А
АДАПТАЦИЯ – процесс, в ходе которого устанавливается или
поддерживается приспособленность системы (т. е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды, например, таких, как температура, давление, содержание кислорода.
АКТИВНОСТЬ – динамическое свойство человеческой
деятельности, свойство ее собственного движения.
Б
БЕСЕДА - это прежде всего общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.
В
ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствие с социокультурными нормативными моделями.
Влечение – наиболее примитивная побудительная форма
направленности личности, переживание смутной потребности.
Выступает как неоформленное, недифференцированное, недостаточно осмысленное побуждение.
Д
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ - это вид образования который направлен на всесторонние удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и профессиональном совершенствование, не сопровождающийся повышением уровня
образования.
Ж
ЖЕЛАНИЕ – осмысленное побуждение и удовлетворение
конкретной потребности осознанными действиями, деятельностью. Более высокая форма направленности личности, чем влечение, но более низкая, чем интерес.
З
ЗАНЯТИЕ - это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цеди), содержание образования, методов и средств обучения.
И
ИГРА – вид непродуктивной деятельности, мотив которой
заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
ИНТЕРЕС – побудительная форма направленности личности – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете, явлении.
К
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность (готовность) человека к
практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений).
КРЕАТИВНОСТЬ – способность к продуктивной (творческой) деятельности; личностное качество индивида, выраженное в
его предрасположенности и готовности создавать, т. е. делать реально существующими, социально значимые новые продукты своей
деятельности
М
МЕТОДИКА – вообще (в широком смысле) – совокупность
методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Методика в педагогическом смысле – научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач.
МОТИВ – побудитель деятельности человека, социальных
групп, ради чего она и совершается. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решен
Н
НАВЫК – сформировавшийся при многократных повторениях
(упражнениях, тренировках) автоматизированный (т. е. осуществляемый без непосредственного участия сознания) компонент деятельности.
О
ОБУЧЕНИЕ. Традиционные определения:
Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду (БСЭ);
Обучение, совместная целенаправленная деятельность учителя
и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности,
её образование и воспитание (Российская педагогическая энциклопедия).
Оценка – «отношение к явлениям, деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия нормам, целям»;
«установление степени, уровня, качества».
П
ПЕДАГОГ – человек, руководящий обучающимся (обучающимися) и управляющий его (их) образовательной деятельностью, т. е. организующий ее. Строго говоря, педагог – не только
учитель, преподаватель, воспитатель и т. д., но любой человек,
который учит, воспитывает, развивает.
ПЕДАГОГИКА – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования
и обучения (Российская педагогическая энциклопедия).
ПОВЕДЕНИЕ – одна из нескольких возможных в данной обстановке (среде) последовательностей движений, действий.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Р
РАЗВИТИЕ - Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Это общая философская категория.
РЕФЛЕКСИЯ – важнейший компонент в структуре
деятельности – познание и анализ субъектом явлений
собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»).
С
САМООБЛАДАНИЕ – способность человека осуществлять
деятельность дезорганизую их ее ситуациях, влияющих на
эмоциональную сферу.
САМООРГАНИЗАЦИЯ – процесс, в ходе которого создаётся,
воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.
САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
СОЗНАНИЕ – термин, употребляемый в психологии для обозначения психики человека в отличие от психики животных; синоним термина
«психика человека»;
У
УМЕНИЯ (синоним – компетенции) – освоенная человеком
способность выполнения действий, обеспечиваемые
совокупностью приобретённых знаний и навыков.
УРОВНИ УСВОЕНИЯ – мера овладения обучающимся знаниями, умениями, навыками.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – (синоним – учение) – деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта
личности – знаний, умений (компетенций), навыков, привычек.
Один из трех аспектов образовательной деятельности.
Ф
ФОРМИРОВАНИЕ – в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с
целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций
и т. д.
Х
ХАРАКТЕР – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях.