СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Къаппа-къуппатæ – хуры зæххон минæвæрттæ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План краткосрочного педагогического проекта на осетинском языке для детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Къаппа-къуппатæ – хуры зæххон минæвæрттæ"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Воспитатель З.А. Дзгоева

Тема: «Къаппа-къуппатæ – хуры зæххон минæвæрттæ»

(«Одуванчики – посланники солнца на земле»)

Цель: расширение представления об одуванчике, формирование понятия о пользе этого растения; создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей; формирование предпосылок экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с живой природой; расширять представления детей о растительном мире родного края;

  • развивать познавательную активность детей посредством исследовательской деятельности;

  • закрепить и уточнить знания об одуванчике, его строении, этапах жизни и пользе;

  • развивать речь, творческую активность и любознательность детей;

  • воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к растениям.

Актуальность

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является наиболее актуальным в наше время. Целью педагогов является воспитание детей экологически образованными людьми, которые будут любить природу и оберегать ее.

Экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который будет удивляться вместе с ними, дети захотят узнать еще больше. Взрослые должны научить детей любить и беречь природу, родные места, Родину.

Любовь к Родине, родной природе – одна из главных нравственных задач в воспитании ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. И этому может способствовать, в том числе, данный проект.

Вид проекта: краткосрочный (одна неделя)

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель по обучению детей осетинскому языку З.А. Дзгоева, воспитатель по ИЗО Дз.А. Тлатова.

Ожидаемый результат:

  • дети пополнят имеющиеся и получат новые знания об одуванчике, о его полезных свойствах;

  • возрастет интерес участников проекта к дальнейшему знакомству с растительным миром родного края;

  • у детей сформируется навык грамотного поведения в природе;

  • расширится кругозор детей, они приобретут новые знания об окружающем их мире;

  • проявятся творческие способности детей в разных видах деятельности.



Реализация проектачерез интеграцию образовательных областей:

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • социально-коммуникативное развитие;

  • художественно-эстетическое развитие.



Формы реализации проекта:

  • беседы, наблюдения;

  • экскурсия;

  • НОД;

  • чтение произведений художественной литературы;

  • дидактические игры;

  • творческая деятельность детей (рисование в различных нетрадиционных техниках, озвучивание мультфильма, создание интеллект-карты);

  • просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов и видеороликов по теме проекта.



Продукт проектной деятельности:

  • мультфильм «Аргъау Къаппа-къуппайы тыххæй»;

  • рисунки детей по теме проекта;

  • интеллектуальная карта «Къаппа-къуппатæ».





Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  1. Подбор художественной литературы по теме (стихи, рассказы, сказки, загадки).

  2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, сюжетные картинки, видеоролики, создание мультимедийных презентаций и т.д.).

  3. Составление бесед с детьми, конспектов НОД.

  4. Подбор дидактических игр, упражнений для пальчиковой гимнастики и изготовление необходимых к ним материалов и атрибутов.

  5. Просмотр мультфильма «Почему у одуванчика толстые щеки?».

  6. Беседа с детьми:

  • Цы зонут къаппа-къуппаты тыххӕй?

  • Цы уӕ фӕнды базонын?

  • Цӕмӕй уыдон базонӕм, уый тыххӕй цы бакӕнын хъӕуы?

2 этап – основной.

  1. Экскурсия по участку детского сада, рассматривание наглядного материала (предметные и сюжетные картинки, презентации, видеоролики, познавательные мультфильмы).

  2. Беседы:

  • «Куыд æрзайы къаппа-къуппа?»;

  • «Къаппа-къуппайы хæйттæ»;

  • «Кæй хъæуынц къаппа-къуппатæ?»;

  • «Къаппа-къуппаты æппæтдунеон бæрæгбон»;

  • «Цы пайда хæссынц къаппа-къуппатæ адæймагæн æмæ цæрæгойтæн?»;

  • «Уыдысты бур, ссисты урс, ныр та баззадысты æнæ къоппатæй»;

  • «Æрдз уарзут, дидинджытæ дзæгъæлы ма тонут».

