Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска Тамбовской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ НАУКОГРАДА
АВТОР: ШЕЛКОВНИКОВА СВЕТЛАНА
ВАЛЕРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД
Аннотация проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. В контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из пяти приоритетов выделена работа с одарёнными детьми. Таким образом, тема проекта очень актуальна и востребована в наши дни. В общеобразовательных учреждениях г. Мичуринска созданы достаточные условия, благодаря которым педагоги имеют возможность вести успешную работу, направленную на своевременное выявление талантливых детей и совершенствование их способностей. Как известно, наш город Мичуринск - Наукоград нуждается в будущих грамотных специалистах, которые сегодня проходят обучение за ученической партой. Сегодняшние одарённые дети завтра составят интеллектуально-творческую базу развития Наукограда. Таким образом, и школа, и наш город, и современное общество заинтересованы в успешной реализации намеченного проекта.
Данный педагогический проект долговременный, рассчитан на пять лет осуществления и состоит из четырёх этапов:
1)диагностический (2013-2014 учебный год). На этом этапе осуществляется работа по выявлению одарённых детей, проводится их психолого-педагогическая диагностика, создаётся банк данных одарённых детей школы;
2) аналитический (2014-2015 учебный год). На этом этапе осуществляется выявление форм и методов организации работы с одарёнными детьми с учётом трёх ступеней обучения, осуществляется формирование их ключевых компетенций.
3) организационно – деятельностный (2015-2017 учебный год). Именно на этом этапе осуществляется целенаправленная работа с одарёнными детьми, планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества. Разрабатывается и осуществляется система предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени обучения (9-11кл.). Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
4) завершающий (2017-2018 учебный год) – подведение итогов осуществления проекта, мониторинги исследования.
Ожидаемые результаты осуществления проекта следующие: создание системы работы с одарёнными детьми, увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью, увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми, расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся, создание условий по педагогической поддержке одарённых детей, разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одарёнными детьми, организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одаренных детей, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, увеличение количества учащихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества «Поиск», принимающих результативное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, сформированность у выпускников ключевых компетенций, распространение и обобщение опыта работы по проекту.
Работа над осуществлением педагогического проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» должна осуществляться в сотрудничестве с различными общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями г. Мичуринска. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении, что позволит достичь хороших результатов в развитии компетентной личности выпускника школы, способной найти себя в современном обществе.
Актуальность проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» – тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа.
В контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из пяти приоритетов выделена работа с одарёнными детьми. Буквально это звучит так: «Разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности». Работа по основным принципам программы «Наша новая школа» позволяет:
расширить горизонты участия обучающихся и педагогов в различных конкурсах научно-творческого характера
выявлять одарённых детей, имеющих способности естественно-математического и гуманитарного уровня
качественно подготовить потенциальных специалистов, конкурентноспособных в современном обществе
повысить методико-педагогическое мастерство учителя, необходимое для работы с одарёнными детьми
Таким образом, тема нашего проекта очень актуальна и востребована в наши дни. В общеобразовательных учреждениях г. Мичуринска созданы достаточные условия, благодаря которым педагоги имеют возможность вести успешную работу, направленную на своевременное выявление талантливых детей и совершенствование их способностей. Как известно, наш город Мичуринск - Наукоград нуждается в будущих грамотных специалистах, которые сегодня проходят обучение за ученической партой. Сегодняшние одарённые дети завтра составят интеллектуально-творческую базу развития Наукограда. Таким образом, и школа, и наш город и современное общество заинтересованы в успешной реализации намеченного проекта.
В условиях демографического кризиса, социально-экономической нестабильности общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку поиск и развитие одаренных детей требует специальных методик.
Другим недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое время для всех учащихся на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые методики ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. А так же слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов, влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе. Это и низкая учебная мотивация одарённых школьников, и учение ниже своих способностей, пассивность учащихся и результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей, ослабленность научно-методической поддержки педагогов в работе с данной категорией учащихся.
Педагоги понимают, как нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
Данный проект предусматривает решение обозначенных проблем через создание системы работы с одарёнными детьми, объединение усилий различных социальных институтов (детские школы искусств, спортивные школы, высшие учебные заведения) по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей.
Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одарённых детей. И теперь от вопросов: «Чему учить?» и «Как учить?» мы переходим к поиску ответа: «Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребенка?»
Цели и задачи проекта
«Гений падает с неба…» – это цитата Дидро. Но у нее есть продолжение «… и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». Так вот каковы условия этого дворца, как правильно создать их – это и есть задача данного проекта.
Стратегическая цель проекта – создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей с целью формирования компетентной личности, способной к самоопределению в обществе.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – создание инновационного образовательного пространства школы для реализации индивидуальной образовательной стратегии одарённых детей.
Развивающая цель – развитие способностей одарённых детей к включению в значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности.
