СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный педагогический совет подготовлен и проведен в январе 2019 года (организаторы мероприятия: зам. директора по УВР, учитель музыки Рудзик Елена Евгеньевна, учитель театра, педагог-организатор Ворожцова Ирина Геннадьевна). В рамках заявленной темы педагогического совета рассматриваются 2 основных вопроса:
- современные проблемы преподавания учебных предметов искусства;
- социально-образовательный проект «Дети – детям» как технология социализации и продукт художественно-творческой деятельности общеобразовательной организации (из опыта работы школы).
К тексту педсовета прилагается компьютерная презентация и новая Концепция преподавания предметной области "Искусство" в образовательных организация РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (опубликована на сайте Министерства просвещения РФ 29.12.2018 г.).
(слайд 1) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
(слайд 1) Повестка дня:
1. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства.
2. Социально-образовательный проект «Дети – детям» как технология социализации и продукт художественно-творческой деятельности общеобразовательной организации.
3. Итоги II четверти.
Ход педагогического совета:
1. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства.
На современном этапе развития образования особое внимание уделяется воспитанию высоконравственного и духовно богатого человека. Общеизвестна роль искусства в процессе становления эстетических идеалов и ценностных установок, интеллектуального и творческого развития молодого поколения. Отметим, что образование детей и юношества через искусство непосредственно связано с освоением художественной культуры своего народа и всего человечества, дает четкое понимание динамического развития социокультурной ситуации в мире, способствует повышению общего уровня культуры среди молодежи, организации их культурного досуга и становится важным социальным фактором развития общества в целом.
Допускаемая в настоящее время вариативность общего образования в области искусства, существующее разнообразие программ, авторских технологий и методик художественного образования и эстетического воспитания ставит учителя перед свободным выбором способов преподавания, исходя из особенностей и условий школы, класса.
(слайд 2) Педагогический процесс преподавания предметной области «Искусство» основывается на развитии творческих способностей детей, их эмоциональности и восприимчивости, интеллектуальной сферы и художественного вкуса. Особое внимание уделяется овладению обучающимися художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах творческой деятельности, освоению жанрового и стилевого многообразия искусств, специфики выразительных средств и языка, взаимосвязи с жизнью.
Педагог при этом является активным участником художественной жизни учеников, т.к. все социальные изменения, научные и практические достижения отображаются как в самом искусстве, так и в методиках его преподавания, обновляемых в соответствии с современными требованиями и улучшающими качество обучения.
Проследим общероссийские тенденции и проблемы преподавания предметов искусства и сравним их с положением в нашей школе в настоящее время. (слайд 3) В масштабах страны в мае-июле 2016 года было проведено анкетирование в период обсуждения предложений к проекту Концепции преподавания предметной области «Искусство». В данном опросе участвовало 135 педагогов из 21 региона РФ. (слайд 4) В настоящее время Концепция принята и опубликована 29 декабря 2018 года на сайте Министерства просвещения РФ. В данном документе обозначены следующие проблемыпреподавания предметной области «Искусство»:
(слайд 4) 1. Проблемы мотивационного характера | |
Ситуация в субъектах РФ | Ситуация в МБОУ «СОШ № 46» |
Изменение форм существования произведений искусства в современном мире (виртуальные формы, применение компьютерных технологий и др.) изменяет отношение обучающихся к предметной области «Искусство». Происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатком их умений и навыков, что снижает уровень мотивации. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к повседневным ценностям, пропагандируемым СМИ. | Учителя ХЭЦ активизируют работу по привлечению школьников к осознанному и систематическому общению с искусством, в т.ч. через использование современных источников информации (нахождение, отбор, анализ, структурирование материалов), через «живые» просмотры разножанровых театральных постановок, концертных и шоу-программ, выступлений местных и приезжих коллективов и исполнителей, через устные обсуждения и написание рецензий на посещенные мероприятия. Это способствует приобретению школьниками компетентности слушателя, исполнителя в художественном творчестве; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, в мире визуальной культуры. |
Большинство педагогов озабочены повышением статуса предметной области «Искусство» и предлагают проведение предметных олимпиад по музыке, изобразительному искусству и МХК на всех уровнях, включая региональный и федеральный. Неслучайно председателем Правительства РФ Д.А. Медведева была высказана мысль о том, что «необходимо добавить в процесс образования школьников больше элементов соревнования, к 2020 г. половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня». Сегодня, например, накоплен достаточный опыт проведения муниципальных олимпиад по музыке в г. Коломна Московской области, Республике Крым и в других регионах Российской Федерации. По мнению многих учителей искусства именно региональные и федеральные олимпиады поставят эти предметы в один ряд с основными школьными дисциплинами, повысится отношение и интерес к ним. | В Курске и Курской области проводятся школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по МХК. По музыке и изобразительному искусству таких олимпиад нет. Но благодаря инициативе КГУ, в регионе ежегодно проводится Многопрофильная олимпиада школьников, в которой есть направления «Музыкальное искусство» и «Изобразительное искусство» (http://kursksu.ru/pages/olymp). И последние 10 лет обучающиеся нашей школы ежегодно становятся победителями и призерами данных мероприятий, успешно демонстрируя навыки проектно-исследовательской и проектно-творческой деятельности. |