  1. Чтение стихотворений (приложение 1):

  • Хъодзаты Æхсар, «Къаппа-къоппа»;

  • Æлдаттаты Виктор, «Къаппа-къоппа»;

  • Бырнацты Барон, «Къаппа-къуппа»;

  • Тедеты Таисæ, «Хæрис æмæ къæвдайы ныхас»;

  • Тедеты Таисæ, «Къаппа-къоппа»;

  1. Чтение рассказов и сказок:

  • Готани Ибрагим, «Дидинджытæ» (журнал «Ногдзау», №1, 2019);

  • Аргъау «Къаппа-къуппайы тыххæй» (приложение 1)

  1. Заучивание загадок, чистоговорок, пальчиковой гимнастики и физминутки (приложение 1)

  2. Организация тематической НОД по всем областям: познание, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  3. Организация наблюдений за одуванчиками во время прогулки.

  4. Дидактические игры:

  • «Ссар дзырд»;

  • «Ӕрӕмбырд кӕн ныв»;

  • «Къаппа-къуппа куыд æрзайы?»;

  • «Банымай къаппа-къуппатæ»;

  • «Зæгъ дидинæджы хай»;

  1. Рисование одуванчиков в нетрадиционных техниках: выдувание, отпечаток и т.п. (ответственный: воспитатель по ИЗО Дз.А. Тлатова).

  2. Озвучивание мультфильма по сказке про одуванчик.



  1. этап – заключительный.

  1. Создание интеллектуальной карты «Къаппа-къуппатæ».

  2. Проведение конкурса-выставки рисунков (ответственный: воспитатель по ИЗО Дз.А. Тлатова).



Результаты проекта:

  1. Знания детей об одуванчике расширились и углубились.

  2. Пополнился словарный запас детей.

  3. Они познакомились с произведениями писателей, поэтов, художников.

  4. Дети научились делать выводы.

  5. У многих появилось заботливое отношение к природе, желание ее оберегать и заботится.























Приложение 1



КЪАППА-КЪОППА

Хъодзаты Æхсар



Хурджын саппыл

Къаннæг аппæй

Сзади къаппа,

Къаппайыл та

Худы гоппау –

Пыхцыл къоппа.



Саппыл – къоппа,

Къаппайыл – къоппа.

Иу ныхасæй – къаппа-къоппа.



Иу ахæмы

Дымгæ сцоппай.

Уайтагъд – гъоппа! –

Атахт къоппа.



Къаппа баззад,

Саппыл баруад.

Къоппайыл та

Базыр баззад.



Къоппа дзаг уыд

Сау æппытæй,

Таудзæни сæ

Ног сæппытыл.





КЪАППА-КЪОППА

Æлдаттаты Виктор



Къаппа-къоппа – къæбæлдзыг!

Сæумæрайсом уымæлдзыд.

Исчи дæм куы бавналы,

Дæ урс æхсыр рахъары.

КЪАППА-КЪУППА

Бырнацты Барон



Хъал – йæ худæй

Митын къоппа.

Рæзы фæзы

Къаппа-къуппа.



Дымгæ сиргæ

Фæзы стæлфы,

Пух-пухид худ

Сæрæй скъæфы.



Баззади уым

Зæнг лæугæйæ,

Каст йæ фæстæ

Къулбæрзæйæ.





КЪАППА-КЪУППА

Тедеты Таисæ



Райсомæй раджы иу уалдзыгон бон

Сзынди кæйдæр бур сæр, цъæх та – хæдон.

Аивæзта йе ҆ уæнгтæ, райхъал æваст,

Хур æм бæрзондæй комкоммæ каст.



Гæлæбу айтыгъта базыртæ дард,

Диссагæн баззад, сыфыл æрбадт.

Дидинæг, хурау, калы цæхæр,

Цъиуты цъыбар-цъыбур хъуысы кæмдæр.



Дидин тагъд айрæзти, аивта хуыз,

Бур-бурид къоппа ныр фестади урс.

Къаппа-къуппа – къæбæлдзыг,

Хæрдмæ быры бур мæлдзыг.



Къаппа-къуппа хуыйны йæ ном,

Адæмæн – уарзон, нарæг йæ рон.

Дымгæ ҆ ркодта зилгæ-кафт –

Къаппа-къуппайæн йæ худ фæтахт.

Нал уыд дидинæг рæсугъд,

Фехæлди йæ конд, йæ уынд.





ХÆРИС ÆМÆ КЪÆВДАЙЫ НЫХАС

Тедеты Таисæ



Аст – фæндаджы былгæгон,

Фараст – быдыры кæрон.



Гъе, къæвда, цытæ нымайыс?

Зæхмæ де ҆ ртæхтæй куы уайыс!



Заз бæласы бын – дыууæ,

Æхсæз та – къудзийы фæстæ.



