Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гыданская школа-интернат среднего общего образования
имени Натальи Ивановны Яптунай
Использование проектных форм работы для подготовки
обучающихся к Г(И)А
(педагогическая практика)
Выполнила: учитель математики
Клокова Галина Анатольевна,
с. Гыда, 2023г.
Аннотация педагогической практики
Педагогическая практика «Использование проектных форм работы для подготовки обучающихся к Г(И)А» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подхода через проектные формы работы.
Данная практика позволяет реализовать многие личностные потребности обучающихся. Она дает обучающимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать свой опыт и знания в будущей профессии для дальнейшего развития личности.
В работе представлены примеры обучающих программ, созданных выпускниками при подготовке к Г(И)А, для повторения и обобщения материала курса математики. При этом в процессе создания этих программ и их использования реализуются два важных принципа педагогики: принцип деятельностного подхода и принцип коррекционно-компенсирующей направленности. Реализация принципа деятельностного подхода состоит в том, что «ученик-консультант» разрабатывает серию тренировочных программ. Реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности в том, что «ученик» использует разработанную программу для повторения, обобщения и закрепления материала.
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………. 4
Теоретические вопросы темы
Системно-деятельностный подход в обучении …………….. 6
Проектная деятельность как один из метод обучения …...... 7
Методические вопросы темы
Принципы организации проектной деятельности при подготовке к Г(И)А ………………………………………………………….. 9
Особенности разноуровневой работы ………………………. 11
Заключение ………………………………………………………… 13
Список литературы ………………………………………………... 14
Приложения ………………………………………………………….. 15
Введение
Мир лучше осваивается в деятельности.
Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.
Л.С. Выготский
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Именно поэтому развитие творческих способностей, формирование учебно - познавательных компетенций, учащихся на уроках математики и во внеурочное время становится актуальной и основополагающей.
Актуальность предлагаемой педагогической практики определяется наличием противоречия: между существующими требованиями к результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и отсутствием практических, методических рекомендаций в адрес учителя по технологическому обеспечению процесса обучения.
Цель работы: продемонстрировать использование метода проектов при подготовке к Г(И)А при разном уровне обученности выпускников.
Задачи:
- сделать краткий обзор теоретического материла по темам «Системно-деятельностный подход в обучении», «Проектная деятельность»;
- продемонстрировать возможности проектного метода на занятиях по подготовке к Г(И)А по математике;
- привлечь к предложенной форме работы обучающихся с учётом уровня их подготовки по математике;
- создать условия для повышения мотивации к изучению математики;
- предложить в качестве примера уже созданные рабочие материалы.
Новизна: состоит в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей обучающихся с помощью интеграции работы над выработкой определенного стиля математического мышления, внедрением информационных технологий в развитие математической культуры.
Ожидаемые результаты:
сформированность у обучающихся устойчивой мотивации к деятельности;
повышение качественного показателя обучения и эффективности урока;
переход от информационной, «знаниевой» образовательной модели урока к деятельностно – компетентностной;
совершенствование собственной профессиональной деятельности.
1. Теоретические вопросы темы
1.1. Системно-деятельностный подход в обучении
Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. По мнению психолога А.Н.Леонтьева, деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:
1. принципы организации педагогического процесса;
2. принципы управления деятельностью воспитанников.
Рассмотрим более подробно вторую группу принципов. К этой группе можно отнести:
• Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
• Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.
• Принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему.
• Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
• Принцип согласованности требований учебного заведения, семьи и общественности.
• Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий. Использование коллектива как субъекта воспитания.
• Принцип доступности и посильности обучения и воспитания. Учет реальных возможностей, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.
• Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
Все эти принципы реализуются в проектно-исследовательской деятельности.
1.2. Проектная деятельность как один из метод обучения
Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбирать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Важными факторами проектной деятельности являются:
- повышение мотивации учащихся при решении поставленных задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
2. Методические вопросы темы
2.1. Принципы организации проектной деятельности при подготовке к Г(И)А
Не секрет, что в последнее время во многих регионах страны существует проблема снижения качества математической подготовки обучающихся.
Основные причины низкого качества знаний обучающихся, как подсказывает опыт, следующие:
-отсутствие мотивации;
-низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.)
- педагогическая запущенность обучающихся;
- отсутствие должного контроля со стороны родителей;
- уровень подготовленности обучающихся в начальной школе;
- ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность обучающихся;
- низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
При подготовке к Г(И)А перед учителем стоят несколько задач:
- повторить большой объём изученного материала, выделив наиболее важные моменты;
- провести повторение в оптимальные сроки;
- добиться точного выполнения обучающимися основных алгоритмов выполнения действий;
- максимально заинтересовать обучающихся, сделать процесс повторения не скучным и утомительным, а доступным и увлекательным.
В решении этих задач педагог может использовать компьютерные технологии, а также во внеурочной деятельности и метод проектов.
Компьютерные технологии – это
- эффективное средство преодоления вторичных отклонений в развитии;
- средство, позволяющее педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей;
- средство формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля учащихся.
В сочетании с проектными формами работы компьютерные технологии помогут педагогу решить многие проблемы и устранить пробелы в обучении математике.
Следует акцентировать внимание на том, что проектная технология не является заменителем классно-урочной системы обучения, а рассматривается как компонент процесса обучения в системе компетентно направленной составляющей образования. Ориентированность проектной технологии на познавательный интерес и творческую самореализацию учащихся обеспечивает развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств, творческих способностей, поскольку осуществляется с целью решения определенных проблем путем рационального сочетания теоретических знаний с их практическим применением.
Детям предлагается разработать серию обучающих программ, которые будут посвящены повторению той или иной темы курса математики. Программа или презентация должна содержать теоретический материал по предложенной теме, представленный в краткой, возможно табличной, форме. В теоретической части программы должны быть выделены важные вопросы по теме, основные понятия, формулы, наиболее часто встречающиеся в содержании КИМ ОГЭ и ЕГЭ.
Далее программа должна содержать примеры выполненных заданий. После этого предлагается выполнить серию тестовых заданий. При этом обучающийся сразу может проверить полученные результаты. То есть при разработке программы составитель «закладывает» в программу возможные варианты правильных и ошибочных результатов.
2.2. Особенности разноуровневой работы
Наибольшее затруднение при подготовке к экзаменам возникает из-за разного уровня подготовленности обучающихся. В этом случае педагогу целесообразно использовать принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Он в первую очередь направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих особенности каждого ребенка. С другой стороны, данный принцип позволяет:
вести коррекционно-педагогическую работу;
уделять внимание отдельным недостаткам развития каждого ребенка.
При организации повторения материала с помощью данной формы работы реализация принципа дифференцированного и индивидуального подхода осуществляется через распределение ролей между обучающимися. Обучающиеся с более высоким уровнем подготовленности становятся «консультантами». Они разрабатывают программы. Для этого подбирают теоретический материал, задания для отработки умений. В процессе разработки программы осуществляется их подготовка к экзамену. Становясь «консультантами», обучающиеся сами отрабатывают свои умения и закрепляют навыки по темам.
Обучающиеся с более низким уровнем обученности становятся «учениками». Они, работая с уже готовыми программами, повторяют теоретический материал и нарешивают определённый объём заданий, который поможет им лучше подготовиться к экзаменам.
При этом реализация принципа дифференцированного и индивидуального подхода может быть отражена в виде схемы:
Педагог
Примеры данного рода программы представлены в Приложении. В них предложено повторение таких тем как «Вычисление площади фигур» (Приложение №1), «Объёмы тел» (Приложение №2), «Вычисление значений логарифмических и показательных выражений» (Приложение №3).
Заключение
Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Педагогическая болезнь – когда ученики получают готовые знания, педагогический успех – когда у школьников есть живой интерес к познанию, желание действовать.
Системно-деятельностный подход, реализованный в проектных методах нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. И именно современным учителям необходимо не только понять, но и действовать. Надо только помнить напутствие Уильяма А. Уорда: «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно».
Список литературы
1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с.
3. Интернет-ресурсы:
Всероссийский Интернет-педсовет. http:// pedsovet.org
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http:// school-collection.edu.ru
Информационный образовательный портал. http://www.openclass.ru
Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru
http://www.math-on-line.com – Занимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
http://www. exponenta.ru – Образовательный математический сайт
Приложения
Приложение №1
Обучающая программа для повторения темы «Вычисление площади фигур».
Приложение №2
Обучающая программа для повторения темы «Объёмы тел».
Приложение №3
Обучающая программа для повторения темы «Вычисление значений логарифмических и показательных выражений».
18