СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Развитие творческих способностей учащихся»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Развитие творческих способностей учащихся»»

Педагогический совет

«Развитие творческих способностей учащихся»

Каждый ребенок способен созидать и творить.

"Ребенок - это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить"


Цель:   обеспечить целенаправленное внимание к проблеме развития творческих способностей школьников, эффективности учебного процесса

Повестка дня

  1. Развитие творческих способностей учащихся - важнейшая задача современной школы (Вахрушева В.Н.)

  2. Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения, условие развития творческих способностей учащихся (Жевлакова Е.А., Перминова Т.В.)

  3. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время (Верняева О.П.)

  4. Разное


Ход педсовета

  1. Развитие творческих способностей учащихся - важнейшая задача современной школы

Вахрушева В.Н.: Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию считаются атрибутами одаренности и таланта.

Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять действительность так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особенную актуальность. Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

  1. Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения, условие развития творческих способностей учащихся

Жевлакова Е.А.: Реализация образовательных путей модернизации осуществляется в школе по гуманитарным технологиям:
  • личностно-ориентированный подход (методы: дифференциация; индивидуализация обучения);
  • проектная деятельность;
  • здоровьесберегающий подход (саморегуляция, самооценка, самоконтроль в деятельности учащихся, снятие перегрузки, утомляемости, изучение психолого-физиологических особенностей);
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • расширение информационного пространства (экскурсии, походы, усиление роли дополнительного образования, исследовательская деятельность).
Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту. Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.
К внутренним барьерам относятся:
  • стереотипы

  • излишняя ориентация на одобрение

  • заниженная самооценка

  • недостаточный уровень саморегуляции

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:

  • критика

  • стресс

  • дефицит времени

Общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим.. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия. Оно должно:
  • воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление и воображение
  • создавать потребность поисковой деятельности
  • поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим
  • не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему
  • уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением
  • не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать
  • не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка
  • больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам
  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей
  • творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
Как же организовать работу так, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий УЧИТЕЛЬ, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учебной деятельностью. Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы. Разрешать делать ошибки. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Включать приемы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки: - представьте, что…; - изобретите…; - предложите гипотезу…; - придумайте… Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Перминова Т.В.: Развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в его организме в виде задатков. Развитие этих задатков должно быть постоянной заботой взрослых и педагогов. Самое главное – это то, что у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, его душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и его мышление. А думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.

Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цели современного урока - формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя.

Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии - это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.
Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся.

Сложные учебные задачи решаются при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие по лексике », урок - КВН, викторины по творчеству или произведению того или иного писателя, причём вопросы зачастую друг другу придумывают сами дети. Традиционно пользуются успехом «Дебаты» по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, приёмы и методы развития критического мышления: «мемуарное письмо», синквейн, «биопоэма», которую учащиеся пишут на литературного героя. Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощникам в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность, развитие творческого воображения. В 5 классе после изучения сказок традиционно проводится конкурс сказочников. Согласно его условиям, участник должен являться автором сказки и выпустить брошюру со своим творением (демонстрируются книжки-сказки). В 6 классе во время «погружения» в греческую мифологию ребята после прочтения мифов смотрят видеофильм по произведению с целью определения точности или искажения последовательности изображения событий. Это развивает внимательность и даёт возможность «путешествовать во времени», развивая воображение ( «Троя», «Путешествия Одиссея», «Подвиги Геракла») Также в качестве домашнего задания ребята выполняют рисунки древнегреческих богов, своё представление о происхождении мира, родословное дерево богов, древнерусских князей.

При изучении басен, учащиеся иллюстрируют своё чтение наизусть рисунком.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметной недели, конкурсы чтецов, участие в олимпиадах. Все это позволяет ребятам реализовать свои творческие возможности.

Ролло Мэй сказал: « Мы не властны над озарением. Мы не можем подчинить себе творчество. Но мы можем войти в творческое состояние увлечённости и одержимости. Чем больше человек отдаёт себя встрече с неизведанным, тем более глубинные силы пробуждаются в нём». Заставить детей быть творческими невозможно. Нужно лишь пробудить желание хотеть чего-то нового - и процесс творения незамедлительно пойдёт.

Заполнение листа-опросника (Приложение 1)

  1. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

Верняева О.П.: Особенность  дополнительного образования – выявить и развить способности и одаренность в доступной и интересной детям деятельности: «…если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков — способности, то мы держим в своих руках ключ к проблеме детской одаренности» ( Л. С. Выготский).

Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. 