(слайд 4) 2. Проблемы содержательного характера | |
Ситуация в субъектах РФ | Ситуация в МБОУ «СОШ № 46» |
В содержании образовательных программ по искусству недостаточное количество учебного времени уделяется практической творческой и проектной деятельности (музыкальная, художественная, интегрированная), что снижает уровень индивидуального творческого развития обучающихся.Для достижения планируемых результатов по предмету «Искусство» недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности в части создания и развития деятельности школьных хоровых, музыкальных, драматических коллективов, а также организации выставок и конкурсов. | В нашем ООУ на ХЭЦ внеурочная деятельность является логическим продолжением уроков искусства с выходом на создание конкретного продукта художественно-творческой деятельности: спектакля, музыкально-литературной композиции, творческой презентации, экскурсии, тематической гостиной или салона, сольных, ансамблевых и хоровых номеров, хореографических композиций, работ ИЗО и ДПТ, макетов и моделей, инструментальных номеров и др. В школе в течение многих лет успешно действуют театральная студия «Калейдоскоп», хоровые коллективы «До-ми-солька» и «Звуки музыки», художественная студия «Палитра», хореографическая студия «Мозаика». Оказываются платные образовательные услуги по индивидуальному обучению игре на фортепиано. Проектно-творческая работа ведется в рамках функционирования школьного музея традиционной культуры Курского края. Все творческие проекты имеют практический выход как на уровне ООУ, так и за его пределами, в т.ч. на уровне всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. |
Содержание образовательных программ предметной области «Искусство» не в полной мере отражает потенциал этнокультурных и национальных особенностей региона на всех уровнях общего образования. | Региональный компонент ярко представлен в авторских программах учебных курсов «Музыкальное народное творчество» и «Народный театр». Данные программно-методические разработки педагогов являются инновационной составляющей художественно-эстетического образования школы. |
В целях совершенствования общего культурного образования в основной школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по предметной области «Искусство» учителями предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений, формирование которых сегодня вызывает трудности на уроках искусства, т.е. систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, видео, аудио) для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения школьников; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации учащихся, планирующих продолжение образования в соответствующих профильных классах. | Учителяпредметов искусстваиспользуютдиалогические формы учебных занятий, совершенствуют технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетают в нём разные формы устной и письменной проверки. Активно внедряются различные формы проверочных работ и тестовых заданий, рефлексивной оценки (музыкальные викторины, тематические тесты, мини-сочинения, эссе, рецензии, ребусы, кроссворды, опросники и анкеты, таблицы, опорные карточки, шаблоны и др.), используются творческие домашние задания, проектные технологии обучения (создание и презентация продукта художественно-творческой деятельности). |
(слайд 4) 3. Проблемы методического характера | |
Ситуация в субъектах РФ | Ситуация в МБОУ «СОШ № 46» |
Необходима модернизация содержания учебно-методических материалов в соответствии с вызовами современности: усиление внимание к системно-деятельностному подходу, использование сквозных вариативных модулей (не обеспечены учебными пособиями и методическими разработками), увеличение времени на индивидуальные проекты и творческую деятельность. | Педагогами ХЭЦ разработаны и внедрены в практику оригинальные рабочие программы по предметам искусства на основе требований ФГОС, в которых с учетом современных реалий предусмотрены индивидуальные и групповые формы творческой проектировочной деятельности. |
Недостаточное внимание уделяется использованию ИКТ из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров. Основные цели применения ИКТ на уроках предметной области «Искусство»: - повысить наглядность учебного материала; - расширить поле активных методов обучения в зависимости от технического оснащения школы и подготовки педагога (использование компьютерных программ для художественного творчества, а также использование электронных музыкальных инструментов); - разнообразить содержание учебного материала (расширение перечня учебных материалов за счет использования ЭОР как на электронных носителях, так и в Интернет-пространстве); - разнообразить формы подачи учебного материала (с использованием мультимедиа-проектора или персонального компьютера). | Техническое оснащение кабинетов искусства школы позволяет демонстрировать материалы и организовывать восприятие обучающихся в разнообразных форматах: аудиопрослушивание с различных носителей (флэш-накопители, CD-диски, кассеты, виниловые пластинки) через стационарные и переносные колонки, музыкальные центры; видеопросмотр (компьютер и проектор, телевизор, DVD-плеер, видеомагнитофон); использование мультимедийных презентаций, интерактивных обучающих ресурсов (в т.ч. в онлайн-режиме на площадках образовательных интернет-порталов), электронных библиотек, энциклопедий, словарей, культурно-образовательных порталов. Учителя музыки прошли повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе по использованию компьютерных технологий на уроках искусства. Педагоги предметов искусства осуществляютнепрерывное профессиональное саморазвитие посредством прохождение плановых курсов ПК, посещения семинаров, практикумов, мастер-классов, мероприятий сетевого взаимодействия, стажировочных и дискуссионных площадок, обучаясь дистанционно (вебинары, онлайн-семинары и онлайн-курсы, тестирование) |
Недостаточно разработаны вариативные модели взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений культуры с учетом специфики региона. | В школе налажена система культурно-просветительского и культурно-досугового сотрудничества с учреждениями культуры и искусства региона, организуются творческие мастер-классы, встречи с представителями творческих профессий (поэтами, актерами, музыкантами, журналистами). |