Задачи проекта:
конструирование индивидуальной траектории обучения, развития и профессионального самоопределения личности школьника в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения;
создание благоприятных условий для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей;
развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков, развитие интуиции и ускорение процесса перехода от обучения к самообучению – наивысшей ступени образовательного процесса;
отбор наиболее смекалистых, изобретательных, одарённых учеников, правильно и логически мыслящих и обладающих высоким уровнем системного мышления, умеющих находить оптимальные и верные решения, способных к индивидуальному соревнованию;
профессиональная ориентация участников различных конкурсов и олимпиад и развитие интереса к своей будущей профессии;
пропаганда необходимости получения качественных знаний для реализации личностных планов и потребностей общества в высококвалифицированных специалистах, конкурентноспособных на рынке труда;
организация поддержки и социальной защиты одарённых детей;
организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одарённых детей.
Этапы осуществления проекта
«Одарённые дети – будущее Наукограда»
Данный педагогический проект долговременный, рассчитан на пять лет осуществления и состоит из четырёх этапов.
I этап – диагностический (2013-2014 учебный год)
На этом этапе осуществляется работа по выявлению одарённых детей, проводится их психолого-педагогическая диагностика.
При выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Для этого используются следующие методы:
наблюдение за деятельностью обучающихся на уроке;
тестирование;
анкетирование;
результативность участия в классных, а затем школьных олимпиадах и конкурсах;
успешность участия в викторинах знатоков в различных предметных областях.
Результатом работы на этом этапе является создание банка данных одарённых детей школы.
II этап – аналитический (2014-2015 учебный год)
На этом этапе осуществляется выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми с учётом трёх ступеней обучения.
1 ступень (1-4-й класс) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
2 ступень (5-8-й класс) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы:
3 ступень (9-11-й класс) – старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация системы образования с формирования системы ЗУН к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного пространства.
Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:
выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
формирование ключевых компетенций старшеклассников.
Методы формирования информационной компетенции:
работа с различными источниками информации;
использование метода проектов;
использование ресурсов сети Интернет.
Методы формирования социальной компетенции:
использование деятельностного подхода в обучении через проведение уроков – практикумов, деловых игр, семинаров, конференций;
участие в социально-значимых проектах (День открытых дверей, День пожилого человека, День матери);
профориентационная деятельность.
Методы формирования коммуникативной компетенции:
Методы формирования учебно-познавательной компетенции:
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:
осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
общий вывод, в котором выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований
Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.
Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, презентация и т.д. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно - ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Результатом этого этапа является разработанная система работы с одарёнными детьми на разных ступенях обучения (1-11 класс)
III этап - организационно – деятельностный (2015-2017 учебный год)
Именно на этом этапе осуществляется целенаправленная работа с одарёнными детьми, планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Направления в работе с одарёнными детьми в рамках осуществления проекта
Организации предпрофильного обучения учеников 9-х классов через разработку элективных курсов, направленных на осознанный выбор профиля обучения в 10 классе
Организация профильных классов (10-11-х) Обучение в профильных группах по особой программе при увеличенном объёме часов даёт положительные результаты на выпускных экзаменах, в том числе в форме ЕГЭ, а также способствует определению обучающимися дальнейшего выбора высшего учебного заведения соответствующего профиля.
Предлагаемые профили обучения в МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска:
физико-математический (углублённое изучение математики, физики, информатики)
социально-гуманитарный (углублённое изучение истории, обществознания, экономики, права, русского языка и литературы)
Что знает | Что требует повторения | Что требует дополнительной самостоятельной подготовки | Что требует консультации учителя |
| | | |
Выполнение отдельных городских и областных олимпиадных заданий со сравнением полученных результатов с результатами победителей и призеров этих олимпиад в прошлые годы (какое место занял бы я на этих олимпиадах?).
Одарённые ребята 9 – 11 классов помогают в проведении школьных олимпиад, проверке и разборе решений олимпиадных заданий, самостоятельно составляют олимпиадные задания для младших школьников, проводят с учениками младших классов отдельные групповые и индивидуальные занятия, передавая свои знания и опыт будущим олимпийцам.
Результат этого этапа – повышение качества знаний в классах, работающих по программе, увеличение количества участников и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, увеличение количества обучающихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества.
IV этап – завершающий (2017-2018 учебный год)
Показатели и индикаторы результативности работы над проектом
В ходе выполнения проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
будут проводиться исследования в три этапа (начало, середина, окончание) по следующим направлениям:
Психологические исследования (проводит школьный психолог):
изучение мотивации одарённых учащихся;
изучение самооценки учащихся;
исследование уровня развития учебной деятельности учащихся;
исследование развитости ученика (показатель умственного развития);
изучение характера общения учащихся (социальный статус в коллективе);
исследование уровня отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
исследование индивидуальных особенностей обучающихся;
изучение качеств личности воспитанников, определение уровня воспитанности.
Внутришкольный контроль:
изучение качества знаний школьников;
изучение результативности сдачи ЕГЭ;
мониторинг конкурсной активности учащихся школы.
