СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по здоровьесбережению "Радуга здоровья" для младших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.  Именно в семье и  детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.  Именно в семье и  детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по здоровьесбережению "Радуга здоровья" для младших дошкольников»


Педагогический проект по здоровьесбережению







Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели, дети второй группы раннего развития и их родители, физ. инструктор, муз. руководитель.

Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.  Именно в семье и  детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Цель проекта: формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение  с воспитателями группы.

Задачи проекта:

-для детей:

1) укреплять и охранять здоровье детей;

2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;

3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;

4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.

-для педагогов:

1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;

3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

-для родителей:

1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков  гигиены и т.д.;

2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;

3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований.
Основные педагогические принципы:
1. Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни  должно основываться на  ценностях и  традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в  данной семье.
2. Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3. Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка –     требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках. 
4. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для  усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в данном проекте мы решили применять в различных видах деятельности дошкольников и подразделяли их на:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья; 

2. Технологии обучения ЗОЖ;  

3. Коррекционные технологии


Здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте:

  • Цветотерапия

  • Музыкотерапия

  • Арттерапия

  • Сказкотерапия

  • Игротерапия

  • Песочная терапия

  • Фитонцид-терапия

  • Релаксация

  • Психогимнастика

  • Дыхательная гимнастика

  • Зрительная гимнастика

  • Пальчиковая гимнастика

  • Профилактика плоскостопия

  • Профилактика нарушения осанки

  • Массаж и самомассаж

  • Физкультминутки

  • Гимнастика пробуждения

  • Стретчинг

  • Ритмопластическая гимнастика

  • Су-Джок терапия

Этапы реализации проекта:


1 этап - аналитический

Задача этапа: диагностика уровня физического развития детей; анкетирование и беседа с родителями, наблюдение за поведением и состоянием здоровья детей, в повседневной жизни; беседа с медицинской сестрой; анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ, оздоровительного образования через проведение совместных досугов, спортивных праздников, развлечений и др.


2 этап - организационный

Задача этапа: создание комплексной оздоровительной системы работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, обновление и расширение здоровьесберегающей среды в группе, привлечение родителей к предстоящей оздоровительной работе в инновационном режиме.


3 этап: основной – реализация и актуализация проекта

Задачи этапа: формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья


4 этап - итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.


Ожидаемые результаты проекта:

1) обновление и расширение образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

2) усвоение детьми основ здорового образа жизни; понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих;

3) снижение показателя заболеваемости;

4) положительная динамика показателей физического развития детей.

5) формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
















































Все воспитанники приходят в группу в одежде определенного цвета в соответствии с названием дня.


Цветотерапия: снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;


Воздействие цвета через кожу

Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

Воздействие цвета через глаза

Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.






Д ень первый – «Красный»:

Аналитический этап


День второй – «Розовый»:

Организационный этап


Д ень третий – «Сиреневый»:

Тема: «Что такое здоровье?»

Задачи: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Дать элементарные сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.


День четвертый – «Оранжевый»:

Тема: «Смехотерапия».

Задачи:   повышает уровень серотонина в организме, что сделает его счастливым; укрепляет иммунную систему; расслаблять мышцы детей; содействовать положительным мыслям; балансировать кровяное давление и помогать пищеварению; уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агрессивность.


День пятый – «Желтый»:

Тема: «Путешествие по телу» (Тело человека и личная гигиена).

Задачи: познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.


День шестой – «В горошек»:

Тема: «Необычный день».

Задачи: создать радостное настроение, положительные эмоции. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Развивать двигательную активность детей, как фактор, стимулирующий физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие..


День седьмой – «Зелёный»:

Тема: «Полезные вкусняшки».

Задачи: рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.


День восьмой – «Бирюзовый»:

Тема: «Узнаем, отвечаем, играем»

Задачи: развивать у дошкольников познавательный интерес к компонентам здорового образа жизни. Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;


День девятый – «Синий»:

Тема: «Спорт для здоровья».

Задачи: способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.


День десятый – «Фиолетовый»:

Тема: «Торжественное открытие фитобара».

Задачи: дать элементарные знания о лекарственных растениях. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботиться о своём здоровье;



Сиреневый день.


Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Комплекс ритмопластической гимнастики «Утро».

Дыхательное упражнение «Ворона».

Массаж ушных раковин «Ушки на макушке».

Гимнастика пробуждения после дневного сна «Мы проснулись».

Стретчинг «Пружинки».




М.Р.Максиняева и др.

Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76



Н.С.Голицына,

И.М. Шумова Воспитание здорового образа жизни у малышей. М., 2007


Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .

НОД

«Помоги Зайке сберечь здоровье»

Ситуации, этюды

«Быть здоровым хорошо или плохо?»

«Как вы одеваетесь на прогулку?»

«Мишка болен».

Общение

«Как вы себя сегодня чувствуете?»

«Кто в детском саду заботится о вас?»

