Педагогический проект по развитию коммуникативных навыков у младших школьников «Дружба крепкая»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:
- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,
- обеспечить воспитание свободной личности.
Развитие детей происходит во всех видах деятельности. Однако наиболее продуктивно это развитие осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.
Культурно-досуговая деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать свои способности.
Новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе. Программы внеурочной деятельности, групп продленного дня предполагают включенность в данный процесс педагога-психолога.
В ходе исследования, изучив методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста на основе культурно-досуговой деятельности.
В данном проекте нами рассмотрены различные формы, методы и функции культурно-досуговой деятельности через которые у ребенка будут развиваться коммуникативные навыки. Каждое занятие предполагает просмотр мультфильма или прочтение художественного произведения, которые обязательно завершаются обсуждением.
Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков у младших школьников.
Задачи:
1. Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях, способность быть внимательным к чувствам другого человека.
2. Знакомить младших школьников с основными коммуникативными навыками.
3. Формировать способность снижать эмоциональное напряжение, владеть своим психофизическим состоянием.
Необходимое оборудование:
- краски, карандаши, листы А4, ножницы, ватман;
- техническое оборудование;
- книги;
- фотографии детей с различными выражениями лица.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | «Все начинается со слова «Здравствуйте» | 1 |
2 | «Мое имя» | 1 |
3 | «Имя и прозвище» | 1 |
4 | «Путешествие в волшебную страну» | 1 |
5 | «Внимательный слушатель» | 1 |
6 | «Поговорим без слов» | 1 |
7 | «Искусство договариваться» | 1 |
8 | «Вежливость» | 1 |
9 | «Учимся спорить» | 1 |
10 | «Коротко ясно от того и прекрасно» | 1 |
11 | «В мире эмоций» | 1 |
12 | «Умение задавать вопросы» | 1 |
13 | «Конфликт» | 1 |
14 | «Конфликт и его решение» | 1 |
| Итог | 14 |
Содержание
Тема 1. «Все начинается со слова «Здравствуйте».
Цель: развивать умение выражать в словах мысли и чувства, научить взаимодействовать.
Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство», правила знакомства.
Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!» или «Простоквашино»
Обсуждение ситуации знакомства в мультфильме.
Ролевые ситуации. Вежливые слова при знакомстве.
Игра «Передай другому».
Рефлексия.
Тема 2. «Мое имя»
Цель: развивать умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, умение ясно и четко излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.
Чтение книги «Сказка об имени» И.В. Вачков (см. приложение).
Анализ прочитанного произведения.
Тема 3. «Имя и прозвище»
Цель: развивать умение строить взаимоотношения в деятельности и общении, умение ясно и четко излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Упражнение «Обмен».
1-й этап.
Младшие школьники изображают свое имя на отдельных листах. Затем ребята делятся впечатлениями о процессе и результате работы.
2-й этап.
Младшие школьники вырезают буквы своего имени и обмениваются с одноклассниками.
Просмотр мультфильма «Котенок Гав».
Анализ мультфильма.
Подведение итогов.
Тема 4. «Путешествие в волшебную страну».
Цель: развитие умения строить взаимоотношения в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.
Упражнение «Общее дело».
Игра «Корабль среди скал».
Игра «Закрытый город».
Просмотр и анализ мультфильма «Алиса в стране чудес».
Подведение итогов.
Тема 5. «Внимательный слушатель».
Цель: развивать у учащихся умение слушать и слышать; умение строить взаимоотношения в деятельности.
Настрой на занятие.
Чтение отрывка из повести-сказки «Вы не были на Таити?».
Задание «Догадайтесь».
Упражнение «Любимые вещи».
Подведение итогов.
Тема 6. Поговорим без слов.
Цель: познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию невербально.
Чтение стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик».
Упражнение «Через стекло».
Упражнение «Я хочу приобрести…».
Подведение итогов.
Тема 7. «Искусство договариваться».
Цель: развитие умения строить взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности, закреплять умение передавать информацию невербально.
Упражнение «Один узор на двоих».
Просмотр мультфильма «38 попугаев» (1 серия).
Подведение итогов.
Тема 8. Вежливость.
Цель: развивать умение убеждать, аргументировать, строить доказательства, развивать умение осуществлять все формы учебного диалога вести дискуссии, споры.
Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Упражнение «Словарик речевого этикета».
Подведение итогов.
Тема 9. Учимся спорить.
Цель: развивать умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства.
Просмотр мультфильма «38 попугаев».
Упражнение «Дискуссия или полемика?».
Принципы грамотного спора.
Тема 10. «Коротко да ясно, оттого и прекрасно».
Цель: развитие умения ясно и четко излагать свои мысли, закреплять умение передавать информацию с помощью жестов и мимики.
Упражнение «Изобрази пословицу».
Игра «Угадай, что передал».
Песня «От улыбки» и показ ее через движение.
Тема 11. «В мире эмоций».
Цель: развитие умения осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях и способность быть внимательным к чувствам другого человека.
Упражнение «Какие мы разные».
Упражнение «Театр эмоции».
Просмотр мультфильма «Голубой щенок».
Упражнение «Если тебя дразнят».
Тема 12. «Умение задавать вопросы».
Цель: развивать умение формулировать вопросы, развивать умение строить взаимоотношения в деятельности.
Упражнение «Угадай».
Игра «Кто этот человек?».
1-й этап. В режиме закрытых вопросов.
Дети задают закрытые вопросы для того, чтобы узнать имя человека, которое загадал психолог.
2-й этап. В режиме открытых вопросов.
С помощью открытых вопросов дети пытаются узнать имя известного человека.
Просмотр мультфильма: «Чебурашка и крокодил Гена».
Конкурс кто придумает больше вопросов по содержанию мультфильма.
Тема 13. «Конфликт».
Цель: познакомить с понятием «конфликт», развивать умение общаться в конфликтных ситуациях, умение ясно и четко излагать свои мысли.
Упражнение «Море волнуется».
Просмотр мультфильма «Теремок»: герои сказки отказывают Медведю в жилище.
Инсценировка фрагмента мультфильма «Теремок».
Подведение итогов.
Тема 14. «Конфликт и его решение».
Цель: развивать умение общаться в конфликтных ситуациях, умение ясно и четко излагать свои мысли.
Игра «Сказочные конфликты» Просмотр мультфильмов и на их основе обсуждение разрешения конфликтов: «Винни-пух и все-все», «Малыш и Карлсон», «Лиса и Заяц».
Задание «Памятка для ситуаций конфликта».
Подведение итогов.
Литература, используемая при реализации проекта
Адамьянц Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение. М., ИС РАН, 2005.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа.-2005.-№9.
Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) - Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2008
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-М., 2005.
(см. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности
в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2003. С. 138)