Тема проекта: «Мое Отечество – Донбасс»
Участники проекта: ученики, родители, учитель
Цель проекта:
Расширить знания о Донбассе как родном крае; формировать краеведческую культуру учащихся; воспитывать любовь к Родине; формирование моральных качеств, ответственного отношения к природе, желание лично помочь в решении проблемы, развивать познавательного интереса, исследовательской работы. Способствовать формированию и воспитанию чувства патриотизма;
Задачи:
Усиление патриотических качеств личности;
Расширение кругозора учащихся;
Повышение интереса к истории Отечества;
Развитие эмоциональной сферы;
Развитие памяти, речи учащихся;
Воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Срок реализации проекта:
2 месяца (сентябрь- октябрь)
Актуальность темы
Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, работа, чтобы решить все задачи патриотического воспитания, а так же личный пример учителя, его позиция.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине –месту, где человек родился, –родному дому, городу. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс нужно с детства –с изучения того самого, что доступно для детей: личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осмысление ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
-Обсуждение проекта в классе.
-Познавательные беседы о Родине: «С чего начинается Родина?», «Что мы Родиной зовем?».
-Слушание песен о Донбассе.
-Объединить учеников в три группы по интересам.
1 группа- Первые поселения на территории Донбасса
2 группа-От Юзовки до Донецка
3 группа- Выдающиеся личности Донбасса.
2.Основной этап
1.Разработка учителем тематических бесед .
-Беседа, посвященная Дню освобождения Донбасса.
-Посещение школьного музея.
- Виртуальная экскурсия по памятным местам твоего края.
- История моего родного города.
-По страницам истории Донбасса.
- Мои известные земляки.
- Герои моего края .
- Исторические памятники
2.Поисковая работа учащихся.
-Использование интернет –ресурсов.
-Посещение школьной библиотеки.
-Посещение краеведческого музея .
-Подбор иллюстративного материала.
3.Заключительный этап. Подведение итогов.
1.Защита проекта учащимися по группам (с использование ИКТ)
1 группа- Первые поселения на территории Донбасса
Прежде, чем стать гражданином страны, надо знать прошлое своего народа, его традиции, жить его жизнью и заботами. Изучить историю родного края, лучше узнать природу, культуру, население нам помогает краеведение.
А)Стоянки древних людей на территории Донбасса
Б)Тайны скифских курганов
В)Сарматы
Г)Хазарский каганат
Д)Половецкая степь
Е)Золотая Орда
2 группа- От Юзовки до Донецка
В 1869году, английский металлург Джон Юз начал строительство металлургического завода с рабочим посёлком. Этот посёлок стал называться в честь основателя завода Юзовкой или Юзово. Развивался завод, приходили новые рабочие, рос посёлок. В 1917 году посёлок получает статус города. С 1924 года городу дают новое название – Сталино. Своё название город носит до 1961 года. А в 1961 году город переименовывают в Донецк. Название города происходит от названия реки Северский Донец, которая протекает на севере Донецкой области. В 1932 году город становится областным. В настоящее время Донецк-это один из самых крупных промышленных городов ДНР
А)Юзовка
Б)Сталино
В)Донецк
3 группа- Выдающиеся личности Донбасса.
В Донецке живут и работают красивые люди, со своими радостями и проблемами — великие труженики и неисправимые мечтатели. Есть в донецких характерах особенная черта, которую нельзя не заметить. Это — стойкость, как у первоклассной стали, которая и не гнется, и не дает трещин. Только на донецкой земле смогли закалить свой характер и раскрыть всю мощь своего таланта известные во всем мире:
Анатолий Соловьяненко
Архип Куинджи
Иосиф Кобзон
Сергей Бубка (родился в 1963 г.)
Леонид Быков
Вадим Писарев (родился в 1965 г.)
Дмитрий Халаджи
Лилия Подкопаева (родилась в 1978г.)
Виталий Старухин (1949-2000)
Георгий Береговой (1921-1995)
2. Создание кейса «Мое Отечество –Донбасс».(Распечатанные проекты учащихся)
3.Создание диска (Использованные при защите проекта презентации, видеоролик о Донбассе)