СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический словарь для ПДО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический словарь для ПДО»

А


АДАПТАЦИЯ – процесс, в ходе которого устанавливается или

поддерживается приспособленность системы (т. е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды, например, таких, как температура, давление, содержание кислорода.

АКТИВНОСТЬ – динамическое свойство человеческой

деятельности, свойство ее собственного движения.


Б


БЕСЕДА - это прежде всего общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.


В


ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствие с социокультурными нормативными моделями.

Влечение – наиболее примитивная побудительная форма

направленности личности, переживание смутной потребности.

Выступает как неоформленное, недифференцированное, недостаточно осмысленное побуждение.


Д


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ - это вид образования который направлен на всесторонние удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и профессиональном совершенствование, не сопровождающийся повышением уровня

образования.


Ж


ЖЕЛАНИЕ – осмысленное побуждение и удовлетворение

конкретной потребности осознанными действиями, деятельностью. Более высокая форма направленности личности, чем влечение, но более низкая, чем интерес.

З


ЗАНЯТИЕ - это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цеди), содержание образования, методов и средств обучения.


И


ИГРА – вид непродуктивной деятельности, мотив которой

заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

ИНТЕРЕС – побудительная форма направленности личности – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете, явлении.


К


КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность (готовность) человека к

практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений).

КРЕАТИВНОСТЬ – способность к продуктивной (творческой) деятельности; личностное качество индивида, выраженное в

его предрасположенности и готовности создавать, т. е. делать реально существующими, социально значимые новые продукты своей

деятельности


М


МЕТОДИКА – вообще (в широком смысле) – совокупность

методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Методика в педагогическом смысле – научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач.

МОТИВ – побудитель деятельности человека, социальных

групп, ради чего она и совершается. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решен

Н


НАВЫК – сформировавшийся при многократных повторениях

(упражнениях, тренировках) автоматизированный (т. е. осуществляемый без непосредственного участия сознания) компонент деятельности.


О


ОБУЧЕНИЕ. Традиционные определения:

Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду (БСЭ);

Обучение, совместная целенаправленная деятельность учителя

и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности,

её образование и воспитание (Российская педагогическая энциклопедия).

Оценка – «отношение к явлениям, деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия нормам, целям»;

«установление степени, уровня, качества».


П


ПЕДАГОГ – человек, руководящий обучающимся (обучающимися) и управляющий его (их) образовательной деятельностью, т. е. организующий ее. Строго говоря, педагог – не только

учитель, преподаватель, воспитатель и т. д., но любой человек,

который учит, воспитывает, развивает.

ПЕДАГОГИКА – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования

и обучения (Российская педагогическая энциклопедия).


ПОВЕДЕНИЕ – одна из нескольких возможных в данной обстановке (среде) последовательностей движений, действий.

Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.


Р


РАЗВИТИЕ - Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Это общая философская категория.

РЕФЛЕКСИЯ – важнейший компонент в структуре

деятельности – познание и анализ субъектом явлений

собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»).


С


САМООБЛАДАНИЕ – способность человека осуществлять

деятельность дезорганизую их ее ситуациях, влияющих на

эмоциональную сферу.

САМООРГАНИЗАЦИЯ – процесс, в ходе которого создаётся,

воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

СОЗНАНИЕ – термин, употребляемый в психологии для обозначения психики человека в отличие от психики животных; синоним термина

«психика человека»;


У


УМЕНИЯ (синоним – компетенции) – освоенная человеком

способность выполнения действий, обеспечиваемые

совокупностью приобретённых знаний и навыков.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ – мера овладения обучающимся знаниями, умениями, навыками.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – (синоним – учение) – деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта

личности – знаний, умений (компетенций), навыков, привычек.

Один из трех аспектов образовательной деятельности.


Ф


ФОРМИРОВАНИЕ – в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с

целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций

и т. д.


Х


ХАРАКТЕР – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.