СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект

Сроки реализации 6 лет

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Организация проектной деятельности в начальной школе"»








Педагогический проект

«Организация проектной деятельности в начальной школе

на основе требовании ФГОС»



Автор: Смирнова Светлана Николаевна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа

Межевского муниципального района Костромской области

С. Георгиевское







2018 год



Содержание

  1. Краткая аннотация опыта…………………………………………………….…….2

  2. Актуализация………………………..……………………………………………....2

  3. Цели и задачи опыта…………………………………………………………….…3-4

  4. Основное содержание опыта…………………………………………………….…5

    1. Особенности организации проектно – исследовательской деятельности…..6-7

    2. Основные этапы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы ..…………………………………..…………………………….…………….7-10

    3. Внеклассная форма организации проектной деятельности младших школьников ………………………….………………………………………….…..…….10-11

5. Ресурсы…………………………………….…………………………………………11

6. Партнеры……………………………………………………………………...……. 11

7. Целевая аудитория…………………………………………………………..….…...11

8. План реализации опыта………………………………………………….………….12

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………….………….…..12

10. Перспективы дальнейшего развития опыта…………………………………...…13-14

Литература……………………………………………………………….......................15

Приложение ……………………………………………………………………………16-36

  1. Краткая аннотация проекта

«Организация проектной деятельности в начальной школе

на основе требования ФГОС»

Педагогический проект представляет собой разработанную и апробированную систему внедрения проектной деятельности, включающую в себя сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов. Опыт носит практико-ориентированный характер, он технологичен и универсален, все указанные формы и методы работы могут быть использованы педагогами, работающими по любым технологиям и программам начальной и средней ступени образования. Опыт содержит план и этапы реализации. Приведены промежуточные результаты реализации опыта и перспективы дальнейшего развития. Реализация данного опыта приведет к повышению индивидуально-личностного смысла учения школьников, повышению мотивации, более прочного, неформального усвоения знаний, формирования и развития надпредметных умений и как следствие, повышение качества знаний, создание условий для проектной деятельности и формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы.

  1. Актуализация

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, его должны научить учиться. Для этого надо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные – универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности, и личностные – развитие мотивации и системы ценностных ориентаций школьников.

Поэтому актуальным становится внедрение проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.

Я применяю проектную деятельность как один из методов обучения. Управляя активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у него необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности: деятельностную, мыслительную, информационную, коммуникативную (Приложение 1). Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их практического применения.



Работу над педагогическим проектом я начала с проведения анкетирования с целью определения уровня базовых умений и знаний учащихся работы с информацией, в решении нестандартных задач, в области исследования. Представляю результаты этой работы.

Уровень сформированности знаний и умений

у учащихся 1-4 классов, направленных на формирование проектной деятельности

Рис.1.

(1) Понимание смысла прочитанного или услышанного текста и соблюдение правил осознанного чтения (72%);

(2) знание правил и навыков постановки вопросов к тексту (57%);

(3) умение определить тему и идею текста (45%);

(4) умение выделять главное, существенное (38%);

(5) умение систематизировать, обобщать, классифицировать (34%);

(6) знания, умения и навыки решения нестандартных задач (23%);

(7) умение давать характеристику объекта или явления (17%);

(8) умение видеть несколько вариантов решения задачи (14%);

(9) умение доказать свой вариант решения задания (9%).

Анализ полученных результатов позволяет отметить, что уровень базовых умений, необходимых для ведения проектно-исследовательской деятельности не высок. Причины этого различны. Прежде всего, они заключаются в психологических особенностях младшего школьника и во фрагментарности у учащихся предметных знаний, умении и навыков, направленных на познание окружающего ребёнка мира.

Результаты анкетирования являются подтверждением того, что ученики 1 классов мало задумываются о важности умения пользоваться разными учебными средствами в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации, однако учащиеся 4 классов проявляют большую заинтересованность в данном вопросе. Причина повышения интереса школьников к данной проблеме заключается в более глубоком осознании возможностей реализации жизненных целей и благополучия, которые невозможны без наличия сформированных общеучебных умений.

Во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. Поэтому актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это востребовано сегодня в целях формирования проектной компетентности, определенной ФГОС нового поколения, что требует разработки системы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе.

3. Цели и задачи проекта

Организацию проектной деятельности учащихся начальной школы целесообразно рассматривать как одну из системообразующих основ формирования учебной деятельности.

При организации работы над проблемой формирования проектной деятельности учащихся начальной школы необходимо осмыслить следующие противоречия:

- существующая система организации учебно-воспитательного процесса, используемые виды деятельности на уроках в начальной школе не отвечают требованиям новых ФГОСов в части формирования компетенций, повышения познавательной активности, развития интереса у всех учащихся к обучению;

- в содержании программы начальной школы имеются вопросы, раскрывающие самостоятельность, творческие способности учащихся, умения наблюдать, познавательную активность, но нет разработанной системы соединения знаний с прикладными умениями и навыками, которые учащиеся могли бы применить в повседневной жизни для решения той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Цель проекта: разработать систему организации проектной деятельности младших школьников, обеспечивающую эффективность и качество начального образования, формирование творческих способностей и исследовательских навыков учащихся начальной школы.

Задачи:

  • провести анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования ключевых компетентностей младших школьников посредством проектной деятельности;

  • использование проектной деятельности в педагогической практике для формирования ключевых компетенций и повышения качества образования;

  • создание обучающей, воспитывающей и развивающей среды, способствующей развитию творческого потенциала учащихся, их способностей и индивидуальности.

4.Основное содержание проекта

Изучая степень разработанности проблемы проектной деятельности учащихся начальной школы, мною были проанализированы труды: М.А. Ступницкой (теоретические основы, организация и содержание проектной деятельности учащихся)[7], А. Б. Воронцова (материалы о новой форме учебной деятельности в начальной школе, методика решения проектных задач в начальной школе)[1], Н.В Кашлевой (включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения)[3]. Исследованиями данных авторов внесен существенный вклад в теорию и практику внедрения проектной деятельности в учебный процесс, однако не просматривается система работы по формированию проектной и исследовательской деятельности в начальной школе, что делает мой опыт актуальным.

Для того, чтобы доказать способность проектной деятельности стать центральной и системообразующей при формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, я проанализировала курс начальной школы на предмет содержания в нём понятий, законов и явлений, которые находятся в основе знаний и умений, позволяющих использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, выбрала для себя средства, методы и формы работы с учащимися, определила роль для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов, социальных партнёров), наметила результат данной деятельности.

Всё это позволило мне создать модель системы организации проектной деятельности учащихся начальной школы, которая отражена на рисунке 1.

Рис. 1.

Требования ФГОС

Здоровый образ жизни



Цель: формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми ученик может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях





Проектная деятельность



Содержание: формирование ключевых компетентностей учащихся, актуализация межпредметных связей, принцип интеграции дисциплин

Деятельность ученика

Деятельность учителя



Формы организации деятельности

Деятельность родителей

Социальное сотрудничество



Средства обучения

Методы обучения



Обучение. Воспитание. Развитие



Результат: повышение мотивации учащихся к обучению, социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности; формирование индивидуальной образовательной траектории



Образовательный процесс



Рассмотрев сущность и структуру проектной деятельности в начальной школе, я определила возможные пути и формы её реализации: изменение организации учебной деятельности, выделение этапов формирования проектной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников, организацию внеклассной работы как одной из форм развития исследовательских навыков, творческого потенциала и познавательной активности младших школьников.

4.1. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности

Реализацию своего проекта я начала с изменения организации учебной деятельности на уроке, отдав предпочтение групповой форме работы, выбрав субъект – субъектный способ взаимоотношений учитель – ученик, изменив структуру урока и пересмотрев используемые виды деятельности учащихся на уроке. Вот как выглядит схема организации учебной деятельности на уроках:


Система взаимодействия «учитель-ученик»: взаимоотношения между учениками и мною строятся не на принципе фронтального обучения, и не на принципе «учитель – ученик», при котором другие ученики лишь мешают этому взаимодействию, а на принципе групповой формы работы (по 2 – 6 человек). Состав групп постоянно меняется. Групповая форма организации занятий не является ни «бригадным» методом, ни коллективно – распределительным способом деятельности, а строится по законам взаимоподдержки. А это значит, что для решения учебной задачи, реализации проекта и проведения исследования не каждый ученик в отдельности, а группа соединяют свои силы воедино для достижения положительного результата.

По-другому, в отличие от традиционных форм обучения, строятся отношения между педагогом и учащимися. В (Приложении 2) представлена таблица как распределяются роли учителя и ученика на моих уроках.

По-иному выглядит и структура моих уроков, которая состоит из таких компонентов, как потребность в новых знаниях, впечатлениях; принятие учебной задачи; выдвижение рабочей гипотезы и путей её решения, предположительный план решения, само решение, анализ полученного результата, доказательство его верности. Здесь важно создать такие условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. Я только помогаю организовать дискуссию по обсуждению выдвинутых гипотез, и руковожу групповым поиском ответа на поставленную проблемную задачу, задавая уточняющие вопросы авторам гипотез. Логическим завершением каждого этапа урока становится положительный результат – успех ребёнка, а в качестве домашнего задания – постановка новой проблемной задачи. Вот особенности структуры моих уроков (схема 2):

Важным является то, что проектная деятельность на моих уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом. Например, проект «Лента времени», начатый на уроке математики в теме «Единицы времени», находит продолжение на уроке литературного чтения в теме «Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», а затем на уроке окружающего мира при изучении исторических событий, связанных с войной 1812 года.

4.2. Основные этапы формирования проектной деятельности учащихся

Для реализации опыта мне необходимо было выделить основные этапы

формирования проектной деятельности в зависимости от возраста учащихся начальной школы, содержания программы в соответствии с ФГОС и формируемой компетентности.

Учитывая специфику проектной деятельности, возрастные особенности учащихся начальной школы при работе выделяют следующие этапы: пропедевтический (1 класс), обучающий (2-3 класс), интенсивный (4 класс). Они в свою очередь соотносятся с видами деятельности, информированностью, грамотностью, коммуникативными, мыслительными и деятельностными компетенциями, формируемые на каждом из указанных этапов.

Способы педагогической диагностики, которые представлены в таблице 1.

Методы педагогической диагностики

Таблица 1.

Класс

Название этапа

Методы педагогической диагностики

1

Пропедевтический (предварительный)

Тесты интеллекта Д.Векслера,

Тесты креативности Е.Торренса.

2-3

Обучающий

А.Б. Воронцов «От оценки способов взаимодействия в группах к оценке возможностей младших школьников действовать в нестандартных ситуациях». [с.122]; Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский и др.]; М.: Просвещение, 2009. – 176с.

4

Интенсивный

М.А. Ступницкая «Критериальное оценивание проектных работ учащихся». [с.34]; Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68с.

Одним из основных принципов реализации метода проектов является использование различных видов деятельности учащихся на уроке согласно определенных этапов организации проектной деятельности. Подробная характеристика содержания каждого этапа представлена в таблице 2. (Приложение 3)

В соответствии с этапами организации проектной деятельности определяются виды учебных проектов. На пропедевтическом этапе использую на уроке краткосрочный по времени (10-15 минут) учебный проект – совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проект «Малые букварные таблицы» в период обучения грамоте дают повод для обучения видеть проблему, выработки умения задавать вопросы, ведущие к постановке цели и шагов (задач) для решения этой проблемы. Обучающий этап системы предусматривает кроме небольших сообщений и описаний наблюдений, учебные проекты такие как «Животные родного края», «Краснокнижные растения Костромской области», «Лента времени», «Королевство частей речи», «Быстрый счёт» направленные на формирование умений анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы. Результаты работы над этими проектами могут быть использованы при выполнении исследовательской работы во внеурочное время. Проблема расширяется, и исследование дополняется с точки зрения межпредметности. Учащиеся постепенно переходят с обучающего этапа на интенсивный.

На интенсивном этапе реализации проектной деятельности мною также используется такая форма самостоятельной деятельности школьников как разработка и выполнение инди­видуальных исследовательских работ, которая завершается оформлением и защитой проекта («Дети Межевского района в годы Великой отечественной войны», «Крестьянский быт жителей Костромской губернии») Работа в выбранном направлении осуществляется школьниками в течение всего учебного года или полугодия.

Реализация внедрения проектной деятельности в начальной школе на каждом этапе обеспечивает решение задач:

Пропедевтический этап. На пропедевтическом этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Учащиеся получают информацию от учителя, через информационные карты, учатся работать самостоятельно с различными источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). Добытая детьми информация, на интересующий их вопрос, рассматривается в процессе беседы или дискуссии на уроке (в течение 10-15 минут). Учащиеся, владея информацией, могут, например, на уроке обучения грамоте, давать характеристику звука речи по схеме:

Произнеси звук, глядя в зеркало



При произношении не встречаются преграды

При произношении встречаются преграды





Звук согласный





























зЗ

з



Произнеси звук в «наушниках»

Звук гласный





Слышишь шум

Слышишь голос и шум



Смягчает предыдущий согласный звук

Предыдущий согласный звук не смягчает





Согласный глухой



Согласный звонкий





на уроке окружающего мира смогут давать характеристику объекту окружающего нас мира по схеме:

Объект часть природы?

Объект создан человеком?7

Рассмотри и назови объект

Для чего человек его создал ?







Объект не дышит, не растёт, не питается, не приносит потомство, не умирает?



,,

Объект дышит, растёт, питается, приносит потомство, умирает?



,,







Объект живой природы



Объект неживой природы

о



Из чего человек создал этот объект?

К какому «царству» принадлежит?



Как использует человек этот объект?





Как человек сделал этот объект?



Что ты знаешь о нём?



























зЗ

з





Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать, систематизировать, классифицировать, обобщать знания в понимании настоящего и окружающего мира.

Обучающий этап. На данном этапе происходит: усвоение основных терминов и понятий, раскрывающих основные составляющие проектной деятельности; формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, спо­собности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала; расширение и углубление информационной культуры учащихся, формирование метапредметных знаний и умений, обеспечиваю­щих понимание и грамотное объяснение проблем, значимых для ученика при работе над проектом. Содержание школьного курса 2 - 3 класса обеспечивает возможность формировать исследовательские способности школьников, предполагающую их способность объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира. На обучающем этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требует развития понимания и установления связей, ассоциаций. Отвечая в своих сообщениях на эти вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.

Интенсивный этап предполагает изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности, подразумевающих использование ими способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её разрешение, которое должно завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом. Завершение одной задачи для творческого, любознательного, инициативного человека – не окончание работы, а лишь начало новой. Поэтому на интенсивном этапе необходимо приучать детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению. Возможность становления проектной деятельности на интенсивном этапе обеспечивается наличием уже достаточно высокого уровня подготовленности и информированности учащихся, достигнутых на предыдущих этапах.

В ходе реализации проекта пришла к выводу, что организация проектной деятельности младших школьников должна осуществляться не только на уроках, но и в индивидуальной исследовательской деятельности учащихся, в содержании программ дополнительного образования, других формах внеклассной и воспитательной работы школы.

4.3. Внеклассная форма организации обучения школьников проектной деятельностью.

Внеклассная работа по проектной деятельности предполагает развитие интереса к предмету, осуществление помощи школьникам в выборе и осуществлении индивидуальной образовательной траектории, в профессиональном самоопределении, углубление и расширение знаний и кругозора учащихся, осуществление межпредметных связей, формирование практических умений и навыков, повышение мотивации к обучению.

Современными формами внеклассной работы учащихся могут выступать внеурочная деятельность, кружки.

Для реализации проекта мною разработана программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «Учусь создавать проект» (Приложение 4), содержание которого способствует формированию целостного представления школьников о проектной деятельности, этапах работы над проектом, критериях оценивания.

Методы проведения внеклассных занятий не имеют принципиальных отли­чий от методов, используемых на уроке. Проектную деятельность во внеклассной работе с младшими школьниками я организую таким образом, чтобы она носила исследовательский характер, была тесно связана с окружающей действительностью и личностно значима.

5. Ресурсы

Участники проекта

Ученики

Учитель

Учителя-предметники

Родители

Педагоги дополнительного образования, тренеры

Служба сопровождения (психолог, социальный педагог)

Администрация

Социальные партнёры

6. Партнёры

Школьная библиотека

Районный краеведческий музей


Дом детского творчества «Созвездие»

Районный Дом культуры


Родители учащихся

Районная библиотека



Районная газета «Новая жизнь»

Школьный спортивный клуб


7. Целевая аудитория

Участниками данного проекта являются ученики 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет. Опыт имеет положительный результат благодаря привлечению специалистов учреждений культуры и спорта, учителей – предметников. Содержание опыта, методические рекомендации, разработанные в ходе его реализации, будут интересны и могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями среднего и старшего звена.

8. План реализации проекта

Подготовка и реализация - 6 лет (2013г. – 2018г.) и включает в себя 4 этапа.

I этапАналитически-констатирующий этап (2013 г.).

Основная цель – выявление проблем формирования проектной деятельности в начальной школе.

II этапПроектный этап (2013 г.).

Основная цель – определение принципов, приемов, форм и методов реализации методической системы. Организация работы по их апробации. Определение методов диагностики методической системы.

III этапВнедренческий этап (2014-2017 гг.). Основная цель – внедрение методической системы по этапам с учетом возрастных особенностей: 1 класс – пропедевтический, 2-3 класс – экстенсивный, 4 класс – интенсивный.

IV этапОбобщающий этап (2017-2018 гг). Основная цель анализ и обобщение результатов инновационной деятельности. Поиск новых форм и методов совершенствования методической системы по формированию проектной деятельности учащихся. Работа с учащимися в направлении формирования устойчивой мотивации и стабильно высокого качества обучения через исследовательскую и проектную деятельность.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации опыта

Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости.

Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности.

При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации. Прогнозируемый результат проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе: сформированность ключевых компетенций, общеучебных и универсальных учебных действий, способность применить знания и умения во внеурочной и внеучебной ситуации, осознанный выбор будущей профессии, реализация индивидуальности в обществе, активная жизненная позиция.

Промежуточные результаты реализации опыта

Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики (Приложение 8), результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях. В течение последних пяти лет общая успеваемость составляет 100%. Имеется положительная динамика успеваемости на «4» и «5». Процент учащихся, имеющих «4» и «5» по итогам учебного года, растет: от 83 % в 2013-2014 учебном году до 91% в 2017-2018 учебном году. Опыт работы показал, что с применением проектной деятельности наблюдается повышение мотивации учащихся и качества успеваемости.

В период с 2013 по 2018 год мною подготовлены участники и призеры олимпиад: за период с 2013 по 2018 год из 68 участников 50 стали победителями и призерами (Приложение 9).

Опыт работы показал, что:

  • Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;

  • Проектная деятельность позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, самоанализ, презентация и самопрезентация, самообучение и др.

  • Проектная деятельность обеспечивает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на достижение общего результата для всех участников проекта; Проектная деятельность является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;

  • Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.


10. Перспективы дальнейшего развития опыта

Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.

На основе опыта предполагается:

  • организация и проведение мероприятий с учителями начальных классов, направленных на организацию проектной деятельности младших школьников;

  • организация исследовательской деятельности с учащимися на межпредметной основе;

  • публикация результатов работ учащихся; обобщение педагогического опыта.

Исходя из мониторинга результатов педагогического опыта, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по внедрению проектной деятельности младших школьников, целенаправленно и систематически ее применять при обучении и во внеклассной работе в школе, то можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности проектной компетентности, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.

Литература:

  1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.

  2. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – Самара: «Учебная литература»2006 – 176с.

  3. Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория/Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М., 2000

  5. Савенкова А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 203с.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие . – 7-е изд. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с.

  7. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64с.

Список приложений

  1. Тип деятельности учащихся и формируемые компетентности в процессе проектной деятельности ………………………………………………………………………… 16

  2. Отношения между учащимися и педагогом. ……………………………………… 18

  3. Характеристика этапов проектной деятельности учащихся Таблица 2. ……… 19

  4. Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». ………………. 20-30

  5. Материально – техническое обеспечение………………………………………….. 31

  6. План мероприятий по реализации проекта ………………………………………… 32-33

  7. Содержание этапов реализации проекта……………………………………………. 34-35

  8. Отчеты данных мониторинга обучения в таблицах и диаграммах ………………………. 36

  9. Результаты работы с учащимися в научно-исследовательской и проектной деятельности.



Приложение 1

Тип деятельности учащихся и формируемые компетентности в процессе проектной деятельности.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой – либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный

Сбор информации о каком–либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Приложение 2

Отношения между учащимися и педагогом

Роль учителя

Роль ученика

Предлагает проблему проекта

Присваивает проблему проекта, наделяет её личностным смыслом. Определяет зону своего знания – незнания по данной проблеме.

Описывает сюжетную ситуацию. Ставит задачу перед учащимися: предложить свою гипотезу в решении данной проблемы

Вживается в ситуацию, предложенную учителем. Каждый ученик выдвигает свою гипотезу, анализируя имеющийся опыт, находя пути решения

Намечает цели и задачи реализации проекта

Уточняет и конкретизирует цели и задачи

Предлагает создать группы с конкретными задачами, предлагает распределить обязанности членов групп, разработать план работы групп, обдумать формы презентации

Разбиваются по группам, распределяют обязанности, планируют работу группы, выбирают форму презентации результатов работы

Консультирует учащихся по их запросу, корректно контролирует и стимулирует при необходимости

Самостоятельно реализуют собственный план работы, каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим,

Ставя вопрос перед учащимися, просит обязательного пояснения своей точки зрения

Ищет необходимые знания и применяет их при реализации проекта. Переводит знания в символическую модель, в представленную схему, активизирует свои представления об этом явлении

Координирует выдвижение гипотез

Сопоставляет своё суждение с суждениями других

Наблюдает за тем, как дети фиксируют и объясняют свои представления об обсуждаемой проблеме, видит неточность, ошибочность или неполноту детских представлений, создаёт условия для дискуссии, руководит детским поиском ответов на поставленную задачу.

Самостоятельные индивидуальные представления выстраиваются в общую точку зрения. Ребёнок овладевает способом познавательной деятельности, учится вычленять в собственном представлении о мире, как зоны собственного знания. Так и зоны не до конца ясного, не известного.

Создаёт условия, чтобы каждый ученик мог активно участвовать в решении учебной задачи.

Ученик становится субъектом учебной деятельности

Ставит новую цель: как решить поставленную проблему

Выдвижение плана решения поставленной задачи.

Руководит обсуждением выдвинутых решений

Сопоставляет разные решения, анализирует в группе полученные результаты, делает вывод.

Оказывает помощь при подготовке презентации результатов

Готовит и репетирует презентацию.

Эмоционально поддерживает каждого ученика, оценивая любой результат деятельности (и положительный, и отрицательный)

Положительная реакция и эмоциональная поддержка сверстников.

Приложене 3

Характеристика этапов проектной деятельности учащихся Таблица 2.

этап

Класс

Задачи этапа

Формы и виды деятельности

Пропедевтический (предварительный)

1

Через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Групповая и индивидуальная работа;

Работа со словарями, справочниками, библиотечными каталогами, энциклопедиями; наблюдения, анализ информации, обобщения, подготовка

коротких сообщений; решение проектных задач, коллективные учебные проекты «Овощи на нашей грядке», «Профессии наших родителей», «Из чего состоит всё вокруг нас?».

Обучающий

2-3

Усвоение основных терминов и понятий, раскрывающих основные составляющие проектной деятельности, формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, спо­собности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала. Формирование метапредметных знаний и умений, обеспечиваю­щих понимание проблем, значимых для ученика при работе над проектом. Развитие произвольности психических процессов, быстроты мышления, творческого воображения.

Освоение элементами компьютерной грамотности; работа с различными источниками информации, классификация, умозаключения, выводы, структурирование добытой информации. Учебные проекты «Лента времени», «Королевство частей речи», «Быстрый счёт», «Таблица умножения из подручного материала». Индивидуальные проекты здоровьесберегающей тематики: «Утренняя гимнастика и её значение», «Влияние ЗОЖ на организм человека», «Польза и вред компьютера», «Значение леса в жизни человека», «Ягоды и фрукты – лакомство или лекарство?».

Интенсивный

4

Формирование элементов деятельностной, мыслительной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся, пред­полагающих самостоятельное грамотное решение проблем в соответствии с этапами работы над проектом обоснованно и целесообраз­но.

Овладение ИКТ, составление каталога, извлечение из любого текста максимум информации, решение проектных задач с целью научиться ставить цель, планировать действия, контролировать и оценивать свои действия и результаты и результаты своих сверстников, осуществлять перенос способов действий из одной области в другую.



Приложение 4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МЕЖЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей

Зам. директора по УВР

Директор

начальных классов


МКОУ Межевская СОШ

протокол №

«____» __________ г.


