СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Система работы по подготовке к ОГЭ по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Система работы по подготовке к ОГЭ по математике"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петрецовская средняя общеобразовательная школа»

Вохомского муниципального района Костромской области

























Педагогический проект

«Система работы по подготовке

к ОГЭ по математике»

Исследовательский проект, отражающий результаты педагогической деятельности.

Временные рамки: сентябрь-июнь

Работу выполнила: учитель математики

Кузнецова Светлана Николаевна

1 квалификационная категория



с. Никола.

Содержание

Краткая аннотация проекта........................................................


3


Актуальность проекта. Постановка проблема..........................

Цели и задачи проекта


4-5

Стратегия достижения поставленных целей и задач..............

5-9

Ожидаемые результаты …………………………………………

9

Список литературы........................................................................

10


Приложение ……………...............................................................





































«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Бернард Шоу

  1. Краткая аннотация проекта

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ и дальнейшего обучения в школе. В связи со стратегическими направлениями социально-экономического развития России перед образованием стоит одна из задач: «Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих учёных, но и будущих квалифицированных рабочих».

Но как показывает опыт, если в 10 класс большинство детей идут осознанно, то в 9 классе намного сложнее готовить детей к экзаменам. До 9 класса учатся все – у кого есть это желание и те, у кого его нет. При этом в самом сложном положении оказываются учителя русского языка и математики, обязанные подготовить всех учащихся класса к достойной сдаче экзамена.

Данный проект предполагает организацию подготовки к успешной сдачи ОГЭ по математике в процессе совместной деятельности выпускников 9 класса и учителя.

Педагогическая цель: повысить эффективность, результативность педагогического процесса для развития познавательных навыков, качественной подготовки выпускника школы к государственной итоговой аттестации.

Задачи проекта:

  1. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме проекта.

  2. Повысить уровень познавательных способностей учащегося через использование инновационных технологий.

  3. Повысить интерес и мотивацию ученика к изучению математики.

  4. Развивать навыки самостоятельной деятельности учащегося.

  5. Разработать методику и структуру курса для подготовки учащегося к ОГЭ.

  6. Сформировать представление о формате и структуре ОГЭ, об особенностях процедуры его проведения.

  7. Освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющие выпускнику демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки.

  8. Выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.

Проект рассчитан по времени выполнения на 10 месяцев.

Сроки и этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Задача: разработать содержание, формы и методы.

2 этап – практический (октябрь-май)

Задача: реализовать проект

3 этап – заключительный (май - июнь)

Задача: систематизировать и обобщить полученные результаты работы по проекту.

Критерии ожидаемого результата: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса для слабоуспевающих учащихся 9 класса, способствующих успешному окончанию курса основной школы и прохождению ОГЭ по математике. Снижение уровня тревожности, усиление мотивации учения.

Подготовка к сдаче ОГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечить выпускнику успешную сдачу экзамена.

  1. Актуальность проекта. Постановка проблемы

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.

Итоговая аттестация - серьёзная проверка освоения учащимся основной образовательной программы. При подготовке к ГИА обучающемуся необходимо успеть повторить пройденное по обязательным предметам и определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Выпускник должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к ОГЭ с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для самих учащихся в частности, так и для школы, педагогического коллектива, и для общества в целом. Итоговая аттестация даёт возможность учителю подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании предмета.

Результаты ГИА стали уже не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательной организации. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету.

Математика - один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ГИА. В связи с этим перед учителем математики стоит проблема: как организовать работу, чтобы достичь цели.

При подготовке к экзаменам учащиеся должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. На эту тему говорят многие и многих эта проблема касается.

Наша задача - подготовить учащегося так, чтобы он самостоятельно смог набрать максимально возможное для него количество баллов. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену. И я тоже. Для меня сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек. А учеников, которые могут сдать экзамен на «двойку» каждый год бывает не один. Поэтому работа со слабоуспевающими учениками (в интернете ещё их называют «группа риска») для меня актуальна. Всё это и обусловило актуальность темы.

Объект исследования: процесс формирования знаний, умений, навыков учащегося 9 класса для эффективной сдачи ОГЭ.

