СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников "Ступеньки в экономику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал для использования в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников "Ступеньки в экономику"»

МКДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида Педагогический проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников  «Ступеньки в экономику» Воспитатель: Леонова Анна Сергеевна

МКДОУ Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида

Педагогический проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников «Ступеньки в экономику»

Воспитатель: Леонова Анна Сергеевна

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Цель - Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Задачи: 1. Создать  условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. 2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. 3. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». 4. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей. 5. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). 6. Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях 7. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Цель - Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

4. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

5. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

6. Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

7. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Изучение методических пособий   Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Программа разработана Банком России 1 сентября 2018 года Программа ориентирована на детей 5-7 лет  Цель программы: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Изучение методических пособий

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

  • Программа разработана Банком России
  • 1 сентября 2018 года
  • Программа ориентирована

на детей 5-7 лет

Цель программы: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

 Современная развивающая методика автора Елены Ардашировой  «Пониматика. Деньги.Экономика – это легко!»

Современная развивающая методика автора Елены Ардашировой «Пониматика. Деньги.Экономика – это легко!»

Изучение методических пособий

Изучение методических пособий

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет

Направления работы Основные понятия: труд, работа продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, профессия, предметы труда, товар, торговля, деньги. Труд и продукты труда Деньги и цена Основные понятия: деньги, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле, покупать, продавать, обмен, доход, расходы, зарплата, бюджет. Реклама: правда и ложь Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы. Полезные экономические навыки и привычки в быту Основные понятия: бережливый, экономный, хозяйственный, щедрый, добрый, запасливый.

Направления работы

Основные понятия: труд, работа продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, профессия, предметы труда, товар, торговля, деньги.

Труд и продукты труда

Деньги и цена

Основные понятия: деньги, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле, покупать, продавать, обмен, доход, расходы, зарплата, бюджет.

Реклама: правда и ложь

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Полезные экономические навыки и привычки в быту

Основные понятия: бережливый, экономный, хозяйственный, щедрый, добрый, запасливый.

Методы и формы работы с детьми Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры НОД, Беседы, рассматривание иллюстраций  тематические занятия Чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок Просмотр компьютерных презентаций, медиа фильмы Интеллектуальные игры, развлечения

Методы и формы работы с детьми

Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры

НОД,

Беседы, рассматривание иллюстраций

тематические занятия

Чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок

Просмотр компьютерных презентаций, медиа фильмы

Интеллектуальные игры, развлечения

Лэпбук «Финансовая грамотность»

Лэпбук «Финансовая грамотность»

Лэпбук «Финансовая грамотность»

Лэпбук «Финансовая грамотность»

Дидактическая игра  «Кому и что нужно для работы»

Дидактическая игра «Кому и что нужно для работы»

Беседа «Профессии наших родителей»

Беседа «Профессии наших родителей»

Играем в «профессии»   Детский врач Водитель

Играем в «профессии»

Детский врач Водитель

 Инспектор ГИБДД Учитель

Инспектор ГИБДД Учитель

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Экскурсия в пожарную часть

Экскурсия в пожарную часть

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия на пищеблок ДОУ

Экскурсия на пищеблок ДОУ

Исследовательская деятельность(экспериментирование) «Монета. Банкнота. Банковская карта»

Исследовательская деятельность(экспериментирование) «Монета. Банкнота. Банковская карта»

Мини – музей «Монеты разного времени»

Мини – музей «Монеты разного времени»

Серии бесед о деньгах

Серии бесед о деньгах

Выставка «Такие разные копилки»

Выставка «Такие разные копилки»

Нетрадиционная техника рисования: рисуем монеты в технике «Фроттаж»

Нетрадиционная техника рисования: рисуем монеты в технике «Фроттаж»

Просмотр мультфильмов  «История денег», «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама» и др.

Просмотр мультфильмов «История денег», «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама» и др.