В нашей школе большое внимание уделяется внеурочной деятельностиТакая деятельность дает большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно-полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использоваться возможности МОУ "Чеканская аграрная средняя школа", МО «Чеканское» (сельская библиотека, СДК), СПК «Искра», «Инвис», спортивной школы, ДДТ, историко-краеведческого музея в п.Ува.

п/п

Формы организации внеурочной деятельности личности

Направление

Классы

Ответствен

ный

5

6

7

8

9

1

Внеклассные мероприятия

Духовно-нравственное Социальное Общекультурное Общеинтеллектуаль-ное

Спортивно-оздоровительное

36

36

36

36

36

Классные руководители

2

Календарные праздники

Общекультурное Духовно-нравственное

9

9

9

9

9

Классные руководители,

ст. вожатая Рязанова Т.И.

3

Коллективные дела, конкурсы, соревнования

Духовно-нравственное Социальное Общекультурное Общеинтеллектуаль-ное

Спортивно-оздоровительное

34

34

34

34

34

Классные руководители,

ст. вожатая Рязанова Т.И. , учителя-предметники, учитель физкультуры Зорина Т.Н.

4

«Профессиональное самоопределение школьников»

Социальное




17

17

Зам. директора по ВР Верняева О.П.

5

Информатизация общества

Общеинтеллектуальное




17

17

учитель информатики

Злобин В.В

6

Олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы

Общеинтеллектуальное

15

15

10

10

10

Учителя-предметники



Итого:

94

94

89

123

123



В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям. В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 7 педагогов.

В школе действуют 7 различных кружков:

п/п

Название кружка

Классы

Кол-во

часов

ФИО учителя

1

Проба пера

7 - 9

1

Жевлакова Е.А.

2

Функция: просто, сложно, интересно

9

1

Рябова Г.Д.

3

Зоология от А до Я

7

1

Верняева О.П.

4

Резьба по дереву

1 – 5

2

Верняев В.А.

5

Говорим и пишем правильно

9

1

Перминова Т.В.

6

История одного экспоната


1

Перминова Е.М.

7

Раз словечко, два словечко

1 - 4

2

Перевозчикова Р.Р.


Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ (имеют все педагоги), методик; включение в систему одарённых детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Деятельность в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На занятиях педагог в детях пробуждает творческое начало, учит трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Результативность участия в олимпиадах, различных творческих конкурсах и спортивных мероприятиях позволяет сделать вывод, что уровень развития творческих способностей учащихся постоянно повышается. Фантазия педагогов и детей безгранична. Каждый старается себя реализовать: в создании моделей, презентации, защите проекта. Охват учащихся кружковой работой в настоящее время составляет 100% - 38 учащихся.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому мы стараемся придерживаться следующих правил для развития творческих способностей:

  • воспринимать ребёнка как личность вне зависимости от того, что и как он делает, безусловно принять его таким, какой он есть;

  • внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности ребенка, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика.

  1. Разное

Решение педсовета:

  1. Классным руководителям, руководителям кружков продолжить работу по выявлению интересов, возможностей, способностей учащихся в различных видах деятельности;

Срок исполнения: в течение года. Ответственные: классные руководители, руководители кружков, зам. директора по ВР

  1. Руководителям кружков систематически создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года. Ответственные: руководители кружков, зам. директора по ВР

  1. Доводить до сведения родителей информацию о творческой активности учащихся

Срок исполнения: в течение года. Ответственные: классные руководители, зам. директора по ВР

  1. Руководителям ШМК проанализировать информацию, полученную в ходе анкетирования на педсовете, и спланировать изучение современных педтехнологий.

Срок исполнения: до 01.04.2019г. Ответственные: руководители ШМК














































Приложение №1 


  1. Пометьте в листе опроса знаком «+» те технологии, развивающие интеллект и творческие способности ребенка, которые вы используете полностью или поэлементно в своей практической деятельности, 

  2. Напротив отмеченных технологий допишите характерные для выбранных технологий методы и приемы, которые вы используете на разных этапах урока или на разных предметах; 

  3. Ниже отметьте те технологии, которые Вам незнакомы или вызывают интерес. 


Ф.И.О. ______________________________________________________________ 

1. Игровая технология_________________________________________________ 

2. Технология развивающего обучения__________________________________ 

3. Технология развития критического мышления ______________________________________________________________________ 

4. Проектная технология_______________________________________________ 

6. Технология мастерских______________________________________________ 

8. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)________________ 

9. Кейс технология; ___________________________________________________ 

10. Технология активного обучения, ____________________________________ 

11. Проблемное обучение _______________________________________________ 

12. Технологии коллективного способа обучения__________________________ 

13. Технология квест____________________________________________________ 

14. Технология объективного оценивания знаний учащихся_________________ 

____________________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!