СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания как способ формирования патриотической компетенции учащихся».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект дал мне возможность более углубленно подойти к изучению некоторых тем по истории, развивая у учащихся интерес к предмету История.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания как способ формирования патриотической компетенции учащихся».»

Статью подготовила

учитель истории и обществознания

Девятова Т.А

ГБОУ СОШ с. Андросовка

Самарская область

Красноармейский район

пос. Куйбышевский


Педагогический проект на тему: «Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания как способ формирования патриотической компетенции учащихся».


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Свой предмет история преподаю на средней ступени образования. Это 5, 6, 7, 8 и 9 классы, где предмет является базовым. На изучение предмета учебным планом отводится 2 часа в неделю по истории и 1 час в неделю по обществознанию. Я столкнулась с рядом педагогических проблем, среди которых:

Первая проблема - особенности социума школы.

Обучающиеся нашей школы - это, большей частью, дети семей работников сельской местности. Встречаются неполные семьи, семьи среднего и ниже среднего достатка. У некоторых учащихся нет возможности иметь свой компьютер, свою небольшую домашнюю библиотеку, нет свободного доступа к сети Интернет.

Специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был

компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни.

Другими словами, за учебное время, определенное учебным планом на изучение предмета «История» и « Обществознание», мне необходимо решить важную задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

Вторая проблема – отсутствие общественной идеологии.

Следствием этого явилась ситуация духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями.

Под лозунгом беспристрастности исторические и обществоведческие исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца XX века. И в XXI веке учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач.

Третья проблема – в учебниках истории и обществознания не указаны дни воинской славы и государственные праздники.

Такие праздники во многих странах являются святыми днями, вокруг которых ведется патриотическая работа в школах. Я считаю, что историческое наследие страны – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться о его сохранении. Поэтому, организованная проектная деятельность школьников, призвана способствовать формированию патриотической компетенции на уроках истории и обществознания.

Четвертая проблема – в учебниках истории не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта.

И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л.Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они – истинные патриоты России, они любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по – разному. Я считаю, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Педагогический проект дал мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для формирования патриотической компетенции через развитие умений и навыков создания ученических проектов.

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки.

Основным путем решения проблем стало создание условий для формирования у обучающихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в:

а) формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение учебного предмета;

б) изучении истории страны через историю своей семьи;

в) применении на уроке достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в музее сельской библиотеки;

г)организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Программа, которую я использую в своей деятельности, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи. УМК отвечают моим требованиям, как учителя и соответствуют:

- стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения;

- современному уровню базовой науки;

-возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и

науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Для развития практических навыков учащихся мною организована работа совместно с обучающимися 5 – 9 классов по подготовке и проведении мероприятий, посвященных дням воинской славы и государственным праздникам.

Общим для всех разработок являются практическая направленность и социальная полезность деятельности участников проекта. Большую роль играет наличие Музея боевой славы в нашей библиотеке, куда учащиеся с удовольствием приходят во время работы над проектами и даже проводят экскурсии для младших школьников в знаменательные дни воинской славы.

Проектную деятельность организую на трех уровнях:

  • объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);

  • выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Таким образом, учащиеся работают лекторами, экскурсоводами на школьных праздниках, открытых мероприятиях, уроках. Такая работа является социально значимой, так как позволяет оценивать и публично представлять собственные образовательные достижения и результаты деятельности других участников образовательного процесса. В числе таких проектов необходимо назвать:

  1. «Портретная галерея полководцев 1812 года»;

  2. «Полководцы России в 13-18 вв.»;

  3. «Россия - Родина россиян»;

  4. «Я - гражданин России»;

  5. « 12 июня – День России»

  6. «Помним великий подвиг русского народа»

  7. «Достопримечательности Самары»;

  8. «Письмо солдату»;

  9. « Куйбышев – вторая столица 1941 года».

ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Целью проекта является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

  • формирования понимания Родины на различных этапах развития России;

  • формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

  • формирование умений навыков работы с различными источниками информации;

  • использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

  • приобретение опыта проектной деятельности.


Задачи проекта.

1. Усилить практическую линию курса истории и обществознания для 5 – 9 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект.

2. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.

3. Вовлечь максимальное количество обучающихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции, в том числе и в проектную деятельность.

Пути решения педагогической проблемы.

Основой формирования патриотической компетенции является урок. Определяю основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

  • Мыслительные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности.

  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

  • Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.

  • Поисковые: нахождение информации в справочниках, энциклопедиях, поиск и формулирование ключевых слов.

  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, предоставление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Например, на уроке « Отечественная война 1812 г.» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер.

Показываю мужество армий, шедших на соединение Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Учащимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.

В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.

Домашнее задание включат в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Полководец М.И.Кутузов – гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон», « Русские полководцы Отечественной войны 1812 года» и другие.

Основные этапы работы над программным проектом организую следующим образом:

  • Выбор темы проекта

  • Разработка проектного задания

  • Планирование работы

  • Подготовка материалов к исследовательской работе

  • Разработка проекта

  • Оформление результатов исследования, проектной документации

  • Презентация и защита проекта, рефлексия

В итоге обучающиеся знают, как выполнять структуру проекта, умеют анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения патриотической компетенции, работают в группах:

  • сотрудничают,

  • помогают,

  • договариваются друг с другом,

  • ведут дискуссии,

  • публично выступают,

  • слушают,

  • организуют совместную деятельность,

  • оформляют результаты работы,

  • анализируют полученные результаты,

  • делают правильные и обоснованные выводы,

  • защищают исследовательские работы перед аудиторией.

Данный проект в образовательном процессе реализую с 2010 года. В течение этого времени постепенно накапливаю материал, усложняю практическую работу с учащимися.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  2. Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений учебных успехов. // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баллас, 2008.

  3. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: методологический аспект. – Волгоград: «Издатель», 2001.

  4. Данилов А. А., Косулина Л. Г., История России 19 в. Учебник 8 кл.- М.: Просвещение, 2011.

  5. Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России 20 - начало 21 в. Учебник 9 кл.- М..: Просвещение, 2011.

  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России 20 в.».- М..: Просвещение, 2011.

  7. Методические рекомендации к учебнику «История Отечества 20 в.» / Е. Е.Вяземский О. Ю. Стрелова.- М..: Просвещение, 2009.

  8. Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев.- М.: Дрофа, 2008.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!