СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Ловкие пальчики" (развитие мелкой моторики у дошкольников).

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

          Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Ловкие пальчики" (развитие мелкой моторики у дошкольников).»

Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.



Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.






«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»


В.А. Сухомлинский





Актуальность


Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.


Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

































Паспорт проекта


Наименование проекта:

«Ловкие пальчики»

Тип:

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Количество воспитанников: 24 ребёнка.

Цель и задачи:

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.


Задачи:

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  • Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.



Исполнители проекта :

Дети, Воспитатель, Родители


Сроки:

  • Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

  • Овладение разными видами изобразительной деятельности.

  • Умение создавать художественный образ своего изделия.

  • Овладение приемами работы с разными инструментами.


Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБДОУ, города и семьи.

Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития.


Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап :

Цель: Формирование плана действий проекта (определение уровня сформированности мелкой моторики дошкольников; постановка проблемы, цели и задач, раскрытие актуальности; выработка приемов для формирования мелкой моторики).

Задачи:

  • Диагностирование развития мелкой моторики дошкольников

  • Анализ полученных результатов

  • Подбор средств и методов для активации проекта

  • Определение содержание и формы работы с участниками проекта.

План мероприятий подготовительного этапа


Мероприятие

Задачи

1.Изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.


2.Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей у детей

Методики:

Бачина О.В.,

Коробова Н.Ф.

практическое пособие для педагогов и родителей.






3. Анкетирование родителей














  • Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;

  • Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.

  • Определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;

Выявить компетентность родителей по данной теме

4.Постановка проблемы

Сформулировать актуальность проекта и раскрыть значимость проблемы

5.Определение методологического аппарата

Формулирование объекта, предмета, цели, задач


2. Основной этап.

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • создание предметно-развивающей среды в группе;

  • изготовление дидактических пособий;

  • подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного; материала для родителей;

  • проведение занятий;

  • практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;

  • совместная деятельность с родителями.


План мероприятий основного этапа


Мероприятия

Цель

Работа с педагогами

1.

Консультация «Игрушки для развития мелкой моторики»

Повысить уровень теоретических знаний педагогов

2.

Мастер – класс по рисованию пластилином «Ваза с цветами»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

3.

Мастер – класс Аппликация из салфеток «Весёлый клоун»

Организация работы с детьми и взрослыми (родителями) Выставки, конкурсы

4.

Выставка поделок «Осенние фантазии»

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук творческой деятельности детей и родителей.

5.

Выставка поделок «Подарок для Деда Мороза»

Работа с родителями

6.

Мастер-класс «Султанчики» для самомассажа.

Способствовать освоению технологии изготовления султанчики для самомассажа;

развитию познавательного интереса к нестандартному физкультурному оборудованию.


7.

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»












Повысить уровень теоретических знаний педагогов

8.

«Игры и задания по развитию мелкой моторики»

9.

Папка-передвижка «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»


10.

Папка-передвижка «Нетрадиционное рисование в детском саду»

11.

Папка-передвижка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей 3-4 лет

12.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев».


13.

Папка-передвижка «Нетрадиционная техника рисования»

14.

Консультация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей»

15.

Мастер-класс «Пальчиковый театр»

Организация работы с детьми

16.

Образовательная деятельность:

1.Изобразительная деятельность.

(лепка, рисование, аппликация).


2. ДОП «Цветные ладошки».

(лепка, декоративное рисование, аппликация с элементами рисования).



17.

Совместная деятельность:


1.Изодеятельность с использованием нетрадиционных форм:

  • Рисование пальчиками «Ягоды».

  • Лепка «Пластилиновые заплатка».

  • Рисование «Отпечатки листьев».

  • Рисование ватными палочками.

  • Аппликация из круп и пластилина в технике «вдавливание».

  • Рисование «Штампики из пластилина».

  • Салфеточная аппликация «Цветные комочки».

  • Рисование ладошками.

  • Рисование манкой «Белый медведь».

  • Печать из ниток « Коврик для котёнка»

  • Рисование пластилином «Букет цветов».

  • Рисование свечкой.


2.Пальчиковый театр по сказке«Теремок» , шагающий театр «Заюшкина избушка»

3. Самомассаж каучуковыми мячиками, «Весёлые султанчики»

4.Пальчиковая гимнастика

5.Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

18.

Самостоятельная деятельность:

1.Игра «Шнуровка»,

2.Игры с прищепками.

3. Мозаика.

4. Игры со счётными палочками.

5. Рисование по трафаретам, раскрашивание.

6. Игра с резинками

7. Скользящий лабиринт.

8. Мягкий конструктор

9. Игры с пуговицами.

10.Игры с ватными палочками.

11. Бусы.

12.Игры с пробками.

13.Игра «Застегни-расстегни».

14.Геометрическая мозаика.

15. Игры с помпонами.

16.Пирамидки.

17. Геометрический конструктор.



3.Заключительный этап:

  • анализ результатов проделанной работы;

  • подведение итогов реализации проекта;

  • диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Результативность:

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 16% воспитанников, 60% имели средний уровень, и 24%низкий. На конец: с высоким уровнем - 32%воспитанников, средний уровень у 56%детей, низкий – у 12%.

Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость,

исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания

Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной

деятельности.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд

других задач:

  • Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

  • Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

  • Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у

детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Вывод:

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Заключение:


Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


Информационные ресурсы:


http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru


Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова


1.‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

‬‬‬

3.‬Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

4.‬Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -