Томская область
Администрация закрытого административно – территориального образования Северск
(Администрация ЗАТО Северск)
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27»
636036 Россия Томская область г.Северск ул. Крупской, 30 тел.: 52-69-64 52-12-61
e-mail: elochka@tomsk-7.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ:
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ «ЛОГОЗНАЙКИ».
Разработали: учитель-логопед - Бойко Елена Евгеньевна
воспитатель - Комлева Юлия Павловна
воспитатель – Бородулина Александра Николаевни
Северск
2019 год
Пояснительная записка.
Цель: Создать единое пространство развития ребенка в семье и МБДОУ, повысить ответственность родителей за результативность коррекционно-образовательного, воспитательного процесса.
Задачи:
Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их психофизического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Создание благоприятной социальной ситуации коррекции и развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Адресат: Учителя-логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели образовательных организаций, родители заикающихся детей.
Содержание: Проект по теме: «Интерактивные формы работы с родителями в организации коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста. Родительская академия «Логознайки».
Разработали учитель-логопед - Бойко Е.Е., воспитатель – Комлева Ю.П., воспитатель – Бородулина А.Н.
Структура проекта.
Визитная карточка проекта.
Введение.
Задачи проекта.
Этапы реализации проекта. Алгоритм проекта.
Тематический блок проекта.
Таблица современных образовательных технологий и методик с указанием целей и результатов.
Предполагаемые результаты.
Описания полученных образовательных результатов и анализа результативности проекта.
Список используемой литературы.
Актуальность:
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного, коррекционного процесса в МБДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками МБДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Именно, поэтому актуальной целью МБДОУ является необходимость создания единого пространства развития ребенка в семье и МБДОУ, повысить ответственность родителей за результативность коррекционно-образовательного, воспитательного процесса.
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов организации коррекционно – образовательной деятельности и в воспитании ребенка.
Основные задачи работы, поставленные перед дошкольным учреждением: предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Фамилия, имя, отчество автора | - Бойко Елена Евгеньевна учитель-логопед, высшая кв. категория. - Комлева Юлия Павловна воспитатель, высшая кв. категория . - Бородулина Александра Николаевна воспитатель, высшая кв. категория . |
Название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» |
Вид проекта | Коррекционно-образовательный, долгосрочный. |
Тема | «Интерактивные формы работы с родителями в организации коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста. Родительская академия «Логознайки». |
Цель проекта | Создать единое пространство развития ребенка в семье и МБДОУ, повысить ответственность родителей за результативность коррекционно-образовательного, воспитательного процесса. |
Методические задачи | Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их психофизического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников. Создание благоприятной социальной ситуации коррекции и развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. |
Ведущая идея инновационного проекта | Повышение эффективности взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ и родителей воспитанников, что определяется, характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования - стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6). Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. |
Предметные области, в рамках которых проводится проект | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Коррекционная работа». |
Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта | Группа заикающихся детей дошкольного возраста. |
Программно – техническое обеспечение | 1.«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Программа логопедической работы с заикающимися детьми» С.А.Миронова; М. «Просвещение» 2008. 2. «Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез. 2007. Методические пособия: В.П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. Развитие личности».2000 №1. К.Я. Вазина «Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства». Челябинск, 2007. Г.А.Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» М. «Просвещение» - 1983; Г.А. Волкова Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985 И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер. Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», М. «Просвещение»-1993; Г.В.Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» М.Айрис Пресс – 2006 Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ». Изд-во Сфера. М., 2011. Н.Комратова «Проектный метод в социо-культурном воспитании дошкольников». Дошкольное воспитание.2010 №8. А.Я.Мухина «Речедвигательная ритмика» М. «Астрель» - 2009; Н.В.Нищева «Система коррекционной работы».СПб. «Детство-пресс»-2001; Е.Л.Пеллингер. Л.П.Успенская «Как помочь заикающимся школьникам». М. «Просвещение» -1995; В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» ВЛАДОС, 2000г И.А.Поварова «Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи» СПб. «Речь» - 2005; Е.А.Нефедова «Пальчиковая гимнастика», М. «Астрель» -2001; Н.В Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». – М.: ТЦ Сфера, 2005. Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в обучении старших дошкольников». Дошкольная педагогика. 2010 №1. М. И. М.И.Чистякова «Психогимнастика» - М. «Владос». 199 «Новые логопедические технологии» Акименко В.М.– Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009г. |
Введение:
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, родителей, детей над определённой практической проблемой (темой).
Основной идеей нашего проекта является стремление педагогического коллектива группы повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, способом реализации личностно-ориентированного подхода, применяя технологию проектирования.
Проблема состоит в том, что:
*высокая занятость родителей;
*низкий уровень сформированности семейных ценностей у дошкольников;
*незнание или нежелание родителей приобрести коррекционно – образовательные умения и навыки для развития своего ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями не даёт полноценной возможности педагогам группы установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, что неблагоприятно сказывается на организации системы психолого-педагогического сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях МБДОУ комбинированного вида.
Актуальность представленного материала определяется необходимостью внедрения в систему коррекционно-развивающей работы интерактивных методик коррекционного взаимодействия семьи и детского сада. Ведь речь – сложная форма психической деятельности человека, которая занимает особое положение в системе мер, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие факторов дошкольной образовательной среды и среды непосредственной жизни ребёнка. Об актуальности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной, ритмически и интонационно организованной речью, имеет особое значение для становления полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе в условиях модернизации российского образования. Из опыта работы подтверждается, что только при высокой заинтересованности родителей и квалифицированном подходе педагогов МБДОУ возможно сформировать у ребёнка интонационно выразительную речь, являющуюся важной предпосылкой для формирования коммуникативной компетенции человека, которую следует рассматривать как совокупность умений, обеспечивающих возможность установления субъектом межличностных отношений, обмен информации, проявление рефлексивного поведения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
В проекте перед родителями, педагогами и детьми определены задачи по следующим проблемам:
-формирование единого понимания целей и задач, коррекционно – образовательного и воспитательного процессов;
-формирование детско - родительских коллективов по интересам;
-развитие социально - коммуникативных способностей;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-пропаганда здорового образа жизни (физическое и духовное здоровье);
-выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности (актерское искусство, изобразительная деятельность, музыка и др.);
-развитие интеллектуальных способностей;
-формирование единого образовательного пространства Учреждения – семья через проектную деятельность.
Этапы реализации проекта | Алгоритм проекта |
I этап организационно - подготовительный | Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта. Изучение опыта педагогов по теме проекта. Пополнение предметно-развивающей среды. Подбор диагностического инструментария для выявления знаний родителей, детей. |
II этап рефлексивно - диагностический | Анализ педагогами группы резерва своих возможностей и предполагаемых затруднений. Определение технологий и методик. Распределение образовательных областей деятельности между воспитателем и учителем-логопедом. Выявление интереса и уровня знаний родителей по теме проекта. Опросы, анкетирование родителей. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. |
III этап практический | Определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога. Реализация проекта через взаимодействие с родителями, активное внедрение нетрадиционных форм участие в городском конкурсе. |
IV этап - заключительный | Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно – образовательном процессе в МБДОУ. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК ПРОЕКТА.
№ п/п | Тематика мероприятий «Родительской академии «Логознайки». | Содержание работы | Ответственный | Сроки проведения |
| «Давайте познакомимся». | Диагностика детей. Опросы, анкетирование родителей. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Сентябрь (ежегодно) |
| «Первые встречи». | Индивидуальное консультирование родителей по результатам обследования. Информирование о задачах коррекционной работы на I полугодие. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Октябрь (ежегодно) |
| «День Матери». | Праздник в группе: - «Играем вместе» обучение приёмам коррекционной работы (релаксация, просодический комплекс, координация речи с движением и др.); - «Моя мама лучшая на свете» - защита творческих работ детьми; - «Музыкальная гостиная» - совместные музыкальные композиции. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Ноябрь (ежегодно) |
| «Новогодний карнавал». | Праздник в группе: - «Презентация новогоднего костюма»; - «Конкурс стихов на приз Деда Мороза»; - «Инсценировка новогодней сказки родителями». Совместное оформление площадки для зимних забав. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Декабрь (ежегодно) |
| «День открытых дверей». | Посещение родителями занятий. Консультирование по результатам работы за I полугодие. Определение коррекционной работы на II олугодие. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Январь (ежегодно) |
| «Папа самый лучший друг». | Спортивное мероприятие: - Соревнования команд (пап и ребёнок). - Конкурс стихов: «Папа, мама, я – спортивная семья». | Учитель-логопед, воспитатели группы | Февраль (ежегодно) |
| «Любимой мамочке». | «Творческая мастерская»: - «Читаем вместе» - мама и ребёнок декламируют стихотворение; - «Подарок для мамы» -совместное изготовление подарка. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Март (ежегодно) |
| «Весенняя капель». | Праздник в группе: - Конкурс «Встречаем птиц». - Презентация поделки. - Совместное вывешивание скворечников на территории МБДОУ. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Апрель (ежегодно) |
| «Говорим всегда красиво». | 1. Логопедический праздник. 2. Индивидуальные консультации по результатам коррекционной работы за учебный год. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Май (ежегодно) |
| «Мой любимый огород». | Совместное оформление клумб, грядок –создание образов, составление презентации - описаний. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Июнь (ежегодно) |
| «День ромашек». | Летний спортивный праздник. Конкурс стихов: «Я люблю лето!» | Учитель-логопед, воспитатели группы | Июль (ежегодно) |
| «Лето провожай – урожай собирай». | Конкурс поделок из природного материала. Презентация поделки. | Учитель-логопед, воспитатели группы | Август (ежегодно) |
Современные образовательные технологии и методики
и применение их в практической деятельности.
№ п/п | Современные образовательные технологии и (или) методики | Цель использования технологий и (или) методик | Результат использования технологий и (или) методик |
| Технология логопедического обследования. | Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой и познавательной области. | Обобщение результатов первичного обследования и оформление речевого заключения. Планирование коррекционно-развивающей работы с учетом возможностей обучения ребёнка. |
| Технологии коррекции звукопроизносительной стороны речи. | Подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков, автоматизация поставленных звуков, введение звуков в самостоятельную речь. | Умение ребенка-логопата различать и правильно употреблять поставленные звуки в собственной речи. |
| Технология языкового развития и формирования речевой культуры. (На основе методик В.П.Глухова, Н.В.Нищевой, Т.А.Ткаченко) | Коррекция лексико-грамматических нарушений, формирование навыков связного высказывания. Приобщение к языковому богатству; формирование навыков коммуникации. | У детей отмечается расширение и обогащение словаря; развернутое речевое высказывание без аграмматизмов; овладение диалогической и монологической формами речи. |
| Здоровьесберегающие технологии | Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни | Удовлетворенность детьми и родителями условиями коррекционного обучения, уровень комфортности на занятиях возрастает |
| Фоноритмика | Автоматизация обучаемых звуков в речи в сочетании с движениями рук и тела; Формирование правильного дыхания при произношении звуков. | - правильное произношение звуков речи в связной речи; - нормализация речевого дыхания |
| Су-джок технология | Использование су-джок массажеров для массажа пальцев рук, с целью стимуляции иннервации речевого аппарата. | Положительная динамика коррекции мелкой моторики рук и согласовании речи с движением |
| Технологии личностно – ориентированного обучения. | Ориентация на особенности и интересы ребёнка при коррекции нарушений речи Создание благоприятной, комфортной атмосферы общения. Творческое развитие личности ребёнка. | Способность ребёнка вести диалог, принимать самостоятельно решения в различных жизненных ситуациях для полноценной социализации в будущем. |
| Проектная технология | Создание условий для развития самостоятельности детей в решении познавательных и практических задач | Положительная динамика развития проектно-исследовательских навыков у детей |
| Информационно-коммуникационные технологии | Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы. | Значительный рост мотивации и интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы |
| 1. Методика прогрессирующей релаксации Эдмунда Джекобсона. 2. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована Е.А. Дьяковой). 3. Музыкотерапия. 4. Медитативные сказки. | Регуляция эмоционального состояния. | Положительная динамика коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника. Успешная социализация в коллективе сверстников. |
| Дыхательная гимнастика представлена И.А. Поваровой - методика «Дышим правильно - говорим легко». | Формирование речевого дыхания. | Положительная динамика коррекции темпо ритмической организации речи. |
Прогнозируемые результаты проекта:
Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает:
- установить социальное партнёрство, обеспечивающее устойчивое развитие взаимовыгодных отношений между педагогами и семьёй;
- повысить ответственность родителей за результативность коррекционно – образовательного и воспитательного процессов.
Описание полученных образовательных результатов и анализа результативности проекта.
Проект «Интерактивные формы работы с родителями в организации коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста. Родительская академия «Логознайки» по организации взаимодействия группы педагогов с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы апробировано. Можно смело сказать, что уже наметились признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьёй. Привлечение родителей к жизни детского сада ещё недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка изменилась.
Ещё не все родители, активны во внедрении новых форм общения семей группы. Преимущественно всё же инициатива исходит от педагогов, но все – таки большая часть родителей, поддерживает и откликается на нововведения. Теснее и ближе стали общаться родители группы, даже вне МБДОУ. Педагоги стали шире применять интерактивные формы работы. Проявляется творчество. Выдумка, фантазия в целях претворения новых идей. Взаимоотношения педагогов и родителей становятся партнёрскими. Совместная деятельность родителей, детей, педагогов положительно влияет на результативность коррекционно – образовательных и воспитательных процессов.
Анкетирование родителей показало, что проект изменил взгляды родителей:
расширил представление родителей о работе МБДОУ;
повысил уровень смысловой компетентности в коррекционо – образовательной и воспитательной деятельности МБДОУ;
изменил взгляды на вопросы отношений между родителями и детьми.
Мы считаем, что новая философия вовлечения родителей в коррекционно – образовательный процесс осуществляется успешно.
Список используемой литературы:
«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Программа логопедической работы с заикающимися детьми» С.А.Миронова; М. «Просвещение» 2008.
«Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез. 2007.
Г.А.Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» М. «Просвещение» - 1983;
Г.А. Волкова Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985
И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер. Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», М. «Просвещение»-1993;
Г.В.Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» М.Айрис Пресс – 2006
В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» ВЛАДОС, 2000г
И.А.Поварова «Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи» СПб. «Речь» - 2005;
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Пальчиковая гимнастика», М. «Астрель» -2001;
М.И.Чистякова «Психогимнастика» - М. «Владос», 1995
26