Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта:
«Ловкие пальчики»
Тип:
Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.
Количество воспитанников: 24 ребёнка.
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Исполнители проекта :
Дети, Воспитатель, Родители
Сроки:
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами изобразительной деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.
Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития.
Этапы реализации:
Подготовительный этап :
Цель: Формирование плана действий проекта (определение уровня сформированности мелкой моторики дошкольников; постановка проблемы, цели и задач, раскрытие актуальности; выработка приемов для формирования мелкой моторики).
Задачи:
Диагностирование развития мелкой моторики дошкольников
Анализ полученных результатов
Подбор средств и методов для активации проекта
Определение содержание и формы работы с участниками проекта.
План мероприятий подготовительного этапа
Мероприятие | Задачи |
1.Изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста. 2.Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей у детей Методики: Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей. 3. Анкетирование родителей | Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности; Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников. Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования; Выявить компетентность родителей по данной теме |
4.Постановка проблемы | Сформулировать актуальность проекта и раскрыть значимость проблемы |
5.Определение методологического аппарата | Формулирование объекта, предмета, цели, задач |
2. Основной этап.
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
создание предметно-развивающей среды в группе;
изготовление дидактических пособий;
подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного; материала для родителей;
проведение занятий;
практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
совместная деятельность с родителями.
План мероприятий основного этапа
№ | Мероприятия | Цель |
Работа с педагогами |
1. | Консультация «Игрушки для развития мелкой моторики» | Повысить уровень теоретических знаний педагогов |
2. | Мастер – класс по рисованию пластилином «Ваза с цветами» | Повысить уровень профессионального мастерства педагогов. |
3. | Мастер – класс Аппликация из салфеток «Весёлый клоун» |
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями) Выставки, конкурсы |
4. | Выставка поделок «Осенние фантазии» | Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук творческой деятельности детей и родителей. |
5. | Выставка поделок «Подарок для Деда Мороза» |
Работа с родителями |
6. | Мастер-класс «Султанчики» для самомассажа. | Способствовать освоению технологии изготовления султанчики для самомассажа; развитию познавательного интереса к нестандартному физкультурному оборудованию. |
7. | Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | Повысить уровень теоретических знаний педагогов |
8. | «Игры и задания по развитию мелкой моторики» |
9. | Папка-передвижка «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук» |
10. | Папка-передвижка «Нетрадиционное рисование в детском саду» |
11. | Папка-передвижка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет |
12. | Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев». |
13. | Папка-передвижка «Нетрадиционная техника рисования» |
14. | Консультация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей» |
15. | Мастер-класс «Пальчиковый театр» |
Организация работы с детьми |
16. | Образовательная деятельность: 1.Изобразительная деятельность. (лепка, рисование, аппликация). 2. ДОП «Цветные ладошки». (лепка, декоративное рисование, аппликация с элементами рисования). | |
|
17. | Совместная деятельность: 1.Изодеятельность с использованием нетрадиционных форм: Рисование пальчиками «Ягоды». Лепка «Пластилиновые заплатка». Рисование «Отпечатки листьев». Рисование ватными палочками. Аппликация из круп и пластилина в технике «вдавливание». Рисование «Штампики из пластилина». Салфеточная аппликация «Цветные комочки». Рисование ладошками. Рисование манкой «Белый медведь». Печать из ниток « Коврик для котёнка» Рисование пластилином «Букет цветов». Рисование свечкой. 2.Пальчиковый театр по сказке«Теремок» , шагающий театр «Заюшкина избушка» 3. Самомассаж каучуковыми мячиками, «Весёлые султанчики» 4.Пальчиковая гимнастика 5.Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) | Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы. |
18. | Самостоятельная деятельность: 1.Игра «Шнуровка», 2.Игры с прищепками. 3. Мозаика. 4. Игры со счётными палочками. 5. Рисование по трафаретам, раскрашивание. 6. Игра с резинками 7. Скользящий лабиринт. 8. Мягкий конструктор 9. Игры с пуговицами. 10.Игры с ватными палочками. 11. Бусы. 12.Игры с пробками. 13.Игра «Застегни-расстегни». 14.Геометрическая мозаика. 15. Игры с помпонами. 16.Пирамидки. 17. Геометрический конструктор. |
3.Заключительный этап:
анализ результатов проделанной работы;
подведение итогов реализации проекта;
диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
Результативность:
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 16% воспитанников, 60% имели средний уровень, и 24%низкий. На конец: с высоким уровнем - 32%воспитанников, средний уровень у 56%детей, низкий – у 12%.
Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость,
исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной
деятельности.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд
других задач:
Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
Занятия способствовали развитию таких психических функций у
детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
Вывод:
Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Информационные ресурсы:
http://festival.1september.ru/
http://nsportal.ru
http://nsportal.ru
Методическое обеспечение:
О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
1.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
3.Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
4.Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -