных компетенций, учащихся на уроках математики и во внеурочное время становится актуальной и основополагающей.

Актуальность предлагаемой педагогической практики определяется наличием противоречия: между существующими требованиями к результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и отсутствием практических, методических рекомендаций в адрес учителя по технологическому обеспечению процесса обучения.

Цель работы: продемонстрировать использование метода проектов при подготовке к Г(И)А при разном уровне обученности выпускников.

Задачи:

- сделать краткий обзор теоретического материла по темам «Системно-деятельностный подход в обучении», «Проектная деятельность»;

- продемонстрировать возможности проектного метода на занятиях по подготовке к Г(И)А по математике;

- привлечь к предложенной форме работы обучающихся с учётом уровня их подготовки по математике;

- создать условия для повышения мотивации к изучению математики;

- предложить в качестве примера уже созданные рабочие материалы.

Новизна: состоит в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей обучающихся с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность у обучающихся устойчивой мотивации к деятельности;

  • повышение качественного показателя обучения и эффективности урока;

  • переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной;

  • совершенствование собственной профессиональной деятельности.















1. Теоретические вопросы темы

1.1. Системно-деятельностный подход в обучении

Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. По мнению психолога А.Н.Леонтьева, деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1. принципы организации педагогического процесса;

2. принципы управления деятельностью воспитанников.

Рассмотрим более подробно вторую группу принципов. К этой группе можно отнести:

• Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

• Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

• Принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему.

• Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

• Принцип согласованности требований учебного заведения, семьи и общественности.

• Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий. Использование коллектива как субъекта воспитания.

• Принцип доступности и посильности обучения и воспитания. Учет реальных возможностей, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье.

• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

• Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Все эти принципы реализуются в проектно-исследовательской деятельности.

1.2. Проектная деятельность как один из метод обучения

Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

 Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачами проектной деятельности являются:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбирать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

-умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Важными факторами проектной деятельности являются:

- повышение мотивации учащихся при решении поставленных задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

 Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.


2. Методические вопросы темы

2.1. Принципы организации проектной деятельности при подготовке к Г(И)А

Не секрет, что в последнее время во многих регионах страны существует проблема снижения качества математической подготовки обучающихся.

Основные причины низкого качества знаний обучающихся, как подсказывает опыт, следующие:

-отсутствие мотивации;

-низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.)

- педагогическая запущенность обучающихся;

- отсутствие должного контроля со стороны родителей;

- уровень подготовленности обучающихся в начальной школе;

- ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность обучающихся;

- низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.

При подготовке к Г(И)А перед учителем стоят несколько задач:

- повторить большой объём изученного материала, выделив наиболее важные моменты;

- провести повторение в оптимальные сроки;

- добиться точного выполнения обучающимися основных алгоритмов выполнения действий;

- максимально заинтересовать обучающихся, сделать процесс повторения не скучным и утомительным, а доступным и увлекательным.

В решении этих задач педагог может использовать компьютерные технологии, а также во внеурочной деятельности и метод проектов.

Компьютерные технологии – это

- эффективное средство преодоления вторичных отклонений в развитии;

- средство, позволяющее педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей;

- средство формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля учащихся.

В сочетании с проектными формами работы компьютерные технологии помогут педагогу решить многие проблемы и устранить пробелы в обучении математике.

Следует акцентировать внимание на том, что проектная технология не является заменителем классно-урочной системы обучения, а рассматривается как компонент процесса обучения в системе компетентно направленной составляющей образования. Ориентированность проектной технологии на познавательный интерес и творческую самореализацию учащихся обеспечивает развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств, творческих способностей, поскольку осуществляется с целью решения определенных проблем путем рационального сочетания теоретических знаний с их практическим применением.

Детям предлагается разработать серию обучающих программ, которые будут посвящены повторению той или иной темы курса математики. Программа или презентация должна содержать теоретический материал по предложенной теме, представленный в краткой, возможно табличной, форме. В теоретической части программы должны быть выделены важные вопросы по теме, основные понятия, формулы, наиболее часто встречающиеся в содержании КИМ ОГЭ и ЕГЭ.

Далее программа должна содержать примеры выполненных заданий. После этого предлагается выполнить серию тестовых заданий. При этом обучающийся сразу может проверить полученные результаты. То есть при разработке программы составитель «закладывает» в программу возможные варианты правильных и ошибочных результатов.

2.2. Особенности разноуровневой работы

Наибольшее затруднение при подготовке к экзаменам возникает из-за разного уровня подготовленности обучающихся. В этом случае педагогу целесообразно использовать принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Он в первую очередь направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих особенности каждого ребенка. С другой стороны, данный принцип позволяет:

  • вести коррекционно-педагогическую работу;

  • уделять внимание отдельным недостаткам развития каждого ребенка.

При организации повторения материала с помощью данной формы работы реализация принципа дифференцированного и индивидуального подхода осуществляется через распределение ролей между обучающимися. Обучающиеся с более высоким уровнем подготовленности становятся «консультантами». Они разрабатывают программы. Для этого подбирают теоретический материал, задания для отработки умений. В процессе разработки программы осуществляется их подготовка к экзамену. Становясь «консультантами», обучающиеся сами отрабатывают свои умения и закрепляют навыки по темам.

Обучающиеся с более низким уровнем обученности становятся «учениками». Они, работая с уже готовыми программами, повторяют теоретический материал и нарешивают определённый объём заданий, который поможет им лучше подготовиться к экзаменам.

При этом реализация принципа дифференцированного и индивидуального подхода может быть отражена в виде схемы:



Педагог








Примеры данного рода программы представлены в Приложении. В них предложено повторение таких тем как «Вычисление площади фигур» (Приложение №1), «Объёмы тел» (Приложение №2), «Вычисление значений логарифмических и показательных выражений» (Приложение №3).


















Заключение

Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Педагогическая болезнь – когда ученики получают готовые знания, педагогический успех – когда у школьников есть живой интерес к познанию, желание действовать.

Системно-деятельностный подход, реализованный в проектных методах нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. И именно современным учителям необходимо не только понять, но и действовать. Надо только помнить напутствие Уильяма А. Уорда: «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно».















Список литературы

1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с.

3. Интернет-ресурсы:

  • Всероссийский Интернет-педсовет. http:// pedsovet.org

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http:// school-collection.edu.ru

  • Информационный образовательный портал. http://www.openclass.ru

  • Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru

  • http://www.math-on-line.com – Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  • http://www. exponenta.ru – Образовательный математический сайт













Приложения

Приложение №1

Обучающая программа для повторения темы «Вычисление площади фигур».


Приложение №2

Обучающая программа для повторения темы «Объёмы тел».


Приложение №3

Обучающая программа для повторения темы «Вычисление значений логарифмических и показательных выражений».


18