ЧХЛ

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пословицы о здоровье

Дидактические и развивающие игры

«Кому что нужно»

«Да - нет»

«Узнай и назови»

Игра по цветотерапии «Коврик настроения»

Творческие игры

«Детская поликлиника».

Игра по музыкотерапии «Медвежонок Бука».

Изотерийная игра «Волшебные нити».


Экскурсия

Посещение мед. кабинета

Двигательная деятельность

Игра на равновесие «Замри»,

«Догонялки с Мишкой».

Развлечение «Доктор Айболит»



О ранжевый день.



Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика «Весёлые клоуны».

Массаж биологически активных зон «Ледоход».

Ритмопластические упражнение «Мишка проснулся».

Хождение по корригирующей дорожке

Психогимнастика «Заводные игрушки» (на расслабление).

Гимнастика пробуждения после дневного сна «Лесные приключения».

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста, с. 217,219


Н.Н. Авдеева и др. Безопасность, СПб,2002


Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Вторая младшая группа. М.,2007, с. 12-18


Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008. 


НОД

Весёлые эстафеты «Чунга-чанга»

Ситуации, этюды

Инсценировка К. Чуковского «Путаница».

Пантомима «Вкусные конфеты».

Этюды на выражение страха «Лисенок боится».


Общение

«Весёлые завиральные истории».

Заучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки».

ЧХЛ

Чтение небылиц «Шалтай-балтай», «Два мудреца в одном тазу», «Где ты была сегодня киска»


Дидактические и развивающие игры

Игра «Нарисуй хвостик»

Творческие игры

«Цирк» (клоун на манеже)

Экспериментирование

Показ фокусов

Подвижные игры и развлечения

Игры-забавы с мыльными пузырями и воздушными шариками.


Желтый день.


Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика по сказке «Колобок».

Упражнение для коррекции зрения «Звери смотрят вверх»

Фонопедическое упражнение «Ау»

Пальчиковая игра «Каша»

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Гимнастика пробуждения после дневного сна «Подснежник»

Н.С. Голицына,

И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.36,39,40


С.В.Петерина Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, с.33


Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15



В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова.

Развитие детей младшего дошкольного возраста.

Воронеж,2001, с.354


Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью», М.,2005,с.7,8


Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15



В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова.

Развитие детей младшего дошкольного возраста.

Воронеж,2001, с.354


Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью», М.,2005,с.7,8


НОД

«Чтобы быть здоровым»

Ситуации, этюды

Научим Хрюшу умываться

Кукла Таня простудилась

Какие мы разные

Общение

Расскажи и покажи части тела и лица

Машенька хочет купаться

Уроки Мойдодыра

Дидактические и развивающие игры

Сделаем куклам разные прически

Шутка – игра «Моё тело»

«Ты моя частичка»

«Угадай по звуку»

Игра по цветотерапии «Покрывало Феи»

Творческие игры

«Девочка чумазая» инсценировка по стихотворению А. Барто

«Правила гигиены» (показ при помощи мимики)

Оздоровительные игры

« Сапер» (пескотерапия)

«На волшебном острове» (саморасслабление)

Подвижные игры и развлечения

«Мухи и варенье»

«Зайчик, стой!» (координация и внимание)


День в горошек.



Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Гимнастика пробуждения после дневного сна игрового характера «Полёт облака».

Пальчиковая гимнастика «Утюжок», «Добывание огня».

Для коррекции зрения «Солнечный зайчик».

Кинезиология «Весёлые ладошки».

 

«Здоровячек». Система оздоровления дошкольников. Авт. – Составитель Т.Е. Никанорова, Е.Н. Сергиенко.

 Харченко Т.Е.


Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.


Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская.


НОД

«Весенние трели» (музыка).

Танец «Гороховое небо»

Общение

Коммуникативная игра «Лучший друг».

Беседа «Знай своё тело»

Этюды

На выражение страданий и печали

«Ой, ой, живот болит».

На выражение гнева «Сердитый дедушка».


ЧХЛ

А. Барто «Прогулка».

С. Михалков «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала».

Оздоровительные игры

Терапевтическая игра «Уходи злость, уходи».

Ролевая гимнастика «Лев отдыхает».

Музыкальное моделирование «Морское путешествие» (музыкотерапия).

ИКТ

«Азбука здоровья» («Смешарики»).

«Уроки тетушки Совы» («Здоровье»)


Опытно-экспериментальная деятельность

Измерение роста детей «Мы растем»

Двигательная деятельность

Оздоровительная ходьба по территории д/с


Зелёный день.


Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Танцевальная утренняя гимнастика «Витаминки-апельсинки»

Упражнения для зрения «Облака»

Массаж ног «Барабан»

Массаж рук шестигранным карандашом «Раскатываем тесто»

Психогимнастика «Голодные зеваки»

Пальчиковая гимнастика «Соки»

Н.С. Голицына,

И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей,

М., 2007, с.32,33,34


В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста.

Воронеж, 2001,с.72, 77, 81,85


Г. Зайцев

«Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.23


Л.М. Щипицына и др.

«Азбука общения». СПб . 1998,с.162,175


Журнал «Ребенок в детском саду», 2007, №1,с.47.

НОД

«Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» (познание)

НОД по цветотерапии "Путешествие в зеленую страну"

Ситуации, этюды

«О вредных продуктах»

Реклама «Фруктики»

Театр «Спор овощей»

Общение

Совместное придумывание витаминной сказки

Дидактические и развивающие игры

Словесно-дидактическая игра « Кто больше назовёт фруктов (овощей) одного цвета».

«Угадай настроение».

Опыт

Определение продуктов по вкусу

Творческие игры

«Магазин полезных продуктов питания»

ИКТ

Просмотр развивающего видеофильма:

«О витаминах» (Шишкин лес)



Бирюзовый день.


Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Ритмопластика «Повторюшки».

Релаксационное упражнение «Мороженое».

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Ходьба по неровным поверхностям (профилактика плоскостопия).

Дыхательная гимнастика «Греем руки».

Самомассаж «Лепим лицо»

 Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.


Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.


Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

Этюды

«Страх» (мимика).

«Неваляшка» (чувство группы).

Общение

Беседа «О жадности»,

«Приятные слова»

Самостоятельная деятельность

Рассматривание плаката «Строение тела человека»

Творческие игры

Сюжетно – игровая импровизация «В Царстве морского царя»

Оздоровительные игры

Терапевтическая игра «Добрые - злые кошки».

Музыкальное моделирование «Весенняя сказка» (музыкотерапия).

«Секретики» (пескотерапия)

ИКТ

Просмотр развивающих мультфильмов «Азбука здоровья» (Смешарики)

Двигательная деятельность

Оздоровительный бег по территории д/с.

П/и «Лошадки», «Самолёты»


С иний день.


Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика «Будем все мы смелыми, сильными, красивыми».

Массаж рук грецкими орехами.

Релаксация «Любопытная Варвара».

Пальчиковая гимнастика с платочками «Медведь».

Упражнение на осанку «Стойкий оловянный солдатик».

Гимнастика после дневного сна «У меня спина прямая».



Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.:     Т.Ц. Сфера, 2005                                


Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003



Уроки Мойдодыра /  Г. Зайцев. – СПб: Акцидент, 1997г.


НОД

«Путешествие в сказочный лес» (физ)

Ситуации, этюды

«Спортивные соревнования»

Общение

«Спорт - путь к здоровью».

«Откуда берутся болезни».

ЧХЛ

«Чтоб расти и закаляться» В.П. Михелкин.

«Как стать Неболейкой» И. Семёнов.

Дидактические и развивающие игры

«Виды спорта»,

«Да-нет»

Оздоровительные игры

Сказкотерапия «Храбрый колобок».

Музыкальная театрализация «Заяц – герой».

ИКТ

Презентация «Вредные и полезные привычки».

Двигательная деятельность

Оздоровительная ходьба по территории д/с.

П/и по выбору детей.

Игры в спортивном уголке – «Кольцеброс», «Попади мячом в кольцо», «Кто быстрей перекатит шарики».


Ф иолетовый день.


Вид деятельности

Содержание

Методическая литература

Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия

Танцевально-ритмическая гимнастика «Цветы – небывалой красоты».

Игра-релаксация «Полёт на белом облаке».

Массаж ушных раковин «Чебурашка».

Массаж рук с прищепками Котёнок-глупыш».

Дыхательная гимнастика «Кто громче?»

Су-Джок терапия «Шиповник».



Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.


Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.


«

НОД

«Необычные одуванчики» (изо)

Этюд

«Филя простудился: напоим его целебным чаем»

Общение

«Липовый и ромашковый чай».

«Почему нужно быть осторожными с лекарствами?»

Оздоровительные игры

Терапевтическая игра «Клоуны ругаются».

Изотерийная игра «Закроем страх в шкатулку».

Рисование цветными льдинками (арттерапия).

«Норки для мышки» (песочная терапия).

Самостоятельная деятельность

Рассматривание альбома с лекарственными травами

Двигательная деятельность

П/и «Ветер путешествий»

Дискотека под мелодию из мультфильма «Пластилиновая ворона» муз. Г. Гладкова

Оздоровительный бег по территории д/с


Итоговое мероприятие: «Торжественное открытие фитобара».






















Работа с родителями:


1. Мастер-класс «Виды оздоровительного массажа в домашних условиях».

2. Фотосессия "Не боимся стужи, со здоровьем дружим!"

3. Анкетирование родителей "Состояние здоровья Вашего ребенка".

4. Памятка на тему: «Десять заповедей здоровья».

5. Консультации «Правила здорового образа жизни»;

«Сказкотерапия».

6. Родительское собрание: «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения».

7. Дискуссия "Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей".

8. Буклет "Рецепты травяного чая".

9. Деловая игра "Сохранение и укрепление здоровья".

10. Консультация с элементами практикума "Игры на формирование правильной осанки".

11. Родительская конференция "Секреты здоровья".

12. Совместное сотрудничество по реализации «Фито бара» в группе детей.
13. Фотоотчёт «Неделя здоровья».