Предмет исследования: условия для успешного индивидуального развития ученика.

Педагогическая цель: повысить эффективность, результативность педагогического процесса для развития познавательных навыков, качественной подготовки выпускника школы к государственной итоговой аттестации.

Цель исследования: Создание условий для успешного прохождения выпускниками государственной итоговой аттестации.

Гипотеза: предполагается, что если у выпускника будут сформированы знания, умения, навыки, то это поможет глубже осмысливать учебные дисциплины (алгебра, геометрия), успешнее пройти Государственную итоговую аттестацию.

Задачи проекта, которые ставлю для решения поставленной проблемы.

1.Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме проекта.

2.Повысить уровень познавательных способностей учащегося через использование инновационных технологий.

3.Повысить интерес и мотивацию ученика к изучению математики.

4.Развивать навыки самостоятельной деятельности учащегося.

5.Разработать методику и структуру курса для подготовки учащегося к ОГЭ.

6.Сформировать представление о формате и структуре ОГЭ, об особенностях процедуры его проведения.

7.Освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющие выпускнику демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки.

8.Выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.

9.Отследить результативность, сравнить полученные результаты, сделать вывод.

  1. Стратегия достижения поставленных целей и задач

Учитель математики ежегодно вместе со своими учениками готовится к прохождению Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену. В связи с этим я для себя составила план по работе с учащимися и их родителями. (Приложение 1) и хочу показать свою систему работы в подготовке слабоуспевающего ученика.

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Свою подготовку я начала с входной диагностики в сентябре месяце (Приложение 2) по выявлению пробелов в знаниях обучающихся. Для организации подготовки школьников к экзамену по результатам первой диагностической работы определила три группы. Для первой группы необходимо преодолеть рубеж 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех модулей. В данную группу входит ученик, которому необходимо отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность, что нижний рубеж ему по силам.

Отставать в обучении ученик может по разным зависящим и независящим от него причин:

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний, задержка психического развития, педагогическая запущенность;

  • отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника счёта, отсутствие навыков самостоятельности в работе;

  • неблагополучная семья, проблема «улицы», прогулы и др.

Прежде чем начать работу со слабоуспевающим учеником необходимо поставить перед собой цель:

- устранение пробелов знаний;

- создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что я делаю:

Подготовила и оформила в классе информационный стенд «Готовимся к ОГЭ». (Приложение 3)

Составила план работы со слабоуспевающим учеником по подготовке к ОГЭ по математике (Приложение 4).

2 этап – практический (октябрь-май)

Мне очень понравились 10 правил работы со слабоуспевающими учениками, которые я нашла на одном из сайтов и которые часто использую в своей работе:

1.Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему; радуйся каждому шагу своего воспитанника. Я постоянно говорю ученику, что ты сможешь, ты сдашь экзамен. Вселяю в него уверенность. Прежде всего на своих уроках, решая типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

2.Для слабоуспевающих необходим период «вживания» в материал: не торопи ученика; научись ждать его успеха. Выпускник, которого я готовила медлительный, долго вникал в суть. Необходимо ждать ответа больше, чем от других участников процесса.

3.Начав работать со слабыми, помни, что через короткое время группа расколется в свою очередь на «способных», «средних», и «слабых»; первые прогрессируют в учении быстрее, «средние» тянутся за ними; «слабым» же нужна постоянная помощь.

4.Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми учащимися; нужно каждый урок рассматривать как продолжение предыдущего: он вносит свою лепту в изучении темы. Если учитель, например, в теме, состоящей из 15-20 уроков, выделил главные вопросы и постоянно повторяет их с учащимися в той или иной форме, то к последним урокам все усвоят эти вопросы.

5.Необходимо выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6.В работе со слабоуспевающим учеником важно развивать память, логику, вообще мышление, чувства, интерес к учению, формировать общенаучные умения и навыки. А методика работы должна меняться по мере развития учащихся.

7.Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общение со слабыми учащимися, нельзя получить хороших результатов обучения.

