Педагогический совет: «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время».
Лукьянчук М.А.
Цели педагогического совета:
1. Пропаганда проектно-исследовательских технологий обучения, обмен педагогическим опытом, определение педагогического, методического потенциала исследовательской и проектной деятельности.
2. Ориентация деятельности педагогического коллектива школы на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно-исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время.
3. Создание условия для осознания целей проектной деятельности, возможностей и технологических средств, повышения интереса педагогов к исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
4. Эффективное использование метода проекта как формы организации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса.
Выставка исследовательских работ.
Вопросы педагогического совета:
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя (теория) – Лукьянчук М. А.
Исследовательская работа как способ повышения интереса к предметам «Русский язык и литература» (из опыта работы) – Едигенова З.С.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время, как средство развития личности и способ повышения интереса к предмету «Биология» (из опыта работы) - Огаркова М.А.
Проектная деятельность как способ развития исследовательских навыков у младших школьников (из опыта работы) – Даткабаева С.К.
Исследовательская работа как способ повышения интереса к предметам «Казахский язык и литература» (из опыта работы) – Смадьярова Ж. С.
Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету «Английский язык» (из опыта работы) – Костюкевич В.В.
Проектная деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время как способ повышения интереса к предмету «Математика» (из опыта работы) - Баженова В.В.
Исследовательская работа как способ повышения интереса к предмету «География» (из опыта работы) – Гурименко И.А.
Организационный момент.
Зам дир НМР: -Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем
педагогическом совете. Наш педсовет будет проходить в форме: активной лекции.
Начать я хотела бы с цитаты:
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»
Немецкий педагог А. Дистервег
(Цитата проецируется на экране)
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации
мозговой деятельности.
«Перевёртыши»
(строки из пословиц и поговорок наоборот)
Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.
- Внимание на экран.
(пословицы проецируются на экране)
«Уйти от новой стиральной машины».
(Остаться у разбитого корыта.)
«Лысина – мужское безобразие».
(Коса – девичья краса.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)
- Чем полезны такие приёмы в работе?
- Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.
В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера. Эта задача обуславливает необходимость повышения эффективности обучения, вооружению обучающихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.
Для начала определим содержание основных понятий, терминов данной проблемы.
Мозговой штурм.
Что означают понятия«проект», «исследование», «доклад», « реферат».
ДОКЛАД – это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, и это не требует научной проверки или доказательства.
РЕФЕРАТ – это сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и представление различных точек зрения по данному вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА – работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
ПРОЕКТ – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
В настоящее время проектная деятельность классифицируется:
по числу участников;
по комплексности;
по характеру контактов;
по целевой установке;
по тематике;
по продолжительности проекта.
Первый этап – определение темы и цели. Задачи данного этапа : собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач.
Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей.
Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения.
Третий этап – реализация проекта.
Основные задачи : определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально ( индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок.
Четвёртый этап – презентация проекта.
Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации.
Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.
В определенном смысле, учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях.
Практические рекомендации педагогам.
В каких ролях выступает учитель ?
-энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
-специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях);
-консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам);
-руководителя (особенно в вопросах планирования времени);
-координатора всего группового процесса;
- эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Задачи руководителя проекта:
Выбор темы проекта
Определение аппарата исследования
Сбор материалов
Обсуждение и анализ полученных данных
Оформление проекта
Подготовка учащихся к защите проекта
Этапы работы над проектом
Организационный
Прогностический
Практический
Обобщающий
Презентационный
Структура работы
Введение
Обзор литературы по данной теме
Краткое описание сути проделанной работы
Результаты работы в виде таблиц, схем, описаний
Выводы с рассмотрением возможности применения полученных результатов
Список литературы
Приложения
Что касается исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность – деятельность творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается.
Однако учебное исследование неизбежно включает основные элементы:
- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- выбор способа проверки гипотезы;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- анализ и обобщение результатов;
- вывод (подтверждение или опровержение гипотезы) .
Памятка научного руководителя:
Подходите к этой работе творчески!
Не сдерживайте инициативу учащихся.
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите действовать самостоятельно!
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Помните: лучше 10 раз похвалить, чем один раз ни за что раскритиковать…
Учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
Старайтесь обучать умениям анализировать, синтезировать, классифицировать полученную информацию.
Не забывайте о воспитании.
Вывод:
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат всё это возможно только благодаря исследовательской и проектной деятельности.
РЕШЕНИЕ Педсовета:
1. Продолжить формирование активной позиции педагогов по вопросу привлечения обучающихся к исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время(срок– в течение года, ответственный –учителя – предметники).
2. Всем учителям-предметникам использовать проектную и исследовательскуюдеятельностьна уроках и во внеурочное время в целях повышения качества знаний обучающихся (срок март 2020 г., ответственный – учителя – предметники).
3. Руководителям МО проанализировать результаты работы членов методического объединения в данном направлении с целью улучшения качества и результативности исследовательской деятельности (срок февраль 2020 г., руководители МО).
4. С целью обеспечения благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития, поддержки одаренных обучающихся с 5 января в ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная» создан Центр Развития Одаренности (ЦРО), в котором созданы предметные ассоциации учителей, работающих с группами одаренных детей (ГОД) -
Каждая предметная ассоциация ГОД производит селекцию обучающихся по направлениям одаренности:
Интеллектуальная (ЕМН (математика, физика, химия, биология, география, информатика, естествознание);ОГН (каз.яз, русс.яз, ин.яз., каз. лит-ра, русс. лит-ра, история, право, краеведение, этнокульт.);
Художественно-творческая (Музыкальная, Изобразительная, Хореографическая, Сценическая);Коммуникативная (Лидерская, Ораторская);
Спортивная (Общефизическая и Специальная (в отдельном виде спорта).
В рамках ЦРО в интеллектуальном направлении созданы подразделения «Школа научного проекта» и «Олимпийцы».
За ГОД Жұлдыздар (1-4 классы)НАЗНАЧИТЬответственного – Зачинова Т.Ф.,
главу«Школы научного проекта»Ахмадиева Л.Е.,
главу «Олимпийцев» Агапова Н.Н.
ГОД Алға (5-7 классы) главу «Школы научного проекта»Шерер Н.С.,
глав «Олимпийцев» Нургали А.Т., Симонова Н.А.,
за коммуникативное направление (Лидерская, Ораторская)Едигенова З.С., Исмагулова А.К.
За Художественно-творческое направление (Музыкальная, Изобразительная, Хореографическая, Сценическая)Питкевич Е.А., Гаан Л.А., Саулебек А.С.
За спортивное направление одаренности Сайфиев Д.В.
ГОДЕл болашағы (8-11 классы) глава «Школы научного проекта» Огаркова М.А., глава «Олимпийцев» Кружнова Е.С., Баженова В.В.
За коммуникативное направление (Лидерская, Ораторская) Аленова К.Е., Смадьярова Ж.С.
За Художественно-творческое направление (Музыкальная, Изобразительная, Хореографическая, Сценическая)Питкевич Е.А., Гаан Л.А., Саулебек А.С.
За спортивное направление одаренности Бурков И.С.
Таким образом, в «Школу научного проекта» вошли педагоги: Ахмадиева Л.Е., Шерер Н.С.,
Огаркова М.А.Ваша задача – активизация педагогов в работе с обучающимися в написании научных проектов в рамках вашей ГОД (срок – апрель 2020 г.).
В «Олимпийцы» вошли педагоги Агапова Н.Н., Симонова Н.А., Нургали А.Т., Баженова В.В., Кружнова Е.С.Ваша задача – активизация педагогов к подготовке обучающихся к предметным олимпиадам в рамках вашей ГОД (срок – апрель 2020 г.).
5. Администрации школы разработать Положение о проведении Круглого стола «Отчет о работе предметных ассоциаций с одаренными детьми», а так же Положение о научно-практической конференции школьников «Амангельдинские чтения» в рамках недели науки и творчества, которая состоится с 20 по 25 апреля (срок февраль 2020 года, Лукьянчук М.А).