Гъей, къæвда, зæгъ-ма, цы кæныс?

Тарæрфыгæй нæм цы кæсыс?



Къаппа-къуппатæ нымайын.

Иу ныхасæй – тагъд кæнын!



Дæс дзы ссардтон хъæдгæрон,

Фондзмæ ногæй анымадтон…



Фыдбылыз æз ма ҆ руадзон,

Донæй се ҆ ппæтт бафсадон!





















АРГЪАУ КЪАППА-КЪОППАЙЫ ТЫХХÆЙ



Амонæг: Иу уалдзыгон хур бон кæрдæджы ҆хсæн фæзынди иу чысыл тала. Алырдæмты афæлгæст æмæ йæхи нымæр хъуыды кæны: «Цымæ, цавæр уыдзынæн æз куы айрæзон, уæд? Фæнды мæ, цæмæй уон се ҆ппæтæй рæсугъддæр, ирд, кæркæ-мæркæ!»



1-аг саби: Æруарыд хъарм фæлмæн къæвда. Тала йæхи бæрзонд сивæзта æмæ, æнæнхъæлæджы, арвыл хур ауыдта.



2-аг саби: «Уый дын йе! Мæн дæр хуры хуызæн суæвын фæнды!» - ахъуыды кодта чысыл тала.



Амонæг: Хур арвы бæрзæндæй æркаст, йæ мидбыл бахудт – æмæ чысыл тала æвиппайды бур къаппа-къоппа дидинæг фестад. Алы бон дæр иу цъæх кæрдæджы астæу йæ дидинсыфтæ райхæлдта æмæ, чысыл хурау, рухс кодта йæ алыварс чидæриддæр уыди, уыдонæн се ҆ппæтæн дæр, суанг ма гæлæбутæ, мыдыбындзытæ æмæ хъæндилтæн дæр.



3-аг саби: Уæд та дын у бон куы уыди, уæд къаппа-къоппа арвмæ скаст æмæ дзы федта урс-урсид, фæлмæн æмæ хæмпус мигъ.



4-æм саби: «Куыд рæсугъд у ацы мигъ! Йех, æмæ æз дæр ахæм куы фестин!» - ахъуыды та кодта бур къаппа-къоппа.



Амонæг: Мигъ къаппа-къоппамæ æркаст æмæ йæ уайтагъд рог урс къахджын мигъы æврагъ фестын кодта. Ракодта дымгæйы уддзæф – æмæ мигъ æвиппайды алырдæмты апырх бирæ-бирæ гыццыл бумбулитæй. Дымгæ бумбулитæ фелвæста æмæ сæ æрдузы алы рæттæм ахаста.



5-æм саби: Ууыл бирæ рæстæг нæ рацыд, афтæмæй бумбулитæ кæдæмдæриддæр зæххыл сæмбæлдысты, уыцы рæтты фæзындысты ног чысыл талатæ. Уыдон сты къаппа-къоппатæ.



6-æм саби: Тагъд рæстæг уыдон фестдзысты хурæнгæс бур, уыйфæстæ та суыдзысты, мигъы хуызæн, урс. Уыцы урс мигъыл куы бафу кæнай, уæд та йæ къоппа рог бумбулитæй дæрддыл атæхдзæн.





Уыци-уыцитæ



1. Хуртуан фестад бæстæ –

Къуылдымтæ ҆мæ фæзтæ.

Сæ сызгъæрин къоппатæ

Сдардтой… (къаппа-къуппатæ)



2. Нырма у бур,

Суыдзæн урс,

Куыддæр дымгæ ракæны –

Афтæ арвыл амбæлы.



3. Хур йæ тынтæ зæхмæ уадзы,

҆ Взонг дидинтæ фæзты садзы,

У сæ хуыз сызгъæрин бур,

У сæ фыд уæларвон хур.







Сыгъдæгдзуринаг



Къаппа-къоппа – къæбæлдзыг,

Къаппа-къоппа – хæтæлдзыд,

Къаппа-къоппа – дæлвæзы,

Къаппа-къоппа – уæлвæзы.







Æнгуылдзты гимнастикæ



Къаппа-къуппа – арвыл хур (сомкнуть пальцы, образуя бутон)

Къаппа-къуппа дары бур (приложить кисти основаниями друг к другу)

Къаппа-къуппа – арвыл мæй (выпрямить пальцы)

Къаппа-къуппа бафынæй (соединить кисти с прямыми пальцами и подложить по щеку)





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!