Педагогический проект по здоровьесбережению
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: воспитатели, дети второй группы раннего развития и их родители, физ. инструктор, муз. руководитель.
Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Цель проекта: формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
-для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
-для педагогов:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т.д.;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований.
Основные педагогические принципы:
1. Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
2. Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3. Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
4. Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Здоровьесберегающие педагогические технологии в данном проекте мы решили применять в различных видах деятельности дошкольников и подразделяли их на:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения ЗОЖ;
3. Коррекционные технологии
Здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте:
Цветотерапия
Музыкотерапия
Арттерапия
Сказкотерапия
Игротерапия
Песочная терапия
Фитонцид-терапия
Релаксация
Психогимнастика
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Профилактика плоскостопия
Профилактика нарушения осанки
Массаж и самомассаж
Физкультминутки
Гимнастика пробуждения
Стретчинг
Ритмопластическая гимнастика
Су-Джок терапия
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический
Задача этапа: диагностика уровня физического развития детей; анкетирование и беседа с родителями, наблюдение за поведением и состоянием здоровья детей, в повседневной жизни; беседа с медицинской сестрой; анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ, оздоровительного образования через проведение совместных досугов, спортивных праздников, развлечений и др.
2 этап - организационный
Задача этапа: создание комплексной оздоровительной системы работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, обновление и расширение здоровьесберегающей среды в группе, привлечение родителей к предстоящей оздоровительной работе в инновационном режиме.
3 этап: основной – реализация и актуализация проекта
Задачи этапа: формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья
4 этап - итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
1) обновление и расширение образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
2) усвоение детьми основ здорового образа жизни; понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих;
3) снижение показателя заболеваемости;
4) положительная динамика показателей физического развития детей.
5) формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Все воспитанники приходят в группу в одежде определенного цвета в соответствии с названием дня.
Цветотерапия: снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
Воздействие цвета через кожу
Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.
Воздействие цвета через глаза
Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.
Д
ень первый – «Красный»:
Аналитический этап
День второй – «Розовый»:
Организационный этап
Д
ень третий – «Сиреневый»:
Тема: «Что такое здоровье?»
Задачи: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Дать элементарные сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
День четвертый – «Оранжевый»:
Тема: «Смехотерапия».
Задачи: повышает уровень серотонина в организме, что сделает его счастливым; укрепляет иммунную систему; расслаблять мышцы детей; содействовать положительным мыслям; балансировать кровяное давление и помогать пищеварению; уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агрессивность.
День пятый – «Желтый»:
Тема: «Путешествие по телу» (Тело человека и личная гигиена).
Задачи: познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
День шестой – «В горошек»:
Тема: «Необычный день».
Задачи: создать радостное настроение, положительные эмоции. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Развивать двигательную активность детей, как фактор, стимулирующий физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие..
День седьмой – «Зелёный»:
Тема: «Полезные вкусняшки».
Задачи: рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.
День восьмой – «Бирюзовый»:
Тема: «Узнаем, отвечаем, играем»
Задачи: развивать у дошкольников познавательный интерес к компонентам здорового образа жизни. Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;
День девятый – «Синий»:
Тема: «Спорт для здоровья».
Задачи: способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.
День десятый – «Фиолетовый»:
Тема: «Торжественное открытие фитобара».
