СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство развития творческих способностей»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический  проект «Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство развития творческих способностей»

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство развития творческих способностей»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сабинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»








Педагогический проект :

«Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»









Разработчик:

Габдрахимов Марат Наилович,

учитель-дефектолог.


Срок реализации проекта: 2022 – 2023г





2022г.


Содержание

1.Введение

Актуальность проекта….…………………………………………………..5

Цель и задач проекта……...…………………………………………….....6-7

Участники и их роль в реализации проекта…………………………........13

2.Основная часть

Ресурсы проекта……………………………………………………………7

План  реализации проекта…………………………………………………10-13

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………14

3.Заключение

Перспектива дальнейшего развития проекта……………………….........15

4. Список литературы……………………………………………………16-17













1.Введение .



«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

В. А. Сухомлинский



Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с ОВЗ, реализацию их потенциальных возможностей. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением детей с ОВЗ и работой с ними. В эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья является крайне необходимой. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с ОВЗ, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач школы-интерната. Дополнительное образование в системе государственного образования является особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой и для работы с детьми, в которых заложены особые способности, средой, обеспечивающей непрерывность процесса педагогической поддержки.

Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.

Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Одним из главных достоинства применения нетрадиционных техник считаю то, что результат изобразительной деятельности ребенка не может быть плохим, вне зависимости от его творческих способностей. Ведь работа каждого ребенка получается яркой, индивидуальной и неповторимой, что вызывает у детей чувство радости, гордости, уверенности в своих силах и дальнейшего желания творить.

Актуальность проекта:

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Социальная значимость проекта:

Проект способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих и изобразительных способностей.

Цель проекта: Формирование системы работы способствующей развитию детей с ОВЗ, через создание условий для выявления, поддержки и развития учащихся, их самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи проекта

1.Провести диагностические исследования на предмет выявления творческого потенциала учащихся их интересов и способностей.

2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала учащихся на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

3. Использование «Портфолио совместной деятельности педагога и учащегося», как формы оценочной деятельности совместного труда, а так же системы мер морального стимулирования и мотивации.

4. Организация мероприятий, способствующих повышению социального статуса детей с ОВЗ и способных детей;

5. Разработка и внедрение новых эффективных способов взаимодействия, сотрудничества всех участников образовательного процесса для развития детей с ОВЗ и способных учащихся;

6. Расширить возможность для участия детей с ОВЗ в конференциях, конкурсах, творческих и исследовательских проектах;

7. Совершенствование своего профессионального мастерства через систему курсов повышения квалификации и аттестации.

Гипотеза: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.

2. Основная часть

Реализация педагогического проекта

  1. Информационно-аналитический

  2. Организационно-исполнительский

  3. Обобщающий

Критерии эффективности проекта:

- рост и развитие творческих способностей детей;

- увеличение работ, выполняемых детьми посредством применения нетрадиционных техник рисования;

- удовлетворенность родителей возможностью развития творческих способностей детей;

- уровень мотивации учащихся к предмету ИЗО;

- уровень самоопределения детей в видах и формах творческой деятельности.

Этапы проекта:

№ п/п

Этапы проекта

Содержание

Сроки реализации

1.

Подготовительный

(организационно-

прогностический)











- изучение и подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме

- составление перспективного плана

-подбор наглядного и дидактического материала

-прогнозирование ожидаемых результатов проекта

Сентябрь-

ноябрь





2.

Основной














-реализация проекта в учебно-воспитательном процессе

-промежуточная диагностика результатов внедрения проекта

- создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей достижение цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками

-разработка конспектов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов

Декабрь-

февраль

3.

Заключительный














- выставка работ, выполненных детьми на базе школы

- участие воспитанников в творческих конкурсах различных уровней

- умение применять освоенные техники изобразительной деятельности

- анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта, в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей

Март –

май





План реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

Сентябрь-

ноябрь

Игра «Путешествие в страну «Рисовандию».

Определить место хранения необычных инструментов

Разработка содержания проекта «Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Анкетирование родителей на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.


Основной этап


Декабрь








1 неделя

Образовательная

деятельность «Компоты и варенье»

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – печатание фруктами (оттиск). Обобщить знания о фруктах и ягодах.

