В настоящее время главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Большую роль в приобщении школьников к культуре родного края играла и играет художественная литература. Она открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Произведения поэтов и писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Южный Урал гордится своими писателями и поэтами. Нашей литературе для детей и подростков полтора столетия. Книги Южно-Уральских авторов известны не только на Урале, но и во всей стране. Однако на практике мы видим, что в школе уделяется недостаточно внимания творчеству уральских писателей. Дети затрудняются назвать писателей и произведения нашего края. Работа по приобщению школьников к культуре родного края через ознакомление с произведениями писателей Южного Урала проводится, но она не носит систематический характер. В нашем городе Магнитогорске есть свои известные, талантливые поэты, такие как В.Машковцев, Р. Дышаленкова, Б.Ручьев и др. Через изучение жизни и творчества писателей, поэтов своего города можно привить любовь к чтению. В сегодняшний век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к нему интерес. Наблюдения за деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе показывают, что последствия тотального наступления информационных технологий становятся очевидными: 1. Отставание в развитии речи. Речь учащихся бедна и примитивна, из 13 школьников только 6 могут ярко, доступно, связно рассказать о каком-либо явлении, пересказать прочитанный текст, не нарушая последовательности событий, развернуто ответить на вопрос учителя и одноклассников. 2. Трудности при восприятии информации на слух. Многие дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, из-за этого возникают трудности в общении, выстраивании отношений со сверстниками, в обучении (сложность при написании диктантов). 3. Резкое снижение фантазии и творческой активности учащихся. Школьники теряют способность и желание читать, учить уроки, многие не любят рисовать, конструировать из бумаги и пластилина (если рисуют, то в основном простые по структуре предметы: дом, дерево, солнце; редко используют краски, предпочитают работать по шаблонам). 4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Учащиеся часто вступают в конфликты, бьют друг друга, высмеивают недостатки, неудачи одноклассников. Исследования ученых по проблемам снижения читательской активности школьников показывают: чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Но это не значит, что стоит полностью исключить компьютер из жизни и воспитания детей. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не главным воспитателем. Идея проекта заключается в том, чтобы организовать взаимодействие учащихся и родителей, приобщить детей к чтению через изучение творчества поэтов Южного Урала, в частности, магнитогорского поэта Б.Ручьева. |