(слайд 4) 4. Кадровые проблемы | |
Ситуация в субъектах РФ | Ситуация в МБОУ «СОШ № 46» |
Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров недостаточно отражает современные тенденции в преподавании предметов искусства и не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в поликультурной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог». Многие учителя испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания. Проведенное анкетирование показало, что актуальными для учителей предметной области «Искусство» с точки зрения подготовки к реализации новых образовательных стандартов являются следующие проблемы: инклюзивное образование; работа с одаренными детьми в области какого-либо вида искусства; использование информационно-коммуникационных технологий на уроках искусства; способы формирования и оценки метапредметных образовательных результатов. | Наши учителя решают данные проблемы через повышение квалификации по дополнительным образовательным программам, направленным на освоение определенного сегмента профессиональной деятельности педагога. Проходят повышение квалификации на базе факультета ПК Курского государственного университета (в т.ч. тематические курсы), Курского института развития образования. А также через самообразовательную деятельность и посредством обмена опытом с коллегами в проблемных вопросах. |
Мониторинг состояния преподавания предметной области «Искусство» в ООШ со всей очевидностью показал одну из острых современных проблем: недостаточное количество учителей искусства, имеющих соответствующее образование. Результаты опроса убедительно свидетельствуют о том, что уроки музыки, изобразительного искусства и МХК часто ведут специалисты не по профилю «Искусство», то есть учителя др. специальностей, не владеющие методиками образования в области искусств, а также без умений и навыков художественной деятельности (игра на музыкальном инструменте, рисование, живопись и др.).
| В нашей школе, к счастью, образовательная область «Искусство» полностью обеспечена специалистами: это 4 учителя музыки (МХК, МНТ), 3 учителя изобразительного искусства и технологии, 3 учителя театра, педагог дополнительного образования по хореографии. Всего 11 человек, из которых 8 имеют высшую квалификационную категорию, 2 – первую, 1 – соответствие занимаемой должности. Все специалисты имеют высшее образования по профилю преподавания предмета либо прошли профессиональную переподготовку по направлениям преподавания искусства. В противовес общероссийской тенденции, образовательная политика школы 46 направлена на всестороннюю поддержку учителей художественно-эстетического цикла, на создание комфортных условий для профессионального роста и достижения высоких результатов учебной и внеурочной деятельности. Педагоги ХЭЦ на протяжении многих лет неоднократно отмечались Почетными грамотами, благодарностями, отзывами различных уровней. Среди учителей искусства 7 человек имеют отраслевые награды, 7 – являются лауреатами городской педагогической премии «Признание». |
(слайд 4) 5. Проблемы материально-технического оснащения | |
Совершенно очевидно, что предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» невозможно вести в неспециализированных кабинетах. В связи с этим необходимо систематически работать над изменением отношения администрации, учителей профильных предметов, родителей к предметам эстетического цикла как важнейшим в процессе становления личности школьника. Материально-техническое обеспечение преподавания предметной области «Искусство» в настоящее время нормативно регламентируется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения…». | Имеются специализированные кабинеты для занятий искусством (7): музыки и МХК, хореографии (2), театра, изобразительного искусства и технологии (3), музей (используется для проведения музыкальных занятий).
|
Для оснащения предметной области «Искусство» необходимо использование: специального укомплектованного класса-мастерской живописи, графики, лепки с мольбертами, муфельной печью и др.; класса графического дизайна, оснащенного персональными компьютерами; музыкального класса, укомплектованного музыкальными инструментами, в том числе и электронными; кабинета МХК. Все кабинеты должны быть оснащены мультимедиа проектором и набором демонстрационных материалов. В оборудовании для внеурочной деятельности необходимо предусмотреть выставочное пространство и концертный зал для выступления музыкальных и театральных коллективов. | Кабинеты искусства оснащены: компьютером или ноутбуком (4), мультимедийным оборудованием – проектором и экраном (3), звуковоспроизводящей аппаратурой (5); демонстрационными досками, музыкальными инструментами (фортепиано – 5, баян – 2, аккордеон - 1), синтезаторами (2), наборами детских муз. инструментов, мольбертами и др. Созданы: выставочный зал в рекреации 1 этажа, мини-зал в кабинете театра, сцена-подиум в столовой (с фортепиано), костюмерная и помещение для аппаратуры и декораций. Отсутствует полноценный оборудованный актовый зал. Требуется обновление морально и технически устаревшей звукоусиливающей аппаратуры для массовых коллективно-творческих дел. |
Существенной выявленной проблемой является в целом отношение к учителю искусства, самому преподаванию искусства по остаточному принципу, когда уроки искусства отдаются любому учителю для полной часовой нагрузки, девальвирует самый важный для растущего человека компонент – становление культурной, творческой личности, способной на самоидентификацию и социализацию в реальной социокультурной среде. Оценивая статус педагога искусства в школе, большинство учителей выбрали от 5 до 7 баллов по 10-тибалльной шкале. Многие отметили, что учитель музыки зачастую воспринимается как «массовик-затейник», а учитель изобразительного искусства как «оформитель». В числе основных причин такого положения дел, назовем, к примеру, отсутствие соответствующего предмета искусства в старшей школе и как следствие – единого государственного экзамена.
(слайд 5) Учителями также был отмечен ряд актуальных недостатков и противоречийсовременного урока искусства:
– необходимость увеличения количества часов в неделю по предмету (до 2 часов), чтобы учащиеся могли заниматься разными видами художественной деятельности;
– недооценка предметов искусства, которая опасна и тем, что школьники становятся крайне уязвимыми перед компьютерными играми, социальными сетями и худшими образцами массового искусства;
– недостаток использования информационно-коммуникационных технологий и довольно частое отсутствие подключения к сети Интернет в учебном кабинете;
– отсутствие в кабинете музыки и соответственно в арсенале учителя современных музыкальных инструментов (цифровое пианино, синтезатор, инструменты детского шумового оркестра, компьютерные программы); в кабинете изобразительного искусства – компьютеров с разнообразными программами для художественного творчества;
– низкий уровень специалистов, ведущих предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура»;
– недостаток в программах материалов по современному искусству, как правило, материал завершается изучением искусства начала ХХ века;
– много времени в действующих программах уделяется освоению теоретического материала, в результате не в полной мере реализуется системно-деятельностный подход, заявленный в ФГОС, и школьники не имеют возможности заниматься различными видами творчества;
– на сегодняшний день в старшей школе предмет «Мировая художественная культура» рассматривается как предмет по выбору, его нет в составе Единого государственного экзамена как формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Всеобщее, полноценное, творчески ориентированное художественное образование и постижение искусства невозможно без взаимосвязи процессов получения знаний и продуктивной художественной деятельности. (слайд 6) Поэтому для преодоления названных проблем и противоречий в содержании преподавания предметов художественно-эстетического цикла должна быть значительно усилена роль разнообразных видов творчества: хорового и сольного пения, импровизации, исполнительства (вокального и инструментального), сочинения, электронной аранжировки – в музыке; освоение разнообразных графических техник и художественных материалов, живописи, лепки, архитектурного проектирования и художественного конструирования (дизайна) в т.ч. с помощью компьютерных программ – в изобразительном искусстве; сочинения прозаических и поэтических текстов в литературе; творческой интерпретации произведений искусства; проектным формам образовательной деятельности (в т.ч. в области хореографического и театрального искусства).
(слайд 7) Обобщив анкеты учителей искусства, можно выделить основные аспекты организационных форм обучения детей:
– внедрение интегративного подхода, специфика которого заключается в осуществлении художественно-образного познания окружающего мира, культуры и искусства;
– моделирование педагогических условий обучения и поиск новых форм внеурочной деятельности, включая культурный образовательный туризм и современные технологии арт-менеджмента;
– обновление предметного содержания профессиональной деятельности специалиста (на основе выразительно-смысловой сущности художественного содержания; электронного творчества; музейной педагогики и передвижных выставок детского рисунка; театральных и иных инновационных технологий современного художественного образования);
– активизация познавательно-практических и эмоционально-эстетических процессов за счет расширения сферы творческой деятельности и расширения ассортиментахудожественно-творческих продуктов (так называемой диверсификации арт-проектов).
Педагоги, участвующие в опросе, отметили важность искусства для общего образования, так как оно способствует постижению общечеловеческих духовных ценностей через личный опыт и эмоциональное переживание, опосредованно вводит ребенка в социальный и культурный контекст различных эпох. Гуманистический и педагогический потенциал искусства востребован в образовании во все времена, но сегодня интеграция школьного образования в современную художественную культуру становится важным фактором подготовки человека к взаимодействию с информационной средой и массовой культурой.
Неслучайно по итогам проведения общероссийского заседания педагогов искусства в 2016 было предложено создать Межрегиональную ассоциацию учителей предметной области «Искусство», на которую педагоги возлагают большие надежды, считая, что с помощью общественной профессиональной организации возможно решение целого ряда современных проблем, в том числе непрерывное обновление содержания учебников и учебно-методических комплектов в соответствии с вызовами современности, оптимизация творческой деятельности школьников и творческого взаимодействия учащихся и педагогов, учет индивидуальных запросов и возможностей обучающихся.
Взаимодействие преподавателей искусства на уровне ассоциации будет способствовать повышению качества методической подготовки учителей искусства и педагогов дополнительного образования на уровне высшего художественно-педагогического образования и дополнительного профессионального образования, реализации преемственности уроков искусства и занятий дополнительного образования; совершенствованию программ общего и дополнительного образования с учетом активизации художественной деятельности учащихся в различных видах искусства, в том числе современных развивающихся (электронная музыка, компьютерная анимация, компьютерный дизайн и др.).
Сотрудничество преподавателей искусства в рамках ассоциации откроет качественные иные возможности и перспективы для введения в художественное образование новейших информационно-коммуникационных технологий и условий их грамотного использования в художественно-творческой деятельности обучающихся, и, кроме того, активизирует разработку и внедрение вариативных моделей взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования с учреждениями культуры и искусства с учетом специфики региона. Очевидно, что информационное взаимодействие педагогов окажет влияние и на оснащение кабинетов по разным видам искусства и художественной деятельности, улучшит оборудование помещений для дополнительных занятий различными видами творчества.
(слайд 8) В целом, при всех существующих современных проблемах предметной области «Искусство» учителя единогласны в определении цели своей деятельности – формирование личности школьников через приобщение к вечным ценностям классического и современного искусства, лучшим образцам народного творчества.
2. Социально-образовательный проект «Дети – детям» как технология социализации и продукт художественно-творческой деятельности общеобразовательной организации.
(слайд 9) В разделе 2, п. 2.3 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» говорится о том, что «программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни.., включающего… внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни».
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.
Одна из основных социально-психологических задач общеобразовательного учреждения в этой роли – построение школьником собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.Одним из важных путей развития социальной компетенции мы считаем формирование у детей знаний о способах поведения и взаимодействия в социуме.Большой простор для реализации технологии социализации предоставляет не только учебная деятельность, но и широкое поле внеучебной и внеурочной деятельности школьников, предусмотренное ФГОС.
(слайд 10) Статистика вовлечения обучающихся МБОУ «СОШ № 46»
во внеурочную деятельность с 1 по 10 классы
Классы | Всего (чел.) | Занимаются внеурочной деятельностью в школе (чел., %) | Не занимаются внеурочной деятельностью в школе (чел., %) |
1 – 4 | 424 | 422 (99%) | 2 (1%) |
5 – 9 | 375 | 343 (91,5%) | 32 (8,5 %) |
10 | 26 | 18 (69%) | 8 (31%) |
(слайд 11) По словам В.А. Сухомлинского: «Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». С начала 90-х 20 века годов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска реализует разработанную на ее базе оригинальную Концепцию художественно-эстетического воспитания, а также позиционирует себя как школа творчества и вдохновения, способствующих успешной самореализации обучающихся в различных сферах их жизнедеятельности, в т.ч. и в области искусства.
(слайд 12) Не случайно девизом школы стала фраза: «Вера рождает успех!». Мы полагаем, что вера в истину, в добро, в красоту, в силу искусства, в себя, в коллектив, в ребёнка обеспечивает успех работы школы!
Видеоролик «Гимн школы № 46»
(слайд 13) Сегодня государство предъявляет запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором определенных качеств:
- владеть приемами непрерывного познания и культурного саморазвития;
- самостоятельно принимать решенияи уметь отвечать за них;
- быть способным нести ответственность за себя и своих близких;
- быть готовым действовать в нестандартных ситуациях;
- быть наделенным сформированными ключевыми компетенциями;
- проявлять толерантность, уметь находить разумные компромиссы.
Чтобы воспитать такую личность, школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность. Для этого следуетпробудить у ребенка интерес к самому себе, научить его создавать новое, нестереотипное. Полноценный социальный опыт приобретается школьником только в конкретной деятельности, а не в ее имитации.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
(слайд 14) Практика многолетней социально ориентированной, созидательно-творческой деятельности школьников в различных детских объединениях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» города Курска позволила сформироваться внутри образовательной организации социально-образовательному проекту под условным названием «Дети – детям».
(слайд 14) Цель данного проекта – присвоение школьниками истинных духовно-нравственных ценностей в процессе художественно-творческой деятельности.
Проект позволяет обучающимся разных возрастов, самореализовываясь в разнообразных видах практико-ориентированной творческой деятельности, естественным образом вливаться в процесс социализации; формировать самостоятельность и активность жизненной позиции, реализовывать разновозрастную коммуникацию, проявлять толерантность и милосердие, развивать креативность и лидерские качества, творческое мышление и художественный вкус, активно осваивать опыт органичного существования на сцене.
(слайды15-16) В проект вовлечены воспитанники таких школьных сообществ, как Образцовый детский коллектив «Театральная студия «Калейдоскоп», художественная студия «Палитра», хореографическая студия «Мозаика», детские хоровые объединения «До-ми-солька» и «Звуки музыки», вокальные ансамбли и солисты, классные театральные группы, ученический актив школьного музея традиционной культуры Курского края.
В рамках внеурочной деятельности, занятий в детских объединениях и студиях художественно-эстетической направленности школьники ежегодно под руководством педагогов создают новые творческие работы, которые, в дальнейшем, широко презентуются в социуме.
Сегодня проект «Дети – детям» охватывает не только членов школьного сообщества, но и выходит далеко за пределы образовательной организации. Мероприятия проекта стали востребованными не только для контингента детей, но и для действующих и будущих специалистов в области художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.