Календарный план реализации проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
Направление деятельности | Сроки реализации | Планируемый результат |
Психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на выявление одарённых детей | В течение 2013-2014 учебного года | Создание банка одарённых детей |
Огранизация школы для родителей одарённых детей | В течение 2013-2014 учебного года | Оказание помощи родителям в воспитании и развитии одарённого ребёнка через систему практикумов и лекций |
Участие в школьных олимпиадах | В течение 2013-2014 учебного года | Формирование команды школы для участия в муниципальных олимпиадах |
Участие в школьных предметных неделях | В течение 2013-2014 учебного года | Максимальный охват учащихся, развитие интереса к различным учебным предметам |
Вступление учащихся 9-х классов в школьное научное общество | В течение 2013-2014 учебного года | Привлечение обучающихся к работе в ШНО |
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников в рамках ШНО | В течение 2013-2014 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Проведение семинара «Как правильно оформить научно-исследовательскую работу, составить отчёт по опытно-экспериментальной разработке» | В течение 2013-2014 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Проведение семинара «Как сделать презентацию проекта» | В течение 2013-2014 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Участие в школьной научно-практической конференции | В течение 2013-2014 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Мониторинг успешности одарённых детей по итогам 2013-2014 учебного года | Май ежегодно | Оценка успешности одарённых детей, корректировка проекта |
Психологические исследования промежуточных итогов работы по осуществлению проекта | В течение года ежегодно | Оценка успешности реализации проекта, возможная корректировка |
Изучение качества знаний, итогов сдачи ЕГЭ в 11-х классах и ОГЭ в 9 классах по различным предметам | Июнь Ежегодно | Оценка успешности реализации проекта, возможная корректировка |
Участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Ежегодно | Организация индивидуальной работы с особо одарёнными учащимися для выхода на призовые места в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
Участие в городском конкурсе исследовательских работ «Отечество» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на городском уровне |
Участие в региональной научно-практической конференции «Путь в науку» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на региональном уровне |
Участие в региональной научно-практической конференции «Грани творчества» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на региональном уровне |
Участие в играх регионального клуба интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» | 2014-2017 учебный год | Привлечение одарённых учащихся к участию в интеллектуальных играх |
Участие в межрегиональном фестивале одарённых детей «Новая цивилизация» | 2014-2017 учебный год | Привлечение одарённых учащихся к участию в интеллектуальных играх |
Организации предпрофильного обучения учеников 9-х классов через разработку элективных курсов, направленных на осознанный выбор профиля обучения в 10 классе | Ежегодно | Максимальный охват обучающихся 9-х классов предпрофильной подготовкой |
Организация профильных классов (10-11-х) | Ежегодно | Успешное обучение одарённых детей в профильных классах с целью правильного выбора будущей профессии |
Участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» | 2014-2017 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие в дистанционных олимпиадах, международных дистанционных конкурсах ЦТИ Snail | 2014-2017 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» | 2014-2017 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие во всероссийской дистанционной олимпиаде школьников «Эрудит» (6-9 кл.) | 2014-2018 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех» | 2014-2018 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по русскому языку |
Участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» | 2014-2018 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по математике |
Участие во Всероссийской олимпиаде «Паруса надежды» | 2014-2018 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по математике |
Участие в интеллектуально-творческом конкурсе «Муравей» | 2014-2018 учебный год | Максимальный охват учащихся начальных классов выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие в Международных молодёжных предметных чемпионатах | 2016-2018 учебный год | |
Участие во Всероссийском конкурсе «Инфознайка» | 2014-2018 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по информатике |
Анализ реализации проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» | Июнь 2018г. | Подведение итогов выполнения проекта |
Ожидаемые результаты осуществления проекта
Создание системы работы с одарёнными детьми.
Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание».
Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Создание условий по педагогической поддержке одарённых детей в течение всего обучения в школе.
Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одарёнными детьми.
Выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми.
Организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одаренных детей.
Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества.
Увеличение количества учащихся, принимающих результативное участие в различных конкурсах и олимпиадах как муниципального, так регионального и всероссийского уровня.
Сформированность у выпускников ключевых компетенций, таких как информационная, социальная, коммуникативная и учебно-познавательная.
Распространение и обобщение опыта работы по проекту.
Практическая значимость проекта:
Работа над осуществлением педагогического проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» должна осуществляться в сотрудничестве с различными общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями г. Мичуринска. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении, что позволит достичь хороших результатов в развитии компетентной личности выпускника школы, способной найти себя в современном обществе.
Методы и формы работы, предложенные в проекте, могут быть использованы педагогами различных предметов для организации системы работы с одарёнными детьми, а также для организации результативной подготовки к различным творческим конкурсам и олимпиадам.
Данный проект был представлен на Всероссийском конкурсе педагогов «Образовательный потенциал России» и руководитель проекта стал лауреатом I степени в номинации «Одарённые дети».
17