Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Дюймовочка» г. Дигоры Дигорского района РСО-Алания
Педагогический проект в старшей группе:
«Пуантилизм как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Автор: воспитатель первой
квалификационной категории
Магомедова Эльза Ахмедовна
Дигора 2020 г.
Педагогический проект в старшей группе:
«Пуантилизм как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Развивая у детей художественно-творческие способности, работая по традиционным программам, пришла к выводу, что они не побуждают к экспериментированию с красками и материалами, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Пуантилизм ‒ очень интересное и необычное направление живописи в виде манеры письма картины раздельными мазками правильной, точечной формы.
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе реализации проекта, овладение детьми нетрадиционной техникой рисования в стиле Пуантилизм.
Задачи:
Для детей:
развивать творческие способности через овладение нетрадиционной техникой рисования (пуантилизм);
-развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
-использовать технологии, способствующие самореализации ребенка в рамках художественно-творческой деятельности;
способности к рисованию через овладение разнообразными нетрадиционными техниками рисования.
Для родителей:
ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путем совместного участия.
дать родителям знания о пуантилизме как нетрадиционной технике рисования через онлайн-консультации.
Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации с 23.11.2020 г. по 27.11.2020 г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Формы проведения:
Рисование с применением нетрадиционной техники рисования в стиле пуантилизм ‒ методом тычка.
Выставка детских работ.
Онлайн-консультирование родителей.
Онлайн-презентация ролика «День матери».
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение: листы бумаги, заготовки для букета, цветная гуашь, ватные палочки (тычки).
Предполагаемый результат:
участие педагога и родителей в целенаправленной деятельности по развитию творческих возможностей детей;
устойчивый интерес детей к изобразительной деятельности;
Работа с детьми по проекту
I этап ‒ подготовительный
Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
II этап ‒ основной
Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой (пуантилизм).
Учить создавать выразительные образы в технике рисования точками, используя различные материалы.
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в данной изобразительной технике.
Работа с родителями: Онлайн-консультации для родителей. Выставка работ детей. Семейная творческая деятельность. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования: маркеры, ватные палочки, пробки, спички т.д.
Работа с детьми: Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, репродукций, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки.
Продуктивная деятельность в технике пуантилизм:
III этап ‒ Завершающий.
Проведение выставки по нетрадиционному рисованию «Чему мы научились».
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования в стиле Пуантилизм с детьми 5-6 лет:
Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Результат проекта:
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования в стиле Пуантилизм позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения, мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений.
Литература
Адченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. ‒ М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Ковалицкая А.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. ‒ М.: АРКТИ, 2018. (Развитие и воспитание).
Козакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольником ‒ М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. ‒ М.: Педагогическое общество России, 2015.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. ‒ СПб.: КАРО, 2018.
Рузанова Ю.В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. ‒ СПб.: КАРО, 2017.