За время существованияпроекта сформировалосьчетыре направления его реализации, представленные различными мероприятиями, проводимыми в разные годы:
Направление реализации проекта | Мероприятия | Целевая аудитория | Эффективность реализации |
Культурно-просветительская деятельность (слайд 17) | Проведение тематических музыкальных салонов, концертных гостиных, музыкально-театрализованных представлений | обучающиеся школы, педагоги городских школ, студенты факультета искусств Курского госуниверситета, музыкального отделения Курского педагогического колледжа | музыкально-эстетическое развитие детей, реализация сетевого взаимодействия с учреждениями общего и профессионального образования, научно-методическим центром г. Курска, осуществление профориентационной работы, вовлечение школьников в совместные творческие проекты со студентами |
Проведение игровых музыкальных программ | |||
Проведение школьных конкурсов: театрализованной былины, исполнительского инструментального мастерства, детской песни «По страницам любимых книг», вокальных конкурсов «Две звезды», «Фабрика звезд», школьного этапа конкурса патриотической песни «Солнечный круг» | обучающиеся и педагоги школы, родители, социальные партнеры школы | самореализация обучающихся, развитие сотворчества участников образовательного процесса, формирование коммуникативной культуры школьников, привлечение родителей к реализации школьных творческих проектов | |
Организация выставок изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, дизайн школьных помещений | создание благоприятного микроклимата, развитие проектно-творческих навыков обучающихся, формирование у ниххудожественного вкуса и эстетики мировосприятия | ||
Проектно-творческая деятельность (слайд 18) | Проект «Школьный музей традиционной культуры Курского края»: проведение интерактивных экскурсий «Надежда Плевицкая – «золотой голос» Курского края», «Музыкальные инструменты Курской области», «Когда поет Россия…», «Курск музыкальный, Курск фестивальный»; подготовка творческих выступлений, визитных карточек, презентаций в рамках ГВП «Школа музейных наук», проектных работ в рамках подготовки к олимпиадам по предметам искусства | обучающиеся и педагоги школы, других ОО (в рамках сетевого взаимодействия), слушатели курсов ПК и ПП, участники инновационных стажировочных площадок | транслирование практического опыта использования музейной педагогики, реализация технологий проектной и исследовательской деятельности школьников, осуществление инновационной деятельности в сфере образования |
Проект «Музыкальный театр»: показы спектаклей, мюзиклов, литературно-музыкальных композиций Образцового детского коллектива «Театральная студия «Калейдоскоп», выездные конкурсные выступления (гг. Москва, Санкт-Петербург, Сочи (Роза Хутор), Киев, Великий Устюг, Казань, Белгород, Железногорск) | обучающиеся отдельных классов (параллелей) школы, воспитанники и руководители детских творческих студий и объединений других городов РФ и Ближнего Зарубежья | мотивация к непрерывному общению с искусством, формирование зрительской культуры, расширение общего кругозора детей, развитие одаренности школьников в художественно-творческой деятельности, личностная самореализация в исполнительской деятельности, обмен опытом проектно-творческой деятельности | |
Проект «Здоровое тело и здоровый дух через творчество»: создание театрализованных проектов по здоровьесбережению и духовно-нравственному воспитанию школьников: музыкальная сказка «Муха-Цокотуха на новый лад» о ЗОЖ, социально-нравственный мюзикл «Брысь!», рождественская сказка «Бык, Осел и Звезда» | обучающиеся и педагоги школы, педагоги и обучающиеся других ОО (в рамках сетевого взаимодействия), студенты учреждений ВПО и СПО | активизация проектно-творческого потенциала обучающихся, обмен опытом использования здоровьесберегающих технологий и театральной педагогики в образовательном процессе, пропаганда ЗОЖ средствами искусства, формирование ценностных ориентаций школьников | |
Проект «День Дублера»: подготовка и проведение уроков искусства старшеклассниками в рамках празднования Дня Учителя | обучающиеся начальных классов школы | профориентационная мотивация старшеклассников, освоение ими навыков педагогического творчества, самопрезентации, развитие коммуникации, организационных и проектировочных умений | |
Массово-досуговая деятельность (слайд 19) | Показы спектаклей на базе дошкольных образовательных учреждений города | воспитанники МБДОУ № 37, № 62, № 76, № 83, № 88, № 102 г. Курска | приобщение дошкольников к занятиям творчеством, развития у школьников навыков творческой самопрезентации, укрепление конкурентоспособности школы среди ОО города |
Проведение концертных программ и показы театральных постановок на базе ООО «Санаторий «Моква» (детские заезды) | обучающиеся ОО Курска и Курской области | организация культурно-досуговой деятельности, формирование позитивного сценического опыта участников творческих школьных коллективов | |
Показы спектаклей внутриклассных театральных групп школы | обучающиеся и их родители, педагоги школы | воспитание эстетического вкуса, зрительской культуры, формирование активной жизненной позиции школьников | |
Организация общешкольных коллективно-творческих дел: праздников «Посвящение в мир искусства», «Свет искусств», «Прощание с Букварем», первоклассника, фольклорных праздников «Широкая Масленица» и «Радуга поколений», Дня открытых дверей, Дня Учителя, Вечера встречи выпускников, «живых» коридоров, игровых программ, театрализованных представлений, торжественных линеек, выпускных вечеров и пр. | обучающиеся и их родители, педагоги школы, выпускники школы разных лет, жители микрорайона | формирование коммуникативной культуры, умения работать в команде, развитие организаторских способностей, лидерских качеств обучающихся, сохранение русской традиционной культуры, укрепление самобытных традиций школы и содружества выпускников ОО | |
Благотворительная деятельность (слайд 20) | Проведение ежегодного гала-концерта творческих коллективов школы в рамках областного благотворительного марафона «Мир детства» в сотрудничестве с учреждениями культуры и искусства (детская школа искусств № 6, Областной Дворец молодежи) | обучающиеся и их родители, педагоги, социальные партнеры школы, социум микрорайона | сбор денежных средств в помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющими тяжелые заболевания, творческая самореализация детей, усиление престижа художественно-эстетического образования |
Благотворительные показы спектаклей на базе ОБУЗ «Областная детская клиническая больница» | пациенты больницы | создание благоприятной психологической атмосферы, практическое применение арттерапевтических технологий | |
Благотворительные концерты и показы спектаклей на базе ОБОУ «Школа-интернат № 2» в рамках школьной акции «Спешите делать добро» | воспитанники школы-интерната | мотивация детей к занятиям искусством на примере деятельности сверстников, развитие коммуникативных навыков детей и подростков |
В рамках школьного проекта «Дети – детям» учителя предметов искусства «примеряют» на себя различные роли: выступают в качестве педагога-просветителя, научного руководителя и координатора проектно-исследовательских работ, педагога-наставника по овладению основами педагогической профессии, руководителя творческих объединений, сценариста, режиссера, концертмейстера, костюмера и гримера, композитора и поэта, звукооформителя, педагога по сценическому движению, члена жюри внутренних исполнительских конкурсов, организатора досуговой и благотворительной деятельности, посредника в сетевомвзаимодействии учреждений образования, культуры и искусства и др.