Дидактическая игра «Я хочу» Задачи: развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями: раскрыть разнообразие потребностей каждого человека. Материал: предметные карточки с изображениями телевизора, мебели, дома, воды, школы, детского сада, мира (голубь), видов спорта, транспорта и т.д. Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить карточки на три группы в соответствии со своими желаниями. 1 группа – «Я хочу для себя» (личные потребности) 2 группа – «Я хочу для своей семьи» (семейные потребности) 3 группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности)

Дидактическая игра «Я хочу»

Задачи: развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями: раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

Материал: предметные карточки с изображениями телевизора, мебели, дома, воды, школы, детского сада, мира (голубь), видов спорта, транспорта и т.д.

Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить карточки на три группы в соответствии со своими желаниями.

1 группа – «Я хочу для себя» (личные потребности)

2 группа – «Я хочу для своей семьи» (семейные потребности)

3 группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности)

Дидактическая игра «Ты сегодня папа и получил зарплату…» Задачи: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета; уточнить представления о границах экономических возможностей семьи. Материал: импровизированный магазин, на полках которого стоят карточки с изображениями предметов первой необходимости, автомашин, велосипедов, а также несколько карточек с изображениями провоцирующих, явно не требующихся семье объектов (например, тигр, слон, самолет) Содержание: Воспитатель дает ребенку задание: «Ты будешь исполнять роль папы. Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить то, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано на этих картинках, как будто настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?» Ребенок называет покупки, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Ты сегодня папа и получил зарплату…»

Задачи: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета; уточнить представления о границах экономических возможностей семьи.

Материал: импровизированный магазин, на полках которого стоят карточки с изображениями предметов первой необходимости, автомашин, велосипедов, а также несколько карточек с изображениями провоцирующих, явно не требующихся семье объектов (например, тигр, слон, самолет)

Содержание: Воспитатель дает ребенку задание: «Ты будешь исполнять роль папы. Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить то, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано на этих картинках, как будто настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?» Ребенок называет покупки, объясняя свой выбор.

Реклама: правда и ложь  Беседа о рекламе Рисование на тему: «Моя любимая реклама» Составление рассказа «Почему нельзя верить рекламе» Обсуждение сказки Андерсена «Новое платье короля»

Реклама: правда и ложь

  • Беседа о рекламе
  • Рисование на тему: «Моя любимая реклама»
  • Составление рассказа «Почему нельзя верить рекламе»
  • Обсуждение сказки Андерсена «Новое платье короля»
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий: сказки, раскрывающие потребности в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении, возможности их удовлетворения (народные: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»; авторские: А.С.Пушкин «Сказка и рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон» и т.д.). сказки, отражающие труд людей (народные: «Репка», «Терем-теремок», «Хаврошечка»; авторские: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе» и т.д.);

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

  • сказки, раскрывающие потребности в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении, возможности их удовлетворения (народные: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»; авторские: А.С.Пушкин «Сказка и рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон» и т.д.).
  • сказки, отражающие труд людей (народные: «Репка», «Терем-теремок», «Хаврошечка»; авторские: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе» и т.д.);
 сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства; знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д. (авторские: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино», К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», Г.Х.Андерсен «Огниво», Х.К.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Золушка», Э.Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены» и т.д.);
  • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства; знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д. (авторские: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино», К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», Г.Х.Андерсен «Огниво», Х.К.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Золушка», Э.Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены» и т.д.);

сказки, помогающие понять значение «экономических» качеств личности , таких как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. (народные: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел», «Мальчик с пальчик», авторские: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» и т.д.).
  • сказки, помогающие понять значение «экономических» качеств личности , таких как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. (народные: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и козел», «Мальчик с пальчик», авторские: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» и т.д.).
Консультации для родителей

Консультации для родителей

Ожидаемые результаты -  дети должны понять, что… 1.  Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2.  Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3.  Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести . 4.  Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5.  Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). 6.  Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7.  Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8.  Финансы – это интересно и увлекательно.

Ожидаемые результаты - дети должны понять, что…

  • 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
  • 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • 7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • 8. Финансы – это интересно и увлекательно.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!