8.При обучении важно управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дай записать и приступай к следующей дозе информации. Вовлекай учащихся в деятельность на уроке, которая должна быть разнообразной. Например, я предлагаю 3 – 4 минуты ученикам внимательно слушать объяснение материала, затем 2 – 3 минуты закрепляют его, проговаривая главное, и 3 – 4 минуты переписывают с доски схемы, формулы и т. п. Всё это дополняется наблюдением и обсуждением демонстрации, выполнением самостоятельной работы и др.

9.Применяю групповую форму на уроке, на общей консультации, т.е. привлекаю сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель может уделить внимание наиболее слабым. Ведь самый неэффективный вид организации урока, когда у доски работает один учащийся; следует строить процесс обучения путём сочетания фронтальной работы класса с индивидуальной помощью каждому.

10.У слабоуспевающих учащихся плохо развито абстрактное мышление, лучше – наглядно – образное. Поэтому необходимо привлекать к изложению такие средства, которые воздействовали бы на эмоции, пробуждали интерес к учению.

Я абсолютно согласна и с мнением авторов из г. Екатеринбурга Михаилом Исааковичем Альпериным и Сергеем Эрнестовичем Нохриным: «Если ученик, особенно слабый, не будет работать самостоятельно, написать экзаменационную работу на положительную оценку ему вряд ли удастся».

Авторы пособия предлагают:

  • Начинать работу по данной методике «Не два на ОГЭ» на заключительном этапе подготовки к ОГЭ (т.к. данный тип школьников, как правило, через неделю забывает всё, что изучал);

  • Регулярность занятий (задания выполняются школьником ежедневно);

  • Давать задания по 1-2 из различных тем;

  • Нельзя давать слишком много заданий, в идеале работа должна занимать не больше 10-15 минут, т.е. 5-6 заданий за один раз;

  • Задания каждому школьнику давать свои, чтобы ограничить списывание.

Данный метод подготовки к итоговой аттестации приемлем для школьников, не знающих и не желающих знать математику, но принципы данной методики я применила при работе по подготовке к ОГЭ по математике учащегося, имеющих средний уровень подготовки.

Методику «Не два на ОГЭ» можно использовать для организации работы со слабоуспевающими учащимися не только в выпускных классах. Эта методика работает и для учащихся с разным уровнем подготовки в любом классе.

Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка и ещё раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. В этом мне помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий, которые я собираю по темам. Ученик привыкает к этим заданиям. Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того стресса, который был бы у него перед неизвестным. Работаем с этими заданиями в классе, на дополнительных занятиях, дома. «Натаскивание» на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников я считаю необходимо, хотя многие думают, что подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» выпускника на выполнение определённого типа задач (Приложение 5).

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества и обученности по предмету. На ученика 9 класса есть мониторинг выполнения диагностических работ по каждому заданию (Приложение 6). Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ОГЭ. Отмечено также большое количество вычислительных ошибок, допущенных при выполнении задач, невнимательного чтения текста и т.д.

Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то важно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. Для этого нужно довести вычислительный навык до автоматизма. Необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения материала. При их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции. Важны также и приёмы быстрого счёта (Приложение 7).

Организуя пробный экзамен по математике, и проверяя его, обнаружила, что ученик не выполнил объём по модулю «геометрия», имеет неудовлетворительную оценку. Предложила краткий теоретический справочник, который содержит формулы, сведения о геометрических фигурах. «Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015.»

Геометрическая подготовка выпускников школы продолжает оставаться невысокой, поэтому уделяю усиленное внимание преподаванию курса геометрии в основной школе. Начиная изучать геометрию в 7 классе, данный ученик, зачастую, сталкивался с рядом трудностей и непонимания требований к нему. Приводила примеры того, что часть заданий геометрического характера также есть в экзаменационной работе. Поэтому и на уроках геометрии выделяла задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах, учила математически грамотно записывать полученное решение. Например, по теме «Окружность», «Треугольник», «Четырёхугольники».

Современное образование позволяет устранить однообразие образовательного процесса, изменяются технологии обучения. Я при изучении нового материала использую технологию проблемного обучения, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, повысить самооценку учащихся, так как при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения, сформировать стойкую учебную мотивацию.

В рамках консультаций организована работа элективного курса по математике (Приложение 8). В ходе занятий учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических задач;

  • повторить свойства и графики элементарных функций;

  • развить пространственные представления и изобразительные умения, закрепить основные факты и свойства фигур планиметрии;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Особое, важное место в обучении, конечно, занимает домашнее задание. Оно способствует воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости, самоконтроля и самооценки. Работы ученика проверяла каждый день.

Очень важную роль играет сотрудничество с родителями. Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к экзаменам - одна из острейших проблем в педагогической практике. Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Учитель не должен взваливать на себя всю работу и ответственность за подготовку - дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы придти на помощь. Но экзаменуют всё-таки - учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность. Также подчёркивала важность контроля со стороны родителей подготовки учеников к урокам, консультациям.

В течение года я встречалась с родителями на собраниях, познакомила родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год, рассказывала о формах заданий и поясняла подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы. Объясняла цели и задачи подготовительного периода, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ по математике. Говорила об уровне готовности выпускника, информировала о результатах пробных внутришкольных экзаменов, проводила индивидуальные консультации родителей, призывала участвовать в процессе обучения и контролировать работу ребёнка. Были встречи «учитель - ученик - родитель». Но активность и ответственность родителей оставляла желать лучшего.

Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах упражнений, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше ученики по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при заполнении. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, °С, кг, км, др., получают десятичную дробь в ответ, в тетрадях и на доске записываем образец в клеточках.

Для успешной сдачи экзамена учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Психологическая подготовка учащихся, может заключаться в следующем: отработка поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводится по желанию учащихся. Ведь повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоёмкое состояние. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность (Приложение 9).

3 этап – заключительный (май - июнь)

На этом этапе планируется обобщить результаты, сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

В апреле учащиеся писали пробный вариант ОГЭ по математике. Результат меня снова огорчил. (Приложение 10) У меня был ровно месяц изменить ситуацию. Я знала, что все ребята сдадут экзамен, но один ученик также не проявлял уверенности в себе. Нет стабильности. На общей консультации я его похвалила за успехи и решила стимулировать весь класс. Предложила ребятам меня выслушать и сказала: «Если сдаёте экзамен, покупаю шоколадку каждому». Осталось дождаться результатов. Это был успех. Все выпускники успешно прошли аттестацию, а ученик, который был в «группе риска» сдал экзамен на «4». (Приложение 11) Весь учебный год выпускник не выполнял минимум по геометрии, но на экзамене выполнил все задания 1 части.


  1. Ожидаемые результаты.

Критерием ожидаемого результата можно назвать создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса для слабоуспевающих учащихся 9 класса, способствующих успешному окончанию курса основной школы и прохождению ОГЭ по математике. Снижение уровня тревожности, усиление мотивации учения.

Сложившаяся система подготовки к ОГЭ даёт стабильные результаты. Основная цель работы учителя – подготовить всех учащихся к успешной сдаче экзамена в форме ОГЭ.

Успех на экзаменах складывается из знания теории, умения распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система подготовки учащихся к ОГЭ, которая помогает показывать стабильные результаты. (Приложение 12)

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся.

Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

В заключение хочу отметить, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию учащихся к участию в ОГЭ. Каждый ученик должен чётко понимать, что для него важно при сдаче ОГЭ. От выбранной цели зависит подготовка к ОГЭ и стратегия его сдачи.






Литература


1. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: Экзамен, 2015.

2. Жохов В.И., Карташева Г.Д. Экзамен по алгебре 9 класс. Повторение, подготовка к экзамену, решение задач / пособие для учителей и учащихся, - М.: Фонд поддержки школьного книгоиздания. 1998.

3.Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.: Интеллект-Центр, 2012. 112 с.

4. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2018. Математика. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование, 2018.

5. ресурсы:

http://fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений;

http://www.alleng.ru/edu/math.htm- сборники Кимов по ЕГЭ и ОГЭ скачать;

http://reshuege.ru/;

http://alexlarin.net/;

http://neznaika.pro/oge/

http://semenova-klass.moy.su/ index/podgotovka_k_ogeh/0-154