5
Педагогический проект
«Здесь Родины моей начало»
старшая группа
Озёры, милый угадок
Люблю. И знаю почему.
Тут для меня конец дорог Приют и сердцу, и уму.
Пусть сберегут тебя в тиши
Луга цветущие и лес.
Звучит здесь лира для души
И льётся музыка с небес
(С.П. Шибанова)
Актуальность.
Малая родина – это- то место, на земле, где человек родился, вырос, провел лучшие годы своей жизни.
Родина начинается с малого: с белоствольной березы, с маленькой ромашки, выросшей на лугу, с любимой улицы, утопающей в зелени садов, с мальчишек и девчонок нашего
двора, с которыми дружишь, ходишь в детский сад, вмести проводишь школьные годы. И путь жизнь, порой, разводит нас по разным дорогам, сердцем ты всегда остаёшься там, где ты родился и вырос, где прошло твоё детство, где твой отчий дом, твои родители, твои друзья детства.
Наш город Озёры красив в любое время года. И летом, когда утопает в пышной зелени цветов и деревьев. Красив и зимой, поражая нас великолепием белоснежного пушистого наряда. Деревья, дорожки, дома – все покрыто снегом А сколько великих людей причастны к истории нашего города. А сколько интересных и замечательных озерчан живут рядом с нами. Стоит только повнимательней присмотреться, прислушаться к ним, расспросить об их жизни, которая и является крупинкой, кусочком мозаики истории великой России.
. Так исторически сложилось, наш город Озёры, по сравнению
с другими городами России, ещё сравнительно молодой,
в 2023 году ему исполнилось 98 лет. В городе не так много достопримечательностей, но мы любим его и дорожим им,
и хотим, чтобы наши дети как можно больше знали о своей малой Родине, и также любили её, как любим её мы-взрослые.
Гипотеза.
Родители недостаточно времени уделяют проблеме патриотического воспитания детей, считая её неважной. Дети недостаточно владеют информацией о родном городе, семейных традициях, увлечениях своей семьи. Эта проблема становиться актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом, и мы надеемся решить ее через проектную деятельность.
Цель: создание условий для формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Задачи:
-обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях, знаменитых людях, профессиях людей нашего города, природное окружение, традициях;
-формировать понимание выражения «малая родина»;
-воспитывать патриотические чувства;
-повышать компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросе формирования патриотических чувств у воспитанников.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
Тип проекта: среднесрочный
Сроки реализации проекта сентябрь 2023- март 2024г)
Участники проекта: дети старшей группы (5-6лет), педагоги, родители.
Методы и формы:
словесный,
наглядный,
продуктивный,
познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, участия в мероприятиях и акциях.
Ожидаемый результат:
для детей:
-осознание себя патриотом своей станы России
-обогатить и систематизировать знания детей о истории своей малой Родины, достопримечательностях, знаменитых людях.
- проявление уважения к труду людей разных профессий, природе родного края,
для родителей:
-понимание необходимости принимать активное участие в работе по воспитанию у детей патриотических чувств через совместное участие детского сада и семьи в разных мероприятиях;
- участие родителей в различных мероприятиях пополнении развивающей предметно-пространственной среды в по данной теме;
- дальнейшее участие в проектной деятельности.
Для педагогов:
-сформировать у родителей устойчивый интерес к проблеме патриотического воспитания;
-реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры малой Родины;
- проект будет способствовать формированию не только познавательного интереса, но и иметь социальное значение.
Продукт проекта.
Макет «Город Озёры. Центральная улица».
Макет «Совхоз Озёры»
Видеоролик «Дети о родном городе»
Интерактивная ига «Край, в котором мы живём»
Лепбук «Здесь Родины моей начало», «Россия –Родина моя»
Этапы реализации проекта.
