СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по развитию коммуникативных навыков "Дружба крепкая"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по развитию коммуникативных навыков "Дружба крепкая"»

Педагогический проект по развитию коммуникативных навыков у младших школьников «Дружба крепкая»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно:

- максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

- обеспечить воспитание свободной личности.

Развитие детей происходит во всех видах деятельности. Однако наиболее продуктивно это развитие осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

Культурно-досуговая деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать свои способности.

Новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе. Программы внеурочной деятельности, групп продленного дня предполагают включенность в данный процесс педагога-психолога.

В ходе исследования, изучив методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста на основе культурно-досуговой деятельности.

В данном проекте нами рассмотрены различные формы, методы и функции культурно-досуговой деятельности через которые у ребенка будут развиваться коммуникативные навыки. Каждое занятие предполагает просмотр мультфильма или прочтение художественного произведения, которые обязательно завершаются обсуждением.

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков у младших школьников.

Задачи:

1. Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях, способность быть внимательным к чувствам другого человека.

2. Знакомить младших школьников с основными коммуникативными навыками.

3. Формировать способность снижать эмоциональное напряжение, владеть своим психофизическим состоянием.

Необходимое оборудование:

- краски, карандаши, листы А4, ножницы, ватман;

- техническое оборудование;

- книги;

- фотографии детей с различными выражениями лица.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1

«Все начинается со слова «Здравствуйте»

1

2

«Мое имя»

1

3

«Имя и прозвище»

1

4

«Путешествие в волшебную страну»

1

5

«Внимательный слушатель»

1

6

«Поговорим без слов»

1

7

«Искусство договариваться»

1

8

«Вежливость»

1

9

«Учимся спорить»

1

10

«Коротко ясно от того и прекрасно»

1

11

«В мире эмоций»

1

12

«Умение задавать вопросы»

1

13

«Конфликт»

1

14

«Конфликт и его решение»

1


Итог

14

Содержание

Тема 1. «Все начинается со слова «Здравствуйте».

Цель: развивать умение выражать в словах мысли и чувства, научить взаимодействовать.

  1. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство», правила знакомства.

  2. Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!» или «Простоквашино»

    1. Обсуждение ситуации знакомства в мультфильме.

  3. Ролевые ситуации. Вежливые слова при знакомстве.

  4. Игра «Передай другому».

  5. Рефлексия.

Тема 2. «Мое имя»

Цель: развивать умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, умение ясно и четко излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

  1. Чтение книги «Сказка об имени» И.В. Вачков (см. приложение).

  2. Анализ прочитанного произведения.

Тема 3. «Имя и прозвище»

Цель: развивать умение строить взаимоотношения в деятельности и общении, умение ясно и четко излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

  1. Упражнение «Обмен».

1-й этап.

Младшие школьники изображают свое имя на отдельных листах. Затем ребята делятся впечатлениями о процессе и результате работы.

2-й этап.

Младшие школьники вырезают буквы своего имени и обмениваются с одноклассниками.

  1. Просмотр мультфильма «Котенок Гав».

  2. Анализ мультфильма.

  3. Подведение итогов.

Тема 4. «Путешествие в волшебную страну».

Цель: развитие умения строить взаимоотношения в деятельности и общении, выражать в словах мысли и чувства.

  1. Упражнение «Общее дело».

  2. Игра «Корабль среди скал».

  3. Игра «Закрытый город».

  4. Просмотр и анализ мультфильма «Алиса в стране чудес».

  5. Подведение итогов.

Тема 5. «Внимательный слушатель».

Цель: развивать у учащихся умение слушать и слышать; умение строить взаимоотношения в деятельности.

  1. Настрой на занятие.

  2. Чтение отрывка из повести-сказки «Вы не были на Таити?».

  3. Задание «Догадайтесь».

  4. Упражнение «Любимые вещи».

  5. Подведение итогов.

Тема 6. Поговорим без слов.

Цель: познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию невербально.

  1. Чтение стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик».

  2. Упражнение «Через стекло».

  3. Упражнение «Я хочу приобрести…».

  4. Подведение итогов.

Тема 7. «Искусство договариваться».

Цель: развитие умения строить взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности, закреплять умение передавать информацию невербально.

  1. Упражнение «Один узор на двоих».

  2. Просмотр мультфильма «38 попугаев» (1 серия).

  3. Подведение итогов.

Тема 8. Вежливость.

Цель: развивать умение убеждать, аргументировать, строить доказательства, развивать умение осуществлять все формы учебного диалога вести дискуссии, споры.

  1. Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

  2. Упражнение «Словарик речевого этикета».

  3. Подведение итогов.

Тема 9. Учимся спорить.

Цель: развивать умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства.

  1. Просмотр мультфильма «38 попугаев».

  2. Упражнение «Дискуссия или полемика?».

  3. Принципы грамотного спора.

Тема 10. «Коротко да ясно, оттого и прекрасно».

Цель: развитие умения ясно и четко излагать свои мысли, закреплять умение передавать информацию с помощью жестов и мимики.

  1. Упражнение «Изобрази пословицу».

  2. Игра «Угадай, что передал».

  3. Песня «От улыбки» и показ ее через движение.

Тема 11. «В мире эмоций».

Цель: развитие умения осознавать собственные чувства и переживания в различных ситуациях и способность быть внимательным к чувствам другого человека.

  1. Упражнение «Какие мы разные».

  2. Упражнение «Театр эмоции».

  3. Просмотр мультфильма «Голубой щенок».

  4. Упражнение «Если тебя дразнят».

Тема 12. «Умение задавать вопросы».

Цель: развивать умение формулировать вопросы, развивать умение строить взаимоотношения в деятельности.

  1. Упражнение «Угадай».

  2. Игра «Кто этот человек?».

1-й этап. В режиме закрытых вопросов.

Дети задают закрытые вопросы для того, чтобы узнать имя человека, которое загадал психолог.

2-й этап. В режиме открытых вопросов.

С помощью открытых вопросов дети пытаются узнать имя известного человека.

  1. Просмотр мультфильма: «Чебурашка и крокодил Гена».

  2. Конкурс кто придумает больше вопросов по содержанию мультфильма.

Тема 13. «Конфликт».

Цель: познакомить с понятием «конфликт», развивать умение общаться в конфликтных ситуациях, умение ясно и четко излагать свои мысли.

  1. Упражнение «Море волнуется».

  2. Просмотр мультфильма «Теремок»: герои сказки отказывают Медведю в жилище.

  3. Инсценировка фрагмента мультфильма «Теремок».

  4. Подведение итогов.

Тема 14. «Конфликт и его решение».

Цель: развивать умение общаться в конфликтных ситуациях, умение ясно и четко излагать свои мысли.

  1. Игра «Сказочные конфликты» Просмотр мультфильмов и на их основе обсуждение разрешения конфликтов: «Винни-пух и все-все», «Малыш и Карлсон», «Лиса и Заяц».

  2. Задание «Памятка для ситуаций конфликта».

  3. Подведение итогов.

Литература, используемая при реализации проекта

  1. Адамьянц Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение. М., ИС РАН, 2005.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа.-2005.-№9.

  3. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

  4. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) - Д.В. Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2008

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-М., 2005.

(см. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности
в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2003. С. 138)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!