Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: «Педагогический профессионализм в условиях инклюзивного образования».
Подготовила: учитель начальных классов,
Канавченко Марина Сергеевна
с. Плешаново,2019 год
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Своё выступление хочу начать с мудрой китайской притчи.
Притча «Трещина в кувшине».
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.
Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Ведь именно ему суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессионализму учителя является Профессиональный стандарт педагога.
Инклюзивное образование держится на трёх китах:
Признание ценности каждого ученика.
Возможность адаптации образовательной программы.
Готовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым учеником.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Поэтому необходима специальная организация работы с ними. На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для обучающихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Всё решение принимается с согласия родителей обучающегося. Существует несколько учебных планов на основе Стандарта.
Первый вариант программы.
Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании.
Второй вариант программы.
К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.
Третий вариант программы.
Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных классах.
Четвертый вариант программы.
В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта.
С поступлением в класс ребенка с ОВЗ перед педагогом возникает ряд вопросов: Как включить ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс? Как организовать инклюзивное занятие, урок? Как составить коррекционно-развивающую программу, одновременно удовлетворяющую потребности и детей нормы развития и детей с ОВЗ? Какие приемы, методы наиболее эффективны при реализации инклюзивного обучения? Как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми и одновременно с каждым ребенком? Как организовать работу с родителями?
Практика показывает, что основная масса детей с ОВЗ, обучающаяся в сельской школе, это дети с ЗПР, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, поэтому я акцентирую внимание на обучение данных категорий обучающихся.
Основой формой обучения является урок. Основная цель уроков — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Обучение детей с ОВЗ в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии на основе проведенных отграничений. Это необходимо учитывать при планировании урока.
Мы учителя начальных классов, используем поурочный план такой: лист делим пополам. Одна часть листа для всех детей, а вторая часть для детей с ОВЗ.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке «особому» ребенку он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.
Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
В ходе урока необходимо учитывать особенности слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке необходимо менять разные виды деятельности:
а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер. Его проверка проводится поочередно или совместно в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы, а выполнение оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Таким образом, учитель начальных классов является одним из основных проводников инклюзивного образования, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Изменились подходы к образовательному процессу, изменяются и требования к профессионализму педагога.
Профессионализм предполагает, что учитель точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя, таким образом, задачи.