Муниципальное образовательное учреждение – Лицей №2 Октябрьского района города Саратова
ПРОЕКТ
Мотивация обучающихся
к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО
в образовательном учреждении
Автор проекта: учитель физической культуры высшей квалификационной категории Матюхина Наталья Александровна |
2018
Содержание
1. | Обоснование необходимости проекта | 3 |
2. | Цели и задачи проекта | 4 |
3. | Участники проекта | 4 |
4. | Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей | 5 |
5. | Рабочий план реализации проекта | 7 |
6. | Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта | 10 |
7. | Оценка эффективности реализации проекта | 11 |
8. | Оценка рисков | 12 |
1. Обоснование необходимости проекта
Ведение гражданами здорового образа жизни – это залог здорового и полноценного существования общества. На современном этапе в качестве благоприятного условия решения задач оздоровления социума выступает Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО), который был введен в действие с 1 сентября 2014 года указом Президента России В. В. Путина №172 от 24 марта 2014 года.
При этом всем участникам процесса поэтапного внедрения Комплекса ГТО необходимо осознавать, что он (процесс) не подразумевает принудительную подгонку личности под какие-то усредненные, спущенные сверху нормативы, что противоречит идее свободы личности и гуманистическим приципам развития и воспитания человека. Главная цель внедрения Комплекса ГТО – обращение сознания людей, и в первую очередь – обучающихся, к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности, что подразумевает формирование ценностного отношения к подлинной красоте человеческого тела, физическому развитию и совершенству, осознание ценности физического и психологического здоровья и, как следствие, повышении качества жизни.
В связи с этим в настоящее время особенно актуальна проблема мотивации обучающихся к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО. Общество и школа не должны «заставлять» детей и подростков быть здоровыми и физически развитыми. Воспитательная работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование и поддержание у обучающихся мотивации - побуждения к действию, желания и стремления быть здоровым для того, чтобы удовлетворять свои интересы.
Мотивация – это очень мощный инструмент педагогического воздействия, так как в результате формирования ценностно-мотивационных установок желание быть здоровым и развитым физически становится частью личности обучающегося. Так, в качестве важного мотивационного фактора к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО у обучающихся является стремление к самоутверждению и позитивной оценки своей личности.
Данный проект призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:
недостаточный уровень мотивации всех участников образовательного процесса к физкультурно-спортивной деятельности, ведению здорового образа жизни, участию в мероприятиях ВФСК ГТО;
необходимость организация комплекса мер по созданию для обучающихся и учителей школы условий и стимулов, способствующих осознанному ведению здорового образа жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом, активному участию в спортивной жизни школы, района, города, области.
Таким образом, обучающийся, мотивируя себя на получение значка ГТО, решает одновременно множество задач: совершенствует свои физические качества, укрепляет свое здоровье, тем самым повышая свой уровень ЗОЖ.
2. Цели и задачи проекта
Цель: планирование и реализация мероприятий, направленных на повышение мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни и занятиям физической культурой, и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к подготовке и участию в сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Задачи:
изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации и самомотивации обучающихся к ЗОЖ и занятиям физической культурой;
изучить отношение обучающихся к ВФСК ГТО, а также - их готовность к сдаче норм ВФСК ГТО;
обосновать эффективность выбора средств, форм и методов по формированию положительной мотивации обучающихся к выполнению нормотивов ВФСК;
разработать план мероприятий, направленных на мотивацию обучающихся к подготовке и участию в сдаче нормативов ВФСК ГТО;
провести запланированные мероприятия и отследить их эффективность;
рассмотреть возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.
3. Участники проекта
В реализации проекта участвуют:
директор лицея и заместитель директора лицея по воспитательной работе для административного контроля реализации проекта (координация сил и средств для выполнения проекта);
учителя физической культуры и ОБЖ для организации и проведения информационной работы, спортивных соревнований и других мероприятий, а также – для приема нормативов комплекса «ГТО» (организация и проведение);
специалисты психологической службы лицея для оказания помощи в проведении социологического опроса, анкетирования, мониторинга результативности проекта;
участники волонтерского отряда «Олимпик» (8 – 9 кл.): разработка информационных материалов, организация и проведение различных мероприятий и пропагандистских акций по продвижению идей ВФСК ГТО стали учащиеся;
обучающиеся 7- 9 классов (4ступень);
классные руководители;
родители.
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Намеченные цели проекта будут достигаться путем решения поставленных задач.