Задачи: дать элементарные знания о лекарственных растениях. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботиться о своём здоровье;
Сиреневый день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Комплекс ритмопластической гимнастики «Утро». Дыхательное упражнение «Ворона». Массаж ушных раковин «Ушки на макушке». Гимнастика пробуждения после дневного сна «Мы проснулись». Стретчинг «Пружинки». | М.Р.Максиняева и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76 Н.С.Голицына, И.М. Шумова Воспитание здорового образа жизни у малышей. М., 2007 Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 . |
НОД | «Помоги Зайке сберечь здоровье» |
Ситуации, этюды | «Быть здоровым хорошо или плохо?» «Как вы одеваетесь на прогулку?» «Мишка болен». |
Общение | «Как вы себя сегодня чувствуете?» «Кто в детском саду заботится о вас?» |
ЧХЛ | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы о здоровье |
Дидактические и развивающие игры | «Кому что нужно» «Да - нет» «Узнай и назови» Игра по цветотерапии «Коврик настроения» |
Творческие игры | «Детская поликлиника». Игра по музыкотерапии «Медвежонок Бука». Изотерийная игра «Волшебные нити». |
Экскурсия | Посещение мед. кабинета |
Двигательная деятельность | Игра на равновесие «Замри», «Догонялки с Мишкой». Развлечение «Доктор Айболит» |
О
ранжевый день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Утренняя гимнастика «Весёлые клоуны». Массаж биологически активных зон «Ледоход». Ритмопластические упражнение «Мишка проснулся». Хождение по корригирующей дорожке Психогимнастика «Заводные игрушки» (на расслабление). Гимнастика пробуждения после дневного сна «Лесные приключения». | В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Развитие детей младшего дошкольного возраста, с. 217,219 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность, СПб,2002 Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. М.,2007, с. 12-18 Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград: Учитель,2008. |
НОД | Весёлые эстафеты «Чунга-чанга» |
Ситуации, этюды | Инсценировка К. Чуковского «Путаница». Пантомима «Вкусные конфеты». Этюды на выражение страха «Лисенок боится». |
Общение | «Весёлые завиральные истории». Заучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки». |
ЧХЛ | Чтение небылиц «Шалтай-балтай», «Два мудреца в одном тазу», «Где ты была сегодня киска» |
Дидактические и развивающие игры | Игра «Нарисуй хвостик» |
Творческие игры | «Цирк» (клоун на манеже) |
Экспериментирование | Показ фокусов |
Подвижные игры и развлечения | Игры-забавы с мыльными пузырями и воздушными шариками. |
Желтый день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Утренняя гимнастика по сказке «Колобок». Упражнение для коррекции зрения «Звери смотрят вверх» Фонопедическое упражнение «Ау» Пальчиковая игра «Каша» Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» Гимнастика пробуждения после дневного сна «Подснежник» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.36,39,40 С.В.Петерина Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, с.33 Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15 В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001, с.354 Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью», М.,2005,с.7,8 Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15 В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001, с.354 Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью», М.,2005,с.7,8 |
НОД | «Чтобы быть здоровым» |
Ситуации, этюды | Научим Хрюшу умываться Кукла Таня простудилась Какие мы разные |
Общение | Расскажи и покажи части тела и лица Машенька хочет купаться Уроки Мойдодыра |
Дидактические и развивающие игры | Сделаем куклам разные прически Шутка – игра «Моё тело» «Ты моя частичка» «Угадай по звуку» Игра по цветотерапии «Покрывало Феи» |
Творческие игры | «Девочка чумазая» инсценировка по стихотворению А. Барто «Правила гигиены» (показ при помощи мимики) |
Оздоровительные игры | « Сапер» (пескотерапия) «На волшебном острове» (саморасслабление) |
Подвижные игры и развлечения | «Мухи и варенье» «Зайчик, стой!» (координация и внимание) |
День в горошек.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Гимнастика пробуждения после дневного сна игрового характера «Полёт облака». Пальчиковая гимнастика «Утюжок», «Добывание огня». Для коррекции зрения «Солнечный зайчик». Кинезиология «Весёлые ладошки». | «Здоровячек». Система оздоровления дошкольников. Авт. – Составитель Т.Е. Никанорова, Е.Н. Сергиенко. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. |
НОД | «Весенние трели» (музыка). Танец «Гороховое небо» |
Общение | Коммуникативная игра «Лучший друг». Беседа «Знай своё тело» |
Этюды | На выражение страданий и печали «Ой, ой, живот болит». На выражение гнева «Сердитый дедушка». |
ЧХЛ | А. Барто «Прогулка». С. Михалков «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала». |
Оздоровительные игры | Терапевтическая игра «Уходи злость, уходи». Ролевая гимнастика «Лев отдыхает». Музыкальное моделирование «Морское путешествие» (музыкотерапия). |
ИКТ | «Азбука здоровья» («Смешарики»). «Уроки тетушки Совы» («Здоровье») |
Опытно-экспериментальная деятельность | Измерение роста детей «Мы растем» |
Двигательная деятельность | Оздоровительная ходьба по территории д/с |
