Автор: Анкушева Нина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№22» г. Нижневартовска ХМАО-Югры
Педагогический проект
«Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики как технология повышения мотивационных интересов к предмету»
Пояснительная записка
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочное время, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного воспитания и формирования всесторонне развитой, социально адаптированной личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования. Исходя, из актуальности определила цель работы — выстроить систему работы по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий в решении данных задач является учебно-исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данного проекта определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к изучению математики
Проект актуален для школы тем, что реализуется в рамках Программы развития образовательного учреждения и разработан с учетом образовательной среды школы.
Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебный модуль, направленный на повышение мотивационных интересов ученика и формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
Цели и задачи проекта, основные результаты определены исходя из целей образовательных программ по математике начальной школы.
Цель проекта: создание условий для практического применения исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности как средства повышения мотивационных интересов обучающихся. Задачи проекта:
Выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении математики в начальных классах;
Проанализировать учебники по математике для 1–4 классов авторов Т. Е. Демидова и С. А. Козлова (образовательная программа «Школа 2100") на наличие в них заданий исследовательского характера;
Подобрать задания исследовательского характера по математике, рассчитанные на младших школьников;
Разработать авторский модуль применения форм и методов исследовательской технологии на уроках математики;
Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:
изучение лингвистической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
анализ нормативных документов об образовании;
анализ учебников и школьной программы по математике для 1- 4 классов;
наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
обеспечение качества знаний учащихся по математике не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня по математике;
формирование ОУУ;
формирование техники счета;
рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
повышение мотивации учащихся к изучению математики;
приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе. Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: систематическое использование в процессе обучения математики различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности исследовательских умений младших школьников и их мотивационных интересов.
Продукт проекта:
учебно-методический комплекс «Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время»:
Информационный блок | Педагогический проект «Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики как средство повышения их мотивационных интересов». |
Методический блок | Авторская программа кружка «Юный исследователь» для 2-4 классов. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег. Карточки-помощники. |
Исполнительский блок | Разработки уроков математики с использованием исследовательской технологии. Банк исследовательских работ учащихся. Электронный банк учебно- исследовательских заданий по математике для 1-4 классов |
Контролирующий блок | 1.Задания для организации исследовательской деятельности. 3. Анкеты. 4.Портфолио ученических проектных и исследовательских работ. |
Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:
обученность детей;
соответствие стандарту (нормативные требования);
соответствие социальным запросам и ожиданиям;
соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
Основная часть
Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, а именно: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущие методы – проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.
В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, могут быть названы:
высокая степень самостоятельности;
инициативность учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания
б) чувствовал свой рост
в) уважал себя как личность
Это возможно, когда
1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. Есть контакт учителя с детьми;
4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5.У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.
Для формирования учебных мотивов при организации исследовательской деятельности необходимо предложить методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над исследовательским проектом:
Компоненты мотивационной сферы | Установки педагога и методы обучения |
Мотив учения Смысл учения | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Учет возрастных особенностей школьников Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) Формирование адекватной самооценки учащихся Выбор действий в соответствии с возможностями ученика |
Постановка целей | Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Выбор средств, адекватных цели Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Создание ситуации успеха |
Эмоции, интерес | Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности Эмоциональная речь учителя Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Применение поощрения и порицания Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Нестандартные форма проведения уроков Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. |
Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Учитель | Ученики |
1-й этап (погружение) |
Формулирует: | Осуществляют: |
1. | проблему, | личностное присвоение проблемы, |
2. | сюжетную ситуацию, | вживание в ситуацию, |
3. | цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизацию целей и задачей |
2-й этап (организация деятельности) |
Организует деятельность – предлагает | Осуществляют: |
4. | организовать группы, | разбивку на группы, |
5. | распределить роли в группах, | распределение ролей в группе, |
6. | спланировать деятельность по решению задач исследования, | планирование работ, |
7. | возможные формы презентации результатов. | выбор формы и способа презентации результатов |
3-й этап (осуществление деятельности) |
Активно не участвует … | Работают активно и самостоятельно! |
8. | но консультирует учащихся по мере необходимости, | каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, |
9. | ненавязчиво контролирует | консультируются по необходимости, |
10. | дает новые знания, когда его ученики просят об этом | «добывают» недостающие знания, |
11. | репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | готовят презентацию результатов. |
4-й этап (презентация) |
Принимает отчёт… | Демонстрируют: |
12. | обобщает и резюмирует полученные результаты, | понимание проблемы, цели и задач, |
13. | подводит итоги, | умение планировать и осуществлять работу, |
14. | оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др., | найденный способ решения проблемы, |
15. | акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др., | рефлексию деятельности и её результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
В результате проведенных исследований ребенок получает не только определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, который говорит о возможности формирования личностных компетенций.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Наиболее полно приемы умственной деятельности такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи. Проанализируем математические задачи программы начальной школы и произведем следующее условное разделение их на два типа, взаимно дополняющих друг друга:
1 тип — стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т. п.);
2 тип — задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений. Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы как раз и способствует формированию научного стиля мышления. Кроме того, задачи второго типа способствуют формированию исследовательских умений в ходе обучения математике в начальной школе.