Этапы проекта | Мероприятия |
1. Организационный | Педагоги | Дети | Родители |
| 1. Обозначение актуальности, проблемы. 2. Выбор темы. 3. Изучение литературы по краеведению. 4. Составление перспективного плана работы с родителями и детьми. 5.Разработка конспектов занятий, бесед, экскурсий, подбор дидактический и изготовление настольно-печатных игр, мероприятий с детьми и родителями. (НОД, экскурсии, беседы) 6. Подготовка видеоматериалов, фотоматериалов изготовление интерактивных игр, наглядных пособий, презентаций для знакомства с достопримечательностями города Озёры» и его окрестностей, совхоза Озёры) | 1.Беседа с детьми с целью выявления знаний детей о своей малой Родине. | 1.Анкетирование родителей: Тема:» Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье 2. Свободное сочинение на тему: «Что такое патриотизм? Что нужно для того, чтобы воспитать в ребёнке патриота своей страны?» 3. Родительское собрание группы «С чего начинается Родина» 4.Викторина «Что мы знаем о своей малой Родине?» 5. Посещение муниципального родительского собрания «С любовью к Родине» в рамках муниципального проекта по патриотическому воспитанию «с любовью к Родине» |
2. Основной этап | Блок «Россия –Родина моя» |
1.Пополнение уголка патриотического воспитания (стенд государственные символы России, карта России, глобус) 2.Презентация Моя Родина Россия» 3.Интерактивная игра «Моя страна Россия» | 1.Познавательная беседа «Что такое Родина?» 2. Беседа «Государственные символы» флаг, герб, главный город России) (, гимн России) 3. Беседа «Защитники Отечества. То защищает наши границы»» 4.Д, и «Отгадай военную профессию» 5.В. Степанов «Моя Родина Россия» (сборник стихов) .6. НОД «От севера до Юга» (карта России, национальности людей, живущих в России, животный и растительный мир-виртуальное путешествие» 7.Флешмоб на песню муз. С Денисова, слова В. Карасева «Нет Родины милее" 8.Д/игра «Найди флаг, герб России» 9. Разучивание гимна России. 10. Фестиваль подвижных народных игр России, посвящённых «Дню народного единства» 11. Н-п игры: «Собери пазл (герб России, флаг, карту России) 12. Рисование - «Я горжусь своей страной, я горжусь своей Россией» 13«Животные мир моей России» (лепка) 14. Музыкальное развлечение «Рябины России» | 1.. Мастер –класс по изготовлению лепбуков» 2. Консультация «Как поэтапно знакомить детей дошкольного возраста со своей страны) 2. Изготовление «Россия-Родина моя» (н-п игры на закрепление знаний о Родине России), 3.Сотворчество родителей и детей «Как велика моя страна. Как широки просторы». (выставка семейных поделок, рисунков) |
Блок «Моя малая Родина» |
1.Видеоролик «Есть город на карте» (наше время) 2. Презентация «Озёры-милый уголок»» (исторические сведения) 3. Фотоальбомы: - «История города Озёры и района в фотографиях» 4. Консультации по запросу родителей. 5.Проведение экскурсии «А пожарный наш герой» 6. - Беседа «Что такое героизм» | 1.Познавательная беседа «История возникновения родного города Озёры» (флаг, герб) 2.Познавательная беседа «Моя малая Родина» (г. Озёры, совхоз- «Озёры») 3. Беседа «Природа родного края» (растительность мир) 4.. Д\и «Поедем в край родной» (растительный и животный мир малой Родины) 5. . Экскурсии «Природа малой Родины в разное время года» 7.Н-п игра» Кто знает, тот угадает» (закрепление знаний о достопримечательностях города и села: памятники, здания. учреждения) 8. . Рисование «Моя малая Родина» 9. Д/и «В нашем городе гости» (закрепить знания о нашем городе). 10.Конструирование «Дом, в котором я живу» 11.Н-п игра (с использованием макета г. Озёры и макета «Совхоз «Озеры») - «Доберись до дома» - «Загадки на улицах города и села» - «Подскажи дорогу» 12.Н-п игра «Дополни картинку»,» Собери пазл» 13Беседа «Профессии родного села» (овощеводы, животноводы) 14. Д/и «Классификация» (домашние, дикие животные и птицы) 15. Экскурсия «Мой детский садик» (профессии людей, работающие в детском саду) 16.Д/и «Кому что нужно для работы» 17 Встречи с людьми мужественных профессий (МЧС, ПДД, тружениками села, медицинскими работниками. _ 18. Рисование «Профессии моих родителей» | 1.