от


_________________________

Руководитель:.

_____________________


от «____»___________ г.







Рабочая программа

внеурочной деятельности курса



«Учусь создавать проект»



Тип программы: образовательная программа

по конкретному виду внеурочной деятельности.

Направление: проектная деятельность

Срок реализации: 2013-2017 год

Возраст участников: 7-11 лет



Составитель: учитель начальных классов Смирнова Светлана Николаевна



Пояснительная записка

Программа нацелена на помощь учителю и учащимся 1-4 классов в постановке и проведении исследовательских и лабораторных работ, выполнении исследовательских проектов, развитии практических навыков.

Основной целью программы является формирование и развитие личности учащегося через воспитание, коррекцию, самоопределение; формирование единой естественнонаучной картины мира, сочетающей единство и многообразие свойств живой и неживой природы. Все более необходимым звеном в процессе обучения становятся исследовательские и лабораторные работы, научные и экологические проекты с широким обсуждением основных идей и результатов.

Сегодня, когда в образовательный процесс активно внедряется компетентностный подход, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовательных компетентностей, т. е. усвоения не просто некоторой суммы дискретных знаний и умений, а совокупности образовательных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление определенных видов деятельности. Задача формирования ключевых компетентностей может быть с успехом решена путем организации проектной и исследовательской деятельности межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий, полное представление о которых невозможно получить в одной предметной области (например, понятия материя, явления природы, различные виды движения и энергии). Одним из эффективных способов установления таких связей является уровневая дифференциация при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

При всем многообразии видов межпредметного взаимодействия можно выделить три основных направления, которые могут быть реализованы в проектно-исследовательской деятельности:

  • комплексное изучение одного явления или объекта разными науками;

  • использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;

  • привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.

Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Формировать умения и навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.

Задачи:

· привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;

· развитие межпредметных связей в проектной деятельности;

· формирование коммуникативной компетенции учащихся

· развитие культуры публичной дискуссии;

· формирование умений и навыков научного общения;

· создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития у учащихся ключевых образовательных компетентностей.

Обучающие:

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;

  • учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения проектных задач;

Развивающие:

  • повышать интерес к науке через работу в различных проектах;

  • развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных задач;

  • развивать пространственное воображение через решение проектных задач;

  • формировать умения строить проектные модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять проектные методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в кружке;

  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели начальной школы, недели науки, подготовку и представление докладов, решение задач;

  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.

  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения в кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения теоретических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при отборе информации и для презентации результата, развить интерес к науке.

Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

  • доступности,

  • преемственности,

  • перспективности,

  • развивающей направленности,

  • учёта индивидуальных способностей,

  • органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Возрастное обоснование:

Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.

Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.

Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.

Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.

Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.

Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.

  • Формируется навык планирования деятельности.

  • Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.

  • Формируется опыт защиты своей идеи.

  • Формируется опыт самоопределения.

  • Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

  • Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.

  • Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.

Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.

Данная программа диагностична. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий.

Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по 4 классы.

Данная программа составлена на основе программы Н.Л.Куракиной, И.С.Сидорук «Мой первый проект», Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», А.И.Савенкова «Я – исследователь».



Календарно-тематическое планирование для 1 класса

№ занятия

Тема

Дата

1

Кто я? Моя семья


2

Чем я люблю заниматься. Хобби


3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта


4

Как собирать материал? Твои помощники


5

Проблема.


6

Проблема. Решение проблемы


7

Гипотеза. Предположение


8

Гипотеза. Играем в предположения


9

Цель проекта


10

Задача проекта


11

Выбор нужной информации


12

Выбор нужной информации


13

Интересные люди – твои помощники


14

Продукт проекта


15

Виды продукта. Макет


16

Визитка


17

Как правильно составить визитку к проекту


18

Как правильно составить визитку к проекту


19

Мини-сообщение.


20

Выступление перед знакомой аудиторией


21

Выступление перед знакомой аудиторией


22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно


23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта


24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией


25

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией


26

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно


27

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно


28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно


29

Тест «Чему я научился?»


30

Памятка для учащегося-проектанта


31

Памятка для учащегося-проектанта


32

Твои впечатления от работы над проектами


33

Ярмарка достижений




Календарно-тематическое планирование для 2 класса

№ занятия

Тема

Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения


2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант


3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями


4

Выбор помощников в работе над проектом


5

Этапы работы над проектом


6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»


7

Проблема. Решение проблемы


8

Выработка гипотезы-предположения


9

Цель проекта


10

Задачи проекта


11

Сбор информации для проекта


12

Знакомство с интересными людьми. Интервью


13

Обработка информации. Отбор значимой информации


14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»


15

Играем в ученых. Это интересно


16

Тест «Чему ты научился?»


17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)


18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»


19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация


20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР


21

Программа МРР


22

Совмещение текста выступления с показом презентации


23

Совмещение текста выступления с показом презентации


24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта


25

Тест «Советы проектанту»


26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки


27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»


28

Играем в ученых. Это интересно


29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности


30

Памятка жюри конкурсов


31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией


32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией


33

Играем в ученых. Это интересно


34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта






Календарно-тематическое планирование для 3 класса

№ занятия

Тема

Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом


2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы


3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.