Механизмы реализации проекта:
урочная и внеурочная деятельность с применением технологий дятельностного типа: технология оценивания учебных успехов, проектные технологии, информационные технологии;
исследовательская и проектная деятельность;
практические занятия;
совместная деятельность с родителями;
информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и пропагандистской работы с обучающимися, учителями и родителями;
работа по различным видам спортивно-оздоровительной и военно-прикладной деятельности;
проведение различных мероприятий, направленных на повышение привлекательности занятий физической культурой и спорта, а также здорового образа жизни;
проведение мониторинговых и диагностических процедур (в т.ч., групповая и индивидуальная самооценка, анкетирование родителей и учащихся, экспертная оценка коллег, тестирование учащихся, успешное участие в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях).
В целом, реализация проета будет осуществляться по следующим направлениям:
ресурсное обеспечение: подбор кадрового ресурса для обеспечения реализации проекта, проведение проблемно-практических методических мероприятий в разнообразных активных формах, материально – техническое обеспечение реализации проекта;
программно-методическое, технологическое и организационное обеспечение: организация мероприятий, направленных на разработку программно – методического материала по вопросам формированию мотивации и самомотивации обучающихся к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО; проведение мероприятий, способствующих увеличению количества педагогов, разрабатывающих и использующих в работе модули спортивно – оздоровительного и военно – прикладного направления;
информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и пропагандистской работы с обучающимися, учителями и родителями: мероприятия по организации системной работы по обеспечению присутствия информации на официальном сайте лицея; размещение в кабинетах и холлах баннеров, афиш по проведению спортивных мероприятий или церемоний награждения знаками ГТО; издание буклетов рекламного характера; публикация фоторепортажей в лицейской газете и других СМИ; создание видеофильмов, презентаций; проведение творческих конкурсов, научно-практических конференции, организация музейных экспозиций и др.;
проведение мониторинговых и диагностических процедур: это перечень процедур, осуществляющих выявление видов спортивной деятельности, являющихся наиболее востребованными, уровень развитости материально-технической базы, уровень физической подготовленности обучающихся, отношение обучающихся к ВФСК ГТО, их готовность к сдаче норм ВФСК ГТО и др.;
организации и проведения мероприятий спортивной и военно-патриотической направленности предполагает работу по различным видам спортивно-оздоровительной и военно-прикладной деятельности, востребованной участниками образовательного процесса, мероприятий, содействующих повышению привлекательности физической культуры, спорта и здорового образа жизни: спортивные турниры, праздники, волонтерское движение, туристические походы, спартакиада допризывной молодежи, военно-спортивная игра «Зарница»; конкурсы стихов, песен, агитбригад о ГТО; мастер-классы с чемпионами; конкурс на лучшего юного спортивного журналиста; интеллектуальная игра «ГТО. Перезагрузка!»; спортивные праздники с участием родителей (начальная школа - «Мама, папа, я – готовы к сдаче ГТО», средняя школа – «Делай, как МЫ, делай лучше НАС!» (помимо сдачи нормативов ГТО дети и родители готовят друг для друга спортивные задания и выполняют), старшая школа – «Спорт поколений» (соревнования между командами родителей и детей по волейболу, баскетболу, пионерболу и т.д.), проведение «Спортивных суббот» с участием родителей и т.п.
5. Рабочий план реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Ресурсное обеспечение |
1 | Создание рабочей группы проекта по мотивации обучающихся к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО | май 2017 г. | Директор |
2 | Мониторинг материально – технической базы для реализации проекта | май - июнь 2017 г. | Зам дир.по ВР, руководитель РГ |
3 | Проведение проблемных семинаров по вопросам мотивации и самомотивации обучающихся к ЗОЖ и занятиям физической культурой | 2017/18 уч. год | Зам дире. по ВР, руководитель РГ |
4 | Проведение тренингов, мастер-классов для классных руководителей и педагогов дополнительного образования по организации игровых программ, массовых праздников спортивной и военно-патриотической направленности, направленных на повышение мотивации и самомотивации обучающихся к ЗОЖ и занятиям физической культурой | 2017/18 уч. год | Зам дир. по ВР, руководитель РГ |
5 | Формирование системы стимулов для участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО | ноябрь – декабрь 2017 | РГ |
Программно-методическое, технологическое и организационное обеспечение |
1 | Проектирование плана воспитательной работы ОУ | май – август 2017 г. | Зам. директора по ВР |
2 | Внесение изменений в программы дополнительного образования, программы внеурочной деятельности спортивной и военно-патриотической направленности с целью повышения мотивации и самомотивации обучающихся к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО | август 2017 г. | Учителя и педагоги доп. образования |
3 | Проведение ярморок педагогических идей по вопросам мотивации и самомотивации обучающихся к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО | Сентябрь - октябрь 2017 г. | Зам дир.по ВР, руководитель РГ |
Информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и пропагандистской работы |
1 | Создание на официальном сайте ОУ специального раздела/вкладки «Движение ГТО» для освещения новостей, анонса событий, результатов соревнований, фото-отчетов, видеороликов, а также предусматривающего элементы социальной сети, чаты, форумы, опросы и пр., | сентябрь 2017 г. | Администратор школьного сайта |
2 | Информирование участников образовательного процесса о реализации проекта | в течение года | РГ |
3 | Организация классных спортивных уголков «Займись спортом – будь первым!», «Навстречу комплексу ГТО», проведение конкурса-смотр классных уголков | сентябрь-октябрь 2017 г. | |
4 | Организация системной работы по обеспечению присутствия информации о проекте в школьной газете и других СМИ (о планах работы, готовящихся мероприятиях, отчетах и т.п.) | постоянно | РГ, волонтерский отряд «Олимпик» |
5 | Организация и проведение специальных рекламных акций, церемоний награждения, вручения грамот и призов, школьных праздников, посвященных значимым для образовательной организации спортивным событиям – победам на соревнованиях, присуждения наград членам сборной команды и т.д. | по итогам соревнований | Зам по директора ВР, руководитель РГ, Совет школы. |
Проведение мониторинговых и диагностических процедур |
1 | Мониторинг физической подготовки обучающихся, анализ полученных данных, коррекция при необходимости нормативов и методов тестирования | согласно плану | РГ, МО учителей физической культуры и ОБЖ |
2. | Проведение анкетирования обучающихся на вопрос отношения к ВФСК ГТО, их готовности к сдаче норм ВФСК ГТО | сентябрь май | РГ, психологическая служба лицея |
3 | Организация процесса регулярного проведения тестирования обучающихся в рамках уроков физкультуры | согласно рабочей программе | Учителя физической культуры |
5 | Организация мониторинга и выявление по итогам голосования обучающимися видов спорта, наиболее популярных и востребованных в образовательных учреждениях | сентябрь май | РГ, МО учителей физической культуры, волонтёрский отряд «Олимпик» |
6 | Мониторинг уровня удовлетворенности организацией спортивно-оздоровительной работы в школе | май | Зам. директора по ВР |
Организация и проведение мероприятий спортивной и военно – патриотической направленности |
1 | Организация работы секций по различным видам спорта под руководством учителей физической культуры, профессиональных тренеров и инструкторов | по графику | Зам. директора по ВР |
2 | Проведение тренировок согласно утвержденным планам, графикам, методическим рекомендациям | по графику | Учителя физкультуры и ОБЖ |
3 | Проведение специальных мероприятий выходного дня для всех участников образовательного процесса | 1 раз в полгода | Зам. директора по ВР |
4 | Организация и проведение школьной круглогодичной спартакиады | в течение года | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, ОБЖ |
5 | Организация спортивных турниров, викторин, круглых столов, дискуссий, интеллектуальной игры «ГТО. Перезагрузка!», конкурсов стихов, песен, агитбригад о ГТО, классных часов, мастер-классов с чемпионами, конкурса на лучшего юного спортивного журналиста и др. | в течение года | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, ОБЖ |
6 | Организация волонтерских движений, туристических походов и др. | в течение года | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, ОБЖ |
7 | Организация непрерывного тренировочного процесса и подготовки обучающихся к предстоящим соревнованиям | регулярно | Учителя физкультуры |
8 | Проведение лекций, семинаров, круглых столов, выставок для учащихся, их родителей, педагогов на тему здорового и спортивного питания, восстановления организма после нагрузок и т.д. | в течение года | Зам директора по ВР, медицинский работник |
9 | Проведение соревнований и спартакиад по комплексу ГТО | в течение года | Руководитель РГ, учителя физической культуры и ОБЖ |
10 | Участие в спартакиаде допризывной молодежи, военно-спортивная игра «Зарница», в конкурсной деятельности районного, городского, областного, Всероссийского и международного уровней (напр. Фестивали ГТО, теоретические дистанционные Олимпиады «Мир спорта» и др.) | согласно плану | Зам дир. по ВР, Руководитель РГ, учителя физической культуры и ОБЖ |
11 | Организация проектной и исследовательской деятельности среди учащихся в рамках проекта: - исследовательская деятельность по выявлению спортивных семей, в арсенале которых имеются значки ГТО с целью проведения тематических мероприятий для детей и взрослых; - защита проектов-презентаций «Азбука спорта», «Происхождение спортивных терминов», «Физическая культура в межпредметных связях», «Спорт и Интеллект» и т.д. | в течение года | Руководитель РГ, учителя физической культуры и ОБЖ |
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Управленческие:
создание условий для подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО;
стимулирование участников образовательного процесса к ведению ЗОЖ и регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательной организации, успешному прохождению тестирования по комплексу ВФСК ГТО;
повышение профессиональной компетентности педагогов;
рост профессионального мастерства учителей физической культуры и ОБЖ, педагогов дополнительного образования;
информированность всех участников образовательного процесса об эффективности внедрения проекта;
реализация ФГОС, достижение метапредметных результатов.
Образовательные:
повышение процента охвата всех участников образовательного процесса программами дополнительного образования и внеурочной деятельностью;
разработка методических рекомендаций для учителей физической культуры и ОБЖ, классных руководителей по повышению мотивации к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО;
разработка программ внеурочной деятельности, кружков, спортивных секций;
увеличение числа обучающихся в непрерывный тренировочный процесс и соревновательную деятельность;
повышение мотивации обучающихся к ведедение ЗОЖ, к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.
Образовательные:
формирование у обучающихся ценностного ответственного отношения к своему здоровью;
повышение уровня мотивации к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО;
повышение уровня общефизического развития участников образовательных отношений.
Социальные:
Снижение уровня заболеваемости детей;
снижение уровня заболеваемости педагогов;
улучшение эмоционального состояния обучающихся, родителей, учителей;
развитие спортивно-оздоровительной среды ОУ;
удовлетворенность всех участников образовательных отношений функционированием инфраструктуры спортивно – оздоровительной среды школы.
7. Оценка эффективности реализации проекта
Критериями эффективности реализации проекта являются:
Подобраны средства, формы и методы по формированию положительной мотивации обучающихся к выполнению нормативов ВФСК;
Разработаны методические рекомендаций по эффективным способам и формам мотивации обучающихся к ведению ЗОЖ и выполнению нормативов ВФСК;
Разработана система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательной организации, успешной сдаче ВФСК ГТО;
Реализация запланированных мероприятий, направленных на мотивацию обучающихся к ЗОЖ, к подготовке и участию в сдаче нормативов ВФСК ГТО;
Увеличение числа обучающихся, посещающих спортивные секции;
Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в соревнованиях спортивной и военно-спортивной направленности различных уровней;
Повышение результативности участия в спортивных и военно-спортивных соревнованиях;
Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в творческих конкурсах, а также в рекламных, пропагандистских акциях по продвижению идей ЗОЖ и ВФСК ГТО;
Увеличение числа обучающихся, демонстрирующих ответственное отношение к своему здоровью, заинтересованное отношение к ведению ЗОЖ и к ВФСК ГТО, готовность к сдаче норм ВФСК ГТО (по результатам анкетирования);
Развитие спортивного волонтерского движения;
Снижение уровня заболеваемости обучающихся;
Повышение процента удовлетворенности всех участников образовательного процесса уровнем и качеством проводимой спортивной, спортивно- оздоровительной и военно-спртивной работы (по результатам анкетирования).
8. Оценка рисков
Группы рисков | Виды рисков | Отрицательное влияние | Меры по снижению риска |
Финансово-экономические | Отсутствие дополнительного финансирования | Отсутствие механизма оплаты педагогическим работникам и обслуживающего персонала за качественную работу по повышению мотивации обучающихся к ЗОЖ и реализации ВФСК ГТО | Корректировка положения о фонде оплаты труда в части стимулирования труда работников и привлечения дополнительных внебюджетных средств |
Социально-педагогические | Отсутствие достаточного количества подготовленных педагогических кадров | Невозможность достижения требуемых результатов | Прохождение курсов повышения квалификации, проведение методических семинаров, участие в педагогических конференциях, форумах, фестивалях |
Социально-психологические | Низкий уровень мотивации педагогов, обучающихся, родителей при реализации проекта | Ухудшение качества выполнения предусмотренных проектом задач | Информационно-просветительская работа на общешкольных и классных собраниях, конференциях, круглых столах и т.д. Разработка механизма поощрения педагогов, учащихся и родителей Освещение в средствах массовой информации и сайте школы |
Технико-технологические | Недостаточное количество спортивного инвентаря, учебно-наглядного оборудования, повышенная нагрузка на спортивные сооружения | Недостаточная материальная база | Участие в конкурсах, поиск внебюджетных средств, привлечени спонсоров |