| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Педагогический совет на тему:
«Предметно-развивающая среда в кабинете начальной школы: учебная зона»
Подготовила:
студентка Ш-42 группы
Малькова Оксана
Ейск, 2023 г
Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
Поэтому, среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности.
Предметно-развивающая среда представлена следующими зонами:
1. Учебная зона
2. Информационная зона
3. Игровая зона (зона отдыха)
4. Зеленая зона
5. Бытовая зона
Более подробно мы сегодня поговорим об учебной зоне.
Учебная зона включает в себя:
- учебную мебель: парты, расставленные в 3 ряда (по 5 парт в каждом), каждая из которых оснащена регулятором высоты. Имеют цвет натурального дерева и матовую поверхность. Расстояние между рядами определено в соответствии с требованиями СанПиН;
- рабочее место учителя;
- темно-зеленая меловая доска с матовым покрытием;
- проектор, закрепленный на потолке на штативе.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят.
Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле; желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).
Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.
Обратите внимание на слайд. Цитата: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». (А. Барбюс) А чтобы ребенку хотелось посещать школу, нужно создать все необходимые условия.
Я проходила производственную практику на базе МБОУ СОШ №7 им. Павленко, в 3 «Б» классе. Проанализировав учебную зону этого кабинета, я могу сделать вывод, что она совсем соответствует нормам и требованиям.
Также я провела опрос среди учителей этой школы о том, соответствует ли в их кабинете учебная зона необходимым требованиям, результат получился такой. Обратите внимание на слайд.
Только 60% учителей довольны учебной зоной своего кабинета.
В своей профессиональной деятельности я буду стремиться к тому, чтобы учебная зона соответствовала всем требованиям, потому что это прежде всего влияет на учебную деятельность учащихся.
Обратите внимание на слайд. Цитата: «Некоторые дети так любят школу, что хотят оставаться в ней всю жизнь. Вот с них и выходят ученые». (Х. Штейнхаус). Поэтому мы как учителя и как наставники, должны сделать все, чтобы из дверей нашей школы выходили ученые.
Я подготовила для вас рекомендации по организации учебной зоны в классе.
1) Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
2)Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
3) Все учебные кабинеты должны иметь естественное левостороннее освещение.
4) При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
5) Доска от первой парты должна находится на расстояние 2 м. От последний парты 8 м.
6) Классная доска оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
7) Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок с использованием мела - темно-зеленый, для дверей, оконных рам — белый.
8) Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом.
9) Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать роста-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Я думаю, что рекомендации, которые я Вам предложила, будут для Вас очень полезными, так как, если их соблюдать, у Вас обязательно всё получится! Спасибо за внимание!
Рекомендации по оформлению учебной среды в кабинете
1) Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
2)Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум.
3
) Все учебные кабинеты должны иметь естественное левостороннее освещение.
4) При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
5) Доска от первой парты должна находится на расстояние 2 м. От последний парты 8 м.
6) Классная доска оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
7) Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок с использованием мела - темно-зеленый, для дверей, оконных рам — белый.
8) Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом.
9) Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать роста-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.