4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации


5, 6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта


7, 8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование


9

Памятки. Составление памяток по теме проекта


10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере


11, 12

Практическая работа. Создание мини-постера


13, 14, 15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм


16, 17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации


18, 19

Программа МРР. Дизайн


20, 21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями


22, 23

Требования к компьютерной презентации.


24, 25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР


26, 27, 28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту


29, 30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка


31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия


32

Твои впечатления работы над проектом


33

Пожелания будущим проектантам


34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.








Календарно-тематическое планирование для 4 класса

№ занятия

Тема

Дата

1, 2

Наблюдение и экспериментирование


3, 4

Методы исследования


5, 6

Наблюдение и наблюдательность


7

Совершенствование техники экспериментирования


8

Интуиция и создание гипотез


9, 10

Правильное мышление и логика


11, 12

Искусство делать сообщения


13

Искусство задавать вопросы и отвечать на них


14

Семинар «Как готовиться к защите»


15

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования


16, 17, 18

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований


19, 20

Коллективная игра-расследование


21 -27

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований


28

Семинар


29, 30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся


31, 32

Подготовка собственных работ к защите


33, 34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов


Список литературы

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /

  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

  3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

  4. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

  5. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

  6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  7. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.



Методическое обеспечение:

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах. Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:

  • наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;

  • с помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями

  • усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей. Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. В работе кружка широко применяется метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный. На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта. На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт. На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта. Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя – создать условия для включения школьника в деятельность, направленную на самостоятельное выдвижение гипотез и на поиск их доказательств. Таким образом, использование метода проектов в кружковой работе позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, пробуждает интерес к познанию, а также способствует достижению требований современного информационного общества. На занятиях также применяются:

  • педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа);

  • практические методы (упражнения, тесты);

  • методы стимулирования и мотивации; поощрения;

  • учебно-познавательные игры, занимательные материалы;

  • участие в школьных интеллектуальных играх и олимпиадах;

  • организация логических операций; заинтересованность в результатах;

  • самооценка деятельности и коррекции.


Приложение 5


Материально – техническое обеспечение:

Вид

Средства

Тип проекта

Наглядно - демонстрационный материал

большая букварная таблица, малые букварные таблицы, лента времени, лунный календарь, таблица умножения на квадратных метрах

Исследовательский

Раздаточный материал

кубики, бумажные бусы – счёт в десятке и сотне, бусы из бисера – таблица умножения, веера букв и цифр.

Практико-ориентированный

Электронные образовательные ресурсы

электронные презентации, электронные учебно-методические пособия

Презентация проекта

Спортивный инвентарь

мячи, скакалки

Игровой

Нестандартное оборудование

зеркала, спицы, ножницы, куклы – перчатки для театрализации

Практико-ориентированный

Ролевой

Специальное оборудование

мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, DVD-плеер, сканер, принтер

Презентация проекта



Приложение 6

План мероприятий реализации проекта

Направления деятельности работы над проектом

Продукт деятельности /Мероприятие

Сроки

Где заслушивается результат

I этап - Аналитический констатирующий этап - 2013 год

1. Анализ литературы по проблеме формирования проектной деятельности

школьников, анкетирование учащихся.

2.Определение уровня сформированности базовых знаний и умений у учащихся 1-4 классов, направленных на овладение проектной компетентностью.

3.Выявление принципов, приемов, форм и методов работы.

Определена актуальность, этапы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы, структура исследования.

Май

2013г.

МО учителей начальной школы.

II этап –Проектный 2013-2014 уч. год

1.Разработка программно-методического сопровождения проекта.

2.Выделение целесообразных тем курса начальной школы или разделов, которые можно реализовать через проектную деятельность.

Рабочая программа по начальной школы, программа дополнительного образования по формированию проектной деятельности «Учусь создавать проект».

Август 2013 года

Методический совет школы.

Курсы повышения квалификации

1.Информационные технологии в деятельности учителя – предметника.

2.Управление образовательными программами в учреждениях общего образования в рамках новых ФГОС.


МО учителей начальных классов (информация с курсов).


Организация работы по формированию состава участников кружка «Учусь создавать проект»

Определение состава кружка (учащиеся, разрабатывающие и реализовывающие исследовательские проекты).

Август

2013г.

Заседание творческой группы педагогов,

Первичная апробация программ и планов.

Корректировка рабочих программ.

в течение

уч. года

МО учителей начальных классов

Диагностика результатов деятельности проекта.

Ранжированный список проблем и противоречий деятельности, направленной на формирование проектной деятельности учащихся

Апрель- 2014

май 2014г.

МО учителей начальных классов

Определение задач и содержания работы на следующем этапе реализации проекта.

План работы на следующий этап

Апрель-

май 2014г

МО учителей начальных классов

III этап – Внедренческий этап - 2014-2017гг.

Организация работы учителя по методической системы формирования проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Отслеживание результатов реализации проекта через систему наблюдений, педагогической диагностики адекватной уровням сформированности критериев оценки

Октябрь 2014г

Заседание МО начальных классов

Организация методического всеобуча по направлениям проекта.


Выступление

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся»



РМО учителей начальных классов



Организация проектной деятельности младших школьников

Участие в конкурсах, олимпиадах, концертах. Организация и проведение мероприятий.

Печатные варианты ученических исследовательских проектов.

2014 – 2017 гг.

Заседание МО

Заседание творческой группы учителей

VI этап – Обобщающий 2017-2018 уч. год

Организация работы по проектной деятельности с учащимися 1-4 классов

Участие в конкурсах, олимпиадах, концертах. Организация и проведение мероприятий.


2017 – 2018г.

(в течение года)

Заседание МО учителей начальных классов.

Отслеживание результатов реализации инновационного проекта через систему наблюдений, педагогической диагностики

Оформление мониторинга результативности проекта

(анкетирование, диагностика).



Май 2015г, май 2016г, май 2017г.

Май 2018


Заседание творческой группы педагогов.

Анализ результатов инновационной деятельности.

Информация о реализации проекта

Март 2018 г

Заседание МО учителей начальных классов

Обобщение, систематизация полученных результатов.

Корректировка плана реализации проекта.


Май 2017г

Заседание МО учителей начальных классов

Организация работы по обобщению опыта


Выступление: «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся»

Выступление: «Организация проектно-исследовательской деятельности через школьное лесничество «Зелёный бор»

октябрь

2018 г.

.





Март

2018 г.




Семинар





Г. Кострома в рамках проведения областной олимпиады по лесоводству

Приложение 7

Содержание этапов реализации проекта


Этап

Содержание деятельности

Планируемый результат

I этап – аналитически-констатирующий

2013гг.

  • Анализ литературы по проблеме формирования проектной деятельности учащихся.

  • Разработка программ, обеспечивающих реализацию педагогического проекта.

  • Прохождение курсов повышения профессиональной подготовки учителя-руководителя проекта, работающего в инновационном режиме.

  • Изучение проблемы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы.

  • Определение уровня сформированности базовых знаний и умений у учащихся 1-4 классов, направленных на овладение проектной компетентностью.

  • Выявление принципов, приемов, форм и методов работы.

  • Определение задач и содержания работы на следующем этапе с учетом полученных результатов.


Ранжированный список проблем и противоречий деятельности учителя по формированию проектной деятельности учащихся начальной школы.


Разработка и освоение учителем методологической основы проекта.


Определение путей и форм работы по формированию «Проектной компетентности учащихся».

II этап –проектный

2013-2014 гг.






  • Выявление и подготовка этапов формирования проектной деятельности у учащихся начальной школы.

  • Составление рабочей программы по курсу начальной школы с элементами проектной деятельности.

  • Разработка и первичная апробация программы дополнительного образования по формированию проектной деятельности курса «Учусь создавать проект».

  • Разработка программно – методического обеспечения, направленного на формирование проектной компетентности школьников.

Подготовка организационных и технологических подходов к образовательному процессу, направленных на формирование проектной деятельности учащихся.


Корректировка программы, обеспечивающей эффективность реализации методической системы.

III этап – внедренческий

2015-2017 гг

  • Организация работы по внедрению методической системы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы.

  • Внедрение программы дополнительного образования по формированию проектной деятельности курса «Учусь создавать проект».

  • Отслеживание результатов реализации инновационного проекта через систему наблюдений, педагогической диагностики адекватной уровням сформированности критериев оценки.

  • Анализ результатов инновационной деятельности.

  • Организация работы по представлению опыта педагогическому сообществу в форме семинаров, мастер-классов, участие в научно-практических конференциях разного уровня.

  • Определение задач и содержания работы на следующий этап с учетом полученных результатов.


Формирование банка методических разработок по направлениям проекта.



Участие младших школьников в исследовательской деятельности.


Формирование банка исследовательских проектов учащихся 2-4 классов.


Распространение

информации о реализации проекта

VI этап – обобщающий

2017– 2018 гг.


  • Обобщение результатов исследования.

  • Подготовка публикаций по проблеме формирования проектной деятельности учащихся начальной школы. Поиск новых форм и методов работы.

  • Работа в направлении формирования проектной деятельности учащихся через исследовательскую деятельность на межпредметной основе.

-Получение информации для корректировки мероприятий проекта.

-Распространение

информации о реализации проекта

-Представление результатов работы с учащимися по исследовательской и проектной деятельности на конференциях и в педагогических сообществах.



Приложение 8

Отчеты данных мониторинга обучения в таблицах и диаграммах

за период с 2015 по 2018 учебные годы

Таблица 3.

Показатели

2014-2015

2017 -2018

1.

Всего учащихся

22

17

2.

Общая успеваемость (%)

100

100

3.

Качество обученности (%)

83%

91%

Позитивные результаты

Динамика изменения обученности учащихся по предметам (%)

Динамика изменения качества знаний учащихся по предметам (%)

Результаты муниципальных контрольных работ по предметам

Учащиеся выполнили муниципальные контрольные работы на оптимальном уровне с высоким показателем качества знаний.





38






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!