Педагогический совет № 3:
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса».
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам духовно- нравственного воспитания, средствами народной культуры.
Повестка педсовета:
1.Сообщение на тему: «Формирование у дошкольников основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
Ответственный: Старший воспитатель: Жигалова А.В.
2.Интеллектуально – творческая игра «О русских обыучаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ.
Ответственный: Старший воспитатель: Жигалова А.В.
3. Решение педагогического совета.
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: песня «Матушка-Земля», расписные платки или другие элементы народной культуры, матрешка, дымковкая игрушка, спички, деревянные ложки, ноутбук, экран, проектор.
Ход педагогического совета:
Звучит народная песня «Матушка-Земля», педагоги заходят в зал, на плечах платки, и другие элементы народной культуры.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех на нашем третьем педагогическом совете, тема которого: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»
Слайд № 3
Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот например, в Индии, в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.( педагоги здороваются друг с другом)
Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки.
Жители Крайнего Севера трутся носами. ( педагоги здороваются друг с другом)
Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты.( педагоги здороваются друг с другом)
Слайд № 4
Замечательно, мы поприветсвовали всех, а теперь переходим к первому вопросу нашей нашей повестки: «Формирование у дошкольников основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
Слайд № 5
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору;
- сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию;
- актуальность изучения наследия русской народной культуры выходит далеко за рамки только культуры. Говоря об экологии природы, мы одновременно говорим и об экологии народного искусства, экологии фольклора и с полным основанием можем говорить об экологии духовности и нравственности.
Наша основная задача – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Слайд № 6
Как отмечал Российский литературовед, доктор филологических наук, культуролог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев, "Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Слайд № 7
Напомним Вам о том, что
с 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 25.11 2022г. № 1028.
Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральная образовательная программа позволяет реализовать основные функции дошкольного уровня образования:
1. Обучение и воспитание ребенка как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающую ребенку и его родителям равные, качественные условия, вне зависимости от места проживания.
Современное дошкольное образование уделяет большое внимание воспитательной работе с детьми. Большое место отводится патриотическому воспитанию. Поэтому, ФОП ДО позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.
Слайд № 8
А сейчас мы переходим ко 2 вопросу нашей нашей повестки и предлагаем всем Вам принять участие в интеллектуально – творческой игре «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ.
Для участие в игре Вам необходимо разделиться на 2 команды.
Отгадав загадки, мы определим название наших команд:
«Куклы эти подружились
И одна в одну сложились,
Интересны, симпатичны,
Как подарок символичны,
На них яркие одежки.
Глянь, как хороши...»
«Матрешки»
«Я хочу вам рассказать
Лет четыреста назад
К празднику весны, «Свистунья»,
Их лепили, стар и млад…»
«Дымковские игрушки».
Слайд № 9
Они приветствуют друг друга в фольклорной форме.
«Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши» (Матрёшки)
«Все мы барышни – красотки,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит »
(Дымковские Барышни)
Вот и определились у нас 2 команды.
Слайд № 10
Ну что 1 конкурс называется «Веселье земли русской»
Команды по очереди вытягивают раздел , определяют тему, по которой будет задан вопрос команде.
Слайд № 11
Темы:
1 р.– декоративно-прикладное искусство
2 р - русская кухня
3 р – быт русского народа
4 р– русские народные праздники
5 р- славянская мифология (былины)
6 р - язык наших предков
Каждая команда выбирает по очереди раздел. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (за каждый правильный ответ получает символ своей команды)
Народное декоративно – прикладное искусство
1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
4. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
(Афанасий Никитич- русский путешественник , купец, совершил путешествие из Твери в Персию и Индию ( 1468-740)
5. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
Русская кухня
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
2. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
3. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
4. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
5. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
Быт русского народа
1. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
2. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
3. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
5. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)
Русские народные праздники
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
2. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
3. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
4. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
5. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)
6. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
Славянская мифология. Русские былины.
1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
( Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», В былине «Святогор и Илья Муромец»рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.)
4. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
Язык наших предков
Назови современное значение старославянских слов
1. Полузимник, грудень (ноябрь+ , декабрь, январь)
2. Отрок ( ребёнок – подросток +, отверженный от церкви, младший воин в дружине. )
3. Веверица (птица – вьюн , белка +, колесница)
4. Дынка–это ? (Шапка с козырьком,-Старинное женское украшение , -Фата +
5. Полтина (монета достоинством 5 рублей +, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)
Слайд № 12
Чёрная шкатулка
Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.
Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.
Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5 см. (спички)
Слайд № 13
Уважаемые коллеги, все Вы знаете, что музыка и песня всегда отражала эмоции русской народной души.
Предлагаем угадать мелодию русской народной песни.
Чья команда первая справится, та и выигрывает
(«Барыня », «Коробейники», «Калинка», «Светит месяц»)
(Педагогам предлагаетсямелодию, а калинку – сыграть на ложках)
Таким образом, тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса» очень актуальна и заслуживать должного внимания в работе с дошкольниками. Работая по данному направлению мы решаем следующие задачи:
Формируем первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Знакомимь с «Малой» Родиной — историей города, края, своей семьи.
Приобщаем детей к традициям и обычаям через участие в народных праздниках.
Воспитываем достойного человека, будущего гражданина России.
В свою работу воспитатели должны включать народные игры, элементы фольклора, проводить народные праздники и развлечения. Такая работа должна носить систематический характер и на доступном для детей уровне знакомить их с русской народной культурой, с традициями малой Родины, формировать у детей духовно-нравственные качества личности.
Слайд № 14
Решения педагогического совета
1.Признать работу педагогов по «Приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса» удовлетворительной.
2. Педагогам продолжать работу по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры», использовать разнообразные педагогические и информационные технологии.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
3. Педагогам пополнить картотеки по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.
Ответственные – все педагоги. Срок – 15.05.2024 г.
4. Подготовить педагогические проекты по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса.
Ответственные – все педагоги. Срок – 04.04.2024 г. и 15.05.2024 г.
5. Утвердить Положение о порядке приема на обучение по образовательной программе дошкольного образования воспитанников МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 39» (в новой редакции)
6. Утвердить Положение об инновационной деятельности.
7. Творческой инициативной группе разработать инновационный проект по теме: «Экологический туризм в ДОУ как способ формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у воспитанников и их семей»
Срок – до 26.04.2024 г.
8. Представить инновационный проект на педагогическом совете. Ответственные – старший воспитатель.
Спасибо за внимание.
1 раздел – декоративно-прикладное искусство
2 раздел - русская кухня
3 раздел – быт русского народа
4 раздел– русские народные праздники
5 раздел- славянская мифология (былины)
6 раздел - язык наших предков
Приветствие команды: «Матрешки»
«Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши» (Матрёшки)
Приветствие команды: «Матрешки»
«Все мы барышни – красотки,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит »
(Дымковские Барышни)