2 неделя

Образовательная

деятельность
« Ветка рябины»

Закреплять технику рисования – рисуем пальчиком.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать в детях любовь к природе

3 неделя

Памятка для родителей:

«Наши руки не для скуки»

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности.

4 неделя

Индивидуальная форма работы «Осенний букет».



Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу.

Январь

1 неделя

Образовательная деятельность «Бабочки».

Познакомить детей с техникой монотипия. Развивать образное мышление, аккуратность. Развивать мелкую моторику.

2 неделя

Консультация для родителей:

«Значение рисования в жизни ребенка»

Продолжать знакомить родителей  с основами  рисования в нетрадиционной технике

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей (коллективная работа)

«Волшебный лес».

Освоение техники печатания растениями. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования».

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности и использование нетрадиционных техник рисования

Февраль

1 неделя

«Плюшевые

игрушки»

Познакомить с новым способом нетрадиционной техники рисования с помощью поролоновой губки. Продолжать учить детей закрашивать контур рисунка «тычками». Закреплять части тела, цвета: оранжевый, коричневый, белый.

2 неделя

Индивидуальная форма работы  «Волшебница зима».


Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг. Учить новым способам получения изображений. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение технике рисования набрызг.

3 неделя

Памятка для родителей

«Стоит ли учить

детей рисованию?»

Продолжать знакомить родителей  с основами изобразительной деятельности.

4 неделя

Оформление художественной выставки

«Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»; побуждать детей принимать активное участие и
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.

Завершающий этап

Март

1 неделя

«Ветка мимозы»

Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм). Развивать мелкую моторику.

2 неделя

«Космические

дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг, техники коллаж . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызвать эмоциональное отношение к образу.

3 неделя

Индивидуальная форма работы «Желтые

одуванчики».

Уметь использовать разный материал для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

«Волшебный

дождик»

Познакомить детей способом рисования: восковые мелки + акварель (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист краской, чтобы увидеть волшебные капли. Воспитывать у детей художественный вкус.

Апрель

1 неделя

« Белая черемуха»

Продолжать закреплять знакомые детям техники рисования - рисование ватными палочками и пальчиками. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2 неделя

«Ранняя весна»






Закреплять навык складывать лист пополам: на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере путем складывания. Половину листа протирать влажной губкой.

3 неделя

Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье»


4 неделя

«Грачи прилетели»

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали


май

Оформление выставки

«Рисование без кисточки».

Продолжать знакомить детей с

понятием «выставка» и её значением

Совместное открытое занятие

Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Презентация для педагогов

«Я - художник»

Обобщение результатов работы над данным проектом


Ожидаемые результаты:

Личностные:

В результате реализации педагогического проекта мы воспитаем личность способную самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, способную к самореализации и самообразованию, личность готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ, с учетом сложившихся интересов и возможностей.

Педагогические

  1. В результате реализации проекта произойдет обобщение опыта работы на разных уровнях.

  2. По материалам педагогического проекта будет оформлен альбом с работами учащихся.

  3. Будут созданы условия для творческого самовыражения.

  4. Учащиеся вовлеченные в педагогический проект будут ознакомлены с традициями народного декоративно-прикладного творчества.

Трудности при применении  нетрадиционных техник рисования могут заключаться:

- в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- в применении методов и приемов работы с детьми с ОВЗ, исходя из их индивидуальных особенностей;

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

3.Заключение

Я думаю, моя гипотеза утверждена. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Эта деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.

По предварительным результатам своей работы я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют к ним большой интерес. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Ребята с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, а те в свою очередь и сами с удовольствием посещают наши занятия и рисуют вместе с нами!

  1. Список использованной литературы Литература

  1. Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009 г.

  2. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности» - М, Издательство «Мозаика – Синтез», 2008г.

  3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М,

  4. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007г.

  5. Марецкая Н.И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.

  6. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования» - СПб, Издательство КАРО, 2007.

  7. Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, № 3,4,5.

  8. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» - СПб, Издательство КАРО, 2007.

  9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.

  10.  Фукалова Н.Н. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания» // Раздел с дошкольниками, 2009г.

  11.  Хархан Г.В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» // Логопед, 2004, № 5.

  12.  Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

  13.  Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

  14. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011Акуненок

  15.  Г.Н.Давыдова ,Нетрадиционные техники рисования, wall-127722071_5945

  16.  http://mmam/ru.



12