Примерные задания для самостоятельной работы исследовательского характера при осуществлении учебно-исследовательской деятельности на уроках математики:
(1 класс). " Увеличивай число 23 на 1 десяток, на 2 десятка, 3 десятка, 4 десятка. Наблюдай, какая цифра будет изменяться. Запиши числовые равенства». Пример 2. (3 класс). «Вычисли значения выражений. По какому признаку выражения разбили на две группы? 64:4 98:7 91:13 80:16 72:6 42:3 72:18 75:25 Учащиеся могут выделить следующие признаки: по величине делителя (однозначное или двузначное число); по величине частного (двузначное или однозначное число). 3. Не менее важны и задачи, формирующие умения обобщать факты, обнаруживать общие правила, т. е. подводящие к задачам на формирование обобщенного способа действий. |
(2 класс) «Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными»: 120–90: 15 _ 2 + 1 = 5; 120–90: 15 _ 2 + 1 = 118; 120–90: 15 _ 2 + 1 = 112; 120–90: 15 _ 2 + 1 = 107; 120–90: 15 _ 2 + 1 = 2; 120–90: 15 _ 2 + 1 = 6; 120–90: 15 _ 2 + 1 = 229. Занимательные задания исследовательского характера развивают учащихся в перечисленных выше направлениях, а также способствуют более осмысленному выполнению арифметических действий, их обоснованию изученными теоретическими знаниями. |
(3 класс). «Разгадай правило, по которому записан каждый ряд чисел, и продолжи его: 1. 123, 246, 492, 984, … 2. 15, 75, 375, 1875,… 3. 3020, 3220, 3420, 3620,… " Пример 4. (3 класс). " Какую закономерность ты заметил в построении ряда чисел: 3545, 3550, 3555, 3560, 3565,…? Продолжи ряд по тому же правилу. Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5?" 4. К задачам, формирующим исследовательские умения, мы отнесли и задания на конструирование математических объектов: новых фигур, уравнений, неравенств, сюжетных задач, схем к сюжетным задачам. |
К числу заданий исследовательского характера могут быть отнесены: - фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
- игры типа «Кто первым получит 50" и т. п.
Исследовательский характер этих заданий относится к разгадыванию способа выполнения фокуса или к выработке выигрышной стратегии игры.
Методика организации учебной исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках математики
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4.Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи.
5.Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6.Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:
1) исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера;
2) при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;
выступления для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой
представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Критерии оценивания презентации:
Аспект оценивания | Критерии оценивания | Показатели | Максимальное количество баллов - 2 за каждый критерий оценки |
| (все + - 2 балла, если есть - то 1 балл) |
1. Защита проекта (презентация) | 1.1.Актуальность | Обоснование проблемы (Практическая направленность , социальная значимость) | |
1.2.Содержание | Последовательность и логичность; | |
Материал изложен в доступной форме; | |
Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; | |
Взаимодополнение текста и видеоряда; | |
Библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | |
Соблюдение регламента выступления | |
Количество баллов: | |
1.3..Дизайн презентации | Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; | |
Диаграммы, рисунки, таблицы привлекательны и соответствуют содержанию; | |
Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами. | |
Количество баллов: | |
1.4.Личные проявления докладчика | Уверенность в себе, владение собой; | |
Культура речи и её эмоциональная окрашенность. | |
Количество баллов: | |
1.5. Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта | Понимание сущности вопросов и адекватность ответов; | |
Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов | |
Аргументированность и убедительность | |
Количество баллов: | |
Технология проведения презентации проекта:
Презентация (защита) - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Защита проекта проходит в форме конференции. На презентацию приглашаются родители, учащиеся – участники конференции; члены жюри – учащиеся старших классов; учителя.
Список источников
1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
2. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
4. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С.39-44.
5. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
Параметры анализа | Да | Нет |
Проект включения учащихся в УИР: | | |
Тема и цель проекта актуальны, соответствуют требованиям образовательной программы | 2 | 0 |
Проект представлен целостно, определены его задачи, общий замысел, риски и т.д. | 2 | 0 |
Созданы условия для возможности школьникам действовать самостоятельно, т.е. пробовать себя в разных культурных формах | 2 | 0 |
Предложены технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию при разработке проекта | 2 | 0 |
Предложен «продукт» проекта для предъявления его окружающим | 2 | 0 |
Учтены особенности образовательной среды школы | 2 | 0 |
Предложены методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над проектом | 2 | 0 |
Предложены задания для самостоятельной работы исследовательского характера при осуществлении научно-исследовательской деятельности | 2 | 0 |
Продуманы условия для развития эмоционально-мотивационной сферы учащихся, создано положительное отношение к изучению конкретной дисциплины или нескольких дисциплин | 2 | 0 |
Предложена технология проведения презентации проекта, приглашения экспертов, подведения итогов | 2 | 0 |
4