Изготовление лепбука «Здесь Родины моей начало» (н-п игры на закрепление знаний, герб, флаг города Озёры», карта г. Московской области, карта Озерского района) 2.Экскурсии выходного дня (по территории совхоза «Озёры», города Озёры, района с родителями) 3. Творческие мастерские в рамках «Семейных гостиных (изготовление макетов «Город Озёры. Центральная улица», «Совхоз «Озёры») 4.Экскурсия выходного дня «Природа малой Родины в разное время года «. 5.. Составление маршрута с детьми «Мы идём в детский сад» 6... Участие в муниципальном конкурсе «Виртуальный вернисаж «Малая Родина моя» (ноябрь 2023г) 7. Изготовление видеоролика «Дети о родном городе» 8.Посещение всей семьёй мероприятия «День села» |
| | 19.Беседа «Чем славен наш город». 20. Экскурсия в музей «Спортивной славы г. Озёры» 21. Экскурсия в краеведческий музей Г. Озёры имени А.П. Дорониной. 22. Экскурсия в районную городскую библиотеку им. Г.В. Григоровича 23 Посещение совместно с семьями праздника «День села» (СДК с-за «Озёры») |
Блок «Традиции семьи и детского сада» |
| 1.Участие в реализации проекта патриотического воспитания «Горжусь тобой герой России» | Тематическая экскурсия к месту установки мемориальной доски земляку, жителю совхоза «Озёры» Герою Советского Союза Харламову С.В. (22.02.2024г-совместно с родителями) |
2.Подготовка мероприятия «Рябины России | Акция «Посади своё дерево» Посадка деревьев на территории детского сада» (23.0 9.2023г) совместно с родителями) |
3. Подготовка мероприятия «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Акция «Покормите птиц» (с декабря по март») Изготовление, установка кормушек, подкормка птиц в детском саду и территории совхоза «Озёры» (совместно с родителями) |
4.Подготовка мероприятия «Праздник птиц» | Акция «Мы встречаем перелётных птиц» -экскурсия в грачевник. -изготовление родителями и установка скворечников (1.04.2024г) |
| 5. «Трудовой десант» | Акции (посадка деревьев, организация субботников «Сохраним планету в чистоте» |
3 Этап Заключительный | Анкетирование родителей с целью дальнейшей совместной работы по проектной деятельности. | Общение «Что вы знаете о своей малой Родине» (экскурсия по мини-музею в уголке патриотического воспитания) Закрепление полученных знаний с помощью макетов города Озёры и совхоза «Озёры» Изготовленных игр и пособий. | Свободное сочинение «Как участие в проекте «Здесь Родины моей начало» повлияло на ваше сознание необходимости знакомить детей с историей своей малой Родины, своей страны» |
Результат проекта:
работа с детьми была организована на основе тематического планирования намеченных мероприятий. с использованием некоторых формы работы с детьми и родителями: тематические занятия, (дидактические игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы в соответствии с тематикой занятия), виртуальные и очные экскурсии по городу, посёлку, а также экскурсии и прогулки «воскресного дня» с родителями, участие в акциях, встреча с интересными людьми нашего города и села. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические.
Вся работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность любоваться красотой города и села, учились беречь и любить свою малую родину. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.) В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, акций, в решении проблем по благоустройству территории детского сада, пополнения РППС уголка патриотического воспитания детей. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Работа по ознакомлению детей с малой Родиной будет продолжена и реализована в новых педагогических проектах о героических людях города, прославивших нашу малую Родину в годы Великой отечественной войны, а также творчестве людей, воспевающих наш край Озерский в стихах и песнях. (по результатам подведения итогов проекта и пожеланий родителей)
Методическая литература:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55. 4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.