Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Педагогический совет
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол — отметка. Для одного ребёнка — он добрый, снисходительный, для другого — жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Василий Александрович Сухомлинский
Цель педагогического совета – рассмотреть современные подходы к оценке учебных достижений учащихся и предложить пути решения проблемы оценивания качества современного образования.
Задачи:
- рассмотреть историю данной проблемы в России для поиска эффективного способа организации оценочной деятельности учителя и учащихся адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;
- изучить современные подходы к оцениванию уровня достижений учащихся и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов и вскрыть достоинства и недостатки существующей системы оценивания учащихся;
- проанализировать систему оценивания в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Сведения из истории
Ян Амос Коменский
Сведения из истории
- Первая система оценок возникла в Германии.
лучших
худших
средних
класс
класс
пятибалльная шкала
Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне
Словесные оценки:
"хорошо - плохо"
Константин Дмитриевич Ушинский
Безотметочное обучение
1918 год
Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство :
«отзывы педагогического совета об исполнении учебной работы»
Народный комиссариат просвещения: Постановление «Об отмене отметок»
Анатолий Васильевич
Луначарский,
Нарком просвещения
(1917-1929)
(Но учителя тайком все равно ставили отметки)
1935 год -
очень плохо
плохо
удовлетворительно
хорошо
отлично
словесные оценки:
1944 год -
баллы от 1 до 5
… «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся,
повышения требовательности
к качеству знаний»
Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования.
Функции оценки
Функции оценки:
- обучающая функция;
Функции оценки:
Функции оценки:
Функции оценки:
Виды оценок
внутренняя
внешняя
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание;
- «портфолио»;
- внутришкольный мониторинг;
- промежуточная аттестация (по итогам учебного года).
- государственная итоговая аттестация;
- НИКО (национальное исследование качества образования);
- ВПР (всероссийские проверочные работы);
- Мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Проблемы:
1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.
Проблемы:
1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.
2. Игнорирование учителем условий работы в классе.
Проблемы:
1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.
2. Игнорирование учителем условий работы в классе.
3. Субъективизм учителя по отношению к учащимся.
Новая система оценивания должна:
-создать нормальные отношения ученика с учителем, родителями и самим собой;
-снизить тревожность детей;
- повысить учебную мотивацию,
- отследить динамику школьной успешности,
- развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения;
- оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Оценивание – это процесс и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
- Фиксировать цели оценочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
- Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
- Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Формы и методы оценки.
Техники и приемы оценивания.
Оценивание
учебных достижений учащихся при использовании
групповой формы работы.
Принципы:
1.Оценивание является постоянным процессом.
Принципы:
1.Оценивание является постоянным процессом.
2.Оценивание может быть только критериальным.
Принципы:
1.Оценивание является постоянным процессом.
2.Оценивание может быть только критериальным.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования.
Принципы:
1.Оценивание является постоянным процессом.
2.Оценивание может быть только критериальным.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Принципы:
1.Оценивание является постоянным процессом.
2.Оценивание может быть только критериальным.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Решение педагогического совета
Спасибо за внимание.