Благодаря широкому многообразию художественно-эстетической деятельности, разноплановым формациям мероприятий, высокой степени вовлеченности детей разных возрастов в творческие проекты, школьники имеют оптимальную возможность в будущем избежать серьезныхличностных и социальных деформаций.
Таким образом, самобытный школьный проект становится своеобразной новой технологией социализации, адекватной сущности изменяющегося мира.При определенной мотивационной направленности данная технология работы учителя художественно-эстетического цикластановится важным средством формирования социально ценных качеств личности ребенка, таких как интуиция, эмпатия, стремление к творчеству, т. е. как нельзя лучше способствует социализации личности.
(слайд 21) Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
В сегодняшней ситуации требования к школе как институту социализациизаметно меняются. И, прежде всего, изменяется вектор существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: все более проявляется нацеленность не на воспроизводство, а на созидание, не нарепродукцию, а на творчество.Социализация выполняет в обществе и еще одну важную задачу: помимо интеграции индивида в общество, она сохраняет общество, позволяя передавать культуру поколений через сформировавшиеся ценностные и духовно-нравственные установки.
(слайд 22) В свою очередь, человек как носитель норм, ценностей, установок, ориентаций и т.п. должен не просто обладать знаниями о правилах поведения в обществе, но и превратить их в убеждения, которые выражаются в практических действиях. Мы убеждены, что именно этому содействует активное вовлечение школьников в проект «Дети-детям». А современный учитель, в том числе и учитель искусства, в данном процессе становится агентом социализации, ответственным за обучение школьников культурным нормам и социальным ценностям.
Образцовый детский коллектив «Театральная студия «Калейдоскоп», группа 8х классов (Михаил Бартенев и Андрей Усачев «Бык, Осел и Звезда»)
(слайд 23) Решения педагогического совета:
Учителям художественно-эстетического цикла ознакомиться с принятой Концепцией преподавания предметной области «Искусство», использовать ее рекомендации, принципы и задачи при реализации содержания учебных предметов, составлении программно-методических материалов.
В контексте положений Концепции преподавания предметной области «Искусство» учителям общеобразовательных предметов школы рекомендоватьосваивать и использовать элементы педагогики искусства на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Продолжить работу по реализации школьного социально-образовательного проекта «Дети – детям».
Опыт реализации направления проектно-творческой деятельности проекта «Дети – детям» представить в рамках стажировочной площадки учителей музыки г. Курска 31.01.2019 года (с привлечением воспитанников МБДОУ № 76).
По результатам статистики вовлеченности школьников во внеурочную деятельность рекомендовать педагогическому коллективу школы к следующему учебному году добиться 100%-ной посещаемости обучающимися 1-11 классов занятий внеурочной деятельности внутри общеобразовательного учреждения.
(слайд 24) Спасибо за внимание!
Литература и Интернет-ресурсы:
http://kursksu.ru/pages/olymp
http://www.art-education.ru/electronic-journal/sovremennye-problemy-prepodavaniya-uchebnyh-predmetov-iskusstva
https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b/
Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Ассоциация педагогов искусства как фактор повышения качества образования [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2016. – №3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_18-26_0.pdf
Лазарев М.А., Стукалова О.В. Педагогические условия творческой самореализации современного растущего человека на занятиях искусством [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. – №4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lazarev_stukalova.pdf
Медкова Е.С. Формы и методы реализации содержания Мировой художественной культуры / Е.С, Медкова // Материалы III Международной Школы методического опыта, 24 – 30 июня, Украина, г. Николаев / Ред.-сост. Л.М. Масол, Т.В. Кибалова и др. – Николаев: ОИППО, 2014.
Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр и др.; науч. ред. Л.Л. Алексеева. – М.: «Русское слово – учебник», 2014.
Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». – http://минобрнауки.рф/documents/8163. – дата обращения 20.10.2016.
Торшилова Е.М. Общие принципы художественного развития детей и направление их совершенствования в системе дополнительного образования / Е.М. Торшилова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 190 – 194.
Школяр Л.В. Современные подходы к образованию через искусство [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – №3. – 2014. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/shkolyar.pdf
11
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Повестка дня:
1. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства.
2. Социально-образовательный проект «Дети – детям» как технология социализации и продукт художественно-творческой деятельности общеобразовательной организации.
3. Итоги II четверти.
Обсуждение проекта Концепции преподавания предметной области «Искусство» (2016 год)
Проблемы преподавания предметов искусства (по итогам общероссийского анкетирования)
1.Проблемы мотивационного характера
2. Проблемы содержательного характера
5. Проблемы материально-технического оснащения
Концепция преподавания предметной области «Искусство»
4. Кадровые проблемы
3. Проблемы методического характера
Недостатки и противоречия современного урока искусства:
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЧЕРЕЗ
УСИЛЕНИЕ РОЛИ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА:
В МУЗЫКЕ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В ЛИТЕРАТУРЕ
В ТЕАТРАЛЬНОЕМ ИСКУССТВЕ
В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
интегративный подход
условия обучения и формы внеурочной деятельности
Основные аспекты организационных форм обучения
познавательно-практические и эмоционально-эстетические процессы
предметное содержание профессиональной деятельности специалиста
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»
формирование личности школьников через приобщение к вечным ценностям классического и современного искусства, лучшим образцам народного творчества
Раздел 2, п. 2.3 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»):
«Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни.., включающего… внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни».
Статистика вовлечения обучающихся 1-10 классов во внеурочную деятельность (2018-2019 уч. год)
Классы
Всего (чел.)
1 – 4
Занимаются внеурочной деятельностью в школе (чел., %)
424
5 – 9
10
Не занимаются внеурочной деятельностью в школе (чел., %)
422 (99%)
375
26
2 (1%)
343 (91,5%)
32 (8,5 %)
18 (69%)
8 (31%)
«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
(В.А. Сухомлинский)
ВЕРА В ИСТИНУ
ВЕРА В ДОБРО
УСПЕХ
ВЕРА В КРАСОТУ
ВЕРА В СИЛУ ИСКУССТВА
ВЕРА В СЕБЯ
ВЕРА В КОЛЛЕКТИВ
ШКОЛЫ
ВЕРА В РЕБЁНКА
непрерывное познание и культурное саморазвитие
самостоятельное принятие решений
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
толерантность, нахождение компромиссов
ответственность за себя и своих близких
сформированные ключевые компетенции
действие в нестандартных ситуациях
социально ориентированная деятельность
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДЕТИ – ДЕТЯМ »
созидательно-творческая деятельность
Цель проекта – присвоение школьниками истинных духовно-нравственных ценностей в процессе художественно-творческой деятельности
практико-ориентированная творческая деятельность
практико-ориентированная творческая деятельность
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ЦЕЛЕВ АЯ
АУДИТОРИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
музыкальные салоны, концертные гостиные, музыкально-театрализованные представления
игровые музыкальные программы
школьные творческие конкурсы
Выставки ИЗО и ДПТ, дизайн помещений
обучающиеся и педагоги ОУ, педагоги других школ, студенты КГУ и КПК
Обучающиеся и педагоги ОУ, родители, социальные партнеры школы
ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ЦЕЛЕВ АЯ
АУДИТОРИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
проект
проект «Школьный музей традиционной культуры Курского края»
проект «Музыкальный театр»
проект «Здоровое тело
«День Дублёра»
и здоровый дух через творчество»
обучающиеся отдельных классов (параллелей) школы
обуч-ся и педагоги ОУ, др. ОО, слушатели курсов ПК и ПП, участники инновационных СП
обуч-ся и педагоги школы, педагоги
обуч-ся нач. классов школы
и обучающиеся др. ОО, студенты учреждений
ВПО и СПО
МАССОВО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ЦЕЛЕВ АЯ
АУДИТОРИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
спектакли на базе ДОУ г. Курска
концертные программы и показы театр. постановок на базе ООО «Санаторий «Моква»
спектакли внутриклассных театральных групп ОУ
общешкольные КТД
восп-ники МБДОУ № 37, № 62, № 76, № 83, № 88, № 102
обучающиеся ОО Курска и Курской области
обучающиеся и их родители, педагоги школы, выпускники школы разных лет, жители микрорайона
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ЦЕЛЕВ АЯ
АУДИТОРИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
гала-концерт творческих коллективов школы в рамках областного благотворительного марафона «Мир детства»
благотворительные показы спектаклей на базе ОБУЗ «Областная детская клиническая больница»
благотворительные концерты и показы спектаклей на базе ОБОУ «Школа-интернат № 2»
пациенты больницы
обучающиеся и их родители, педагоги, социальные партнеры школы, социум микрорайона
воспитанники школы-интерната
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕСТВО
ШКОЛА
ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР
Человек – носитель ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п.
Проект «Дети – детям»
Решения педагогического совета:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!