Зелёный день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Танцевальная утренняя гимнастика «Витаминки-апельсинки» Упражнения для зрения «Облака» Массаж ног «Барабан» Массаж рук шестигранным карандашом «Раскатываем тесто» Психогимнастика «Голодные зеваки» Пальчиковая гимнастика «Соки» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007, с.32,33,34 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001,с.72, 77, 81,85 Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.23 Л.М. Щипицына и др. «Азбука общения». СПб . 1998,с.162,175 Журнал «Ребенок в детском саду», 2007, №1,с.47. |
НОД | «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» (познание) НОД по цветотерапии "Путешествие в зеленую страну" |
Ситуации, этюды | «О вредных продуктах» Реклама «Фруктики» Театр «Спор овощей» |
Общение | Совместное придумывание витаминной сказки |
Дидактические и развивающие игры | Словесно-дидактическая игра « Кто больше назовёт фруктов (овощей) одного цвета». «Угадай настроение». |
Опыт | Определение продуктов по вкусу |
Творческие игры | «Магазин полезных продуктов питания» |
ИКТ | Просмотр развивающего видеофильма: «О витаминах» (Шишкин лес) |
Бирюзовый день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Ритмопластика «Повторюшки». Релаксационное упражнение «Мороженое». Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Ходьба по неровным поверхностям (профилактика плоскостопия). Дыхательная гимнастика «Греем руки». Самомассаж «Лепим лицо» | Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. |
Этюды | «Страх» (мимика). «Неваляшка» (чувство группы). |
Общение | Беседа «О жадности», «Приятные слова» |
Самостоятельная деятельность | Рассматривание плаката «Строение тела человека» |
Творческие игры | Сюжетно – игровая импровизация «В Царстве морского царя» |
Оздоровительные игры | Терапевтическая игра «Добрые - злые кошки». Музыкальное моделирование «Весенняя сказка» (музыкотерапия). «Секретики» (пескотерапия) |
ИКТ | Просмотр развивающих мультфильмов «Азбука здоровья» (Смешарики) |
Двигательная деятельность | Оздоровительный бег по территории д/с. П/и «Лошадки», «Самолёты» |
С
иний день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Утренняя гимнастика «Будем все мы смелыми, сильными, красивыми». Массаж рук грецкими орехами. Релаксация «Любопытная Варвара». Пальчиковая гимнастика с платочками «Медведь». Упражнение на осанку «Стойкий оловянный солдатик». Гимнастика после дневного сна «У меня спина прямая». | Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005 Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003 Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб: Акцидент, 1997г. |
НОД | «Путешествие в сказочный лес» (физ) |
Ситуации, этюды | «Спортивные соревнования» |
Общение | «Спорт - путь к здоровью». «Откуда берутся болезни». |
ЧХЛ | «Чтоб расти и закаляться» В.П. Михелкин. «Как стать Неболейкой» И. Семёнов. |
Дидактические и развивающие игры | «Виды спорта», «Да-нет» |
Оздоровительные игры | Сказкотерапия «Храбрый колобок». Музыкальная театрализация «Заяц – герой». |
ИКТ | Презентация «Вредные и полезные привычки». |
Двигательная деятельность | Оздоровительная ходьба по территории д/с. П/и по выбору детей. Игры в спортивном уголке – «Кольцеброс», «Попади мячом в кольцо», «Кто быстрей перекатит шарики». |
Ф
иолетовый день.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Утренняя гимнастика и оздоровительные мероприятия | Танцевально-ритмическая гимнастика «Цветы – небывалой красоты». Игра-релаксация «Полёт на белом облаке». Массаж ушных раковин «Чебурашка». Массаж рук с прищепками Котёнок-глупыш». Дыхательная гимнастика «Кто громче?» Су-Джок терапия «Шиповник». | Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. « |
НОД | «Необычные одуванчики» (изо) |
Этюд | «Филя простудился: напоим его целебным чаем» |
Общение | «Липовый и ромашковый чай». «Почему нужно быть осторожными с лекарствами?» |
Оздоровительные игры | Терапевтическая игра «Клоуны ругаются». Изотерийная игра «Закроем страх в шкатулку». Рисование цветными льдинками (арттерапия). «Норки для мышки» (песочная терапия). |
Самостоятельная деятельность | Рассматривание альбома с лекарственными травами |
Двигательная деятельность | П/и «Ветер путешествий» Дискотека под мелодию из мультфильма «Пластилиновая ворона» муз. Г. Гладкова Оздоровительный бег по территории д/с |
Итоговое мероприятие: «Торжественное открытие фитобара».
Работа с родителями:
1. Мастер-класс «Виды оздоровительного массажа в домашних условиях».
2. Фотосессия "Не боимся стужи, со здоровьем дружим!"
3. Анкетирование родителей "Состояние здоровья Вашего ребенка".
4. Памятка на тему: «Десять заповедей здоровья».
5. Консультации «Правила здорового образа жизни»;
«Сказкотерапия».
6. Родительское собрание: «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения».
7. Дискуссия "Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей".
8. Буклет "Рецепты травяного чая".
9. Деловая игра "Сохранение и укрепление здоровья".
10. Консультация с элементами практикума "Игры на формирование правильной осанки".
11. Родительская конференция "Секреты здоровья".
12. Совместное сотрудничество по реализации «Фито бара» в группе детей.
13. Фотоотчёт «Неделя здоровья».